← Назад

Главная Техника/технологии СтатьяНе ходите, хлопцы, в ОАКфрику гулять…

15 августа 2010 года / Ольга Поспелова / Aviation EXplorer

Крайние и очень напряженные потуги отечественных авиастроителей сохранить присутствие России в качестве полноценного игрока на мировом авиарынке уже напоминают известное произведение Мигеля де Сервантеса, где главный герой – Дон-Кихот без устали самозабвенно боролся с ветряными мельницами. Напомним – безуспешно. Не понимал, бедняга, по рыцарской своей природе, что миром во все времена правили, правят, и будут править деньги.

Каких бы стратегий и путей развития не изобретали в недрах структур, управляющих в нашей стране авиапромышленностью, итог сего пока один – штучное производство гражданских самолетов, и, ох как, высоко парящая экспортная составляющая авиатехники для боевой и армейской авиации. Так высоко, что нашей армии и не достать, в смысле ее приобретения. Да торгуется-то Россия, по сути, сама с собой. 

Не «светит» пока получить российским ВВС и суперсовременный ПАК ФА. Очередной этап конкурса по созданию двигателя для него буквально «повис в воздухе», а принятие решения по этому вопросу военным ведомством отдано «на откуп» и, по всей видимости, долгосрочный ответственным лицам в Правительстве РФ. Проект создания ПАК ДА фактически приостановлен, восстановление производства двигателей для самолетов дальней стратегической авиации в этом году в рамках ГОЗа не профинансировано.

Для нужд коммерческой авиации производство Ту-214 признано нерентабельным, Ту-204 – под большим вопросом, Ил-96 – воз и ныне там. Программа создания Суперджета, точные объемы финансирования которой по-прежнему остаются для общественности, цитата из СМИ, «тайной за семью печатями», в очередной раз требует допфинансирования. Теперь уже для создания удлиненной версии этого самолета. А на Ан-148, возможно-таки, скоро установят «содружественный» франко-российский SAM-146.

Но это, в общем, – мелочи. Ведь, по словам экспертов, долг ОАК сегодня составляет около $5 млрд. И измерять его, господа, следует именно в этой валюте, ибо недавно в «верхах» государственных принято решение о закупке в США партии самолетов семейства «Boeing». Вместо того, граждане, чтобы «в низах», то есть, пардон, на местах срочно сделать российскому авиапрому «искусственное дыхание» в виде точечных, но прицельных госзаказов на производство отечественных самолетов. Так сказать, хотя бы отдать умирающему последний долг.

Но этого, даже по самым оптимистичным прогнозам, увы, не будет. Так и раз этак можно ругать чиновников «от авиации» вкупе с руководителями подразделений ОАК - все они люди подневольные, совершать кадровые перестановки, но ситуация в лучшую сторону не меняется. И причины тому сведущие люди называют разные.

Возможно, кое-кем в самых что ни на есть высоких эшелонах власти, прочно взят курс на глобализацию авиапромышленности в мире, где Россия, вроде бы, должна занять почетное, заранее отведенное ей место. Специалисты прямо называют это «играми по вступлению в ВТО». Однако есть и версии, что все обстоит гораздо проще. «Тормозные», но сжирающие массу финансовых средств международные проекты по совместному созданию суперлайнеров будущего, – это эффективный и безопасный способ накопления валюты на счетах за рубежом, равно как оседания там же кредитов со смехотворно низкой по отечественным меркам процентной ставкой. Плюс ко всему, по убеждению компетентных источников, у ряда весьма уважаемых людей «из россиян» давно вложены деньги в акции авиастроительных гигантов США и Европы. То бишь, интерес налицо: если не выйдет подзаработать на ликвидации авиапромышленности России, на худой конец, можно побыть и рантье.

Словом – достаточно иной раз «подкинуть» российским авиастроительным заводам немного денег, словно обглоданную мясную косточку «собачкам на драчку» - одну на всех. Чтобы не померли, но гарантированно могли «погрызть» друг друга. И все это на фоне нищающих с каждым днем отечественных авиаперевозчиков и далеко не слабой стоимости высвобождаемых от производства территорий задыхающихся авиастроительных гигантов. Невольно вспоминается фантастический кинофильм советских времен «Продавец воздуха», когда дышать, из-за работы огромного вентилятора-пылесоса, позволено было далеко не всем, а только «избранным», и то, за очень большие деньги.

 Одновременно стало модным рекламировать курс на развитие международного сотрудничества, при этом, правда, не производя почти ничего при вечном переносе сроков реализации приоритетных авиационных проектов. Позиция удобная для всех, так зачем кому-то что-либо объяснять?

Народ свято уверует в ренессанс отечественной авиации, а кот Васька, как в той басне Ивана Крылова, все «слушает, да ест». И о каком будущем кооперации ОАК с украинскими самолетостроителями может идти речь, если демонстрацию долгожданного «первенца» - Ан-158, запланированную в протоколе официальных мероприятий, в ходе визита в Киев Президента России Дмитрия Медведева столь неожиданно отменили? После такой обструкции надежд в воздухе украинского аэродрома, говорят, запахло вовсе не авиационным керосином. В нем завитал, набирая обороты, пока еще слабый и шепотно-тихий, но уже призыв: «Ой, да не ходите, хлопцы, в ОАКфрику гулять». Там-то ведь акулы, хитрые гориллы, да еще большие, злые крокодилы. От бизнеса, конечно. Но будут Вас кусать, бить и обижать. Не ходите, хлопцы, в ОАКфрику гулять…
 


Ольга Поспелова


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2010/8/15/1122/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.