Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

Иркутский авиационный завод - инвестиции в будущее

5 августа 2011 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

МАКС-2011
 
До недавнего времени я был ярым пессимистом в отношении перспектив отечественной авиационной промышленности. Но недавно произошло то, что заставило совершенно по иному взглянуть на ситуацию в отрасли. Новое знакомство с Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) зародило во мне «лучик надежды». Как оказалось, рано петь заупокойную, мы ещё вполне способный на новый технологический рывок.

Когда-то закрытое для постороннего взора предприятие теперь радушно распахивает двери перед иностранными делегациями и представителями средств массовой информации. Между тем, продукция ИАЗ давно и широко известна во всём мире – это многоцелевые истребители Су-30МК. Многие считают, что предприятию просто повезло - имей  в своей продуктовой линейке такой самолёт какой другой завод, он бы тоже себя уверенно чувствовал. Однако, одно дело иметь конкурентное преимущество, совсем другое - грамотно распорядиться сегодняшним успехом и заложить базис успеха будущего. Завтрашний день предприятия связан с пассажирским самолётом МС-21, учебно-боевым Як-130 и с участием в международной кооперации.

18 июля большой десант представителей центральных и региональных СМИ высадился на территории ИАЗ. У входа в недавно введённый в строй участок люминесцентного контроля нас встретили Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Иннокентьевич Федоров и Генеральный директора ИАЗ – Вице-президент Александр Алексеевич Вепрев, и началась наша экскурсия по заводу.

Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Иннокентьевич Федоров и Генеральный директора ИАЗ – Вице-президент Александр Алексеевич Вепрев
 
Наша справка:

Иркутский авиационный завод - основная производственная площадка Корпорации «Иркут». ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут») – вертикально интегрированная компания, обеспечивающая весь цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения. На долю корпорации приходится порядка 15% объема российского оружейного экспорта. Министерство промышленности и торговли РФ по результатам 2008, 2009 и 2010 гг. присваивало  ОАО «Корпорации «Иркут» звание лучшего экспортера в номинации «Авиастроение (самолетостроение)». В 2010 году  выручка Корпорации составила 1 672 650 тыс. долл. США (по международным стандартам финансовой отчетности). Это в два раза больше, чем аналогичный показатель 2006 г. (832 107 тыс. долл.) Валовая прибыль за 2010 г. достигла 693 882 тыс. долл., что составляет 42% от выручки. Чистая прибыль за 2010 г. составила 85 546 тыс. долл. США. Портфель заказов ОАО «Корпорации «Иркут» по состоянию на начало 2011 г. превысил6 млрд. долларов.

В 2009 г. в составе ОАО «Корпорации «Иркут» сформирован мощный Инженерный центр им. А.С. Яковлева, специализирующийся на разработке пассажирских, учебно-боевых и легкомоторных самолетов. Базой для формирования Центра стало ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева».  В корпорацию входят: Иркутский авиационный завод, Таганрогский Авиационный Научно-Технический Комплекс им. Г. М. Бериева, ОАО "ОКБ им. А.С.Яковлева", ЗАО «БЕТА ИР»  и  др. С ноября 2006 года ОАО «Корпорация «Иркут» входит в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). 

Сегодня основой производственной программы ИАЗ является многоцелевой истребитель Су-30 МК. Истребители типа Су-30МК выбраны в качестве основных боевых самолетов военно-воздушными силами Индии (Су-30МКИ), Алжира (Су-30МКА)  и Малайзии(Су-30МКМ),. Всего заказано свыше 300 самолетов данного типа, поставлено более 150. ОАО «Корпорация «Иркут» выполняет контракты на поставку технологических комплектов для лицензионного производства Су-30МКИ индийской корпорацией «ХАЛ». ФГУП «Рособоронэкспорт» в 2010 г. заключил контракт на поставку дополнительной партии самолетов типа Су-30МК ВВС Алжира и есть перспективы дальнейшего наращивания портфеля заказов.

Это первый серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью. Первый в мире экспортный истребитель, оснащенный бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. Сейчас ведется подготовка к глубокой модернизации самолетов Су-30МКИ ВВС Индии. В настоящее время российские и индийские специалисты согласовывают технический облик модернизированного самолета «Супер-30», оснащенного бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Самолет будет иметь возможность применять перспективное вооружение российского и зарубежного производства. Совместнос индийскими партнерами проводится работа по интеграции в состав вооружения самолета Су-30МКИ сверхзвуковой противокорабельной ракеты «БраМос». Это может открыть новые рыночные перспективы как для самолетов семейства Су-30МК, так и для российско-индийских ракет «БраМос».

Несмотря на то, что это один из самых востребованных  многоцелевых истребителей в мире, в наших ВВС до сих пор нет ни одного такого самолёта. Говорят, для президента Дмитрия Анатольевича Медведева это стало откровением во время посещения завода. «Сейчас на предприятии идет сборка двух самолетов Су-30СМ. В конце года планируется поднять их в воздух и начать летные испытания», - рассказал нам Алексей Иннокентьевич  Федоров. Самолет Су-30СМ является адаптированной под техническое задание Министерства обороны России модификацией самолета Су-30 МКИ. Есть надежда, что в 2012 году будет заключен контракт с ВВС России на поставку 18 самолетов Су-30СМ с опционом еще на 12 для ВМФ.

Однако заводчане понимают, что успех Су-30МК это не повод почивать на лаврах. Ведущие авиационные державы мира ведут разработки по созданию и развитию самолётов пятого поколения. По оценкам специалистов, спрос на самолёты Су-30МК  сохранится ещё в течение 10 лет. А что же дальше?

До недавнего времени в продуктовой линейке ИАЗ был уникальный многофункциональный самолет-амфибия Бе-200.  Самолёт предназначен для тушения пожаров, выполнения поисково-спасательных операций, патрулирования морских акваторий, экологического мониторинга, а также грузопассажирских перевозок. В настоящее время ИАЗ передает производство Бе-200 на другое предприятие Корпорации «Иркут» - Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева.

Корпорация «Иркут» поставила МЧС России 4 самолета Бе-200ЧС. В 2008 г. один самолет поставлен МЧС Азербайджана. В 2010 г. Правительство РФ приняло решение закупить для МЧС России еще 8 Бе-200ЧС. Самолеты МЧС принимают участие в тушении лесных пожаров в России и за рубежом. Ведутся переговоры о поставке Бе-200 ряду зарубежных стран. В сентябре 2010 г. самолет Бе-200ЧС-Е получил сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA).

Новым, перспективным продуктом ИАЗ стал Учебно-боевой самолет Як-130, разработанный ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Это самолёт был выбран Министерством обороны РФ в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов четвёртого и пятого поколений. Самолет является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.

Государственные испытания Як-130 с вооружением были завершены в декабре 2009 года, а февраля 2010 г. самолеты начали поступать на вооружение российских ВВС.  Также выполняются контракты на поставку Як-130 зарубежным заказчикам и ведутся предконтрактные переговоры о поставке самолетов ещё в ряд стран мира. Емкость рынка самолётов Як-130 до 2015 года оценивается специалистами в 250 самолетов. Самолёт создан и производится с использованием современных цифровых технологий, имеет большой потенциал модернизации и будет востребован на рынке несколько десятилетий.

Ещё одно перспективное направление - программа международной промышленной кооперации. Программа предусматривает изготовление на ИАЗ комплектующих для пассажирских самолетов семейства A320 компании Airbus. Серийные поставки комплектующих осуществляются с 2008 г. в соответствии с контрактом, подписанным в декабре 2004 года. Это единственное сертифицированное производство Airbus в России. По контракту ИАЗ производит для Airbus 3 вида продукции: направляющие закрылка, килевую балку и нишу передней стойки шасси самолёта A320. Сейчас достигнуты темпы – 12 комплектов в месяц. Это значит, что на 144 самолётах, поставляемых Airbus своим клиентам установлены компоненты производства Иркутского авиационного завода.

Несмотря на то, что это всего лишь компонентное производство, на заводе гордятся освоением этой продукции. Это достаточно сложные в изготовлении элементы, а главное - совершенно новые для России технологии и стандарты производства – то, без чего не возможно самолётостроение будущего. Полученный опыт будет применён в перспективных проектах, таких как МС-21.

Пассажирский самолет нового поколения МС-21 – основной перспективный проект авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации. О проекте и подготовке его производства читайте в продолжении этого материала - «Магистральный самолёт 21 века».

 фото автора


Роман Гусаров


комментарии (2):

Пилот Ту-22      06/08/2011 [08:55:54]#1
Что-то не верится, что в стране, где всё плохо, вдруг разовьётся отдельно взятая отрасль-авиационная. Ну может немного поделают самолётов для Индии-и всё. В стране, где средняя зарплата 8-10 тыс. рублей, тяжело надеяться на внедрение каких-то инноваций.

big_fun      09/08/2011 [00:53:34]#2
Тяжело надеятся! Очень "тяжелая" это доля - "надеяться"! И причём тут средняя зарплата? Во первых: средняя зарплата это как средняя температура по палате. Во вторых: при низкой средней зарплате китайцам успешно удаётся проводить у себя инновации. И в третих: Вам говорят об инновациях на Иркуте. Чего ещё Вам надо?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxW6Z
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/international/company/geo/bryansk/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer