Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Вертолетное хозяйство США и кризис (Часть 1)

25 апреля 2011 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Предлагаю Вашему вниманию продолжение заметок, посвященных вертолетам (см. АЕХ «Вертолетное хозяйство США»). В этот раз на примере самого мощного в мире вертолетного хозяйства попробуем проследить поведение отрасли в период кризиса.

«Вертолетное хозяйство США»

Материалы, подготовленные по данным HAI и HeliValue, построены в той же последовательности: производство – рынок – использование по назначению – прогнозные оценки мирового рынка вертолетов. Сохранена форма представления таблиц и графиков, сокращений и условных обозначений (вертолеты с поршневыми двигателями – ПД, с одним газотурбинным двигателем – 1 ГТД, а многодвигательные газотурбинные вертолеты – 2 ГТД). 

1.     Производство гражданских вертолетов  

 

Начиная с 2002 года, в США наблюдается бурный рост производства гражданских вертолетов. За 6 лет американские вертолетостроители легко преодолели планку в 1000 вертолетов в 2007 году и замерли в ожидании надвигающегося финансово-экономического кризиса. Однако в 2008 году отрасль по инерции продолжала расти, и достигла своего пика: 1094 вертолета! Кто из производителей и вертолетов в США и Канаде был наиболее успешным? Ответ на вопрос ищите в таблице (шт./млн. долл.). 

Вертолеты

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Brantly
-
-
-

-

-

Ensrtom
23
19
20

нд

нд

MDHelicopters

13
18
52
нд
20
Robinson
749
823
893
433*
162
 Schweizer
61
70
51
нд
нд
 Sikorsky
52
79
78
90
72
 Итого

в США

 
898/802
 
1009/1385
 
1094/1540
 
564
 
нд
Bell (Канада)
159
181
167
166
112

Примечание – нд (нет данных). 

Падение случилось в 2009 году и оказалось достаточно серьезным: всего 564 вертолета, но «дна» не достигло. В 2010 году сокращение производства вертолетов продолжилось. Безоговорочное лидерство Robinson Helicopter сменилось «холодным душем» 2009 года: поставлено 433* (а  построено было всего 83, 25 R22 и 58 R44), в следующем году было поставлено уже 162 вертолета, производство «ожило» за счет заказов на R66. В 2010 году поставки вертолетов сократили практически все основные производители (см. таблицу).  

Поставка гражданских газотурбинных вертолетов

Производитель

AgustaWestland
Bell
Eurocopter
Sikorsky

Другие

2009 г.

217
166
638
90
72

2010 г.

Падение, %

171

(-21%)

112

(-32,5%)

510

(-20%)
72
(-20%)
48
(-33,3%)

Падение 2010 года по типам вертолетов впечатляет: Легкие вертолеты (ЛВ) с 1 ГТД минус 47%, ЛВ с 2 ГТД минус 32%, промежуточные (ЛВ и СВ) минус 32%, средние с 2 ГТД минус 14% и тяжелые минус 31%. По секторам рынка наиболее пострадали: корпоративные вертолеты минус 41%, общего назначения минус 39%, поисково-спасательные минус 38%, скорая медицинская помощь минус 33%.  

На этом фоне не может не вызывать удивление рост производства вертолетов в России с 183 (2009 г.) до 214 (2010 г.) – почти +17%! (справедливости ради, нужно отметить, что сюда вошли и гражданские, и военные вертолеты, и, тем не менее, подобные «ножницы» требуют осторожности: у нас в графу «производство» легко может попасть и «ремонт»).  

Но вернемся к вертолетному хозяйству США. На вопрос, для кого предназначались американские вертолеты, поможет ответить следующая таблица – экспорта вертолетной продукции США в 2007/2008 годах.   

Вертолеты

Гражданские

Военные
Сумма

ЛВ

777(212,4)/766(241,7)
326(43,8)/3(1,2)
1103(256,2)/769(242,9)
ТВ
124(904,7)/114(705,8)
48(747,5)/25(298,8)
172(1652,2)/139(1004,6)

Всего

901(1117,1)/880(947,5)
374(791,3)/28(300,0)
1275(1908,4)/908(1247,5)

Примечание – ЛВ и ТВ – легкие и тяжелые вертолеты  

Мы наблюдаем падение: в гражданском секторе минус 14,7%, в военном – минус 62,3%, в целом, минус 34,6%. Соотношение ЛВ и ТВ несколько сократилось 5,53:1, а гражданских и военных, напротив, резко подпрыгнуло 31,4:1. Но даже 28 военных СВ/ТВ (менее 3%), принесли 24%(!) стоимости. Американцы неплохо зарабатывают на вертолетах, и особенно на военных.

Куда «полетели» американские вертолеты?

Экспорт вертолетов (без б/у) из США. 

Куда

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Европа

299/217,4
311/240,1
407/514,4
417/346,6

Азия

44/82,4
43/99,4
84/349,9
60/176,8

Лат. И Центр. Америка

42/46,7
65/57,5
73/80,4
71/126,7
Океания 
191/33,6
109/52,5
199/58,8
155/59,1

Африка

78/69,5
88/130,4
76/51,9
101/125,9

Канада и Гренландия

40/57,8
55/55,4
51/38,8
62/22,5

Ближний Восток

13/57,2
15/36,1
11/22,8
14/89,8

Всего

707/564,6
686/671,4
901/1117,1
880/947,5
 
В 2008 году экспорт вертолетов США сократился по количеству на 28,8% и по стоимости на 34,6% (экспорт вертолетов первым среагировал на кризис). По регионам, потребляющим американскую вертолетную продукцию, первое место уверенно занимает Европа (почти половина всех поставляемых на экспорт вертолетов). Европа – основной потребитель американских вертолетов. На 2-м месте Азия (по стоимости), на 3-м Латинская и Центральная Америка. Однако «призеры» сделали шаг назад, серьезно прибавили – Африка и Ближний Восток, которые хотят летать на вертолетах. 

А что покупает Америка? Смотрите импорт вертолетов (без б/у) в США.

 
Откуда

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Канада

96/221,1
118/287,0
136/434,9
162/559,0

Франция

61/73,8
68/87,7
80/110,2
111/210,7

Германия

28/92,2
52/184,2
69/245,7
92/350,3

Италия

33/123,8
19/127,4
13/95,4
17/74,0

Другие

13/2,2
1/0
8/2,4
25/21,8

Всего

231/513,1
258/686,3
306/888,6
407/1215,8
 

Предпочтения остаются прежними. Впереди Канада (почти 100%  продукции канадского отделения американской «любимицы» Bell Helicopter идет в США), заметно прибавил серебряный призер Eurocopter (Франция + Германия), оступилась Agusta (Италия). Итак, в 2008 году США построили 1094 вертолетов, на экспорт поставили 880 вертолетов чуть меньше чем на 1 млрд., а импортировали 407 вертолетов на 1,215 млрд. долларов. Америка может позволить себе покупать «дорогие» вертолеты. 

2.     Рынок гражданских вертолетов США  

А что покупают на рынке? Чтобы понять внутренние механизмы вертолетного рынка необходимо обратить внимание на два соотношения продаж: новых/ бывших в эксплуатации, а также поршневых/газотурбинных вертолетов.      

Таблица – Продажа новых вертолетов в шт./ доля в %

Вертолеты

 
2005
2006
2007
2008
2009

Среднее за 5 лет

С ГТД

206/39,5
206/40,2
279/53,3
300/40,7
309/54,2
260/45,6

С ПД

315/60,8
306/59,8
244/46,7
438/59,3
261/45,8
312/54,4

Всего

521
512
523
738
570
572

Таблица – Продажа б/у вертолетов в шт./ доля в %

Вертолеты  
2005
2006
2007
2008
2009

Среднее за 5 лет

С ГТД

778/57,8
781/56,5
706/55,4
918/47,9
691/50,8
775/53,7

С ПД

568/42,2
601/43,5
569/44,6
999/52,1
667/49,2
681/46,3
Всего
1346
1382
1275
1917
1358
1456
 

Падение 2009 года развернуло сложившуюся тенденцию роста продаж на 180°, как новых вертолетов, так и б/у (соответственно минус 22,88% и минус 29,2%). Превосходство продаж б/у вертолетов над новыми сохранилось (в 2,38 раза). Интересно, что предпочтения покупателей одновременно качнулись в сторону газотурбинных машин и в категории новых приобретений (54,2%), и в категории б/у (50,8%). Снижение доли поршневых вертолетов объясняется большей чувствительностью к изменениям на рынке. Спрос на вертолеты с ПД гораздо сильнее реагирует на любые внешние раздражители.   

Как изменилась стоимость вертолетов на рынке? Цены на вертолеты в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, менялись как в плюс, так и в минус. Наиболее характерные изменения приведены в таблице (+ увеличение стоимости, - уменьшение).  

Вертолеты
Изменения, %
Вертолеты
Изменения, %
A119 Koala
+ 10,1
EC130B4
- 8
A109E Power
+ 29,6
EC135P2
+ 0,4
A109S Grand
+ 5,3
EC145/BK117C2
+ 1,3
AW139
0
MD900/902N
+ 26,6
Bell407
+ 4,8
R44 Raven II
+ 21,7
Bell412EP
+ 14
S300CBi
+ 10,9
Bell427
+ 8,1
S-76C+
- 18,7
 

В целом, в течение года цены на вертолеты менялись достаточно сильно и разно направленно (А119 +10,1%; ЕС130В4 – 8%). Новые легкие одно и двух двигательные вертушки не дешевеют и не собираются дешеветь (стоимость Bell407 +4,8%; EC135 +0,4%; EC145 +1,3%). Предсказания о 5% снижении стоимости вертолетов не подтвердились. Тем не менее, США сохраняют позиции самого привлекательного и самого выгодного рынка.   

3.     Использование по назначению  

Как летали американские вертолеты? Динамика изменения налета парка гражданских вертолетов США представлена на рисунке.  

 

После продолжительного роста налета вертолетного парка США (начиная с 2002 года, налет постоянно увеличивался с 2110 до 3813 тыс.ч., в среднем, по 10% в год), вдруг споткнулся в 2009 году – 3238 тыс.ч. В 2010 году появились надежды на возвращение – 3367 тыс.ч. Основную долю налета приносят вертолеты с одним ГТД. При этом доля вертолетов с 1 ГТД возросла до 62%, а с 2 ГТД – до 15,5%, доля поршневых, напротив, упала до 22,4%.  

Интересно, а какова зависимость между налетом и производством. Если наложить два графика, проявляется следующая зависимость, пользуясь авиационной терминологией, «производство ведомо налетом». С увеличением налета, рост производства опережает рост налета, но любое торможение налета приводит к провалу производства. Как полет парой, чем больше «дергается», тем сложнее ведомому.   

 

Характерно, что у вертолетов с ПД подобная зависимость еще резче. Производство поршневых вертолетов более чувствительно, когда даже незначительные изменения налета приводят к гораздо более резким колебаниям выхода продукции.  

       


Евгений Матвеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer