Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Доклад

О госпрограмме РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы»

26 ноября 2012 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

23 ноября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации, которое проходило под председательством Премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, Министр промышленности и торговли РФ Денис Валентинович Мантуров представил проект госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». После непродолжительного обсуждения Д.Медведев предложил программу утвердить. Предлагаем вашему вниманию текст выступления (презентацию) Д.Мантурова на заседании Правительства и обсуждения программы.

Мантуров Денис Валентинович
Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Хотел бы начать с общей характеристики авиационной промышленности, которая, безусловно, является одной из ключевых отраслей мировой экономики. Даже в условиях затяжного экономического кризиса отрасль сохраняет высокие темпы роста: до 2025 года объем мирового рынка авиационной техники увеличится более чем в 2 раза. Острая конкуренция заставляет лидеров мировой авиаиндустрии непрерывно совершенствовать все элементы авиационной техники, использовать новейшие технологии, конструкции и материалы. Авиационная промышленность стимулирует развитие смежных отраслей и передовых технологий, создавая значительный мультипликативный эффект.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Важнейшую роль играет авиастроение и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности: в мировом экспорте вооружений доля авиационной техники к 2025 году превысит 70%.

Отечественная авиационная промышленность на мировом рынке

На текущий момент мы по-прежнему сохраняем устойчивые позиции в военном сегменте, но слабые - в гражданском, за исключением вертолётостроения, некоторых видов авиационной техники и компонентов.

Итоги 2002-2012 гг.

С 2005 года началось существенное увеличение бюджетного финансирования авиационной промышленности. Поддержка отрасли в период кризиса позволила сохранить положительную динамику и обеспечить устойчивость предприятий авиационной промышленности.

Нам удалось многое сделать. Запущен в серию самолёт SSJ-100 -первый гражданский самолёт, разработанный в постсоветский период. Проект строился на принципах масштабной международной кооперации, с ориентацией на мировой рынок. Впервые в России проектирование велось полностью «в цифре», для этого самолета был разработан совместно с французскими партнерами новый двигатель SaM-146.

Разработан и проходит государственные испытания военно-транспортный самолёт Ил-476, ведутся работы по созданию истребителя пятого поколения. Был поставлен на вооружение новейший ударный вертолёт Ми-28Н.

Цели и задачи Государственной программы

Целью представленной Программы является создание конкурентоспособной авиационной промышленности, что обеспечит постепенный рост доли гражданской российской техники на мировом рынке при сохранении позиции в военном сегменте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить четыре ключевых задачи.

Выход отечественных корпораций на мировой уровень

Во-первых, мы должны сформировать организационные условия для эффективного развития отрасли. Отечественные предприятия должны стать компаниями мирового уровня.

Необходимо повысить эффективность корпоративного управления и завершить реструктуризацию активов в отрасли. Для обеспечения развития рынка авиационной техники необходимо сформировать эффективную систему послепродажного обслуживания, развивать систему поставщиков и корпоративные научные центры.

Создание конкурентоспособных продуктов и участие в международных проектах

Вторая задача - формирование конкурентоспособной продуктовой линейки и обеспечение серийного выпуска авиационной техники. В соответствие с заявленными принципами реализации программы государственная поддержка будет сфокусирована на нескольких ключевых проектах, свод которых представлен на шестом слайде. В первую очередь это самолет МС-21, многоцелевой самолет фронтовой авиации пятого поколения. Ведутся работы по созданию перспективного скоростного и легкого вертолета. Также разрабатывается новая интегрированная модульная авионика и перспективные агрегаты в рамках проекта «Полностью электрический самолёт».

Опережающее развитие научно-технической базы в целях обеспечения экономической эффективности продукции

Третьей задачей является современная научно-техническая и производственно-технологическая база.

Предусматривается создание единой структуры, координирующей все научные работы.

Программой предлагается внесение изменений в управление отраслевой наукой, которая позволит наладить эффективную систему управления научными исследованиями в отрасли, в том числе создать механизм, обеспечивающий координацию в проведении исследований и разработке перспективных технологий между научными организациями и промышленностью. В соответствие с этим подходом уже находится на рассмотрении в Правительстве законопроект «О национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для выполнения научной части программы разрабатывается «Национальный план развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и последующую перспективу» и следующие из него Комплексный план научно-исследовательских работ (НИР) и Комплексный план развития экспериментальной и полигонной базы.

Промышленность будет принимать активное участие в постановке задач для науки и приемке результатов, существенно расширится круг потенциальных исполнителей научных работ. Важной задачей будет проведение независимой экспертизы на всех стадиях создания авиационной техники, включая её сопоставление с мировым уровнем.

Результатом выполнения Программы должно стать значительное снижение аварийности, уровня шума, расхода топлива и других показателей, которые позволят российской технике получить конкурентные преимущества на мировом и отечественном рынках.

Меры обеспечения доступности финансирования и поддержки продаж

Четвертой задачей, но не последней по важности, является обеспечение доступа предприятий отрасли к рынку капитала, привлечение финансовых ресурсов на условиях сопоставимых с

конкурентами и эффективная система поддержки продаж авиационной техники.

Будет продолжена адаптация мер поддержки отрасли с учетом членства России в ВТО. Кроме существующих будут дополнительно разработаны такие инструменты как субсидирование первичных продаж и возвратное финансирование. Прорабатывается механизм предоставления гарантий остаточной стоимости воздушных судов.

Финансирование государственной программы

На первом этапе реализации Программы основным источником финансирования мероприятий будут бюджетные средства. Начиная с 2020 года, предполагается, что основным источником ресурсов в отрасли станут инвестиции компаний. Государственные средства будут направляться на формирование научно-технического задела, техническое перевооружение и поддержку продаж.

Планируемые результаты реализации государственной программы к 2025 году

В результате реализации программы в отрасли произойдут не только количественные, но и качественные изменения: в 3,5 раза увеличится выручка предприятий отрасли, в девять раз вырастет производительность труда, изменится структура производства и увеличится доля российских компаний на мировом рынке. Авиастроение - динамичная отрасль, поэтому предлагаемая Программа является живым документом, который будет регулярно уточняться, корректироваться и развиваться с учетом появления новых игроков и развития технологий.

В рамках обсуждения проекта с Открытым правительством, в ходе экспертных дискуссий, мы получили ряд замечаний и предложений, которые постарались учесть в итоговом варианте документа.

Как известно, и как показали прошедшие годы, самое сложное это не разработка Программы, а её реализация. Именно поэтому был подготовлен План реализации Программы, а также детально прописан механизм управления. В соответствии с планом ежегодно будет осуществляться мониторинг результатов реализации по целевым индикаторам, уточняться мероприятия и

приниматься решения по корректировке показателей программы в случае необходимости.

Именно поэтому мы предложили внести в проект протокола заседания Правительства поручение, которое предусматривает уточнение параметров Программы в следующих бюджетных циклах.

Так же совместно с организациями отрасли и эксплуатантами мы продолжим работу по совершенствованию мер стимулирования продаж авиационной техники и развитию сервиса. В ходе реализации программных мероприятий, будет регулярно проводиться оценка эффективности отдельных проектов и оптимизация портфеля продуктов с уточнением направлений развития в ключевых сегментах рынка.

Представленная программа в качестве ключевого критерия нацелена, прежде всего, на экономическую эффективность полученных результатов, как в отношении новой авиационной техники, так и в отношении системных мероприятий, направленных на реорганизацию и развитие отрасли.

Программа согласована со всеми заинтересованными ведомствами. Я прошу поддержать данный документ.

Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо. Присядьте, пожалуйста. Пожалуйста, коллеги, вопросы и комментарии к программе по развитию авиационной промышленности. Пожалуйста, Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.Рогозину).

Д.Рогозин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хотел бы добавить несколько важных моментов к тому, что уже сделал министр Мантуров. Во-первых, действительно большое спасибо Экспертному совету Правительства, потому что на всех этапах доработки программы их вмешательство носило абсолютно профессиональный, деловой характер и позволило учесть многие замечания уже в итоговом варианте текста.

Второй момент, о чём важно было бы сказать, – одно рабочее место, которое создаётся в авиационной промышленности, автоматически создаёт девять новых рабочих мест в других, смежных отраслях в силу сложности тех агрегатов, которые мы создаём на авиационных предприятиях: авионика, электронно-компонентная база, новые материалы, включая композитные, и так далее. Поэтому в целом, говоря об авиационной отрасли, мы говорим о серьёзном импульсе в развитии всей экономики страны.

И третий момент, о котором хотел бы тоже доложить Вам, Дмитрий Анатольевич. В процессе уже завершающей стадии работы над программой (она у нас состоит из двух частей – гражданская и, как Вы уже отметили, государственная программа вооружения), нам удалось сейчас выйти на решение тех сложных, я бы сказал, даже застарелых проблем, которые у нас были связаны с заказами по линии военного транспорта и специальной авиации. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, какие ещё дополнения? Да, пожалуйста, Максим Юрьевич.

М.Соколов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Хочу отметить, что программа согласована с Министерством транспорта. Особое внимание уделено вопросам поддержки регионального самолёта, развитию региональной авиации, и наши программы (я имею в виду программу развития транспортной системы) скоординированы между собой. В программе развития транспортной системы предусматривается поддержка приобретения российскими авиакомпаниями самолётов для региональной авиации в виде субсидий по лизинговым платежам в размере около 2 млрд рублей ежегодно. Поэтому эта тема будет хорошей стимулирующей мерой по развитию нашего отечественного авиастроения.

Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, Сергей Кужугетович (обращаясь к С.Шойгу – Министру обороны Российской Федерации).

С.Шойгу: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хотел бы обратить наше общее внимание на один крайне важный вопрос – это ценообразование при авиастроении, то, что касается и вертолётной техники, и самолётов – как боевых, так и гражданских. Это ключевой вопрос в сегодняшней программе развития авиационной промышленности. Конечно, можно выполнить эту программу в денежном выражении, но она никак не будет соответствовать потребностям в количественном выражении, я уже не говорю про качественное. Мы уже говорили, я Вам докладывал, Дмитрий Анатольевич, по космическому росту, взрывному росту цен на вертолётную технику.

Д.Медведев: Да, говорили.

С.Шойгу: Когда у нас за четыре года цена взлетела по некоторым образцам в 3 раза, по некоторым – в 3,5 раза. То же касается самолётов: самый минимальный рост цен за очень короткий период – это в 2 раза. И всё это продолжается. И здесь, если на этом где-то поставить точку и принять какую-то единую систему расчёта цены… Либо вводить второй вариант – это конкуренция за счёт другой техники, в том числе и зарубежной, чего делать не хотелось бы. Но те объёмы, которые предполагаются приобретать по нашей программе, программе Министерства обороны, - мы хотели бы исходить из количества, а не из суммы освоения средств. К сожалению, мы пока не можем найти с промышленностью общего языка здесь. Очень надеемся на помощь, естественно, коллег из Правительства.

Вторая часть – это всё, что касается ремонта и обслуживания техники. Если гражданская техника поступает в компании и там, естественно, выстраиваются свои отношения по обслуживанию техники, то для Министерства обороны это должна быть своя абсолютно понятная система. И мы не хотели бы внутри себя заниматься этим делом, то есть всё, что касается капитальных ремонтов, всё, что касается продления ресурсов, в том числе поагрегатно, мы бы хотели, чтобы этим занимались заводы-производители. И здесь опять у нас возникает вопрос: это ресурсы по нашим авиационным машинам и их агрегатам, и если мы берём зарубежные аналоги, то по многим там просто ресурс неограничен. Он заканчивается сроком и всё, никто его больше никуда не продлевает. У нас есть назначенный ресурс, дальше дополнительные средства платятся, ресурс продлевается и так может быть во многих случаях до бесконечности. И с этим тоже надо что-то делать. Здесь надо наводить порядок или в нашей нормативной документации, и говорить, что не могут выпускаться авиационные машины с ресурсом менее такого-то уровня, потому что это своего рода тоже бизнес. Когда заявляется один ресурс, фактически он гораздо больше (в часах я имею в виду), и потом просто за определённую плату всё это продлевается и… Вот эти два вопроса, которые хотелось бы, чтобы отдельно, может быть, были обсуждены у коллеги Рогозина. Я знаю, что он этим довольно серьёзно занимается, но нам когда-то надо ставить точку, что это будет вот так в нашей стране. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Пожалуйста (обращаясь к О.Ю.Голодец).

О.Голодец: О специализированном парке и о специализированной технике. Мы в процессе подготовки говорили о разработке типовых вертолётов, предназначенных для санитарной авиации. Мне хочется, чтобы эта тема была помечена, потому что для нас очень важно, чтобы были разработаны несколько типов бортов: для некоторых регионов нужны большие борты, для некоторых, наоборот, небольшие с точки зрения дальности полёта и с точки зрения возможностей для приземления, потому что у нас есть больницы, которые обслуживают радиус 340 км. И для этих больниц обслуживание, доступность медицинских услуг для населения без санитарной авиации невозможна, и мы готовы ориентироваться на нашу промышленность и на нашу продукцию и сделать её такой, как это необходимо. Министерство здравоохранения готово подключиться для того, чтобы это действительно был оптимальный вариант.

Д.Медведев: Спасибо, Ольга Юрьевна.

Да, пожалуйста, коротко (обращаясь к Д.В.Мантурову).

Д.Мантуров: Я начну тогда с крайнего вопроса. У нас сегодня уже существует несколько действующих разработок практически на всех действующих вертолётах, к тому же такой радиус в 340 км не критичный, мы его обеспечим. То есть, если будет целевой заказ, мы этот заказ исполним. Что касается замечания Сергея Кужугетовича, я хочу напомнить, что у нас подписан контракт с Министерством обороны по всем типам вертолётов до 2018 года включительно. Соответственно, рентабельность, к сожалению. 6,7%, средняя. Говорить о какой-то космической цене или о космическом росте не приходится, к сожалению.

Что касается системы технического обслуживания, мы с Сергеем Кужугетовичем договорились о том, что это касается не только вертолётной или авиационной техники, это по всем типам вооружения, соответственно. Действительно, Министерству обороны не свойственно заниматься этим предметом. Мы это возьмём на руку промышленности. Об этом мы договорились и сейчас находимся в процессе подготовки этого предложения.

И крайнее, что касается ресурсов. Ресурсы формируются не заранее, а в процессе испытаний. Соответственно, во всём мире техника получает назначенный ресурс после проведения циклических испытаний, и невозможно дать назначенный ресурс с первого дня запуска любой авиационной техники, к сожалению. Мы бы этого очень хотели, но авиационные правила такого не позволяют. Спасибо.

Д.Медведев: Ладно. Спасибо. Совсем одну реплику…

Д.Рогозин: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Я хотел бы сказать, что Сергей Кужугетович-то абсолютно прав в том, что касается качества выпускаемой нами техники. Это вопрос, который должен быть сейчас в поле зрения, потому что, если мы до сих пор занимались вопросами нормы рентабельности при обеспечении гособоронзаказа (и действительно, здесь Денис Валентинович правильные цифры называет), эта норма рентабельности невысокая. Но есть вторая проблема – это большое количество рекламаций, в том числе которые у нас приходят по отношению к нашей промышленности со стороны военно-технического сотрудничества. Поэтому, уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы хотим в конце января здесь, в Доме Правительства, провести военно-промышленную конференцию, собрать директорский корпус, генеральных конструкторов, государственных заказчиков и посвятить эту встречу исключительно вопросам повышения качества производимой нами продукции.

Д.Медведев: Понятно. Так, в том, что касается программы, все всякого сомнения, её надо принимать, потому что это тоже одна из ключевых государственных программ. Очевидно, что есть несколько сложных моментов. Первый касается финансирования, второй касается вопросов качества продукции, ценообразования на продукцию, обслуживания – все эти вопросы должны решаться.

Я не против конференций, но я просто хочу обратить ваше внимание в целом на то, что у нас ситуация очень сложная. Я неоднократно эти совещания проводил и по военной линии, и по гражданской линии, и все присутствующие так или иначе к этому подключались – ну, министры соответствующие. Поэтому принятие новой государственной программы не должно рассматриваться как то, что мы просто даём зеленый свет дополнительному финансированию, которое никак не будет контролироваться, а это действительно неприемлемо. И при том, что для нас авиационная промышленность – это ключевая отрасль, конкурентоспособная отрасль, тем не менее мы должны следить за тем, что происходит. Это абсолютно справедливые вопросы у потребителей, а крупнейшим потребителем является Министерство обороны, так было и раньше, и Сергей Кужугетович  аккуратненько сказал, что не хотелось бы… но я скажу об этом более прямо: наши производители должны чувствовать, что в затылок им дышат иностранцы, иначе никакого толку не будет. Я обращаю внимание на то, что в других странах, крупных авиационных странах – и в Евросоюзе, и в Соединённых Штатах Америки, – всё-таки приобретаются иностранные самолёты, для того чтобы их собственная промышленность развивалась. Поэтому нужно сделать всё для того, чтобы обеспечить надлежащую степень конкурентности в нашей авиационной промышленности.

Что же касается ресурса, порядка исчисления, то это вопрос технологический, но важный, конечно. Все должны зарабатывать, но это должно происходить цивилизованным путём. Обслуживание, вне всякого сомнения, как это и происходит во всем мире, осуществляют компании-производители. Феодальное натуральное хозяйство разводить не надо, даже если это по каким-то причинам удобно: у нас такая система была, напомню, и её рудименты сохраняются до сих пор.

Ну ладно, это так, в режиме обсуждения некоторых наиболее актуальных вопросов.

Программу предлагаю принять и начать над ней работать.

 

По окончании заседания Правительства состоялась совместная пресс-конференция Министра промышленности и торговли Д.Мантурова и Министра Транспорта М.Соколова: http://www.aex.ru/docs/3/2012/11/23/1677/


Aviation EXplorer


комментарии (5):

Чеснок      26/11/2012 [13:13:59]#1
На счет ресурса Д.Мантуров дал мутные комментарии.
Я не пойму - если есть Life limit (ресурс), то зачем его за бабло продлевать. Если Life limit увеличили производители, например подтвердив его длительными испытаниями, то нужно увеличить ресурс на этой детали для всех эксплуатантов. А то наделают изделий с мизерными ресурсами (по сравнению с иномарками), а потом их продлевают за бабло.

bear-f      26/11/2012 [19:56:00]#2
А что-же будет с КБ "Туполев", ведь Погосян и Демченко их просто выкинули из гражданской авиации, а что будет с кб "Бериев" и многими другими предприятиями, кто не связан с Ssj и МС-21.Они нам не нужны?

ФросяБурлакова      26/11/2012 [23:50:33]#3
обсуждение не профессиональное поверхностное. Зачем его вообще устраивать на заседании Правительства, не ясно. Свои "хотелки" министерства должны доводить не на финальной презентации, а гораздо раньше: когда формируется целевой заказ на изделия определенных характеристик.

Сашочек      13/12/2012 [15:43:00]#4
Восхищен глубиной обсуждения темы. Не остался не рассмотренным ни один тезис доклада. Досконально обсуждены размеры гигантсикх средств, выделяемых на программу и на каждое ее направление. Потрясает, с какой заинтересованностью обсудили модельный ряд, как предметно проанализировали какие задачи в авиаперевозках великой страны будут решены с реализацией этой ГОСУДАРСТВЕННОЙ программы. Правительство показало пример новаторского подхода к рассмотрению принимаемых важных решений.
Оно полностью олтличается от рутинного рассмотрения таких программ в прошлом, когда непонятно зачем требовали заключения научно-исследовательских институтов отрасли и институтов отраслей, для которых предназаначались продукты программы. На заседания приглашались ученые, которые давали научное обоснование по своей компетенции, а также представители эксплуатирующих организациий, которые зная свою ответственность перед будущими поколениями, выступали по-существу и с очень ответственных позиций. Правительство посчитало все это ненужным и с голоса приняло Государственную программу до 2025 года...

Aviamectatel      10/03/2013 [03:05:44]#5
А какой доклад может сделать социолог, только бла-бла-бла. Их на социологическом в МГУ лапшу на уши вешать учат и ни за что не отвечать. Лучше бы в школе ОБЖ преподавал. Такое впечатление что у ВВП нет друзей- технарей. Одни бла-бла-бла кругом. Наверное друзья технари понимают, что уже нереально возродить авиапром. после 20 летнего уничтожения промышленности и сразу отказываются.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYFzv
https://youdo.com/auto/tinted/brand/hyundaisolaris/ - подробности здесь.
https://youdo.com/auto/presale/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer