Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

Су-27КУБ - Корабельный, универсальный, безальтернативный

журнал «Арсенал 21 века» №2(7),2010


23 сентября 2010 года / Виктор Русский / Aviation EXplorer
 

Какие самолеты придут на смену стремительно стареющему парку истребительной и бомбардировочной авиации ВМФ? Нас уверяют, что МиГ- 29К, Су-34 и ПАК КА – это именно то, что нужно. Но есть очень серьезные основания сомневаться в этом. Тем более, что уже существует самолет, реально способный решить практически ВСЕ задачи, которые стоят перед истребителями и бомбардировщиками флота на ближайшие два десятилетия. Самолет, существенно превосходящий ВСЕ существующие и перспективные российские и зарубежные машины аналогичного назначения по боевой эффективности, причем для оснащения им морской авиации потребуется НЕСОИЗМЕРИМО меньше денег российских налогоплательщиков, чем на предлагаемые сегодня варианты! Почему этот, уже летающий и испытанный самолет, производство которого подготовлено на КнААПО, до сих пор не запущен в серию? Когда же мы прекратим тратить деньги на то, что заведомо менее эффективно, чем уже найденные и ПРОФИНАНСИРОВАННЫЕ решения?

 
Авиация ВМФ на распутье: быть или не быть? 

Авиация Военно-морского Флота России подходит к переломной точке своего развития, когда можно будет смело ставить вопрос о ее существовании в принципе. Базой для такого вывода служит то, что в течение ближайших 5-7 лет большинство ее истребителей и бомбарди­ровщиков необходимо будет списать по ресурсу. Прежде всего, это относится к самолетам следую­щих типов: Су-27, Су-33, Су-27П, МиГ-31, Су-24М, Су-24МР. Конечно, некоторые машины получат продление, но по большей части это будет лишь фиктивной мерой: командиры, дорожащие жиз­нями своих подчиненных, просто не рискнут ин­тенсивно вести на них боевую подготовку.

Не видеть такого положения дел для главко­мата ВМФ и руководства МО – преступление. И не так давно было официально объявлено, что на смену устаревающей истребительной со­ставляющей авиации ВМФ должен поступить корабельный МиГ-29К/КУБ. Он разработан РСК «МиГ» (главный конструктор Николай Николаевич Бунтин) в соответствии с ТЗ индийского флота как палубный самолет для авианосца «Викрама­дитья» (бывший «Адмирал Горшков»). Также за­явлено, что на смену машинам семейства Су-24 должны в будущем поступить новейшие Су-34. А в перспективе мы имеем шанс увидеть на палу­бах кораблей будущего российского авианосного флота палубную модификацию ПАК ФА, так назы­ваемый ПАК КА.


Такие бодрые заявления успокаивают серд­ца и души обывателей и «ура-патриотов»: ясно, что руководители военного ведомства проблему видят и меры принимают. Только вот насколько эти меры окажутся действенными, насколько они соответствуют требованию критерия «стоимость-эффективность-реализуемость», и соответствуют ли реальной потребности морской авиации в свете потенциальных угроз России с морских направ­лений? Многие специалисты, профессионально разбирающиеся в данном вопросе – морские летчики, авиа- и кораблестроители – очень дале­ки от восторгов по поводу принимаемых решений об обновлении самолетного парка авиации ВМФ. Скорее даже наоборот…

Если суммировать их мнения вкратце, то по­лучается следующее: во-первых, МиГ-29К/КУБ – самолет иного класса, чем машины семейства Су- 27 – Су-33, и тем более МиГ-31. Это относительно легкая машина, принципиально не способная ре­шать ряд задач с такой же эффективностью, как тяжелые истребители «Сухого». Сравнивать воз­можности ее работы как перехватчика с МиГ-31 просто бессмысленно. Конечно, МиГ-29К может с успехом летать с палубы «Кузнецова», чтобы поддерживать в строю летчиков его палубного авиаполка. Но говорить о равной эффективности авиагруппы, укомплектованной такими машина­ми даже в сравнении с уходящими в историю, от­летавшими свое Су-33, было бы чересчур «опти­мистичным».

 Сравнение с авиагруппой из американских «новых» «Супер Хорнетов» F-18E/F, скорее все­го, также будет не в пользу «МиГов». Почему? Достаточно напомнить о том, что американцы создавали этот самолет как многоцелевую уни­версальную машину, по своим истребительным возможностям не уступающую Су-33. Несмотря на геометрическое подобие ранним модифика­циям «Хорнета», новая модель – принципиально другой самолет. Это другая машина, существен­но больших размеров, с новой мощной силовой установкой и новым «бортом», с большим ра­диусом действия. В результате осуществления этой программы ВМС США имеют сейчас более 500 «единых» машин в вариантах истребителя- бомбардировщика, дальнего перехватчика, за­правщика и самолета РЭБ «Гроулер».

Во-вторых, что касается Су-34, с его «штуч­ным» производством на НАПО (испытывающим тяжелые производственные проблемы), то дай Бог оснастить этим самолетом хоть несколько частей фронтовой авиации к тому моменту, как г-н Саакашвили начнет новый «освободительный поход». Проблемным может оказаться и приме­нение в его конструкции титана, если вспомнить, что сегодня почти весь российский титан закон­трактован к вывозу в США на годы вперед… При имеющихся темпах производства этой машины и ее дороговизне очередь до моряков дойдет (если еще все хорошо сложится) лет так через 10-15 в лучшем случае. А что будет с парком Су-24 в морской авиации к этому времени?

И, наконец, в-третьих. Что касается радужной перспективы по имени «ПАК КА, перспективный авиационный комплекс корабельной авиации», то здесь все выглядит еще пессимистичнее: с уче­том срыва плановых сроков по базовой модифи­кации нового «суховского» истребителя, ПАК ФА, на 3-4 года, срок возможного принятия на воору­жение его корабельной версии в 2015 году пред­ставляется практически нереальным. Неужели в основе бравых реляций адмиралов и чиновни­ков из МО лежит чья-то… дезинформация?

Печально, но похоже, что к подобной практике со стороны топ-менеджмента «Сухого» приходится привыкать и воспринимать это уже как систему: чего стоит десятилетнее мытарство с «Супердже­том», который уже два года как «вот-вот начнет производиться по 70 машин в год»? Скорее все­го, заказчики его и в 2011 году не увидят. Хотя реально летавшего конкурента – Ту-334 – в угоду «суперсамолету», пожалуй, лишь публично не рас­пяли… Плохая получается привычка: фирма, зам­кнувшая на себя два важнейших и самых дорогих в истории постсоветского отечественного авиа­строения проекта, раз за разом проваливается не только по срокам. Проблемным оказывается и ее «железо». К «Суперджету» уже появились се­рьезные вопросы – как собственно к самолету, так и к конструкции. Вдобавок он оказался «тяжел» для запроектированных для него двигателей SaM 146.
 

Что касается ПАК ФА, то вместо машины про­межуточной весовой категории (между МиГ-29 и Су-27, что позволяло сформировать однотипаж­ный истребительный парк из относительно недо­рогих машин) он оказался в итоге близок к ве­совым параметрам последнего, следовательно, и весьма дорогим (с учетом его новизны) в серии. Двигатель для него – «изделие 117» – проектиро­вался с учетом первоначально планировавшихся весовых характеристик ПАК ФА... Что же получа­ется? Наш истребитель нового поколения тоже «тяжел» для своей силовой установки? Если так, то рыбинские двигателестроители оказались заложниками конструкторско-управленческих проблем на «Сухом»: и с «Суперджетом», и с ПАК ФА! Уже появились мнения военных, ознакомив­шихся с этой машиной, позволяющие задуматься о том, что столь долго ожидавшийся «суперистре­битель» никакого особо революционного про­рыва в сравнении с машинами семейства Су-27 из себя не представляет, что «27-е» с новым «бортом» и двигателями почти ни в чем не уступят ПАК ФА! А вот по цене серийных машин окажутся дешевле в разы!

В поисках выхода: нужно ли изобретать велосипед?

Сколько же всего государство сможет позво­лить себе таких новейших «суперистребителей»? Сколько из них достанется флоту? Одна или две эскадрильи, может быть, даже полк? Следова­тельно, поиск более дешевой альтернативы или дополнения неизбежен? И кто должен ответить за тот тупик, в который загнана наша военная авиация, а с ней и государство, мы с вами? Ту­пик, проплаченный к тому же огромными народ­ными деньгами?

На примере «Сухого» необходимо понять: во главу угла проекта, цель которого – новое тех­ническое достижение (корабль, самолет, ракета нового поколения), должен ставиться конструк­тор – творец, идеолог, а не менеджер новой или какой-нибудь еще другой формации. Для менед­жера неважен сам товар или плановый срок, главное – организация и поддержка финансо­вого потока… с последующим «распилом» оного. Творец же думает о своем детище. О том, как сделать его лучше, сильнее, чем детище конструк­тора там – в стане вероятного противника. Ведь фраза «фронт идет через КБ» и сегодня не по­теряла своей актуальности. А менеджер думает о деньгах, и только о деньгах. Это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Суммируем вышеизложенное. У профессио­налов складывается мнение, что предлагаемый авиации флота путь есть набор полумер и туман­ных перспектив, граничащих с очковтиратель­ством, базирующихся на принципе «после нас – хоть потоп». Подобное можно было бы стерпеть, промолчать, если бы речь шла о судьбе фир­мы – держателя сети магазинов или бензоко­лонок. Бизнес есть бизнес – умные, удачливые и дальновидные выигрывают, недалекие и «кры­сящие» проигрывают. Но в данном случае речь идет о важнейшем силовом компоненте ВМФ, о тех силах, которым, возможно, в недалеком будущем предстоит обеспечивать безопасность наших шельфовых зон – основы нашей добы­вающей экономики на десятилетия вперед. Это вопрос национальной безопасности, нормаль­ной жизни наших потомков. И замалчивать про­блемы здесь недопустимо.

Недопустимо больше молчать о том, что прак­тически все задачи тех шести типов истребите­лей, бомбардировщиков и разведчиков флота, которым суждено сойти со сцены в ближайшие годы, вполне может решать, и с успехом, один единственный тип самолета! Причем уже разра­ботанный, существующий в металле, серийное производство которого уже практически под­готовлено на КнААПО.

Он создан в ОКБ «Сухого» под руководством выдающегося авиаконструк­тора, давшего флоту Су-33, Константина Христо­форовича Марбашева. Короткий разговор с ним на одном из МАКС в начале века запал в душу – появилась уверенность в будущем нашей флот­ской авиации на первую четверть XXI столетия. И имя этому будущему было Су-27КУБ. Жизнь, однако, внесла свои коррективы и, к сожалению, пока безотрадные…

Почему эта замечательная машина до сих пор не запущена в серию, почему и с чьей по­дачи от нее отказалось флотское руководство, какова роль в этом лично главы Компании «Сухой» М.А. Погосяна? Почему так получается, что ВМФ, вложив немалые средства, позво­лившие создать для этой машины уникальное адаптивное крыло и интегрированный борт (на базе которого теперь строится борт Су-35, Су- 27СМ, Су-27СМ1, Су-27СМ2 и ПАК ФА), своего нового самолета ждет до сих пор? Это вопросы серьезного исследования для компетентных специалистов, а не для журнальной публикации. Наша цель иная. Мы хотим показать, что у мор­ской авиации России есть вполне реальный, более приемлемый по критерию «стоимость-эффективность-реализуемость» (чем наметив­шийся сегодня) вектор развития, позволяю­щий к тому же избежать обвального снижения (практически обнуления) боевых возможностей корабельной, истребительной, штурмовой и раз­ведывательной авиации ВМФ в критический для флота период с 2010 по 2020 г.

И, как уже понятно, связан он с Су-27КУБ. Изна­чально задуманный и созданный как корабельный учебный вариант Су-33, этот самолет к началу ново­го столетия трансформировался в универсальную машину с огромным потенциалом. Идеология едино­го самолета, столь успешно претворенная в жизнь ВМС США при реализации программы «Супер Хор­нета», закладывалась К.Х. Марбашевым и в проект Су-27КУБ. В итоге еще в 2006 году наш флот мог получить тяжелый палубный многофункциональный истребитель (и его специализированные модифи­кации), по боевой эффективности существенно пре­восходящий существующие и перспективные маши­ны ВМС США в перспективе на 20 – 25 лет. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их тактико- технические характеристики, приводимые в откры­той печати (смотри Таблицу №1).


При сохранении (в целях снижения стоимо­сти опытно-конструкторских работ и цены серий­ного самолёта) конструктивно-компоновочной схемы и силовой установки базовой машины Су-27КУБ отличается от предшественника но­вым составом специального радиоэлектрон­ного и общесамолетного оборудования, рас­ширенным составом управляемого ракетного вооружения для действий как по воздушным, так и по надводным (наземным) целям. Это истребитель-бомбардировщик, способный пора­жать надводные корабли, наземные цели – как точечные, так и площадные, уничтожать воздуш­ные цели, в том числе крылатые ракеты большой дальности и ПКР.

Су-27КУБ – двухместная машина, в которой оба летчика расположены в кабине не «тан­демом», а рядом. Мировая практика палубной авиации (и не только палубной) показывает, что такое расположение кресел экипажа обеспечи­вает летчикам максимальную взаимозаменяе­мость, прямой контакт и «чувство локтя», а так­же, что особенно важно для палубной машины, прекрасный обзор вперёд-вниз для выполнения аэрофинишерной посадки с любого рабочего места. В дополнение к лучшему значению по­казателя «боевая нагрузка – дальность полёта», чем у одноместных Су-33 и перспективного ПАК КА, наличие второго члена экипажа позволяет более эффективно реализовать возможности авиационного комплекса в условиях длитель­ного полёта, при автономных действиях. Вслед­ствие этого Су-27КУБ более приспособлен к ре­шению задач на больших удалениях от корабля или аэродрома базирования.

Су-27КУБ: Корабельный

В чем же принципиальные отличие «КУБа» от его предшественника – корабельного истребите­ля Су-33? Он обладает существенно более высо­кими, по сравнению с Су-33, ТТХ. Кроме того, он имеет на порядок меньшую заметность в радио­локационном диапазоне, более чем двукратное превосходство по продолжительности дежурства в воздухе, в 1,5 раза меньшую площадь разме­щения на палубе и в ангаре корабля, высокую помехозащищённость БРЭО и др. Такой уровень характеристик не может быть достигнут даже пу­тём глубокой модернизации Су-33.

Главное достоинство Су-27КУБ как ударного морского самолета – это широкий «ассортимент» противокорабельного управляемого ракетно­го оружия, некоторые образцы которого можно применять с дальности, превышающей дальность ответного удара корабельной ПВО вероятного противника. При действиях по надводным кора­блям могут использоваться различные вариан­ты противокорабельного вооружения самолёта, включающие:

- ракеты «воздух-поверхность» малой дально­сти пуска типа Х-29;

- тактические ПКР (противокорабельные раке­ты) типов Х-31А, Х-35, Х-59М;

- ПКР оперативно-тактического назначения.
 

С возможностями данных ракет читатели могли ознакомиться в ходе МАКС-2009. С учетом выполненных работ по РЛС, в том числе и по программе ПАК ФА, резко возросли возможности «КУБа» по обнаружению морских и наземных целей. Так, корабли классов «крей­сер» и «авианосец» обнаруживаются Су-27КУБ на удалениях, практически соответствующих ра­диогоризонту. Это даёт возможность применения по ним ПКР по собственным прицельным данным без входа в зону досягаемости корабельных ЗРК (например, модернизированного ЗРК «Иджис»). Самолёты МиГ-29К и Су-33М вынуждены входить в зону действия этого ЗРК, что будет неизбежно сопряжено со значительными потерями.

Необходимо заметить, что при наличии ис­требительного прикрытия корабельных групп противника в целях снижения (исключения) по­терь наших самолетов ПКР большой дальности должны применяться с удалений, соответствую­щих максимальной дальности пуска. Такое при­менение ПКР ОТН возможно лишь по внешнему целеуказанию (цель находится за радиогоризон­том). Для выдачи целеуказания УРО в ВМФ впол­не возможно создание и применение специали­зированного самолёта разведки и целеуказания в виде модификации Су-27КУБ.

Максимальная дальность действия тактиче­ских групп Су-27КУБ по корабельным группиров­кам противника может составить свыше полуто­ра тысяч километров. Такими возможностями группы самолётов Су-33 и МиГ-29К не обладают. Проводившиеся независимыми экспертами (в том числе и зарубежными) оценки эффективно­сти решения корабельными авиагруппами удар­ных задач показали, что при действиях по кора­блям противника авиагруппа Су-27КУБ почти в три раза превосходит авиагруппу самолетов МиГ-29К, главным образом из-за большего так­тического радиуса действий.

Су-27КУБ: Универсальный

Су-27КУБ – машина многофункциональная, потенциально способная выполнять широкий спектр задач. Так, путём переоборудования в корабельных условиях возможно применение этого самолёта для решения задач дозаправки в воздухе, поиска и оказания помощи терпящим бедствие на море, взаимногрупповой защиты са­молётов тактических групп путём радиоэлектрон­ного подавления корабельных РЛС обнаружения и РЛС управления оружием.

При решении авиагруппой Су-27КУБ (как ко­рабельной, так и берегового базирования) истре­бительных задач, основные варианты вооружения Су-27КУБ при наличии 10 точек подвески включа­ют следующие типы современных всеракурсных управляемых ракет класса «воздух-воздух»:

- ракеты большой дальности пуска. Включа­ются в состав вооружения при необходимо­сти ведения встречного ракетного боя с ис­требителями противника, для уничтожения самолётов ДРЛОУ, воздушных командных пунктов и т.п.;

-ракеты средней дальности пуска. Применя­ются в первую очередь при отражении мас­сированных налётов средств воздушного на­падения противника;

-ракеты малой дальности и ближнего боя.

Обеспечивается также применение УР «воздух-воздух» предыдущего поколения: ракет средней (Р-27) и повышенной (Р-27Э) дальности пуска с различными (полуактивной – Р, пассив­ной – П, тепловой – Т) головками самонаведения, а также ракеты малой дальности с ИК-головкой самонаведения Р-73.

Возможности обзорно-прицельной системы по обнаружению средств воздушного нападе­ния обеспечивают применение управляемого оружия на полную дальность пуска по всей но­менклатуре воздушных целей. Таким образом, авиагруппа самолётов Су-27КУБ имеет прием­лемый уровень решения истребительных задач, в том числе и после принятия на вооружение за­рубежными странами тактических истребителей нового поколения. По эффективности решения истребительных задач авиагруппа Су-27КУБ мо­жет превзойти авиагруппу самолётов Су-33 или Миг-29К почти в 2 раза.

Современное состояние разведывательной, штурмовой и истребительной авиации ВМФ ха­рактеризуется недопустимо низким уровнем бое­вых возможностей. Это обусловлено невысокой реальной исправностью авиационной техники, физическим и моральным старением авиапарка. Что же мы имеем сегодня в строю и какие пер­спективы у этих машин? Вот что говорится по это­му поводу в открытой печати:

«Самолёт-разведчик Су-24МР предназначен для ведения разведки на континентальных ТВД. Его оборудование не приспособлено к решению задачи выдачи целеуказания УРО ВМФ, самолёт обладает недостаточным для разведыватель­ного АК БМЗ радиусом действия. К 2020 году последние из 10 имеющихся ЛА будут списаны по выработке ресурса. Состоящий на воору­жении морской штурмовой авиации самолёт Су-24М, представляющий собой фронтовой бомбардировщик, по составу и характеристи­кам оборудования и вооружения не отвечает требованиям, предъявляемым к ударным ком­плексам ВМФ морской зоны. Как и Су-24МР, самолёты Су-24М также будут списаны к 2020 году по причине выработки ресурса. Стре­мительно устаревает и парк истребительной авиации ВМФ, состоящий из корабельных ис­требителей Су-33, а также переданных в состав морской авиации из бывших войск ПВО страны истребителей-перехватчиков Су-27П и МиГ-31. По причине выработки ресурса самолёты Су- 27П и Су-33 подлежат списанию после 2010 года, а МиГ-31 – после 2015 года».

Все эти типы самолетов может с успехом за­менить один – Су-27КУБ! Более того, технические решения, принятые при разработке самолёта Су- 27КУБ, позволяют создать на его базе не только корабельные самолёты боевого обеспечения РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и РЦ (разведки и целеуказания), но и авиационные комплексы морской зоны берегового базирования – удар­ный и разведывательный. Тем самым снижаются затраты на обучение личного состава, техниче­ские и эксплуатационные, закупки запчастей и т.п. И что особенно важно, за счет большой се­рии снижается цена самолета, его оборудования и вооружения.

Су-27КУБ: Безальтернативный

Необходимо подчеркнуть, что Су-27КУБ не яв­ляется альтернативой ни одному из находящих­ся в разработке или планируемых к созданию в стране авиационных комплексов. Различие сроков поступления на вооружение Су-27КУБ и ПАК КА обусловлено не только тем, что ОКР по Су-27КУБ была развёрнута на 10 лет раньше, но также и тем, что технические решения по нему ориентированы на существующий в стране научно-технический задел. Создание же ПАК КА потребует разработки и освоения новых матери­алов и технологий, что увеличивает технический и финансовый риск как в части сроков проведе­ния ОКР, так и в плане реализации требований к уровню основных ТТХ.

Различие в функциональных возможностях Су-27КУБ и ПАК КА объясняется следующим: тре­бования к ТТХ, составу БРЭО и вооружения Су- 27КУБ были сформированы исходя из потребно­стей ВМФ. А это – возможность нанесения ударов с применением ПКР ОТН по надводным кораблям на удалениях до 1500 км, большая дальность (продолжительность) полёта при патрулировании в заданном секторе (которая может составить более 2,5 ч на удалении 250 км от авианосца) либо при контроле воздушного пространства над заданной акваторией (протяжённость маршрута за 1 вылет – до 3000 км). Такой уровень харак­теристик ПАК КА при его создании на базе ПАК ФА может быть реализован только в случае зна­чительного уменьшения уровня их унификации по планеру, РЛПК и вооружению. В итоге допол­нительные расходы на разработки по программе ПАК КА несоизмеримо, раз в 30 – 40, превысят потребные ассигнования для завершения ОКР по Су-27КУБ!

Авиационные комплексы Су-27КУБ и ПАК КА в принципе можно рассматривать не как взаи­моисключающие, а как дополняющие друг друга, каждый из которых имеет свою «нишу» в составе смешанных корабельных авиагрупп. При этом ПАК КА брали бы на себя основной объём задач по истребительному прикрытию разнородных сил флота в заданных районах, а многофункциональ­ные Су-27КУБ привлекались бы главным обра­зом для решения задач уничтожения самолётов базовой патрульной авиации, нанесения с боль­ших удалений ударов по корабельным группам, а также обеспечения боевых действий.

ПАК КА неспособен адекватно заменить Су-27КУБ в этой роли, если учесть, что по прак­тической дальности он будет уступать последнему приблизительно в 1,5 раза, а заявления о «вы­дающейся малозаметности» его предшествен­ника – ПАК ФА уже вызвали серьезные сомне­ния у экспертного сообщества. Ведь достаточно взглянуть на фото новой машины с носового ракурса, чтобы увидеть в воздухозаборнике дви­гатель, который будет давать прекрасную «за­светку» для вражеских радаров! Что же касается новых материалов и покрытий, то их с успехом можно применить и на КУБе.

Но, при этом, важен еще один принципиаль­ный момент: Су-27КУБ способен стать настоя­щей «палочкой-выручалочкой» для нашего флота. В случае срыва сроков по программе ПАК КА (что сегодня уже представляется практически неиз­бежным) или, того хуже, в случае недостижения новой машиной заданных характеристик, нали­чие в строю многофункционального Су-27КУБ позволит избежать серьезного снижения боевой эффективности корабельных и береговых авиа­групп. Причем, с учетом затрат на НИОКР и про­изводство, первая партия из двух – трех десятков этих машин обойдется флоту почти в десять раз дешевле, чем ПАК КА.

Развертывание производства этого самоле­та должно, кроме того, сыграть важнейшую роль в деле сохранения уникального коллектива КнАА­ПО, способно снизить растущую на предприятии и в городе социальную напряженность, возникшую в связи с тем, что оптимистов, считающих програм­му «Суперджет» спасением предприятия, а не его «могильщиком», становится все меньше. В случае сворачивания этой программы и малосерийности ПАК ФА именно программа Су-27КУБ спасет КнАА­ПО от коллапса, а город от социального взрыва.

ВТС как лакмусовая бумажка

Конечно, нельзя забывать и о перспективах этой машины по линии военно-технического со­трудничества (ВТС). Высокий уровень ТТХ в со­четании со сравнительно невысокой стоимостью обеспечивают модификациям самолёта Су-27КУБ очевидные преимущества на мировом рынке воо­ружений, что позволит нашей стране в ближайшие 10-15 лет сохранить свои позиции в области экс­портных поставок авиационной техники.

Новые авионика и БРЛС с АФАР от «Фазотро­на» или НИИПа (конструкция носовой секции фю­зеляжа Су-27КУБ позволяет оснастить его БРЛС с существенно большей по сравнению с МиГ-29К и ПАК ФА площадью антенной решетки), модерни­зированные на ММПП «Салют» двигатели, имею­щие на 1,5 – 2 тонны большую тягу, позволят Су-27КУБ на протяжении минимум 15 лет оста­ваться наиболее могущественным многоцеле­вым истребителем корабельной авиации в мире! И интерес к этой машине со стороны потенциаль­ных покупателей давно очевиден.

Здесь уместно напомнить, что вскоре после приобретения Китаем у Украины авианесущего крейсера «Варяг» (однотипного нашему «Кузне­цову» и достраивающегося сейчас в качестве первого авианосца флота Поднебесной под име­нем «Ши Ланг») представители флота КНР выш­ли с предложением о закупке 150 (!) самолетов Су-27КУБ. Этот контракт смог бы принести Рос­сии порядка 1,5-2 млрд. долл., чего с избытком хватило бы не только на запуск производства Су-27КУБ. Разрешились бы все финансовые про­блемы, возникшие по программам ПАК ФА и «Су­перджет»! На такой контракт топ-менеджер «Су­хого» должен был бы молиться. И что же? Узнав о китайском предложении, Михаил Асланович Погосян немедленно вылетел в Поднебесную, и… сделка не состоялась!

Почему!? Неужели наши военные испугались того, что у флота КНР появится мощный много­целевой морской истребитель? Вряд ли. У Китая давно уже есть армейские Су-30МКК. А уж если и опасаться нам чего у китайцев, так это армии, но не флота. На море нам делить абсолютно нечего. Так, может быть, китайцы не согласи­лись на приличествующую цену? После при­обретения по цене металлолома «Варяга» это тоже маловероятно, так как в целом по проекту «авианосец» их экономия все равно оставалась бы огромной.

Отсюда вопрос: какова роль в срыве ТАКОГО контракта М.А. Погосяна, ведь именно после его «молниеносного» визита в Китай все и закончилось?

Может быть, все до банального просто: утверждаясь в роли единоличного лидера Хол­динга «Сухой», Михаил Асланович инстинктивно или осознанно «давил» проекты, к которым его личный «конструкторский гений» не был прило­жен? Тем более если это касалось еще и доведе­ния до победного конца битвы с «самостийными» директорами, из которых гендиректор КнААПО Виктор Иванович Меркулов продержался доль­ше всех, аж до 2006 года. Именно Меркулов продвигал «не погосяновские» Бе-103, Су-80 и Су-27КУБ. Их и заменил после отставки Мерку­лова Михаил Асланович на «свои» – Су-35, ПАК ФА и «Суперджет». Сколько же потеряло КнААПО в результате отказа только от программы Су- 27КУБ?! Ведь благодаря ей одной можно было бы провести действительно масштабное техни­ческое перевооружение предприятия, сохранить и укрепить кадровый потенциал, чтобы не сме­шить сегодня всю страну скандалом с «липовы­ми дипломами». Увы, не раз бывало в нашей истории, когда ради мелочных личных амбиций в жертву приносились и проекты, и коллективы, и даже безопасность страны… Неужели и здесь все также элементарно? Но великий Летчик, Пи­сатель и Гражданин Антуан де Сент-Экзюпери напоминает нам: «Если звезды зажигают, зна­чит, это кому-нибудь нужно…»

Кому же был так опасен этот самолет на ки­тайских палубах? Ответ очевиден – главному гео­политическому противнику КНР – Соединенным Штатам Америки…

Китайцы, однако, народ «упертый», остано­вить их не удалость. Палубную «сушку» их моряки уже имеют. Они просто пошли другим путем, ско­пировав для начала Су-33 под названием J-15. Причем Россия не получила и никогда не получит за это ни «ломаного юаня»… а вот российский флот без нового самолета пока остался.

В связи с этим еще вопрос: кому так важно было, чтобы наш ВМФ не получил Су-27КУБ – самолет, способный стать эффективным первым дальним рубежом обороны от роя крылатых ра­кет, направленных с моря по нашим городам и военным объектам? Ответ также очевиден – главному геополитическому сопернику России – Соединенным Штатам Америки…

Генеральный директор Компании «Сухой» Михаил Асланович Погосян беседует с госсекретарём США Хиллари Клинтон

 «Русские? Зачем вам этот флот? Вы же не мо­реходная нация», – упорно 300 лет убеждают нас англосаксы – сначала англичане, затем амери­канцы. Возможно, Михаил Асланович Погосян ис­кренне разделяет эту точку зрения, возможно, что им движет нечто иное, но тому, что сегодня в ди­рекции морских программ «Сухого» работает людей меньше, чем у человека пальцев на одной руке, ни в самой фирме, ни в среде морских летчиков уже никто не удивляется. ПАК КА, говорите? Ну-ну…

И это при том, что г-н Погосян кадровыми во­просами занимается очень углубленно. Лично осу­ществляет подбор молодых специалистов из МАИ, например, где он преподает ряд дисциплин. Более того, наиболее талантливые и подающие надежды студенты получают по его решению дополнитель­ную стипендию от «Сухого» в размере до 14 тысяч рублей! Это же просто здорово! Только вот хочется знать, куда потом попадают эти талантливые сти­пендиаты: в ОКБ «Сухого» для продолжения тра­диций нашего военного авиастроения или в ГСС на «Суперджет»? А может быть сразу в инженер­ный центр «Боинга» в России?

Не хочется завершать статью на такой ноте. Поэтому в заключение приведем слова из той дав­ней беседы с К.Х. Марбашевым, когда на вопрос: «Можно ли придать самолету Су-27КУБ свойства самолета с КВВП?» Константин Христофорович с таинственной улыбкой промолвил: «Технически это вполне реализуемо…». А может быть, время для таких решений приходит? И наше государ­ственное и военное руководство осознает, что Су- 27КУБ – это именно та машина, которой у авиа­ции ВМФ, у России, сегодня просто нет разумной альтернативы.
 


Виктор Русский


комментарии (15):

Orion      23/09/2010 [07:43:16]#1
Очень-очень грустно :( Но статья как факт очень упрямая. Армия РФ продолжает превращаться в потешные войска с единичными "вот-вот серийными" образцами техники. Далее будет либо закупка копий наших самолётов в Китае, либо вступление в НАТО и собственно капитуляция России как некого самостоятельного субьекта в международном масштабе (что как мне кажеться ближе к теме, учитывая популистские парады НАТО на красной площади).

Арбитр      23/09/2010 [09:30:20]#2
На самом деле, удивительнее всего не это. Более всего удивляет позиция Государственных чиновников в вопросе с Погосяном. Эти тенденции выхолащивания российского авиапрома путем ангажирования непонятных проектов типа ПАК ФА и SSJ уже сейчас привели к тому, что РФ за авиационную державу считать перестали. ТАк, потешные полки без перспектив...

Арбитр      23/09/2010 [09:42:54]#3
Даже более того, оценивая общую ситуацию в сфере перспективных комплексов, можно сказать, что она близка к определению из области шашек- цукцванг. Деньги выделяются громадные, а в серийное производство уходят десятые доли от общего числа проделанных НИОКР.

Арбитр      23/09/2010 [09:48:33]#4
Прочтите ради интереса Aviation Week, другие англоязычные журналы по тематике - ведь ясно, что конкурировать на этом поле не то, что сложно - фактически уже бесполезно. А при таком менеджменте как в госкорпорациях РФ...

scorpions      23/09/2010 [10:27:39]#5
Да, что-то уже вредительством попахивает. Горбатый начал, остальные продолжили. С учетом наших запасов ресурсов, мы очень лакомый кусочек. Кругом бля обложили, этим не торгуй, это все продай нам, что-то я себя уже придатком чувствую. Чем гордится ура-патриоты?

Фантазёр      23/09/2010 [11:21:19]#6
Вообще-то есть только Кузнецов, а ему лучше бы подошёл Як-141, например, как МиГ-23МЛД и как МиГ-27К на море. Если Кузнецов далее остаётся учебно-боевым, то для облегчения требований по В и П на нём лучше разместить МиГ-29.

Учитывая, что сегодняшние возможности белорусской электроники уже позволяют засунуть аппаратуру Су-24 в кабину Су-30, использование кабины Су-27 КУБ кажется преждевременным решением, реальной потребности в котором на флоте нет.

Флот имеет проблему с оружием, особенно с ПКР. Разработки как правило представляют собой шаг назад по сравнению с имеющимися, как правило находятся в состоянии Булавы или вообще сумашедших картинок. Сейчас не то что АВУ с Су-33, сейчас даже нормального строительства кораблей для ВМФ не может быть (ну разве что цусимских, невооружённых супертехнологических уродов). Сейчас надо работать над оружием и модернизировать корабли советских проектов, это же очевидно.

Т.е. разумеется, авиация ВМФ и морпехота выходят сейчас на первый план. Но что такое авиация ВМФ? Можно ли на базе Су-27 создать замену Су-24 (неважно, как Су-27КУБ или Су-34)? Согласно требованиям ДЕСО и БМЗ, сначала авиации ВМФ требуется штурмовик Су-25 или МиГ-27 (морпехота тоже пехота). Затем ударники типа Су-24, а далее по возможности Ту-95 и Ту-22. Что касается истребителя, то лучше Су-27СМ.

Берег не авианосец, там универсалы не нужны. А до настоящего ударного авианосца ещё так долго, и неизвестно, понадобится ли вообще.

Арбитр      23/09/2010 [16:29:38]#7
Абсолютно согласен. Странно, что такое же мнение большинства специалистов, работающих на МО просто игнорируется наверху. ВОт уж действительно - что там кому то в США шепчут?
Вы попробуйте тему оснащения системами наведения с АС поднять. УОМЗ - фактический монополист в РФ на этом рынке. Это знают все. А вот поглубже и дальше - знают боюсь немногие.
Тема эта, ввиду своей закрытости, никогда не будет иметь широкого резонансы как в случае с МВД. А кончится все плохо. Только гнить будет долго. И вонять при этом.

Vitnik      24/09/2010 [23:39:11]#8
«Согласно требованиям ДЕСО и БМЗ, сначала авиации ВМФ требуется штурмовик Су-25 или МиГ-27 (морпехота тоже пехота). Затем ударники типа Су-24, а далее по возможности Ту-95 и Ту-22».
ДЕСО и БМЗ, наверно, сочиняли В.В.Путин с Министром обороны, который в военном деле по сей день «ни уха ни рыла». Если бы у Саддама Хусейна в первую же «бурю в пустыне» были Су-27КУБ, то он американский громадный морской флот начал бы разворачивать на 180 градусов ещё с середины пути к Ираку, точнее с середины Средиземноморского моря, где флот был наиболее беззащитен. А когда этот флот подошел к самим берегам жертвы, намеченной американосами, то уже никакие Су-25 и Су-24 не помогут. Поздно - они будут уничтожены на земле.
Современная высокотехнологичная война - это когда Ту-160 вылетев из Энгельса и не заходя на территорию Грузии пуском высокоточной ракеты уничтожил радио-локаторный комплекс недалеко от Тбилиси под чистую, не насеся вреда населению. Подобным образом должен работать и сегодняшний ВМФ: не допускать врага к границам, а уничтожать его на расстоянии, безопасном для Су-27КУБ =1500км.
А Погосяна с этой должности давно пора гнать поганой метлой, чтобы фирма «Су» не вред чинила России, а пользу Отечеству!

Михаил М      26/09/2010 [12:46:05]#9
Как то по другим углом начинаешь смотреть на отставки в руководстве авиации ВМФ... Возможно пожар на базе хранения стал удачным поводом избавится от неугодных , не вписывающихся в контекст реформ от эффективных менеджеров ..:-(

elplata      26/09/2010 [19:07:49]#10
Тем более, что уже существует самолет, реально способный решить практически ВСЕ задачи, которые стоят перед истребителями и бомбардировщиками флота на ближайшие два десятилетия. Самолет, существенно превосходящий ВСЕ существующие и перспективные российские и зарубежные машины

Ну всё. быть Вам Главным Аналитиком в Главном Генштабе Галактики!
Умение и зоркий глаз, уже есть, осталось малое, дождаться признания.
Хотя на досуге Вы вполне можете консультировать НАТО по глобальным вопросам.
Платить будут мало, ---- только миллионами.
Но пока Вас признают, это так же заработок.

вовчек      27/09/2010 [14:05:25]#11
А товарищь написавший эту статью в курсе состояния дел по Су-27КУБ?

Кажется, что вообще не в курсе.

А.С.Б.      28/09/2010 [23:09:50]#12
И мне тоже кажется, что у автора есть какой-то свой собсвенный чудо-самолёт СУ-27КУБ..ничего общего не имеющий с "изделием" фирмы Сухого..
"ПКР ОТН возможно лишь по внешнему целеуказанию (цель находится за радиогоризон­том). Для выдачи целеуказания УРО в ВМФ впол­не возможно создание и применение специали­зированного самолёта разведки и целеуказания в виде модификации Су-27КУБ." -одна тока эта фраза чего стоит..Особенно про уничтожение целей на дистанции 1500 км, чудо-ракет ПКР ОТН?и создание специальных модификаций..и всё это в размерах КУБа?Автор большой фантазёр..

big_fun      01/10/2010 [02:40:22]#13
«Если звезды зажигают, зна­чит, это кому-нибудь нужно…» это не Экзюпери. Это Маяковский. Экзюпери написал немного по другому и позднее.

FULCRUM      31/10/2010 [02:50:34]#14
Какая замечательная статья!
Безальтернативный - вот, что сильно...
Автор найдёт в себе знания перечислить цели, по которым не может отработать Миг-29К и может Су-27КУБ?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer