← Назад

Главная Техника/технологии СтатьяМС-21 для «Аэрофлота»

или "Русский Dreamliner"


4 августа 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer

В рамках прошедшего Фарнборо-2010 был подписан ряд контрактов по самолётам семейства МС-21 на поставку 141 машины (101 заказов и 40 опционов). Более того в рамках все той же выставки стало известно, что «Иркут» планирует в ближайшее время подписать еще один меморандум о намерениях с госкорпорацией «Ростехнологии» на поставку ещё 50-ти таких лайнеров. И, хотя фактическое подписание этого документа было перенесено на период проведения Байкальского экономического форума (7—10 сентября), похоже Aviation EXplorer уже сейчас удалось выяснить, в чьих интересах «Ростехнологии» хотели бы приобрести эти самолеты.

Впрочем, неожиданностью эту информацию назвать нельзя. На недавней встрече с Владимиром Путиным генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев на укор премьера, что «мало» в парке перевозчика отечественной техники, обещал подготовить программу по модернизации и расширению флота за счет отечественных инноваций. Учитывая, что заказов на региональные лайнеры в «Аэрофлоте» (SSJ-100) и будущих дочках «Аэрофлота» (Ан-148 для ГТК «Россия») достаточно, остается лишь один перспективный проект нашего авиапрома – МС-21. Именно он и будет фигурировать в готовящейся, с учётом пожеланий премьера, новой версии программы Аэрофлота по обновлению своего парка воздушных судов. Наша версия позже была подтверждена несколькими источниками в отрасли, знакомыми с ситуацией.

Интересно, что предложить «Аэрофлоту» эти машины смогут помимо «Ростехнологий» еще две лизинговые компании: «ВЭБ-лизинг», который подписал на авиасалоне «Фарнборо-2010» с корпорацией «Иркут» предварительный контракт на поставку 15 самолетов МС-21 плюс опцион еще на 15, а также «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), которая договорилась с тем же «Иркутом», в рамках меморандума о намерениях, о приобретении 28 и опционе на 22 самолета МС-21. К слову, ИФК планируется довести портфель заказов на МС-21 в текущем году до 100 самолётов.

Поскольку «ВЭБ-Лизинг» - один из первых, кто подписал договор о намерениях, он может рассчитывать на поставки в первую очередь. Впереди лишь Малайзия. Малазийской инвестиционно-финансовая компания Crecom Burj Resources Ltd. стала первым стартовым заказчиком, заключившим соглашение на 50 МС-21 в виде твердого контракта. Поставки начнутся в 2016 году, а завершаться в 2020 году. Сумма контракта - 3 млрд. долларов. Средства пойдут через «Сбербанк», «Барклайс-банк». Кредиторами выступят малазийские банки. Однако, как считают специалисты, первые лайнеры все же получит российская авиакомпания, например, Nord Wind (контракт на 3 лайнера плюс опцион). Обычная практика, комментируют эксперты, когда прежде чем поставлять самолет за границу, он проходит «опытную эксплуатацию» на родине.

Говорить о том, во сколько МС-21 обойдется российским авиакомпаниям, пока рано. Лишь в случае с малазийскими заказчиками фигурировала стоимость самолета, которая примерно равна расценкам на новый Airbus A320. Однако эксперты не склонны считать эту цифру окончательной. Источник в «Ростехнологиях» заявил, что, поскольку самолёт в данный момент существует лишь на бумаге, определить стоимость лайнера не могут даже в ОАК. То, что «базовая цена самолёта будет закреплена лишь в будущих твердых контрактах» - подтвердили и в ИФК.

Так почему же в «Ростехнологиях» уверены, что их меморандум о намерениях с «Иркутом» приведет к реальным договоренностям с «Аэрофлотом». Дело в том, что в данном случае Ростех стремится сработать на опережение. Получить слоты на эти лайнеры, а уж потом предложить их «Аэрофлоту». Сам «Аэрофлот» в госкорпорацию не обращался, но предложил ОАК законтрактовать лайнеры. «Ростехнологиям» было рекомендовано сохранить «статус-кво»: если есть заказ на 50 Боингов, то должен быть заказ и на такое же количество отечественной техники. И тот, и другой заказ должны были быть востребованы именно «Аэрофлотом». Источник в госкорпорации комментирует, что «есть открытый документ – «Меморандум о взаимопонимании». Согласно ему, именно «Ростехнологии» получили право первыми представить «Аэрофлоту» предложение по лизингу. И лишь, если они не смогут удовлетворить потребности авиакомпании, та сможет обратиться к другому поставщику». Кроме этого, добавляет спикер, «Аэрофлот» может встретить некие сложности в получении финансирования под расширение парка, так как уже недавно увеличил свой кредитный портфель. Учитывая административный ресурс «Ростехнологий», получить средства именно через них будет проще, считают в госкорпорации. Однако, что если в новой программе обновления парка Аэрофлота будет стоять цифра не 50, а 60 и более самолётов МС-21?

При столь существенном интересе, МС-21 может снискать на российской почве лавры Боинга-787 Dreamliner. Заказов на эту легендарную машину уже на этапе проектировки насчитывалось несколько сотен. Портфель заказов (с контрактом «Ростехнологий») на МС-21 за каких-то пару месяцев с начала «продаж» - достиг 141 самолета. Поэтому условия включения в ФЦП и выделение госсредств - не менее чем на 45 млрд. руб. до 2012 года, которое было поставлено перед «Иркутом» правительством, похоже выполнено. 

Более того, если брать всерьез контракт с Малайзией, лайнер уже и окупился. Согласно, комментариям президента «Иркут» Олега Демченко, государство на проект МС-21 выделит порядка 3 млрд. долларов. Помимо этого, около 1 млрд. долларов инвестирует в проект сама корпорация «Иркут». И очень хочется надеяться, что заявленные сроки и затраты будут выполнены.

Вот только уже сейчас эксперты всерьез сомневаются в этом – реальных поставок стоит ожидать не раньше 2018-2020 года, уверены они. Генеральный директор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова заявила в одном из недавних интервью, что она сомневается, что в 2016 году лайнер начнет поставляться. «Нас хорошо учили в институте. Согласно курсу «Конструкция самолетов», период от формирования технического задания до выкатки самолета — десять лет. Поэтому, если техническое задание на МС-21 было утверждено в 2008 году, то добавьте десять лет». Даже Боинг не смог уложиться в заявленные сроки и задержал поставку Дримлайнеров на полтора года. Более того, - добавляют эксперты рынка, - практика показывает, что заявленные расходы на создание лайнера чаще всего вырастают в разы. Так что, поживем - увидим.

 


Екатерина Соболь


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2010/8/4/1109/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.