Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Презентация

Состояние и прогноз обновления парка воздушных судов гражданской авиации России

8 марта 2012 года / Василий Шапкин / Aviation EXplorer
 

Доклад Генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА д.т.н., профессора Василия Шапкина на конференции ТОиР авиационной техники в России и СНГ, 1 марта 2012 года.

Роль авиации в транспортной системе России

В 2010 году воздушный транспорт более, чем на 30% превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта в дальнем сообщении, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. По итогам 2011 года пассажирооборот воздушного транспорта больше, чем железнодорожного, уже на 50%. Наиболее интенсивно в прошедшем десятилетии развивался международный сегмент рынка авиационных перевозок. 

Десятилетие роста объемов авиаперевозок

За 2010 год рынок полностью компенсировал последствия кризиса, активно отреагировав на возобновление экономического роста и снижение авиатарифов. В целом, в 2001-2010 годах средний темп роста пассажирских перевозок составлял 10,7% в год.

В 2011 году продолжилась тенденция роста авиаперевозок. Пассажирооборот вырос на  13,4% и составил 167 млрд. пкм, тем самым обновив уровень исторического максимума, сохранявшийся с 1990 года.

Аэродромная сеть России

Численность аэродромов сегодня в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году. К концу прошлого десятилетия негативная тенденция сжатия аэродромной сети приостановилась, за 2010 год численность аэродромов даже немного выросла. Но в 2011 году численность аэродромов вновь сократилась на 5%. Сегодня аэродромная сеть включает 315 аэродромов, в том числе порядка 120 аэродромов классов А, Б и В.

Авиакомпании России

За 2011 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 126. При этом по итогам года 60% пассажирооборота обеспечили 5 лидирующих авиакомпаний (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь, Оренбургские авиалинии), 90% пассажирооборота обеспечили 17 авиаперевозчиков. 

Сравнительные тенденции рынка авиаперевозок

 

Темпы роста перевозок российских авиакомпаний за 2001-2010 годы составили в среднем 6,5% в год по грузообороту и 10,7% в год по пассажирообороту. Это выше темпов роста мирового рынка примерно в 2,5 раза. Пассажирооборот российских авиакомпаний вырос за 2001-2010 годы в 2,8 раза, в то время как мировой рынок – в 1,5 раза. В 2011 году сохранилось двукратное превышение темпов роста российского авиатранспортного рынка по сравнению с мировым.

Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок

Средние темпы роста авиатранспортного рынка в период до 2030 года оцениваются в 7,5% в год. Это обеспечит удвоением объемов авиаперевозок за 10 лет и позволит пассажирским перевозкам выйти на уровень 300 млрд. пкм в 2020 году, а через 20 лет вырасти в 3,7-4,8 раза, в т.ч. за счет выхода авиакомпаний на рынок транзитных через территорию России перевозок.

Состав действующего коммерческого парка

По состоянию на начало 2012 года в составе действующего парка российских авиакомпаний было 605 магистральных и 340 региональных пассажирских самолетов, 32 самолета класса бизнес-джет, а также 127 грузовых самолетов.

Объемы использования парка самолетов

Объемы использования устаревших отечественных самолетов предыдущих поколений сократились до 6%, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом все более значимым становится применение западных типов самолетов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2011 году составил 89% (по сравнению с 18% в 2000 году), а в грузооборот – 79%. Доля современных российских типов самолетов в объеме пассажирских перевозок была максимальной в 2006 году, когда она составила 9%, а сегодня сократилась до 5%.

Эффективность энергопотребления российских авиакомпаний растет

За 2001-2010 годы удельный расход топлива российских авиакомпаний снизился в 1,8 раза. При этом суммарный расход топлива и, соответственно, объем выбросов парниковых газов, в 2010 году был почти вдвое меньше, чем в 1990 году, и находился на уровне 2004 года, когда объем авиатранспортной работы был на 40% меньше. В 2011 году удельный расход топлива снизился еще на 3,6%, но объем эмиссии парниковых газов вырос на 7% вследствие опережающего роста объемов авиаперевозок.

Фактические поставки пассажирских самолетов

Объем поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2006-2011 годы в российский парк было поставлено 557 пассажирских самолетов зарубежного производства и 40 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 18 западных и 9 новых российских самолетов.

Фактические поставки вертолетов

Наибольшее за последние 6 лет количество новой отечественной авиатехники было поставлено в вертолетный парк – 116 вертолетов, что составляет 20% от общего количества поступивших в парк вертолетов классов пассажиро-вместимости от 3 мест, в числе которых 362 – иностранные вертолеты.

Структура поставок пассажирских самолетов

Лидерство по количеству поставляемых в парк самолетов постепенно перешло к наиболее конкурентоспособным сегодня на мировом рынке моделям самолетов. 

Топливная эффективность ВС в эксплуатации

Поставляемые на замену отечественным самолетам предыдущих поколений западные самолеты обеспечивают примерно вдвое меньший расход топлива на единицу выполненной транспортной работы. Современные российские самолеты семейств Ту-204/214, Ан-148, SSJ-100 по данному показателю также существенно превосходят заменяемые типы, но несколько уступают лучшим аналогам.

Провозная способность пассажирского парка

До 2015 г. ожидается прекращение эксплуатации большинства отечественных и зарубежных самолетов предыдущих поколений.  К  2020 году потребуется замена части парка самолетов В-767, Ил-96, В-737, А-320, Ту-204, а также практически всех региональных самолетов.  Располагаемая провозная способность действующего сегодня парка к 2020 году сократится вдвое, в то время как потребная провозная мощность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет значительные потребности авиакомпаний в дальнейшем обновлении и расширении парка.

Емкость внутреннего рынка пассажирских самолетов

Учитывая списание устаревших типов воздушных судов в связи с отработкой ресурсов и потерей ими конкурентоспособности, потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям оценивается в 1030-1200 ВС в период до 2020 года. Ожидается спрос на самолеты различных классов пассажировместимости, который будет удовлетворяться за счет самолетов как отечественного, так и зарубежного производства.

Российские предложения на рынке ВС

Планы российской авиапромышленности связаны с наиболее востребованными сегментами российского и мирового рынка самолетов, что создает предпосылки для занятия ее продукцией существенной доли в российском парке. Недостаточное внимание уделяется разработке региональных и легких самолетов. 

Магистральные самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

Каждый из выпускаемых или разрабатываемых отечественных самолетов имеет несколько современных конкурентов, получивших сертификат типа АР МАК. Исключением является только класс 100-местных самолетов, где пока не сертифицированы альтернативные SSJ предложения СRJ-1000 и ЕRJ-190, а также класс 70-местных реактивных региональных самолетов, где отсутствует альтернатива Ан-148.

Региональные и легкие самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

Среди региональных и легких многоцелевых самолетов предложение отечественной промышленности ограничено, фактически, самолетами Ан-148 и Ан-140, ситуация с перспективами производства которого не понятна.

Доля зарубежных самолетов в действующем парке

Отсутствие в России серийного производства целого ряда классов воздушных судов определяет сохранение значительной потребности воздушного транспорта России в использовании иностранной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском коммерческом парке пассажирских самолетов оценивается в 60%, в грузовом парке – в 30%. Эти оценки предполагают успешную реализацию российских программ производства современных самолетов, доля которых в поставках в пассажирский парк должна вырасти с сегодняшних 10% до перспективных 40%, а в грузовой – до 50%.

Необходимый темп пополнения летного состава авиакомпаний

Для выполнения прогнозируемого объема перевозок летный состав авиакомпаний, начиная с 2013 года, должен ежегодно пополняться еще на 370-510 пилотов самолетов в дополнение к плановому выпуску пилотов самолетов из учебных заведений Минтранса РФ. А в ближайшие годы – и на большую величину. 

Выводы

  • В 2000-е годы в парк российских авиакомпаний поставлено более 900  пассажирских самолетов.
  • Располагаемая провозная способность действующего парка к 2020 году сократится вдвое, а потребная  провозная способность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет потребность авиакомпаний в 700-850 магистральных и 300-350 региональных самолетов до 2020 года.
  • Конкуренция и отсутствие производства в России ряда классов самолетов определяют сохранение в парке высокой доли зарубежной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском  пассажирском парке оценивается в 60%.
  • Российский авиационный рынок в прошедшем десятилетии был одним из самых динамично развивающихся сегментов мирового рынка и останется таким в долгосрочной перспективе. 

Василий Шапкин


комментарии (19):

cслава головин      09/03/2012 [10:32:29]#1
Прочитал Ваш доклад.(в ГА -30лет)Одни противоречия-кол-во а.дромов упало в разы (с 90м годом)а пассажирооборот приблизился к уровню 90года.Это как?Даже по москве сетка расписания (по фпл) не достигла и 1999-2000г-а регионах и того хуже.И что забавно главный железнодорожник в плане перевозок пассажиров вообще авиацию не считает конкурентом...откуда такие данные-причем на дальних перевозках?

WWW      09/03/2012 [11:48:38]#2
Один из немногих обзорных докладов по фактическому состоянию.
Грустно.
И печальные (не сказать, мрачные) перспективы.
Это не хвалебные марши Левитина.
Факт, до чего доведен целенаправленный развал Минавиапрома.
Это ж , надо ж - Минторговли ...

translunar injection      09/03/2012 [14:31:30]#3
cслава головин, растолкуйте в чем связь между кол-вом аэродромов и пассажирооборотом? Если в каком-то Урюпинске закроют аэродром, как это скажется на пассажирообороте?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/03/2012 [21:28:07]#4
cслава головин, не подумайте, что я к вам придираюсь. Но вот уже который ваш комментарий вызывает лишь недоумение. Ну как можно ставить в зависимость холодное с оранжевым? Или может вы разовьёте свою мысль, а то я, извините, не догоняю.

cслава головин      10/03/2012 [09:25:21]#5
По типам "наши-ненаши" все как раз и правильно.а вот утв.о том что ГА россии достигло по пасс-обороту 90г(максимум был в88-89)вызвал недоумение.Если раньше в регионе скажем Новосибирска выполнялось до300рейсов в сутки и более и вдень по городкам и весям развозилось до10т.пассажиров и более.-то сейчас это все в 10-20раз меньше.Такая же картина везде за уралом.Да стало больше чартеров и рейсов заграницу-но они радикально не меняют картину(было3в неделю-стало 3в сутки).Скажем есть а.порты куда выполнялись по 20-30 рейсов ежедневно по кр.городам-сейчас они просто неработают 3дня в неделю).Про красэйр вообще умалчиваю -за 5дней было просто потеряно 38ВС 1класса-они уже не взлетят никогда!Может моск.аэроузел и близок к 90г.-хотя по анализу фпл в сутки там тоже не так все здорово-ну явно на30-40%меньше чем 89-90г..Просто задел по ВС от СССР выработан полностью-иностр.ВС явно дороги-своих не делаем(они еще дороже и в разы хуже)-развиваются лишь компании гиганты с вливаниями со стороны.Наприм."красавиа"(послед.Красэйр)имеет в своем парке лишь2 вс 2кл-и те с продленкой(на старыхан24-не озолотишся)

Правак      10/03/2012 [10:12:12]#6
заводы свои простаивают, что мешает на имеющихся площадях, как раз и выпускать те 60% недостающих вс, тем более , что это рабочие места здесь, а не там...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/03/2012 [14:23:50]#7
cслава головин, в том, что региональная авиация вымирает и нет отечественных самолётов вы несомненно правы. Но это отнюдь не означает, что данные по пассажирообороту неверны. Вы их путаете с пассажиропотоком. По количеству перевозимых пассажиров до времён СССР нам ещё далеко. А вот по пассажирообороту (количество перевезённых пассажиров на дальность) мы вполне на уровне лучших показателей в СССР. Просто наши авиакомпании обзавелись дальнемагистральным флотом, растёт и доля таких перевозок.

Если у вас возникают сомнения, прежде чем опровергать, следует изучить вопрос. Вот вам ссылка на статистику, изучайте: http://www.aex.ru/docs/2/2012/ ...

cслава головин      10/03/2012 [18:07:42]#8
НУ-ну.Есть пассажирооборот-а есть один из характ.показателей (пассажирокилометры)так вот он то и характеризует состояние пассажиропотоков.К примеру-кол-во ап в россии в принципе на уровне общемировых-но если их соотнести с общ.количеством полетов-то получится оч.безрадостная картина

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      11/03/2012 [00:20:29]#9
cслава головин, вы где-то писали, что в авиации 30 лет, а в элементарных вопросах плаваете.

Пассажирооборот и измеряется в пассажирокилометрах. Может, прежде чем что-то утверждать, вы будете спрашивать на форуме и не делать безапелляционных утверждений, а уж тем более не опровергать людей от авиационной науки из ГосНИИ ГА?

супер бывалый      11/03/2012 [09:11:14]#10
ах какой научный труд, какой анализ! да еще от д.т.н. и профессора-за что дали-то, шапкин? не за такие ли "анализы"?

Игорь_УНВВ      12/03/2012 [14:44:34]#11
вот тут и про математику и воздушный транспорт http://www.ato.ru/content/mate ...

kollega      12/03/2012 [15:56:34]#12
Извиняюсь, а подача материалов самого AEX ДЛЯ более широкого ознакомления и обсуждения в какой мере преследуется ? Или это не возбраняется ?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      13/03/2012 [00:26:59]#13
kollega, не понял вашего вопроса.

Кстати, вот и итоговая математика: http://www.aex.ru/docs/2/2012/ ...

cслава головин      13/03/2012 [09:35:02]#14
Согласен в чем-то уже есть провалы.В этом плане интересны рапорты МГА ссср В 80-е годы прошлого века.(там вот гр.оборот по другому трактуется)Сам по себе показатель пассажирооборота ничего корме распределения пасс.потоков по дистанциям не показывает!!Это чисто условный показатель.Общий обьем пасс.перевозок на наст.момент не выше 98-99г-а в ряде регионов много ниже.Можно наприм.вывести показатель т.затрат на одного пассажира-и здесь у нас будет просто суперпоказатель за всю историю россавиации!Ну а многие эксперты дальше Балашихи и Антальи и не ездют.Мне это напомнило рапорт одного маршала в 41г.."нас бьют.а мы все крепчаем!.."(к докладу выше о ВС не имеет отношеня)

Пилот Ту-22      13/03/2012 [09:49:20]#15
Да раньше одни Ан-2 по-моему больше перевозили народу, чем сейчас весь воздушный флот РФ.

kollega      13/03/2012 [10:08:12]#16
GRV... Допускается ли перепечатка материалов AEX на других форумах ?

Дядя      13/03/2012 [16:21:50]#17
Да и по количеству пассажиров практически достигнут уровень 89-90....
И не очень корректно сравнивать Россию с СССР, это ошибка.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      13/03/2012 [22:12:42]#18
2 kollega, вы хотите копировать материалы целиком на другие форумы? И зачем там такие массивы информации? Мне кажется, достаточно на том форуме дать ссылку на статью и затнем обсуждать там. Так, как это происходит здесь с материалами других сайтов. Я, например, против того, чтобы здесь публиковали целиком статьи с других сайтов. Это лишнее и загромождает форум.

kollega      13/03/2012 [22:17:01]#19
GRV. Публиковать именно ссылки на AEX , в крайнем случае заголовки статей + ссылки - именно это я имел ввиду.
Добро. +!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtU1j
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer