Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Вертолеты «запутались» в обозначениях

17 марта 2011 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Каждому изделию, в том числе и вертолетам, присваивается свое название и обозначение. С ростом объемов информации ссылка на названия становится все более неудобной и неэффективной, тогда на первый план выходят обозначения.

Обозначение – это знаки, посредством которых изделие идентифицируется. Существует целая система обозначений, со своей структурой, правилами присвоения и учета, в которой каждый отдельный знак несет свою смысловую нагрузку. Без этих знаков невозможно ориентироваться в возрастающих потоках информации. Обозначения позволяют ускорить процессы взаимодействия, однако преимущества можно извлечь лишь в условиях единой, интегрированной системы обозначений. 

А как у нас обстоят дела с обозначением вертолетов? Если посмотреть на далеко неполный перечень: Ми-34А, Ми-34ВАЗ, Ми-34П, Ми-34С и Ми-34С1;  Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1 и Ми-8МТВ-5, Ми-17-1В и Ми-17-В5, Ми-171 и Ми-172; Ми-26Т, Ми-26ТП, Ми-26ТМ, Ми-26ТЗ и Ми-26Т2; Ка-27ПЛ и Ка-27ПС, Ка-32А1, Ка-32А2 и Ка-32А11ВС; КА-26, Ка-226А и Ка-226Т, Ка-50Ш и Ка-50-2, Ка-62 и Ка-92; Ансат, Ансат-У, Ансат-2РЦ и Ансат-3, Актай… возникает ощущение нереальной путаницы.

Несмотря на скупость появления новых вертолетных программ, количество обозначений продолжает расти в геометрической прогрессии. Одновременно с ростом численности, меняется структура обозначений и смысловая нагрузка отдельных знаков.

Не отстают и двигателестроители. Чего стоит превращение ТВ3-117 II сер. и ТВ3-117ВМА-СБМ1В! Возникает ощущение, что обозначение осуществляется по сиюминутному принципу - «кто во что горазд». Отсутствует единая долгосрочная «система координат». Обозначения вертолетов легко варьируется от разработчика к разработчику от производителя к производителю. В результате многообразие столь велико, что запутались не только сами вертолетостроители.  

Постоянные вопросы: Обозначения двухзначные и трехзначные - Ми-17 и Ми-171, Ка-26 и Ка-226. Что означает буква?  У Ка-226Т – Turbomeca (двигатель), у Ансат-У – учебный (функциональное назначение). И так до бесконечности. Даже в профильных авиационных изданиях порой не могут разобраться. Особенно это стало бросаться в глаза при переводе на английский язык. На одной странице Ми-34С1 переводится как Mi-34C1, на другой – Mi-34S1 (кому, что больше нравится). Доходит до курьезов. Недавно на новом авиационном ресурсе красовался материал про Ка-32, где в результате «перевода в лоб» (с английского – на английский) Ka-32A11BC превратился в Ka-32A11VS!

Западные производители вертолетов и двигателей, напротив, в последние годы пытаются «навести порядок» с обозначениями. Тон задают лидеры. Строгая, аккуратная линейка Eurocopter: ЕС120, ЕС130, ЕС135, ЕС145, ЕС155, ЕС175…  Возьмем, например, модель ЕС135Т2/Р2:  

ЕС – Eurocopter;

Первая цифра – предназначение вертолета (1- гражданский);

Вторая цифра – взлетная масса;

Третья цифра – число двигателей (0 – один двигатель, 5 – два двигателя);

Буква – производитель двигателей (T – Turbomeca, P – Pratt$Whitney Canada).

Цифра – вариант модификации (их может быть несколько 1, 1+, 2, 2+…). 

У Bell Helicopter тоже что-то подобное: например, Bell206 или 407, Bell212 или 429 (первая цифра – число лопастей несущего винта, далее – число двигателей и вместимость).

Смысл обозначений винтокрылой линейки AgustaWestland: AW109E, AW109S, AW119K, AW119Ke AW129, AW139, AW149, AW159 и AW169  несколько отличается. На тему обозначений AW написана целая книга. Все, что мне удалось узнать: первые цифра – начало отсчета, вторая – хронологическая последовательность программ разработки (0, 1, 2, 3, 4, 5…); третья цифра «9» – модель, запущенная в серийное производство (в ходе разработки может быть несколько моделей: A102, 104, 105…); буква – вариант модификации. Программа ВА609 – совместной c Bell разработки: 6-9 – количество мест.  

Если мы собираемся интегрироваться в мировое вертолетное сообщество, необходима единая, понятная, долгосрочная, «англоязычная» система обозначений, когда всем ясно, зачем та или иная цифра или буква. Судя по всему, нам придется переходить на англоязычную систему (или использовать  буквы, однозначные и для русского и для английского языков, например, А и А, К и К, М и М, Т и Т и т.д.). Во всем вертолетном мире уже сложилась система англоязычных обозначений вертолетов и двигателей.

Что касается сроков, невозможно создать систему на все времена. Система обозначений есть отражение реального вертолетного мира. Сегодня условия, организация, технические возможности существенно изменились, прежняя система (системы) устарела, пришло время менять нашу вертолетную «систему координат». Отсутствие новой системы обозначений неминуемо ведет к путанице и торможению процессов всего жизненного цикла (от проектирования и разработки, до сопровождения эксплуатации и утилизации).

Не устаю повторять любимую фразу, заимствованную из старого, доброго мультфильма: «Как вертолет назовешь, так он и полетит»! 

 


Евгений Матвеев


комментарии (3):

Самураев-Хасанов      18/03/2011 [21:32:20]#1
Куда делась сквозная еще советская система обозначений????
актуальная тема.

yura ff      18/03/2011 [21:34:42]#2
напрасно про мультфильмы-то....Может, неказисто называются модификации МТ и 171-х, но сравнивать их с многими звучными импортными машинами несерьёзно.Единственно - хотелось бы , чтоб Улан-Уде с Казанью одинаковую версию одинаково называли.Впрочем, всё равно тут мы лучшие (хоть в чём-то)!

Zслон      09/08/2011 [23:50:52]#3
Не вижу ничего путанного в обозначениях, вертолетчикам все ясно, заказчикам тоже, а простым гражданам это глубоко до лампочки, чем НАЗВАНИЕ отличается от ОБОЗНАЧЕНИЯ. В чем вопрос-то???





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhnBP
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer