← Назад

Главная Техника/технологии СтатистикаОсобенности развития авиастроения и двигателестроения

По материалам доклада генерального директора АССАД Виктора Михайловича Чуйко на заседании Правления и Генеральной дирекции ассоциации, 29 марта 2011г.


4 апреля 2011 года / АССАД / Aviation EXplorer

Текущую ситуацию в российской промышленности в целом можно охарактеризовать, как тенденцию к росту основных финансово-экономических показателей промышленных предприятий. В условиях кризисных явлений в авиастроении современный этап развития отрасли связан с реализацией задач, поставленных в утвержденных Стратегиях развития авиационной промышленности и газотурбинного двигателестроения.

Индекс промышленного производства в Российской Федерации в 2010 году составил 108,2% против 88% в 2009 году, в обрабатывающих производствах – 111,8% (в 2009-м – 82,6%). 

По авиационной отрасли в 2010 году общий объем производства продукции вырос и составил 111,3% от объема 2009 года, однако объем производства гражданской продукции сократился – 98,1% (2009 г. к 2008 г. – 109%). Темп роста по самолетостроению – 14,9%, по вертолетостроению – 53,6%.

 Численность работающих в отрасли сократилась за год на 20 тысяч человек, средняя заработная плата увеличилась на 2,5 тысячаработная плата выросла на 26,3 и составила 21600 рублей.
 
 

Самолётостроение 

В 2010 году в авиапромышленности оставались недостатки в организации работ, в результате чего:

  • допущено уменьшение выпуска пассажирских самолетов,
  • не проведена сертификация и не начаты поставки самолетов      Суперджет-100 (сертификат получен в феврале 2011 года),
  • не выполнены принятые сроки изготовления и поставки самолетов   Ил-96-300, Ту-204 и их модификаций,
  • продолжались задержки с заключением договоров по бюджетным НИОКР и государственным заказам,
  • срывались сроки выполнения отраслевых инвестиционных программ. 

Остаются слабыми темпы технологического переоснащения отрасли и совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров. При этом авиационная промышленность является отраслью высокотехнологического сектора российской экономики, которая обладает потенциалом инновационной структуры ВПК, опережающего развития экспорта. 

К заметным событиям 2010 года в авиастроении можно отнести:

  • в конце 2010 года поднялся в воздух первый образец модернизированного пассажирского самолета Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2 (ОАО «Авиадвигатель», ОАО «ПМЗ»), новой ВСУ ТА18-200М (ОАО «Аэросила») и модернизированной авионикой;
  • к концу 2010 года в Комсомольске-на-Амуре собраны первые серийные региональные самолеты «Сухой Суперджет 100»;
  • в ноябре 2010 года в ГТК «Россия» поставлен шестой самолет Ан-148. Портфель заказов Ан-148 на 1 января 2011 года оценен ОАК в 96 самолетов;
  • в январе 2010 года впервые поднялся в воздух первый летный экземпляр истребителя пятого поколения ПАК ФА;
  • в ноябре 2010 года начаты испытания второго опытного экземпляра перспективного транспортного вертолета Ми-38. 

Всего в 2010 году авиакомпаниям было сдано 14 самолетов (в том числе 7 Як-18), в 2009 году – 46 (в т.ч. 32 Як-18). Вертолетов (гражданских) сдано 109 (в 2009 году – 97). 

2010 год, к сожалению, не принес ожидаемого роста производства отечественных гражданских самолетов: заказчикам были переданы лишь 7 пассажирских самолетов   (2 Ту-204, 1 Ту-214 и 4 Ан-148).  

Изменение по годам количества поставленных авиакомпаниям пассажирских магистральных и региональных самолетов показано в таблице:

 
 
2005 г.
 
 
2006 г.
 
2007 г.
 
2008 г.
 
2009 г.
 
2010 г.
Количество поставленных магистральн. и региональных самолетов
 
8
 
7
 
7
 
10
 
14
 
7
 

По плану на 2011 год должно быть изготовлено самолетов: Ту-204/214 – 5, Ил-96 – 1, Ан-148 – 8, SSJ-100 – 14, Бе-200 – 2, Ил-76 – 1. По данным ОАК портфель заказов корпорации по состоянию на конец 2010 года составил более 1,1 трлн. рублей, из которых 50% - заказы на гражданские самолеты. 

В соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по гражданской авиационной технике в 2010 году было направлено бюджетных средств в объеме 17,0 млрд. рублей (в 2009 году – 12,96 млрд. рублей).           

На финансирование работ по «Программе развития гражданской авиационной техники» на 2011, 2012 и 2013 годы предусмотрены объемы 30.4, 32.2 и 34.9 млрд. рублей соответственно. Значительная часть этих средств предназначается для финансирования главного проекта – среднемагистрального самолета МС-21, в том числе перспективного двигателя ПД-14.           

В самой отрасли продолжается дальнейшая интеграция предприятий самолетостроения: в «Объединенной авиастроительной корпорации» - в 2010 году сформированы три новые бизнес-единицы: «ОАК - Боевые самолеты», «ОАК - Коммерческие самолеты» и «ОАК - Специальные самолеты» (компании-лидеры: АХК «Сухой», ОАО «Корпорация «Иркут» и ОАО «Туполев» соответственно).          

 

Двигателестроение и агрегатостроение

В 2010 году в деятельности предприятий двигателестроения и агрегатостроения наметилась тенденция к постепенному выходу из сложного финансово-экономического состояния. Несмотря на предпринимаемые государством меры и некоторым увеличением заказов (государственных и экспортных), загрузка мощностей предприятий остается крайне неравномерной, медленно ведется техническое перевооружение, реализация заказов тормозится сложностью банковского кредитования и недостатком оборотных средств.

Работа в этих условиях осложняется продолжающимся ростом цен на материалы, комплектующие и энергию, дефицитом квалифицированных кадров. В этих условиях серьезным подспорьем остается комплекс мер государственной поддержки предприятий ОПК, включающий в себя:   внесение средств в уставный фонд предприятия, предоставление государственных гарантий по кредитам, субсидирование процентных ставок (по основной деятельности, по техперевооружению, по экспорту продукции).
 

Вместе с тем, к достижениям года в двигателестроении можно отнести:

- сборку и начало испытаний (ноябрь 2010 года) газогенератора двигателя ПД-14 для перспективного семейства авиадвигателей и промышленных газотурбинных установок;

- получение Сертификата типа Авиарегистра МАК на двигатель ПС-90А3;

- получение в июне 2010 года европейского Сертификата типа и в августе 2010 года Сертификата типа Авиарегистра МАК на двигатель SaM146 для самолета «Сухой Суперджет 100»;

- первый полет летающей лаборатории с двигателем 117 (НПО «Сатурн») и первый полет опытного ПАК ФА с этими двигателями.

- завершение сертификационных испытаний самолета Ан-158 с двигателем Д-436-148. Сертификат АР МАК получен 28 февраля 2011 года. 

Из интеграционных событий 2010 года – создание объединения ОАО «Кузнецов» (за счет слияния ОАО «Моторостроитель» и ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова»), а также работа по объединению пермских предприятий ОАО «Стар» и ОАО «Инкар».

В целом по двигателестроению в 2010 году относительно 2009 года наблюдалась положительная динамика основных технико-экономических показателей, в том числе по темпам роста объемов продаж, по количеству выпуска ГТД и запасных частей к ним.           

На диаграмме показаны темпы изменения объемов продаж (выполненных работ, услуг) в целом по предприятиям АССАД в 2000-2010 годах и рост объемов по российским предприятиям в 2010 году.

Как видно из диаграммы, объем продаж продукции (выполненных работ) в 2010 году вырос по сравнению с предыдущим годом. В среднем объемы выросли на 18,8% (в 2009 году этот показатель был равен 13%). По российским предприятиям увеличение объемов составило12,6% (в прошлом году 17,2%). 

Суммарный объем продаж (выполненных работ) предприятий АССАД, представивших свои данные, в 2010 году составил 157,0 млрд. рублей, в том числе: по предприятиям ОДК – 70,4 млрд. рублей (без учета объема ОАО «Кузнецов»), по ГК «Ростехнологии» – 5,9 млрд. рублей, по предприятиям АССАД, входящим в НПЦГ «Салют» - 18,9 млрд. рублей (по всей интегрированной структуре –            21,9 млрд. рублей), по предприятиям Украины – 33,6 млрд. рублей. 

По группам предприятий с учетом видов их деятельности увеличение объемов следующее:

 
по серийным предприятиям
11,5%
по ОКБ                                            
27,2%
по НИИ
20,8%
по АРЗ
10,8%
             

При этом объемы упали на 13% предприятий, на остальных 87% предприятий этот показатель вырос. 

Численность работающих на предприятиях в 2010 году практически не изменилась - уменьшение на 0,7%, (в 2009 году она уменьшилась на 4,5%). Вместе с тем, на 57% предприятий численность упала (от 1 до 12%), на остальных увеличилась (от 1% до 13%).

Средняя заработная плата увеличилась за прошлый год на 11,3% (в 2009 году - на 7,4%) и составила 21900 рублей в месяц. На подавляющем большинстве предприятий зарплата увеличилась (на половине предприятий рост составил более 15%). Более стабильный рост зарплаты отмечен, как и в прошлом году, на авиаремонтных предприятиях.

Среднеесоотношение кредиторской и дебиторской задолженности за год несколько увеличилось - с 1,5 до 1,8.

Доля объемов работ с инозаказчиком (по российским предприятиям) составила в 2010 году 35,7% (вместо 31,5% в 2009 году).

Осредненная доля инвестиций, вложенных в техническое перевооружение предприятий, выросла с 5% до 6,1%.


По группам российских предприятий, входящих в интегрированные структуры, изменение объемов показано на следующей диаграмме:

 

Суммарный объем продаж (выполненных работ) предприятий, входящих в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» и представивших данные, составил в 2010 году 70,4 млрд. рублей. Рост объемов продаж по сравнению с прошлым годом – 12,5%. Объемы выросли на всех предприятиях (кроме ОАО «НПО «Сатурн», где отмечено уменьшение объема на 3.3%), в диапазоне от 1,3% (ОАО «УМПО») до 63% (ОАО «Климов). 

Среднесписочная численность сократилась на 2,3%. Изменения - от уменьшения на 9% (ОАО «УМПО») до увеличения на 2,5% (ОАО «Климов»).  

Заработная плата по предприятиям ОДК увеличилась за год в среднем на 13,5%. Больше всего зарплата выросла на предприятиях: ОАО «УМПО» (28,2%) и ОАО «Металлист-Самара» (25,2%). 

По предприятиям, интегрированным в «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», объем продаж (за вычетом предприятий, не входящих в АССАД) вырос на 4% и равен 18,9 млрд. рублей. Численность работающих сохранилась на прежнем уровне, рост зарплаты в целом по структуре 15,2%. По головному предприятию - «Салют»: примерно при той же численности зарплата выросла на 13,6%. 

Наибольший рост объемов показала группа предприятий, входящих в ГК «Ростехнологии». При среднем увеличении на 21,6% у четырех предприятий из семи рост превысил 40%, в том числе объемы ОАО «Гипронииавиапром» и ОАО «ОМКБ» выросли в 1,7 и 2,2 раза соответственно. При этом суммарная численность работающих в этой группе уменьшилась на 1,1%, а заработная плата выросла на 19,7% (от 4% на «МПО им.И.Румянцева» до 38% в ЭОКБ «Сигнал им. А.И.Глухарева»). 

 
Справка: 

Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) создана в 1991 году. В составе Ассоциации сотрудничают 98 организаций (фирм), в том числе 76 предприятий из России, 12 предприятий из Украины и Беларуси и 10 фирм из Германии, Канады, США и Франции. 

В течение двадцати лет осуществляются мероприятия, направленные на постоянный мониторинг финансово-экономического и научно-технического состояния предприятий, выявления общих проблем, разработку предложений по их решению, подготовку и направление требующихся мер руководству страны, министерствам и ведомствам. 

Проведено одиннадцать международных салонов «Двигатели», тридцать одно заседание Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Россией и Украиной в области двигателестроения, подготовлены и направлены обращения в государственные органы исполнительной и законодательной власти по важным проблемам отрасли. Организован ряд совещаний по актуальным вопросам развития отрасли, обеспечено участие АССАД в крупнейших авиакосмических салонах и конференциях. 

Положительным результатом деятельности АССАД можно считать тот факт, что вместе с руководителями предприятий удалось сохранить двигателестроение как функционирующую отрасль, которая постепенно преодолевает последствия переходного экономического периода и кризисов, консолидирует свои силы и развивает кооперационные связи, чему в значительной мере способствует общение внутри Ассоциации, разработка и осуществление мер, организуемых Ассоциацией. 


АССАД


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2011/4/4/1318/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.