← Назад

Главная Техника/технологии СтатьяЕвгений Кочетов: «Самолёты российских авиакомпаний должны проходить ТОиР в нашей стране»

11 января 2011 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer

Системный кризис в отечественном авиапроме продолжается: в год выпускают по шесть – десять товарных пассажирских самолетов. А для удовлетворения существующего платежеспособного спроса российским авиакомпаниям требуется около тысячи современных, экономичных, комфортабельных магистральных воздушных судов. Российские авиакомпании все активнее переходят на иномарки, - сегодня у нас летает порядка четырехсот американских и европейских лайнеров. А чтобы воздушное судно эксплуатировалось безопасно, ему необходимо своевременное и качественное Техническое Обслуживание и Ремонт (ТОиР). Поначалу иномарки гоняли «на форму» за рубеж, поскольку местные ремонтные станции не обладали нужными компетенциями и оборудованием. Однако постепенно, благодаря усилиям отдельных дальновидных руководителей крупных авиационных холдингов, на рынке ТОиР западной авиатехники стали появляться и российские фирмы. В их числе - ООО «С7 Инжиниринг» (в английском написании S7 Engineering). О достижениях и планах предприятия Aviation Explorer рассказал генеральный директор «S7 Engineering» Евгений Павлович Кочетов.

 
Евгений Павлович подтвердил факт приобретения Группой Компаний S7 Group фирмы Domodedovo Technik (в свое время созданной группой компаний East Line), и сообщил, что в январе 2011 года S7 Engineering открывает филиал в городе Кавказские Минеральные Воды (КМВ): «Новый этап в развитии нашего бизнеса начинается с создания филиала «Кавказские Минеральные Воды». В середине декабря 2010 года он прошел сертификацию EASA. Заявка подана на выполнение, line and base maintenance (including C-checks) на самолетах Boeing 737 Classics. Сертификация прошла успешно, в настоящее время продолжается оформление документов».

Филиал в КМВ создается на базе Авиаремонтного Завода № 411 Гражданской Авиации. Он начнет практическую работу в арендованном ангаре и ряде других помещений вышеупомянутого АРЗ. Весной планируется расширить фронт работ путем получения одобрения на Airbus A320. А затем, осенью 2011-го, на Boeing 737 NG. Таким образом, филиал КМВ освоит работы на магистральных воздушных судах, пользующихся наибольшей популярностью у российских авиакомпаний.

Сейчас коллектив филиала насчитывает 25 человек. Они подготовились и ждут момента выпуска и вручения сертификата, что требуется для начала практических работ. В основном это бывшие сотрудники АРЗ 411, который занимался ремонтом Ту-154. К сожалению, этот тип воздушного судна, выпущенный в количестве порядка тысячи экземпляров, еще несколько лет назад составлявший основу отечественной пассажирской авиации, в настоящее время сходит со сцены по причине морального и физического старения.

Сначала «Аэрофлот – Российские Авиалинии», а затем ГТК «Россия» и S7 Airlines («Сибирь») вывели его из эксплуатации. Одновременно, в ноябре 2008 года, S7 остановила и другой отечественный тип – широкофюзеляжный Ил-86. Причина одна: эксплуатация парка советских самолетов прекратилась ввиду малой эффективности в современных экономических условиях, главным образом по причине высокого потребления авиатоплива. «Западные самолеты дороже, но их топливная эффективность выше, что делает их более привлекательными для эксплуатации в авиакомпаниях», - резюмировал Евгений Павлович.

В свое время авиакомпания «Сибирь» эксплуатировала российский лайнер новой генерации Ту-204-100. Однако его вывели из парка авиакомпании даже раньше, чем Ту-154М, несмотря на сравнительно низкий расход топлива, на уровне «боингов» аналогичной размерности. Малочисленность парка Ту-204 не позволяла наладить экономически эффективную систему поддержания ее летной годности и обеспечения высокого налета часов. У «Сибири» имелось всего пара машин, тогда как, для эффективной эксплуатации на сети маршрутов, такого масштаба авиакомпании нужны десятки однотипных самолетов. В таких количествах наш авиапром строить машины не в состоянии.

Очень надеялись «сибиряки» и на «Суперджет», когда тот назывался Russian Regional Jet (RRJ). До такой степени надеялись, что Владислав Феликсович Филев сам лично поехал на выставку Farnborough International 2004, чтобы там, в присутствии журналистов со всего света, поставить свою подпись под соглашением на 50 RRJ-95LR с началом поставок в 2006-м году. Правда, «сибиряки» быстро одумались, – и правильно сделали: супер самолет до сих пор на испытаниях.

По поводу тяжелого состояния дел в отечественном авиапроме воздыхать можно долго, и продолжать мечтать о светлом будущем. Вот только пассажиры хотят летать не завтра, а сегодня. Недосуг им ждать, пока отечественный авиапром на что-то «суперское» сподобится. Ведущие российские авиакомпании приняли ответственные решения насчет вектора развития своего самолетомоторного парка, причем «Аэрофлот» сделал это первым. В девяностые годы прошлого века он первый разместил заказ на «аэробусы», чем вызвал бурю негодования и упреков в российском авиапроме.

«Сибирь» решилась на подобное не сразу. Одновременно с подписанием предварительного контракта на RRJ-95LR, Владислав Феликсович Филев взял на условиях операционного лизинга несколько Airbus A310, затем – Boeing 737 Classics. Позднее в парке «Сибири» появились более современные A320 и Boeing 737 Next Generation, которые сегодня и составляют основу парка авиакомпании.

А коль скоро перешли на «иномарки», надо их правильно эксплуатировать. Здесь надо отдать должное руководителям «Сибири»: решая задачи по приобретению «аэробусов» и начала их эксплуатации, они одновременно задумались над поддержанием их летной годности силами российских специалистов. Для начала, задействовали существующие ремонтные мощности в базовом аэропорту «Толмачёво» города Новосибирска, где работает компания «Сибирь Техник». А параллельно стали «с нуля» создавать специализированную компанию для обслуживания «иномарок» в московском аэропорту «Домодедово» - S7 Engineering.

«Мы начали свою деятельность с обслуживания Boeing 737 Classics, поскольку наш основной заказчик – авиакомпания «Сибирь» в то время эксплуатировала парк самолетов этого типа», - вспоминает Евгений Кочетов. Начав с «боинговской классики», вновь созданная ООО «С7 Инжиниринг» получила гарантированный объем работ. Впоследствии она расширила свой рейтинг с получением разрешения по семейству Airbus, включая модели А319, А320 и А321.

Отметим правильную ориентацию S7 Engineering: компания не стала «зацикливаться» на продукции одного производителя, как в свое время поступили в АТБ «Аэрофлота» (освоив C-check на A310) и Domodedovo Technik (с самого начала ее ориентировали на «Боинги»). Опустив подробности, огласим итог: в кризисный период «Аэрофлот» перевёл во многом свои заданные самолеты на обслуживание за рубеж, а East Line, не выдержав конкуренции, передала свое отделение ТОиР группе S7.

Важное место в становлении молодой компании занял А310. Эта широкофюзеляжная машина оставила о себе глубокий след не только в судьбе «Аэрофлота», S7 Airlines и S7 Engineering, но и семьях российских пассажиров тоже. Одну машину эксплуатировала «Трансаэро», но там быстро «раскусили» ее «прелести» и поскорее отдали обратно лизингодателю. Одно время в парке «Сибири» было шесть А310. Сегодня осталась одна, да и ту готовят «на выход». Не все иномарки одинаково надежны!

Отрадно, что данный факт наконец-то поняли российские авиационные власти, запретив ввоз иностранных самолетов возрастом более десяти лет. Правда, пока государственные мужи мучительно медленно «доходили» своими умами до такого, казалось бы, простого и логичного решения, отечественные авиакомпании и ремонтные организации успели вдоволь «попрактиковаться» на устранении всевозможных дефектов и неполадок, коими изобиловал (и изобилует) иностранный авиахлам. В относительно короткие сроки местные специалисты стали признанными мастерами по ремонту импортного старья, сравнявшись в искусстве по ее «возвращению к жизни» с именитыми американскими и европейскими центрами ТОиР.

К счастью, самолеты поколения, последовавшего за Airbus A310 и Boeing 737 Classics, оказались более надежными и, вместе с тем, легкими в обслуживании в плане трудозатрат в расчете на один час налета. Достаточно сказать, что A-check на Boeing 737 Classics проводят через 200 часов налета, а A320 и Boeing 737 Next Generation – через 600 и 700 соответственно.

Как тут не вспомнить упорно насаждавшийся специально обученными людьми миф о «легкости обслуживания» авиахлама в сравнении с отечественной техникой! Мифы - мифами, а факты таковы: на Ил-96-300, поставленные авиакомпании Cubana, проверки, сравнимые с A-check, проводятся через 500 часов налета, на Ан-148-100В – 600 часов. «Легкость», с которой по миру летал (и летает) авиахлам, исходила, прежде всего, из философии «откладывания устранения дефектов» «на потом», в соответствии с документами типа Manufacturer’s Minimum Equipment List (MMEL). По вполне понятным причинам, аналогов MMEL в советской практике не было – дефекты предписывалось устранять до следующего вылета.

Но вернемся к теме повествования: вместе с увеличивающимся парком иностранных воздушных судов в нашем Отечестве, росла и S7 Engineering, расширяя спектр оказываемых услуг, их объемы и качество. Господину Кочетову есть чем проиллюстрировать сие утверждение. «Мы стали первой компанией в России, которая выполнила, в 2008 году, С-check на Boeing 737. Ранее на такие работы авиакомпании гоняли самолеты за рубеж», - говорит он.

Сегодня перед организацией стоит широкий круг задач, которые предполагает слово engineering. В составе компании присутствует инженерный центр, который занимается инженерными разработками и проработками, связанными с самолетами, - но это лишь одно из подразделений.

ООО «С7 Инжиниринг» начала заниматься производственной деятельностью 21 января 2006 года. Сегодня, в соответствии с полученными сертификатами, компания имеет право выполнять Периодическое и оперативное ТО самолетов А310, семейства А320, семейства Boeing 737 300/400/500 («Classics»), Boeing 737 600/700/800/900 («Next Generation») и 767 200/300. Под одного конкретного заказчика, выполнявшего рейсы в Москву, освоено операционное обслуживание А300-600, хотя российские авиакомпании этот тип воздушного судна никогда не эксплуатировали.

Кочетов: «S7 Engineering развивается достаточно быстро и динамично, и в плане выполняемых работ, и в плане персонала. Хорошо, что увеличение численности занятых у нас отстает от роста объемов. Мы растем и в персонале и объемах, но объемы увеличиваются быстрее; с каждым годом мы выполняем большее количество работ в расчете на одного занятого». По характеру выполняемых работ разбивка следующая: оперативное ТО 49%, периодическое ТО 23%, обслуживание интерьера 11%, расшифровка полетной информации 7%, ремонт конструкции 4%, остальное 6%.

Главной производственной площадкой является ангар, расположенный в аэропорту «Домодедово». Он используется для выполнения оперативного обслуживания (line maintenance), «тяжелых» форм технического обслуживания (base maintenance) на воздушных судах, а также устранения выявленных на них дефектов, которые невозможно устранить на открытой местности. При этом основной объем работ, который выполняет S7 Engineering, производится на перроне. Ежесуточно компания обеспечивает 90-100 вылетов из «Домодедово».

По состоянию на конец декабря 2010 года, компания использует ангарные пространства общей площадью в три с половиной тысячи квадратных метров, плюс дополнительно занимает производственные площадки площадью до тысячи квадратных метров, а также полторы тысяч квадратных метров складских помещений и столько же офисных.

С поглощением Domodedovo Technik у Евгения Павловича забот прибавилось. Главная из них – как объединить две организации? «Передо мной руководством поставлена задача - объединить две компании, которые занимаются схожим бизнесом. Сотрудники будут сохранены насколько это возможно. В итоге на домодедовской площадке будет одна компания», - говорит он.

Одним из «внешних проявлений» объединения двух компаний станет тот факт, что одним арендатором в «Домодедово» станет меньше: S7 Engineering будет дополнительно арендовать секцию ангара, которую раньше занимало Domodedovo Technik. «Что касается секции «Трансаэро», то она как была за этой компанией, так может и остаться», - говорит Кочетов. Кроме того, небольшую часть ангара занимает ЗАО «АТБ Домодедово», которое специализируется на ремонте отечественной техники: Ту-154М, Ил-76 и Ту-204.

«Домодедово» – не единственное место, где присутствует компания. Еще есть линейная станция (ЛСТО) в аэропорту «Пулково» города Санкт-Петербург. Она используется для обслуживания самолетов авиакомпании «Таймыр». ЛСТО открывалась специально под этого заказчика. S7 Engineering планирует расширить деятельность в Санкт Петербурге, обслуживать там также рейсы «Сибири» и «Глобуса». В настоящее время воздушные суда группы компаний S7 выполняют в «Пулково» до семи рейсов ежедневно, в основном из Москвы и Новосибирска.

Вместе с поглощением Domodedovo Technik, созданием филиала в КМВ и расширением присутствия в Санкт-Петербурге, а также с учетом работы в Новосибирске дружественной организации «Сибирь Техник», возникает задача разумного распределения работ по разным площадкам, их специализация. Кроме освоения тяжелых форм, филиал КМВ будет осваивать ремонт компонентов, в частности, гидравлической и пневматической систем. «Нашим заказчикам это направление интересно, потому что на сегодняшний день в основном все отправляют на ремонт компоненты заграницу, - уточнил Кочетов. - А самая главная цель – как можно шире охватить растущий российский рынок ТОиР. Я считаю, что все самолеты, которые эксплуатируются российскими авиакомпаниями, должны проходить ТОиР в нашей стране. Рынок очень большой. Нам нужно доказать делом, что мы в этой стране можем что-то делать, и это «что-то» можем делать хорошо. В таком случае заказчики придут к нам».

Компании, где сегодня в России можно провести C-checks на самолетах Airbus и Boeing, можно сосчитать по пальцам одной руки: S7 Engineering, «Сибирь Техник», ВАРЗ-400. На четыреста самолетов - три организации. Правда, еще есть станции ТОиР в Узбекистане и Литве, и цены там – ниже, чем в Германии у Lufthansa Technik, а российских заказчиков прельщает и то, что там говорят на их родном языке.

В общем, конкуренция существует, и задача российских организаций ТОиР – предложить лучшие условия. «Наша задача – быть лучше по соотношению цена/качество. Я уверен, что мы сможем предложить конкурентные цены». Снижение стоимости нормо-часа можно достичь, переместив часть работ на периферию, где специалисты готовы работать за меньшую зарплату, чем в «Домодедово». «Не секрет, что стоимость человеко-часа в Москве выше, чем в других городах страны. Поэтому, я думаю, мы сможем предложить конкурентные цены именно там, снизив стоимость нормо-часа для заказчика на разницу в заработной плате», - сказал Евгений Кочетов. 

С одной стороны, оператору воздушного судна лучше выполнить форму ТО в аэропорту, который охвачен сеткой его регулярных полетов. «В Москву летают все, и в случае ТОиР здесь не возникает необходимости в дополнительном перегоне. Для того чтобы поставить на форму машину в Минеральные Воды, он, чаще всего, будет нужен». Отсюда – дополнительные затраты на керосин, пролетные и аэропортовые сборы, затраты на летчиков, бортпроводников. Стоит ли овчинка выделки? «Думаю, что снижение ставки нормо-часа позволит оператору обслуживаться дешевле, и даже с учетом перелета и зарплаты экипажа в сумме получится не дороже», - считает руководитель S7 Engineering.

Качество работ в Москве и КМВ ожидается одинаковое, поскольку и там, и здесь специалисты проходят строгую аттестацию сразу по нескольким отечественным и международным стандартам. Если организация расположена на российской территории, нужно одобрение Федеральной Службы по Надзору в Сфере Транспорта. Без сертификата European Aviation Safety Agency (EASA) проведенные без его одобрения работы при полетах в Европу учитываться не будут, а значит, туда тоже необходимо обращаться.

Поскольку большинство самолетов западного производства, которые эксплуатируются в России, взяты в аренду у иностранных лизинговых компаний, они, в основном, зарегистрированы на Бермудских Островах. Отсюда требование к организациям ТОиР – им необходимо одобрение бермудских авиационных властей. На вопрос, как часто приходится принимать островитян, Евгений Павлович отвечает: «Мы встречаемся с ними на регулярной основе, общаемся достаточно часто. Они приезжают сюда по разным поводам, чтобы решить те или иные вопросы, провести встречи с российскими авиационными властями, эксплуатирующими и ремонтными организациями». Без одобрения «бермудян» в России летать нельзя, они контролируют наши авиационные компании наравне с российскими и европейскими властями.

Хотя «бурмудянам» в России все очень нравится, самолеты бермудских авиакомпаний пока в списке клиентов S7 Engineering не присутствуют. Основной объем работ заказывают три российских перевозчика – «Сибирь», «Глобус» и Nord Star, которые пользуются пакетом услуг «Total Technical Support». Для этих компаний S7 Engineering выполняет инженерную поддержку, ТОиР, снабжение запчастями, расходными материалами и т.п. Несколько меньшим спектром услуг пользуются авиакомпании «Ямал», «Донавиа», «ВИМ-Авиа», «Оренбургские авиалинии», «Уральские авиалинии», UTair, «АвиаНова», «Когалымавиа», «Московия», Sky Express, ГТК «Россия», «Якутия», Air Tatarstan, «Атлант-Союз» («Москва»), «РусЛайн», «НордАвиа» и «Владивосток Авиа». Некоторые работы выполняются по просьбам Air Malta, Somon Air, Boeing Capital, Air Moldova, Iberia, Egypt Air, TAP (Portugal), Bulgar Air и Air Berlin.

Беседа с Евгением Павловичем проходила в его кабинете, расположенном в офисной надстройке внутри громадного домодедовского ангара. Впервые мне довелось побывать в его стенах во второй половине девяностых годов, после того как в аэропорт пришла группа East Line. Тогда здесь стояли самолеты только отечественного производства, причем основной объем работ приходился на Ил-62, - когда-то самый «часто летающий» из Домодедово. Поскольку пассажиропоток сильно сократился, работы у домодедовских ремонтников было мало, и они пытались найти себе работу, осваивая Ил-76 и Ту-154. Однако это не спасало, и коллектив АТБ сокращался. Редкие самолеты, наведывающиеся в ангар, располагались здесь «вольготно», а бойцов вооруженной охраны и уборщиц, казалось, было больше, чем инженеров и механиков. В общем, тогда все было почти как сегодня в цехах окончательной сборки большинства наших авиастроительных заводов.

С тех пор домодедовский ангар снаружи не изменился, но он изменился внутри. Сегодня здесь работают многие сотни специалистов, и, конечно же, нужные во все времена охранники и уборщицы. Чтобы поставить свой самолет на форму, авиакомпании обращаются к ремонтникам загодя, затаив дыхание в предвкушении «поймать» заветный «слот». Крылатые машины закатывают так, что «зазоры» между ними составляют считанные сантиметры. В расположенных непосредственно в ангаре лабораториях, стендах, мастерских – огромное количество новейшего инструмента, приспособлений, компьютеризированных стендов и другой аппаратуры миллионной стоимости.

На лучших местах – «аэробусы» и «боинги». В дальнем, темном углу - Ту-154М с серпом, молотом и крылышками на борту, сиротливо «притаился» как бедный родственник («не выгнали бы!»). Работающих на отечественной технике здесь жалеют, – зарплаты у них меньше, условия для работы – хуже, используемая при работе аппаратура, инструмент, технологии – «доисторические». А рядом их коллеги, прямо здесь, в помещениях ангара, проходят курсы в собственном учебном центре S7 Engineering, изучают устройство современной европейской и американской авиатехники, постигают тонкости работы на ней, учат технический и разговорный английский. Сегодняшние обитатели домодедовского ангара держатся много увереннее и оптимистичнее, чем те редкие механики, что трудились здесь в девяностые годы на «илах». Правильной дорогой идем, товарищи?

 


Владимир Карнозов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2011/1/11/1256/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.