← Назад

Главная Техника/технологии Специальный репортажЛегендарный "МиГ"

7 ноября 2012 года / Кондратов Алексей / Aviation EXplorer

На территории производственного комплекса ОАО «Российская самолётостроительная корпорация (РСК) «МиГ» в подмосковных Луховицах, прошло выездное заседание Комитета по обороне Государственной Думы, посвящённое развитию российской боевой авиации.

В закрытом режиме депутаты, представители Минобороны, научно-исследовательских институтов и отечественных авиастроительных компаний обсудили ряд проблемных вопросов и рассмотрели пути их решения.

Вступительное слово Владимир Комоедов начал с ответа на вопрос, почему заседание проводится в корпорации «МиГ». Бывший командующий Черноморским флотом, назвал три причины, первая из которых – 60-летнее мировое лидерство «МиГа» в создании самолетов тактической авиации.

Вторая причина - геополитический аспект: в европейской части России за исключением «МиГа» сегодня нет полноценного завода, специализирующегося на постройке истребителей. В этом контексте Комоедов подчеркнул значение корпорации для обеспечения устойчивости ОПК России в кризисных ситуациях.

И третья - успехи микояновцев в создании технологий интеграции в разнородную систему при разработке авиационной техники в интересах Войск ПВО СССР.

Завод в Луховицах

В советские времена производственный комплекс корпорации «МиГ» был рассчитан на выпуск нескольких сотен самолетов в год, но к началу 2000-х годов предприятие практически перестало собирать новые самолеты. Сейчас завод в Луховицах переживает второе рождение, связанное с освоением новых технологий и увеличением выпуска самолетов. На территории предприятия работают новейшие цифровые станки с ЧПУ.

Масштабное обновление производства на «МиГе» связывают с созданием нового семейства истребителей  МиГ-29М/М2 и МиГ-29К/КУБ, а также истребителя поколения «4++» МиГ-35. Эти машины спроектированы как новая платформа, имеющая большой потенциал для наращивания боевых возможностей в течение длительного времени на основе применения технологий, присущих самолетам пятого поколения.

Только внешне новые истребители похожи на классический МиГ-29. Однако эти самолеты являются абсолютно новым истребителями с серьезными изменениями в конструкции фюзеляжа, бортового оборудования, а также используемых при производстве материалах.

Известно, что луховицкий завод в свое время был лидером в освоении композиционных материалов. Их производство журналистам не показали, однако продукцию представили.

В конструкции фюзеляжа  современных корабельных МиГ-29 до 15% составляют композитные материалы. Тогда как в первых МиГ-29 композитов было всего 2-3%.  Благодаря использованию композитов в 1,5 раза увеличился запас топлива и боевая нагрузка (4,5 тонны ракет и бомб). В 2 раза увеличен летный ресурс. Кроме того, композиты устойчивее к воздействию соленой воды, что важно для палубного истребителя. В общем весе нового истребителя полимеры, композиты, сотовые блоки и панели составляют 12 процентов, но без их использования самолёт стал бы тяжелее на 30 процентов. 

Гендиректор корпорации Сергей Коротков заявил, что портфель заказов по поставкам авиатехники в РСК «МиГ» сформирован до 2017 года и оценивается в сумму свыше 6 миллиардов долларов. В ближайшее время ожидается заключение новых контрактов как с иностранными заказчиками, так и с Министерством обороны РФ.

Россия начнет поставку Индии 29 самолетов МиГ-29К/КУБ до конца года.
- По первому контракту поставлено 16 таких самолетов, начинается исполнение второго контракта, до конца года начнем поставки самолетов в Индию в рамках второго контракта на 29 самолетов", - сказал Коротков по итогам выездного заседания комитета Госдумы по обороне.

Основу экспортного портфеля заказов составляют контракты по поставке, а также ремонту и модернизации авиационных комплексов в странах Европы, Азии, Африки, Южной Америки, в том числе поставки имущества, запасных частей ряду государств, эксплуатирующих самолёты МиГ.
Среди иностранных заказчиков корпорации лидирует Индия. Для её ВВС в рамках контракта, подписанного в  марте 2008 года, проводится модернизация по программе МиГ-29 UPG. Первые шесть авиационных комплексов прошли ремонт и модернизацию на производственном комплексе «МиГ». Более 90 процентов самолётов по данной программе будут доработаны в Индии. 

В дополнение к производству новых палубных истребителей для ВМС Индии и российского ВМФ компания также должна поставить в следующем году ВВС России первые МиГ-35. Также ожидается увеличения заказа от Минобороны России этих самолетов в 2013-14 гг.

Министерство обороны России намерено сформировать в составе ВВС не менее двух эскадрилий МиГ-35 к 2015 году. Изначально контракт на поставку МиГ-35 российским ВВС планировалось заключить в 2009 году, однако этого не произошло.  МиГ-35 будет выпускаться в одноместной (МиГ-35) и двухместной (МиГ-35Д) версиях.

По гособоронзаказу в следующем году будет выполнена поставка в войска четырёх новых авиакомплексов «МиГ», а в 2014 году запланировано начало поступления многофункциональных МиГ-35. Первая машина для военной авиации России уже находится на стапеле.

Корпорация "МиГ" также принимает участие в проекте, тендер по которому ранее выиграл холдинг "Сухой". Российские самолетостроительные компании "МиГ" и "Сухой" подписали соглашение о сотрудничестве в разработке беспилотных летательных аппаратов. В июле 2012 года Минобороны России выбрало компанию "Сухой" в качестве главного разработчика проекта тяжелого ударного беспилотника. 

Сегодня самолеты корпорация "МиГ" строит на трех заводах: в Луховицах, в Москве и в Нижнем Новгороде.

Фюзеляж делают в Москве, агрегаты - в Нижнем, крылья - в Луховицах. Окончательная сборка самолетов происходит в цехах завода в Луховицах, в современном цехе финальной сборки истребителей. На заводе  в Луховицах также находится композитное производство.

Кадры

Молодежи на заводе «МиГ» в Луховицах много. Молодёжь идёт на предприятие, и это было наглядно видно по работающим на стапелях. Рабочие профессии можно получить в Политехническом колледже и в Луховицком авиационном техникуме. Много рабочих из городов Московской и Рязанской областей.

Так, например зарплата молодого оператора станка с ЧПУ начинается от 18 тыс. рублей в месяц, но потолок заработков засекречен. Привлекают и соцпакетом: в заводской столовой можно пообедать за 60 руб. Отправить детей оздоровительные лагеря за 10% от стоимости путевки, профсоюз оплачивает дорогостоящие операции. За счет корпорации многие без отрыва от производства учатся в МАИ. По ряду специальностей предусмотрена целевая подготовка за счёт средств фирмы в высших и средних учебных заведениях. Студентам дневной формы обучения предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов. В соответствии с заключаемыми договорами после обучения они обязаны пять лет проработать на фирме. Практически каждый такой выпускник – фанат авиастроения, работает качественно и по прошествии нескольких лет становится высококлассным специалистом с богатым практическим опытом.

Итоги

"Корпорация «МиГ» не утратила имевшийся потенциал и не находится в кризисной ситуации. Проблемы имеются, но они носят рабочий характер и наиболее оперативно могут быть решены при государственной поддержке на высшем уровне", заявил генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков.

В ходе заседания в подмосковных Луховицах рассматривалось состояние дел и на других авиастроительных предприятиях. По итогам выездного заседания Комитетом по обороне Госдумы будут оформлены и представлены соответствующие предложения руководству страны.

Сергей Коротков отметил, что в новых моделях многофункциональных авиационных комплексов марки «МиГ» реализованы новейшие идеи и решения. Они позволяют этим самолётам соответствовать всем международным требованиям, предъявляемым к технике такого класса, и быть конкурентоспособными на мировом рынке вооружений. Традиционно российская военная продукция занимает лидирующие позиции по критерию «эффективность – стоимость».

Вместе с тем РСК «МиГ» с прицелом на далёкую перспективу имеет хороший потенциал для развития и это главный залог ее будущего. 

Фоторепортаж:

 


Кондратов Алексей


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2012/11/7/1665/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.