Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

Рождение «монстра»

29 августа 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

В середине июня 2010 года компания «Аэрофлот – российские авиалинии», в управление которой готовится передача ряда российских авиакомпаний (объединенных СМИ термином "Росавиа"), подписала меморандум о взаимопонимании с госкорпорацией «Ростехнологии», которая эти активы, соответственно, и будет передавать нацперевозчику. Между тем, активы авиакомпаний передаются «Аэрофлоту» не просто так. Ростехнологии намерены стать основным лизингодателем не только для Аэрофлота, но и для отрасли в целом. Судя по тем контрактам, которые планируются к заключению, подобное распределение сил на рынке может сделать лизинговую структуру «Ростехнологий» крупнейшей не только на всем постсоветском пространстве, но и одной из крупнейших в мире, уверены эксперты.

Согласно меморандуму о намерениях, за «Ростехнологиями» закрепляются «основные условия по организации лизинга пассажирских самолетов. Также определяются сроки дальнейших мероприятий по реализации программы обновления флота авиакомпаний, передаваемых госкорпорацией в управление ОАО «Аэрофлот». ГК «Ростехнологии» обязуется в срок до августа 2010 года создать специализированную структуру для обеспечения выполнения обязательств по настоящему Соглашению. «Аэрофлот» до ноября 2010 года должен сформировать и довести до сведения «Ростехнологий» потребности по необходимому парку ВС». По некоторым данным, «Ростехнологии» планируют создать дочернюю компанию. Не исключено, что возглавит ее бывший генеральный директор авиакомпании ГТК «Россия» Роман Пахомов. 
 
Российский размах

Теперь прикинем, какую роль новая лизинговая структура может играть на российском и мировом рынках. Отрасль уже не первую неделю обсуждает потребности «Аэрофлота», которые были анонсированы в письме Виталия Савельева Премьеру РФ Владимиру Путину. Это около 126 самолетов только российского производсьва. Как следует из письма авиакомпании «Аэрофлот», в числе закупаемых лайнеров для объединенной авиакомпании будут еще порядка 40 штук SSJ-100, 11 самолетов Ан-148, 25 Ан-140 и 5 МС-21. Частично заказ на SSJ-100 закреплен за “ВЭБ-Лизинг” (30 самолетов на сумму порядка $800 млн). Поставку Ан-148 для авиакомпаний создаваемого холдинга, скорее всего, возьмет на себя «Ильюшин-Финанс Ко.» (договоренности с ГТК «Россия», «Владивосток-Авиа», «Саратовские авиалинии»).

Источник в госкорпорации комментирует, что «есть открытый документ – «Меморандум о взаимопонимании». Согласно ему, именно «Ростехнологии» получили право первыми представить «Аэрофлоту» предложение по лизингу. И, если они не смогут удовлетворить потребности авиакомпании, та сможет обратиться к другому поставщику». Кроме этого, добавляет спикер, «Аэрофлот» может встретить некие сложности с получением финансирования под расширение парка, так как уже недавно увеличил свой кредитный портфель. Учитывая административный ресурс «Ростехнологий», получить средства именно через них будет проще, считают в госкорпорации.

Контракты «Ростехнологий» для «Аэрофлота», уже анонсированные рынку: на $2,5 млрд.- договоренности с Boeing (50 узкофюзеляжных лайнеров +15 опцион), а также с корпорацией Иркут на 50 МС-21. Сумма контракта по МС-21 не разглашается, однако известно во сколько обойдётся такое же количество этих лайнеров для Малайзии – $3,4 млрд. (контракт на них был заключен на авиасалоне Фарнборо-2010). Вероятно, что «Ростехнологиям» достанется еще и контракт на 25 Ан-140 (около 400-450 млн. рублей или $330 млн. по каталожным ценам) и, возможно, 10 самолетов SuperJet-100, что ещё не менее чем на $300 млн. В сумме портфель заказов может превысить, ни много ни мало, $6,5 млрд. Эксперты считают, что «Аэрофлоту», безусловно, понадобятся и самолеты Airbus. Не с этой ли целью представитель новой создаваемой лизинговой дочки «Ростехнологий» недавно был на переговорах во Франции?

Таким образом, не исключено, что сегодня мы являемся свидетелями рождения нового государственного «монстра» в области авиализинга. К примеру, портфель заказов IFLC на 2010 год, крупнейшего авиационного лизингодателя в мире, составляет порядка $14 млрд. Это около 120 лайнеров. От порядка же цифр портфеля заказов нового лизингодателя, который вот-вот отпочкуется от «Ростехнологий», веет российским размахом. Для сравнения, наиболее успешная в области лизинга отечественных самолётов компания «Ильюшин Финанс и Ко.» находится лишь в 5-м десятке рейтинга лизинговых компаний мира с портфелем заказов чуть более $1 млрд.

«Новая госструктура станет не только крупным лизингодателем, но и одним из крупнейших заказчиков самолётов в мире, - говорит главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров. - Создать финансово-лизинговую структуру для поддержки российских авиакомпаний государство должно было ещё лет 10 назад. Это позволило бы избежать тех потрясений, что пережила российская авиация и промышленность за эти годы, и мы бы не пришли к столь печальному результату, который наблюдаем сейчас. Однако настораживает тот факт, что пока все планы Ростехнологий связаны лишь с поддержкой одной авиакомпании – Аэрофлот. Не уверен, что подобную поддержку получат и другие перевозчики. А значит, на российском рынке будут и дальше утверждаться неравные условия конкуренции (сейчас имеем: выборочную персональную отмену ввозных пошлин на самолёты, получение Аэрофлотом «пролётных денег» и т.д.), что неизбежно приведёт к массовому банкротству и уходу с рынка средних и крупных российских авиакомпаний. Впрочем, это вполне укладывается в рамки взятого Минтрансом России курса на фактическую монополизацию Аэрофлотом российского рынка авиаперевозок».

А вы в тренде?

В апреле Российская ассоциация лизинговых компаний провела исследование ситуации на рынке лизинга по итогам 2009 годаСогласно этому исследованию, «подушкой безопасности», не допустившей еще более глубокого проседания рынка по итогам года, стал именно сегмент лизинга авиатехники. «Автолизинг, как и автопром в целом, сократился двукратно. Заметное падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием, за исключением телекоммуникационного и нефтегазового».

 «Сокращение рынка по сравнению с показателями 2008 года составило порядка 330%. Уменьшение объемов нового бизнеса в 2009 году могло бы быть более значительным. Удержать вес получилось во многом благодаря крупным контрактам в сегменте big ticket (авиация, железнодорожный транспорт и суда), заключенным тремя крупнейшими компаниями — «Ильюшин Финанс Ко.», «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг».


 

Причем, если взглянуть на инфографику, представленную в этом же исследовании, доля сегмента лизинга авиатехники продолжает увеличиваться.  К примеру, доля лизинга железнодорожного транспорта сократилась почти в полтора раза (с 40,16% до 26,7%). А вот доля лизинга авиатранспорта, напротив, выросла (с 59,6% до 68,9%).

Тенденция, безусловно, позитивная, но вот стала ли она следствием рыночных процессов? «Основной тенденцией 2009 года можно признать рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственному капиталу» - говорится в упомянутом исследовании. Позволю себе предположить, что объем сделок с авиатехникой вырос двукратно, скорее, благодаря административному ресурсу, а не рыночным процессам. Рост активности в авиатранспортной отрасли лизинговых компании чаще всего связан со стремлением поддержать отечественного производителя. Однако на деле многие контракты либо не выполняются, либо затягиваются на многие годы.

К примеру, на днях стало известно о переговорах по приобретению  «Сбербанк – Лизингом» 5 самолётов Ан-148 для авиакомпании «Полет». Но посмотрим как реализуется производственная программа. В 2009 году планировалось сделать 4 самолёта, а построили 2, в 2010 обещали 7, а осилят лишь 4. ОАК полагает, что седьмой серийный самолет Ан-148 будет передан заказчику в январе  2011 г., а знакомые с ситуацией на производстве эксперты уверены, что это произойдет не ранее весны. Если задуматься, то при портфеле заказов на Ан-148 в более чем 100 самолетов, наша промышленность произвела за два года лишь 6 лайнеров. Про SSJ -100 тоже не стоит распространяться – программа откровенно буксует и уже отстаёт от графика на 2 года. Ан-140 с 2003 года произведены, всего, в количестве 3-х штук. МС-21 – пока нет и когда он реально появиться даже предположить сложно, поскольку речь идет об абсолютно новой для российского авиапрома модели, которая ещё пока не существует даже в чертежах. Вот так дела выглядят в реальности, а в контрактах всё выглядит очень достойно и многообещающе.

Ещё одним крупным игроком на рынке лизинга гражданской авиатехники может стать и сам производитель – «ОАК - коммерческие самолёты». Эксперты не исключают, что для поддержки проекта МС-21, возможно, этим подразделением ОАК будет создана собственная лизинговая структура.

Перечисленные выше типы отечественных воздушных судов - та самая потенциальная основа будущего портфеля заказов новой дочки «Ростехнологий». Плюс, крупный контракт с Boeing на 50 самолетов… Здесь правда следует упомянуть о том, что хотя ГК «Ростехнологии» и перечислила первичный авансовый платёж Boeing в размере $5,5 млн., речь пока всё же идет о предварительных договоренностях и возвратном авансовом платеже. Превратятся ли эти договорённости в окончательный твёрдый контракт, станет понятно в ближайшее пару месяцев.

Вместо заключения.

Ситуация, которая происходит сегодня в этом сегменте рынка, до боли напоминает одно весьма известное произведение. Поэтому, вместо заключения, обратимся к классике и вспомним распрекрасные похождения помещика Чичикова, который на бумаге был фигурой значительной, а, по сути, владел мертвыми душами. Впрочем, хочется надеется, что усилия нашего правительства по поднятию нашего авиапрома из пепла увенчаются успехом, и больной, о котором мы ведем речь, «скорее жив, чем мертв».

 


Екатерина Соболь


комментарии (1):

sergeyls      31/08/2010 [14:25:01]#1
При обсуждении создания данной лизинговой компании даже не обсуждается почему-то приобретение самолётов, в первую очередь иностранных, с помощью финансового лизинга с поддержкой экспортных агенств. Видимо предполагается всё делать за счёт государственных денег, а жаль , так как приобретение самолётов с помощью ECA одно из самых дешёвых. Правда для структуризации таких сделок требуются грамотные специалисты с опытом работы как с европейскими ECA, так и с американским Эксимбанком, а таких специалистов на российском рынке немного.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer