Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статистика

Особенности развития авиастроения и двигателестроения

По материалам доклада генерального директора АССАД Виктора Михайловича Чуйко на заседании Правления и Генеральной дирекции ассоциации, 29 марта 2011г.


4 апреля 2011 года / АССАД / Aviation EXplorer
 

Текущую ситуацию в российской промышленности в целом можно охарактеризовать, как тенденцию к росту основных финансово-экономических показателей промышленных предприятий. В условиях кризисных явлений в авиастроении современный этап развития отрасли связан с реализацией задач, поставленных в утвержденных Стратегиях развития авиационной промышленности и газотурбинного двигателестроения.

Индекс промышленного производства в Российской Федерации в 2010 году составил 108,2% против 88% в 2009 году, в обрабатывающих производствах – 111,8% (в 2009-м – 82,6%). 

По авиационной отрасли в 2010 году общий объем производства продукции вырос и составил 111,3% от объема 2009 года, однако объем производства гражданской продукции сократился – 98,1% (2009 г. к 2008 г. – 109%). Темп роста по самолетостроению – 14,9%, по вертолетостроению – 53,6%.

 Численность работающих в отрасли сократилась за год на 20 тысяч человек, средняя заработная плата увеличилась на 2,5 тысячаработная плата выросла на 26,3 и составила 21600 рублей.
 
 

Самолётостроение 

В 2010 году в авиапромышленности оставались недостатки в организации работ, в результате чего:

  • допущено уменьшение выпуска пассажирских самолетов,
  • не проведена сертификация и не начаты поставки самолетов      Суперджет-100 (сертификат получен в феврале 2011 года),
  • не выполнены принятые сроки изготовления и поставки самолетов   Ил-96-300, Ту-204 и их модификаций,
  • продолжались задержки с заключением договоров по бюджетным НИОКР и государственным заказам,
  • срывались сроки выполнения отраслевых инвестиционных программ. 

Остаются слабыми темпы технологического переоснащения отрасли и совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров. При этом авиационная промышленность является отраслью высокотехнологического сектора российской экономики, которая обладает потенциалом инновационной структуры ВПК, опережающего развития экспорта. 

К заметным событиям 2010 года в авиастроении можно отнести:

  • в конце 2010 года поднялся в воздух первый образец модернизированного пассажирского самолета Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2 (ОАО «Авиадвигатель», ОАО «ПМЗ»), новой ВСУ ТА18-200М (ОАО «Аэросила») и модернизированной авионикой;
  • к концу 2010 года в Комсомольске-на-Амуре собраны первые серийные региональные самолеты «Сухой Суперджет 100»;
  • в ноябре 2010 года в ГТК «Россия» поставлен шестой самолет Ан-148. Портфель заказов Ан-148 на 1 января 2011 года оценен ОАК в 96 самолетов;
  • в январе 2010 года впервые поднялся в воздух первый летный экземпляр истребителя пятого поколения ПАК ФА;
  • в ноябре 2010 года начаты испытания второго опытного экземпляра перспективного транспортного вертолета Ми-38. 

Всего в 2010 году авиакомпаниям было сдано 14 самолетов (в том числе 7 Як-18), в 2009 году – 46 (в т.ч. 32 Як-18). Вертолетов (гражданских) сдано 109 (в 2009 году – 97). 

2010 год, к сожалению, не принес ожидаемого роста производства отечественных гражданских самолетов: заказчикам были переданы лишь 7 пассажирских самолетов   (2 Ту-204, 1 Ту-214 и 4 Ан-148).  

Изменение по годам количества поставленных авиакомпаниям пассажирских магистральных и региональных самолетов показано в таблице:

 
 
2005 г.
 
 
2006 г.
 
2007 г.
 
2008 г.
 
2009 г.
 
2010 г.
Количество поставленных магистральн. и региональных самолетов
 
8
 
7
 
7
 
10
 
14
 
7
 

По плану на 2011 год должно быть изготовлено самолетов: Ту-204/214 – 5, Ил-96 – 1, Ан-148 – 8, SSJ-100 – 14, Бе-200 – 2, Ил-76 – 1. По данным ОАК портфель заказов корпорации по состоянию на конец 2010 года составил более 1,1 трлн. рублей, из которых 50% - заказы на гражданские самолеты. 

В соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по гражданской авиационной технике в 2010 году было направлено бюджетных средств в объеме 17,0 млрд. рублей (в 2009 году – 12,96 млрд. рублей).           

На финансирование работ по «Программе развития гражданской авиационной техники» на 2011, 2012 и 2013 годы предусмотрены объемы 30.4, 32.2 и 34.9 млрд. рублей соответственно. Значительная часть этих средств предназначается для финансирования главного проекта – среднемагистрального самолета МС-21, в том числе перспективного двигателя ПД-14.           

В самой отрасли продолжается дальнейшая интеграция предприятий самолетостроения: в «Объединенной авиастроительной корпорации» - в 2010 году сформированы три новые бизнес-единицы: «ОАК - Боевые самолеты», «ОАК - Коммерческие самолеты» и «ОАК - Специальные самолеты» (компании-лидеры: АХК «Сухой», ОАО «Корпорация «Иркут» и ОАО «Туполев» соответственно).          

 

Двигателестроение и агрегатостроение

В 2010 году в деятельности предприятий двигателестроения и агрегатостроения наметилась тенденция к постепенному выходу из сложного финансово-экономического состояния. Несмотря на предпринимаемые государством меры и некоторым увеличением заказов (государственных и экспортных), загрузка мощностей предприятий остается крайне неравномерной, медленно ведется техническое перевооружение, реализация заказов тормозится сложностью банковского кредитования и недостатком оборотных средств.

Работа в этих условиях осложняется продолжающимся ростом цен на материалы, комплектующие и энергию, дефицитом квалифицированных кадров. В этих условиях серьезным подспорьем остается комплекс мер государственной поддержки предприятий ОПК, включающий в себя:   внесение средств в уставный фонд предприятия, предоставление государственных гарантий по кредитам, субсидирование процентных ставок (по основной деятельности, по техперевооружению, по экспорту продукции).
 

Вместе с тем, к достижениям года в двигателестроении можно отнести:

- сборку и начало испытаний (ноябрь 2010 года) газогенератора двигателя ПД-14 для перспективного семейства авиадвигателей и промышленных газотурбинных установок;

- получение Сертификата типа Авиарегистра МАК на двигатель ПС-90А3;

- получение в июне 2010 года европейского Сертификата типа и в августе 2010 года Сертификата типа Авиарегистра МАК на двигатель SaM146 для самолета «Сухой Суперджет 100»;

- первый полет летающей лаборатории с двигателем 117 (НПО «Сатурн») и первый полет опытного ПАК ФА с этими двигателями.

- завершение сертификационных испытаний самолета Ан-158 с двигателем Д-436-148. Сертификат АР МАК получен 28 февраля 2011 года. 

Из интеграционных событий 2010 года – создание объединения ОАО «Кузнецов» (за счет слияния ОАО «Моторостроитель» и ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова»), а также работа по объединению пермских предприятий ОАО «Стар» и ОАО «Инкар».

В целом по двигателестроению в 2010 году относительно 2009 года наблюдалась положительная динамика основных технико-экономических показателей, в том числе по темпам роста объемов продаж, по количеству выпуска ГТД и запасных частей к ним.           

На диаграмме показаны темпы изменения объемов продаж (выполненных работ, услуг) в целом по предприятиям АССАД в 2000-2010 годах и рост объемов по российским предприятиям в 2010 году.

Как видно из диаграммы, объем продаж продукции (выполненных работ) в 2010 году вырос по сравнению с предыдущим годом. В среднем объемы выросли на 18,8% (в 2009 году этот показатель был равен 13%). По российским предприятиям увеличение объемов составило12,6% (в прошлом году 17,2%). 

Суммарный объем продаж (выполненных работ) предприятий АССАД, представивших свои данные, в 2010 году составил 157,0 млрд. рублей, в том числе: по предприятиям ОДК – 70,4 млрд. рублей (без учета объема ОАО «Кузнецов»), по ГК «Ростехнологии» – 5,9 млрд. рублей, по предприятиям АССАД, входящим в НПЦГ «Салют» - 18,9 млрд. рублей (по всей интегрированной структуре –            21,9 млрд. рублей), по предприятиям Украины – 33,6 млрд. рублей. 

По группам предприятий с учетом видов их деятельности увеличение объемов следующее:

 
по серийным предприятиям
11,5%
по ОКБ                                            
27,2%
по НИИ
20,8%
по АРЗ
10,8%
             

При этом объемы упали на 13% предприятий, на остальных 87% предприятий этот показатель вырос. 

Численность работающих на предприятиях в 2010 году практически не изменилась - уменьшение на 0,7%, (в 2009 году она уменьшилась на 4,5%). Вместе с тем, на 57% предприятий численность упала (от 1 до 12%), на остальных увеличилась (от 1% до 13%).

Средняя заработная плата увеличилась за прошлый год на 11,3% (в 2009 году - на 7,4%) и составила 21900 рублей в месяц. На подавляющем большинстве предприятий зарплата увеличилась (на половине предприятий рост составил более 15%). Более стабильный рост зарплаты отмечен, как и в прошлом году, на авиаремонтных предприятиях.

Среднеесоотношение кредиторской и дебиторской задолженности за год несколько увеличилось - с 1,5 до 1,8.

Доля объемов работ с инозаказчиком (по российским предприятиям) составила в 2010 году 35,7% (вместо 31,5% в 2009 году).

Осредненная доля инвестиций, вложенных в техническое перевооружение предприятий, выросла с 5% до 6,1%.


По группам российских предприятий, входящих в интегрированные структуры, изменение объемов показано на следующей диаграмме:

 

Суммарный объем продаж (выполненных работ) предприятий, входящих в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» и представивших данные, составил в 2010 году 70,4 млрд. рублей. Рост объемов продаж по сравнению с прошлым годом – 12,5%. Объемы выросли на всех предприятиях (кроме ОАО «НПО «Сатурн», где отмечено уменьшение объема на 3.3%), в диапазоне от 1,3% (ОАО «УМПО») до 63% (ОАО «Климов). 

Среднесписочная численность сократилась на 2,3%. Изменения - от уменьшения на 9% (ОАО «УМПО») до увеличения на 2,5% (ОАО «Климов»).  

Заработная плата по предприятиям ОДК увеличилась за год в среднем на 13,5%. Больше всего зарплата выросла на предприятиях: ОАО «УМПО» (28,2%) и ОАО «Металлист-Самара» (25,2%). 

По предприятиям, интегрированным в «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», объем продаж (за вычетом предприятий, не входящих в АССАД) вырос на 4% и равен 18,9 млрд. рублей. Численность работающих сохранилась на прежнем уровне, рост зарплаты в целом по структуре 15,2%. По головному предприятию - «Салют»: примерно при той же численности зарплата выросла на 13,6%. 

Наибольший рост объемов показала группа предприятий, входящих в ГК «Ростехнологии». При среднем увеличении на 21,6% у четырех предприятий из семи рост превысил 40%, в том числе объемы ОАО «Гипронииавиапром» и ОАО «ОМКБ» выросли в 1,7 и 2,2 раза соответственно. При этом суммарная численность работающих в этой группе уменьшилась на 1,1%, а заработная плата выросла на 19,7% (от 4% на «МПО им.И.Румянцева» до 38% в ЭОКБ «Сигнал им. А.И.Глухарева»). 

 
Справка: 

Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) создана в 1991 году. В составе Ассоциации сотрудничают 98 организаций (фирм), в том числе 76 предприятий из России, 12 предприятий из Украины и Беларуси и 10 фирм из Германии, Канады, США и Франции. 

В течение двадцати лет осуществляются мероприятия, направленные на постоянный мониторинг финансово-экономического и научно-технического состояния предприятий, выявления общих проблем, разработку предложений по их решению, подготовку и направление требующихся мер руководству страны, министерствам и ведомствам. 

Проведено одиннадцать международных салонов «Двигатели», тридцать одно заседание Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Россией и Украиной в области двигателестроения, подготовлены и направлены обращения в государственные органы исполнительной и законодательной власти по важным проблемам отрасли. Организован ряд совещаний по актуальным вопросам развития отрасли, обеспечено участие АССАД в крупнейших авиакосмических салонах и конференциях. 

Положительным результатом деятельности АССАД можно считать тот факт, что вместе с руководителями предприятий удалось сохранить двигателестроение как функционирующую отрасль, которая постепенно преодолевает последствия переходного экономического периода и кризисов, консолидирует свои силы и развивает кооперационные связи, чему в значительной мере способствует общение внутри Ассоциации, разработка и осуществление мер, организуемых Ассоциацией. 


АССАД


комментарии (1):

grant      06/04/2011 [16:03:34]#1
у ПД-14 даже газогенератор не готов а его пиарят. А как же НК-93? Всё, забросили? Вот уж действительно - нет интереса к тому, где бабла не распилить. Ту-204 СМ идет с мясом, с кровью, выпус Ил-476 на "Авиастаре" рожают 4 года все денег у них нет, финансирование Ан-148 свернули, зато бабла на дурилки картонные ЫЫО-100 и МС-21 в избытке. Что за политика... Про инженеров вспомнили... Да дачем они нужны, когда у нас такие МАНАГЕРЫ - один круче другого. Смех ...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmqL2
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer