Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

Начинаются испытания нового вертолётного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В

15 февраля 2011 года / Александр Бабакин / Aviation EXplorer
 

4 февраля 2011 года в московском представительстве ОАО «Мотор Сич» российские и украинские стороны подписали документы о начале государственных испытаниям в России новейшего перспективного вертолетного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В, созданного на ОАО «Мотор Сич» и КБ «Прогресс». Об этом рассказал генеральный конструктор ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич», доктор технических наук Евгений Гриценко.

Евгений Александрович Гриценко, генеральный конструктор ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич» (ЗАО «ВК – МС»), доктор технических наук. С 1958 по 2004 год в Самарском научно-техническом комплексе имени Н.Д. Кузнецова прошел трудовой путь от инженера до генерального директора – генерального конструктора. Ученик и наследник знаменитого Николая Дмитриевича Кузнецова, дважды Героя Социалистического Труда, генерального конструктора авиационных и космических двигателей. При непосредственном участии Е.А.Гриценко на предприятии разрабатывались двигатели для самолетов, ракет, экранопланов, наземных систем. Вся российская стратегическая авиация России летает на самарских двигателях – на Ту-95МС – «НК-12», Ту-22М3 – «НК-25», Ту-160 – «НК-32». Так же за несколько десятилетий предприятием выпущено более 3000 штук газоперекачивающих агрегатов с двигателями «НК-14», «НК-16», «НК-36», которые ныне эксплуатируются на различных газопроводах. Кроме того, здесь создали на базе двигателя стратегического бомбардировщика Ту-160 электростанцию, которая в 1999 году была запущена в Самаре и до сих пор работает и дает необходимую городу электроэнергию.

Не случайно авиационный двигатель – «сердце» любого летательного аппарата. Именно авиадвигатель создается гораздо дольше по времени, чем сама конструкция самолета, вертолета или ракеты. При разработке каждого нового изделия в него конструкторы закладывают все новое и перспективное, что создано наукой. Именно авиадвигатели передовые страны мира занесли в перечень тех изделий, которые являются национальным достоянием, и технологии их создания только в крайнем случае передаются или продаются другим государствам. 

Поэтому к появлению на международных рынках нового авиадвигателя особо пристальное внимание во всем авиационном мире. Неизвестно, какая судьба была бы у нового изделия из Запорожья. Возможно, что оно успешно применялось бы на вертолетах российского производства многих стран мира. Однако военное ведомство России проявило интерес к этому перспективному вертолетному двигателю. Немалую роль в этом сыграло ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич», которое возглавляет президент, председатель Совета директоров  Анатолий Ситнов (генерал-полковник, Начальник Вооружения ВС РФ с 1994 по 2001 годы). Ныне ЗАО «ВК – МС», как рассказал доктор технических наук Евгений Гриценко, помимо других вопросов занимается также и сертификацией авиационных двигателей.

«Вот, например, при нашем непосредственном участии, – отметил Евгений Александрович, – в России пройдут государственные испытания двигателя ТВ3-117-ВМА-СБМ1В, созданного в Запорожье на ОАО «Мотор Сич». Мы организовали его сертификацию в России. Однако по существующим нормативным документам Вооруженных сил РФ этот новый двигатель должен еще пройти соответствующую программу госиспытаний». При этом Евгений Гриценко заметил, что этот перспективный двигатель уже прошел на Украине государственные испытания по программе национальных Вооруженных сил. Потом запорожское изделие прошло испытания по программе российской авиационного регистра.

двигатель ТВ3-117-ВМА-СБМ1В, фото: Р.Гусарова

Еще в прошлом году представители российской воинской части 22737, которая проводит госиспытания, побывали в Запорожье, где им предъявили все необходимые материалы по этому двигателю. В итоге специалисты ВВС России одобрили проведение испытаний по программе МО РФ на военном авиаремонтном заводе в Гатчине. Подписание документов по испытанию перспективного запорожского изделия состоялось 4 февраля этого года в московском представительстве ОАО «Мотор Сич». Под документами расписались, с российской стороны генеральный конструктор ЗАО «ВК – МС» доктор технических наук Евгений Гриценко, председатель комиссии по проведению государственных сертификационных испытаний двигателя, начальник НИО воинской части 22737 подполковник Владислав Брусков, от запорожского ОАО «Мотор Сич» подпись поставил главный конструктор управления главного конструктора предприятия Сергей Шанькин.

Сергей Шанькин рассказал о работах по созданию двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В и о комплексе проведённых в Запорожье испытаний. Генеральный директор ОАО «218 АРЗ» Игнатьев сообщил о том, что стенд для проведения испытаний на предприятии готов. Два двигателя и гидротормоз уже доставлены из Запорожья в Гатчину и теперь задача российских военных специалистов из госкомиссии выбрать, какой из них непосредственно будет испытываться. Один из специалистов ВВС РФ отметил, что заводская база в готовности начать многодневную работу. Также был рассмотрен вопрос о распределении обязанностей между членами государственной комиссии. Составлен протокол, в котором отмечены обязанности всех участников этого важного дела.

Как отметил Евгений Гриценко, обсуждение предстоящих испытаний прошло в деловой обстановке. При этом смогли выступить все желающие участники мероприятия. В итоге всеми единогласно признано, что новый запорожский вертолетный двигатель готов для проведения госиспытаний в России.

При этом Евгений Гриценко рассказал, что ни у кого не возникло вопросов и в отношении места проведения важных испытаний. Ведь АО 218 АРЗ –  довольно крупное военное ремонтное авиационное предприятие. Оно занимается ремонтом вертолетов, двигателей ТВ3-117 различных модификаций. Как наиболее благоприятный, гатчинский вариант испытаний был предусмотрен решением ЗАО «ВК – МС», и этот документ утвердил в свое время заместитель начальника Вооружения ВС РФ. Однако в соответствие с ним рассматривалось несколько вариантов, в том числе и испытывать новый вертолетный двигатель на Украине. И все же комиссия выбрала Гатчину, как наиболее удобный по решению межгосударственных вопросов, которые могут возникать для военнослужащих и специалистов двух независимых государств, которые участвуют в испытаниях.

К слову, в компетентности этой комиссии сомневаться не приходится. В нее, согласно приказу начальника управления материально-технического обеспечения ВВС РФ полковника А. Медведкова, вошли 14 российских специалистов, в том числе: начальник отдела ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» Михаил Сторожев, заместитель начальника отдела из ОАО «Камов» Дмитрий Пархонский, президент, председатель Совета директоров ЗАО «ВК – МС» Анатолий Ситнов и другие. И это не случайно, ведь для военного вертолетного парка ВВС, других силовых структур, армейской авиации России решается важнейший вопрос принятия на вооружение нового перспективного двигателя. Как отметил Евгений Гриценко, запорожские конструкторы смогли создать уникальный по своим тактико-техническим характеристикам вертолетный двигатель.

Евгений Гриценко не считает новый запорожский двигатель конкурентом российскому ВК-2500. По мнению Евгения Александровича, пусть сам заказчик – российские ВВС разберутся, какое из изделий необходимо применять на различных вертолетах. Кроме того, новый запорожский двигатель не является очередной улучшающей модернизацией заслуженного вертолетного двигателя ТВ3-117. Новое изделие ОАО «Мотор Сич» – модернизация самолетного ТВ3-117ВМА- СБМ1, который ныне установлен на Ан-140. За несколько лет летной эксплуатации в различных условиях он показал себя достаточно хорошо. В отличие от всех ранее модернизированных двигателей ТВ3-117, в этой новой разработке запорожского КБ «Прогресс» применены более надежные и экономичные компрессор и его турбина, силовая турбина и другие агрегаты.

По мнению Гриценко, преимущества этого изделия в том, что оно может сохранять мощность при эксплуатации при нагреве агрегатов до более высоких температур. В прошлом году на испытаниях в Конотопе на базе украинских ВВС Ми-8 с новым двигателем буквально удивил тем, что без промежуточных остановок при подъеме для охлаждения агрегатов, достиг высоты 8100 метров всего за 13 минут. «Вертолет летал, как самолет, – отметил генерал-полковник Анатолий Ситнов, который был на испытаниях в Конотопе. – С прежними движками для подъема на такую высоту вертолету приходилось несколько раз зависать для охлаждения двигателя, что весьма опасно при боевых действиях в горах». 

Весь цикл испытаний изделия рассчитан на 350 часов. Двигатель будет непрерывно работать на стенде в течение 5 часового цикла, затем, в соответствии с регламентом,  остановка, осмотр и опять включение. 

ТВ3-117ВМА-СБМ1В предполагается производить в Гатчине на ОАО «218 АРЗ». Таким образом, будет решена задача выпуска такого новейшего изделия для Министерства обороны РФ именно на территории России. На первом этапе, когда военный завод будет осваивать новые технологии, отлаживать само производство, в Гатчину из Запорожья будут поставляться уже готовые узлы и агрегаты для сборки новых двигателей. В дальнейшем там будет развернуто полномасштабное производство всего изделия. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и главком ВВС РФ Александр Зелин одобрили испытания и поддерживают планы выпуска нового перспективного вертолетного двигателя в Гатчине.
 


Александр Бабакин



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3Ufg
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/10t/, в Москве.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer