Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

Ай да Климов, ай да молодец!

11 сентября 2011 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

19 августа. Пятница. Жуковский. Несмотря на пасмурное утро, толпы зрителей спешат на МАКС. Я не фанат летной программы, поэтому глаза привычно ищут вертушки, но интересуют меня исключительно люди. Важно, как они смотрят, что говорят, что думают о вертолетах... Вдруг все головы, как по команде, поворачиваются вверх. В воздухе — огромный, темный силуэт.

Первое, что приходит в голову: Ми-26! Его не перепутаешь ни с кем. Он один такой гигант-красавец. Тем более, наш российский. Молодцы, милевцы, такой вертолет построили! Оценки Ми-26 у всех пилотов только восторженные. Вертолет поражает размерами, грузоподъемностью и летно-техническими характеристиками, а главное «летучестью» и управляемостью. Очень чувствительная и в тоже время мощная машина в управлении.

Нужно сказать, что вертолетный пилотаж нельзя сравнить с самолетным. Приведу высказывания известного вертолетчика Николая Бездетнова, Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР. «На вертолетах пилотаж гораздо сложнее, чем на самолетах, а потому и опаснее.

Во-1х, малая высота и большая зрелищность неизбежно провоцируют некий пилотажный артистизм и еще больше снижает безопасность. Далеко не все летчики умеют разумно этому противостоять, а если придавить к этому еще и соревновательный зуд, то опасность в показательных полетах резко возрастает. 
 
Во-2х, существуют физические законы природы, которые как «стена» ограничивают буйную пилотажную фантазию. «Стена» в зависимости от динамического сочетания параметров полета и действий летчика органами управления может сильно приближаться или отдаляться. И если летчик не знает законов, влияющих на изменение этих пределов, то и не знает ни технических границ, дозволенных природой, ни технических способов как, не теряя зрелищности пилотажа, не удариться головой о вдруг быстро и неожиданно приближающуюся «стену»...
 
Итак, малые скорости, малые высоты. Ближе к зрителям. Глаза в глаза. Кажется, что сам сидишь в кабине. Здесь все на виду. Ограниченное пространство. Нельзя выйти за границы и в тоже время нельзя превысить эксплуатационные ограничения. Одним словом, чтобы удивить, надо постараться. А тут такие габариты. Забыть полет «Серного лебедя» (вертолет был в раскраске ВВС Индии, где принимал участие в тендере) невозможно. Огромные лопасти кружились в зажигательном танце, словно любимая карусель в городском парке из далекого детства. Казалось, вот возьмет этот смерч поднимет и унесет обратно.
 
Самая крупная птица легко скользила между зрителями, движения ее были удивительно точны, лаконичны и грациозны. Легко и непринужденно чертила замысловатые фигуры, словно «наши прославленные фигуристы Белоусова и Протопопов», аккуратно выписывая развороты, горки, пикирования, аж дух захватывало. Наконец, гигант, как пушинка, завис в воздухе, собрался с силами и вертикально взмыл в небо. Свеча была столь динамична и высока, что земля ушла из-под ног. В верхней точке — неподвижно замер. Приглашая, любуйтесь!
 
Спохватившись, что нужно уступить место следующему, скатился вниз по спирали, как «с горы на санках». И ушел с достоинством, «величаво» и «горделиво», оставив нам ощущение невероятной мощи. Эта мощь еще долго висела в воздухе. Воздух МАКСа был пропитан энергетикой Ми-26. Кругом чувствовалась гигантская сила. И эта сила добра растекалась от вертолета и передавалась каждому зрителю.
 
Всего четыре минуты, а как слетал! Автоматически заглядываю в расписание летной программы. Напротив Ми-26Т2 — позывной «214» и фамилия Климов (организаторы поскупились на инициалы). Климов Александр Михайлович! Герой России. Заслуженный летчик-испытатель РФ из фирмы Миля. По словам Александра Михайловича, «необходимо было смоделировать полет таким образом, чтобы соединить разнообразные фигуры в единое целое, без резких переходов. Чтобы одна фигура плавно перетекала в другую, начало следующей — было продолжением предыдущей. Продумать, с учетом ветра, разносторонность, ракурсность, вплоть до освещенности несущего винта и фюзеляжа. Сложность заключается в том, как «ничего особенно не делать», но чтобы восторгались зрители»...
           
«Ай да Климов, ай да молодец», порадовал. 22 августа Александру Михайловичу исполнилось 55 лет. Поздравляю. Замечательный возраст. Две пятерки: пятерка — за технику, и пятерка — за артистизм. Все горести вертолетного хозяйства разом ушли на второй план. Возвращаясь домой в забитой электричке, думал о том, что именно такие полеты дарят ощущение удивительной легкости и уверенности, в том, что можешь все. Наши вертолетчики могут все. Для русских вертолетов — нет непреодолимых преград. Все выдержат. И минное поле Ханкалы, и обжигающую жару Судана, и чудовищный холод Заполярного круга... Пусть «Еврокоптеры» и «Сикорские», «Агуста» с «Уэстлендом» и «Белл» знают, у нас есть, что вспомнить и чем гордиться. А если есть, чем гордиться, значит обязательно будет, чем восхищаться!  

Евгений Матвеев


комментарии (4):

Zслон      11/09/2011 [22:45:16]#1
А кто это "Серный лебедь"?))))

pylon101      12/09/2011 [21:49:14]#2
Наверное, кликуха такая новая натовская "Sulphureous Swan" :-)))

Ndakota      13/09/2011 [11:18:10]#3
Сикорские, Августы и прочие знают. И про портфель заказов - тоже. Только гордиться они могут не прошлым, а настоящим.

Orion      14/09/2011 [17:20:53]#4
Воздух МАКСа был пропитан энергетикой Ми-26. Кругом чувствовалась гигантская сила. И эта сила добра растекалась от вертолета и передавалась каждому зрителю.


Сейчас если не дай бог "Миль" где нибудь сядет криво, гарант-гремлин наш сразу под откос пустит остатки вертолетостроения. Только повод дай.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer