Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Техника/технологии Обзор


e-freight пришел в Россию

25 июля 2012 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Минтранс России совместно с ФТС России провели первые тестовые грузовые рейсы в рамках пилотного проекта внедрения международного стандарта e-freight в Российской Федерации

В рамках реализации пилотного проекта по внедрению в Российской Федерации международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарта ИАТА e-freight) авиакомпании «Аэрофлот» и «ЭйрБриджКарго» выполнили первые пилотные рейсы через аэропорты Шереметьево и Толмачево, в ходе которых оформление и сопровождение транзитного груза осуществилось в электронном виде в режиме теста.

Тестовые рейсы являются регулярными рейсами авиакомпаний в рамках маршрутной сети:

  1. «Аэрофлот» рейс  SU-5561 из Гонконга в Шереметьево с посадкой в Новосибирске – прибыл 03.07.2012 в 08.58 (мск)
  2. «ЭйрБриджКарго» рейс RU-298 из Шанхая в Шереметьево – прибыл 04.07.2012 в 14.42 (мск)
  3. «ЭйрБриджКарго» рейс RU-386 из Чжэнчжоу в Шереметьево – прибыл в ночь – 05.07.2012 в 01.13 (мск)
  4. «Аэрофлот» рейс SU-5563 из Гонконга в Шереметьево с посадкой в Новосибирске – прибыл 05.07.2012 в 14.10 (мск)

При выполнении каждого рейса по информационно-технологическим каналам прошло 7 электронных документов, необходимых для оформления транзита (в соответствии с перечнем ИАТА и российской нормативно-правовой базой). Все процедуры электронного оформления грузов выполнялись на основании «Временного порядка»** ФТС России, распространяющегося на участников пилотной зоны в течение всего периода реализации проекта (Приказ ФТС России «Об утверждении Временного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов, совершающих промежуточную, вынужденную (техническую) посадку на территории Российской Федерации, и перемещаемых ими товаров при представлении документов и сведений в электронной форме»).

Стандартные бумажные документы, согласно предварительной договоренности между участниками тестирования, проследовали на борту в запакованном виде в качестве вспомогательного варианта. Единственной причиной, по которой полный отказ от них на этапе обслуживания транзита пока нельзя признать возможным, является необходимость дальнейшего предоставления бумажных носителей для подтверждения авиакомпаниям нулевой ставки НДС.

Тестирование в режиме реальных рейсов показало, что каналы связи между участниками тестирования работоспособны включая прохождение электронной подписи, без которой электронный документ не может получить юридический статус оригинала. Тестирование в рамках реальных рейсов позволяет окончательно настроить новое программное обеспечение и добиться полной совместимости всех задействованных систем: единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов (включая КПС «АвиаПП»), информационно-технологического оператора и систем авиакомпаний. Тестирование на «живой» платформе позволит максимально выявить и устранить возможные технологические сбои и подтвердить готовность к переходу на следующий этап. Далее авиакомпании – участники пилотного проекта – начнут выполнять электронное оформление транзитных операций в режиме опытной эксплуатации на постоянной основе. Параллельно будет начато «живое» тестирование трансферных операций (согласно План-графику пилотного проекта).

Руководитель Межведомственной рабочей группы по внедрению стандарта e-freight в Российской Федерации при Правительственной Комиссии по транспорту и связи Российской Федерации – Заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов:

«Начало внедрения e-freight в режиме реальных рейсов является практическим воплощением в жизнь государственной задачи по созданию электронного правительства в Российской Федерации. Поскольку процедуры оформления грузовой авиаперевозки в России затрагивают целый ряд ведомств, для внедрения e-freight необходимо электронное взаимодействие на межведомственном уровне. Это масштабная высокотехнологичная работа, в которую мы вовлекаем все необходимые ведомства без исключения.

В мире внедрение e-freight ведется в целях упрощения ведения бизнеса в рамках Международной отраслевой программы ИАТА “Simplifying the Business of Air Cargo” и до 2014 года все страны, обслуживающие грузовые авиаперевозки, перейдут на этот стандарт. Он станет обязательным условием работы на международном авиагрузовом рынке. Поэтому для нас e-freight – это ключ к интеграции в мировую транспортную систему, к реализации нашего транзитного потенциала, к повышению конкурентноспособности наших авиаперевозчиков, аэропортов, грузовых операторов на мировом рынке. Кроме того, сокращение формальностей и ускорение прохождения грузов через государственную границу позволит принципиально изменить позиции нашей страны в международных рейтингах – в том числе в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса – в соответствии с задачей, поставленной Президентом В.В. Путиным.

В этой связи первые тестовые рейсы, выполненные пока в режиме транзита как самые простые по пакету документов и межведомственному взаимодействию, я бы сравнил с первым камнем фундамента нового многоэтажного здания.  Безусловно, нам предстоит еще огромная работа как по устранению технологических недочетов в работе систем, так и по доработке нормативно-правовой базы, по разработке и внедрению схем межведомственного взаимодействия. Но сегодня первый практический шаг мы уже сделали и от слов перешли к делу.

В этой связи хочу поблагодарить ФТС России за совместную работу, понимание важности задачи и кооперацию на всех уровнях в рамках проведения первого этапа пилотного проекта. Все задействованные подразделения ФТС России подошли к решению задачи высокопрофессионально, креативно, с активной экспертной позицией. Особенно мы благодарны Новосибирской и Шереметьевской таможне – данные подразделения проделали огромную подготовительную работу и затем круглосуточно контролировали функционирование систем во время проведения рейсов, чтобы наши первые рейсы состоялись. Уверен, что на следующих этапах реализации проекта, наше взаимодействие с ФТС России будет столь же активным и плодотворным».

Президент «Инновационного Центра гражданской авиации» (координатора пилотного проекта)  Рано Джураева:

«В разработке и практической реализации внедрения e-freight мы начали с самого простого – транзитных операций, в рамках которых требуется только 7 документов из 20, рекомендованных ИАТА. Для этого мы в кооперации со всеми участниками проекта осуществили разработку, согласование и утверждение технологии взаимодействия, временных порядков осуществления государственных видов контроля, форматов электронных документов и сообщений,  а затем создание, тестирование и развертывание информационных систем. В дальнейшем – по мере последовательной реализации следующих этапов внедрения e-freight: трансфера, экспорта, импорта и специальных грузов, – схемы взаимодействия будут усложняться. Поэтому сейчас нам особенно важно создать необходимую нормативно-правовую среду, соответствующую нашим практическим действиям по межведомственному электронному взаимодействию в рамках стандарта e-freight, особенно в части  подтверждения авиакомпаниям нулевой ставки НДС при полном отсутствии документов на бумаге. Пока этот вопрос не решен, авиакомпании, выполняя часть процедур в рамках e-freight, не могут полностью отказаться от бумаги. Второй вопрос – присоединение России к "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", заключенной в Монреале 28.05.1999. Мы надеемся, что в рамках Межведомственной рабочей группы и дальнейшего межведомственного взаимодействия нам удастся решить эти вопросы».

 Исполнительный президент авиакомпании «ЭйрБриджКарго» Татьяна Арсланова:

«Со своей стороны наша авиакомпания принимает активное участие в проекте по внедрению e-freight в России, поскольку мы являемся заинтересованной стороной. АВС, как крупнейший грузовой перевозчик России, сейчас по сути дела является первой среди российских авиакомпаний по применению e-freight, мы делаем двойную работу - готовим документы для оформления перевозки за рубежом в электронном виде, а для работы в России – на бумаге. Цель нашей совместной работы – как можно скорее избавиться от двойных стандартов, сократить расходы и оптимизировать ведение бизнеса».

Первый заместитель генерального директора ООО «Новапорт» Александр Бородин отмечает:

Прежде всего, позвольте выразить огромную благодарность Минтрансу России и ФТС России за понимание важности внедрения технологии e-freight для участников рынка – аэропортов, авиакомпаний, транспортных компаний и грузоотправителей. Без поддержки государства решение такого глобального вопроса не проходило ни в одном государстве. Также выражаю огромную благодарность «Инновационному Центру гражданской авиации», который является координатором пилотного проекта и его главным локомотивом. Со своей стороны отмечу, что мы крайне заинтересованы в том, чтобы работать по мировым стандартам и привлекать в российские аэропорты лучшие авиакомпании, лучших операторов, увеличить объём грузоперевозок, осуществляемых в России, поэтому мы делаем все возможное, чтобы внедрение технологии e-freight в России состоялось как можно скорее. Мы постарались создать необходимые условия для проведения тестовых рейсов в аэропорту Толмачево в настоящий момент. Будем работать в этом направлении и дальше!

О внедрении стандарта e-freight в Российской Федерации

Основные понятия

E-freight – международный стандарт безбумажного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок, рекомендованный Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) к использованию в тех странах, где развиты грузовые авиаперевозки.

Внедрение e-freight осуществляется в рамках Международной отраслевой Программы ИАТА по упрощению ведения бизнеса (Simplifying the Business of Air Cargo).

Внедрение стандарта e-freight предполагает создание подлинных документов по оформлению грузовой авиаперевозки  исключительно в электронном виде и их дальнейший электронный обмен, осуществляемый участниками грузовой авиаперевозки между собой и с представителями контрольно-надзорных органов государственной власти как на воздушных пунктах пропуска, так и при дальнейших процедурах, связанных с грузовой авиаперевозкой.

Внедрение стандарта e-Freight является государственным межотраслевым проектом, объединяющим с одной стороны всех участников грузовой авиаперевозки (грузоотправителей/грузополучателей, грузовых агентов и экспедиторов, авиаперевозчиков, аэропортовые структуры, агентов по наземной обработке грузов), с другой стороны – федеральные органы исполнительной власти, подразделения которых задействованы в оформлении и сопровождении грузовой авиаперевозки.

Преимущества использования стандарта e-freight (по оценке ИАТА)

– снижение расходов: суммарная экономия в мировой отрасли до 4.9 миллиардов долларов ежегодно

– быстроту обслуживания грузов: решение по выпуску груза в течение 10 мин

– высокую надежность и точность: однократный ввод исходных данных в пункте отправки груза

– прозрачность процессов: электронная документация позволяет отслеживать статус перевозки в режиме реального времени

Необходимые меры для внедрения стандарта e-freight в России:

– разработать технологию оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок согласно законодательству РФ на базе Операционных процедур, рекомендованных ИАТА (E-freight Operational Procedures – EFOP), а также схему взаимодействия участников грузовой авиаперевозки и федеральных органов исполнительной власти в РФ в рамках электронного взаимодействия

– внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты, чтобы обеспечить легитимность электронных документов и отметок в них

– обеспечить технические решения и подготовить ИТ-системы для электронного взаимодействия, в том числе для применения электронно-цифровой подписи

– обеспечить подготовку и обучение квалифицированного операционного персонала в штате соответствующих федеральных органов исполнительной власти и компаний – участников грузовой авиаперевозки

О ходе внедрения стандарта e-freight в Российской Федерации

В апреле 2010 года «Инновационным Центром гражданской авиации» была инициирована и обоснована необходимость проработки вопроса о внедрении в Российской Федерации международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок  с целью реализации транзитного потенциала России и обеспечения возможности для ее интеграции в мировую транспортную систему. В этой связи были приняты следующие решения.

1. Решение по итогам заседания Правительственной Комиссии по транспорту и связи РФ 15.12.2010 о подготовке предложений по совершенствованию таможенного регулирования (упрощение процедур и сроков оформления) грузов, перевозимых авиационным транспортом, в том числе в том числе по внедрению технологии e-Freight.

2. Минтрансом России инициирована НИР: «Разработка структуры и предложений к Концепции развития грузовых авиаперевозок в Российской Федерации». НИР разработана «Инновационным Центром гражданской авиации», одобрена Научно-техническим советом Минтранса России (07.12.2011).

НИР включает:

– проекты изменений нормативно-правовых актов в транспортной, таможенной, налоговой и иных сферах регулирования грузовых авиаперевозок;

– технологию взаимодействия и базовые требования (транзит/трансфер) к основным участникам пилотного проекта;

– план-график реализации пилотного проекта по внедрению стандарта e-Freight в России.

3. Решение по итогам заседания Правительственной Комиссии по транспорту и связи РФ 29.11.2011 о проведении пилотного проекта, составе пилотной зоны, согласовании план-графика с заинтересованными ведомствами, создании рабочей группы при Правительственной комиссии по транспорту и связи под руководством заместителя министра транспорта РФ В.М. Окулова.

О пилотном проекте внедрения стандарта e-freight в России

Пилотный проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и финансируется Минтрансом России совместно с компаниями – участниками пилотного проекта.

Участники проекта – авиакомпании и аэропорты:

  1. Аэропорт «Толмачево» (Новосибирск)
  2. Аэропорт «Шереметьево» (Москва)
  3. Аэропортом «Емельяново» (Красноярск)
  4. Авиакомпания «Аэрофлот»
  5. Авиакомпания «ЭйрБриджКарго»

Участники проекта – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции на воздушных пунктах пропуска авиационного груза и входящие в  Межведомственную рабочую группу при Правительственной комиссии по транспорту и связи Российской Федерации в связи с реализацией пилотного проекта:

  1. Минтранс России
  2. Минздравсоцразвития России
  3. Минкомсвязь России
  4. Минсельхоз России
  5. ФНС России
  6. ФСБ России
  7. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
  8. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
  9. ФТС России
  10. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)
  11. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

«Инновационный Центр гражданской авиации» является разработчиком и координатором проекта по поручению Минтранса России и осуществляет взаимодействие между участниками рынка грузовых авиаперевозок и представителями федеральных органов исполнительной власти, в том числе ведет работу по подготовке необходимых изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых внедрение электронных документов, сопровождающих грузовые авиаперевозки, станет возможно. Также «Центр ГА» формирует технические требования к информационному обмену данными и ведет мониторинг сроков выполнения подготовительных работ участниками проекта в соответствии с планом.

Внедрение e-freight в России сопровождают следующие документы:

1. Совместный приказ Минтранса России, ФТС России, ФБС России «О проведении в Российской Федерации пилотного проекта по внедрению международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок»;

2. Приказ Минтранса России «Об установлении формы электронной грузовой авиационной накладной»;

3. Приказ ФТС России «Об утверждении Временного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов, совершающих промежуточную, вынужденную (техническую) посадку на территории Российской Федерации, и перемещаемых ими товаров при представлении документов и сведений в электронной форме».

План-график реализации пилотного проекта реализуется по принципу «от простого к сложному» и включает следующие этапы:

1 этап: транзит, трансфер (апрель 2012 – апрель 2013)

2 этап: импорт (июль 2012 – октябрь 2013)

3 этап: экспорт (август 2012 – октябрь 2013)

4 этап: специальные грузы (декабрь 2012 – март 2014)

4.1 опасные грузы

4.2 скоропортящиеся грузы

4.3 живые животные

* ВВЛ – начало реализации – декабрь 2013

Пояснения по видам работ:

  1. Общая подготовка – разработка, согласование и утверждение технологии взаимодействия, временных порядков осуществления государственных видов контроля, форматов электронных документов и сообщений,  создание, тестирование и развертывание информационных систем.
  2. Подготовка воздушных пунктов пропуска и участников пилотного проекта – выполнение мероприятий по подготовке участников перевозки и контролирующих государственных органов в конкретных воздушных пунктах пропуска: внесение изменений во внутренние технологии и инструкции; установка программных средств и информационных технологий на рабочих местах; обучение и тренинг операционного персонала и т.д.
  3. Тестовые рейсы – контролируемое выполнение серии заранее определенных рейсов с целью тестирования используемых технологий и программного обеспечения на предмет их практической работоспособности и отсутствия технологических ошибок и сбоев.
  4. Опытная эксплуатация процесса – выполнение в установленный период времени всех рейсов и грузовых отправок авиакомпаниями – участниками пилотного проекта через пункты пропуска, которые включены в пилотную зону с целью практической отработки технологий и программного обеспечения без использования документов на бумажных носителях. В течение опытной эксплуатации принимается решение об отказе от сопровождения грузовой отправки бумажными документами.
  5. Готовность к функционированию процесса на постоянной основе – состояние, при котором все необходимые изменения в технологии и нормативно-правовые акты внесены.

Примечания

Более подробная информация о международном стандарте ИАТА e-freight:

Комментарий:

В настоящее время ИАТА рассматривает перевод в электронный формат 20 документов (12 обязательных, 8 дополнительных). В Российской Федерации количество и состав соответствующих документов отличается от мировой практики, кроме того есть отличия в методологии формирования  документального сопровождения и оформления грузовой авиаперевозки большинстве других стран (оформляется только груз/оформляется воздушное судно в едином пакете с грузом). В этой связи перечень рассматриваемых документов в рамках внедрения стандарта e-freight в Российской Федерации расширен до 26 (29).

Свод документов:


Aviation EXplorer


комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.








Материалы рубрики

Роман Гусаров
Комплексный тренажер МС-21
Роман Гусаров
«Москва - Карго» и «ЭйрБриджКарго» создают крупнейший грузовой хаб в Восточной Европе
Михаил Вахнеев
Ан-148 перебрался в Саратов
Михаил Вахнеев
Прощай, Бобби, прощай!
Назарио Каучелия
Никаких секретов у меня нет
Виталий Романюк
Хочется добиться хирургической точности в своем бизнесе
Пресс-служба президента РФ
Встреча главы Роскосмоса Игоря Комарова с Владимиром Путиным
Charles Colburn
Boeing Business Jet на выставке во Внуково



Роман Гусаров
ОДК приступила к испытаниям двигателя для самолета Ил-112
Юлия Кузьмина
11-ая Международная выставка деловой авиации JetExpo 2016
Роман Гусаров
Три аргумента в пользу Ил-114-300
Владимир Карнозов
Юрий Слюсарь о проектах ОАК
Роман Гусаров
Знакомимся – гражданский Ил-76ТД-90А
Aviation EXplorer
Знакомьтесь - концепт SportJet by Sukhoi
Владимир Карнозов
Silk Way Airline приобретет «Руслан» у ИФК
Владимир Карнозов
Farnborough 2016: накануне
Шерри Карбари
Мы создаем новые технологии безопасности и эффективности
Роман Гусаров
Выкатка МС-21
Юлия Кузьмина
Инновационный Boeing в перспективном "Сколково"
Роман Гусаров
Десять составляющих успеха SSJ100
Юлия Кузьмина
IX Международная вертолетная выставка HeliRussia-2016
Максим Кузюк
Результаты деятельности холдинга "Технодинамика" в 2015 году
Aviation EXplorer
О Международном Форуме Двигателестроения МФД-2016
ТКП
НСАВ: Взаимодействие ТКП с бизнесом открыто, прозрачно и понятно
Владимир Карнозов
Стенд топливной системы самолета МС-21
А.Никулин, А.Попов
Разработка процедур A-CDM в аэропорту Шереметьево
Владимир Карнозов
«Порой они возвращаются» - Ил-96-400М (Часть 2)
Владимир Карнозов
«Порой они возвращаются» - Ил-96-400М (Часть 1)
Ростех
Семь фактов о ПД-14
Дмитрий Краснов
Роботы в аэропортах будущего не заменят людей
Роман Гусаров
Lufthansa приступила к эксплуатации Airbus A320neo
Владимир Карнозов
Дорогу Ил-114
Владимир Карнозов
А320neo - статус программы
Козловский В.Б., Худоленко О.В.
Построение современной системы послепродажного обслуживания отечественных вертолетов в Российской Федерации
Владимир Карнозов
«Авиастар»: заводская зарисовка
Алексей Кондратов
Таможенный помощник для пассажира
Владимир Карнозов
Ту-204-300 - импортозамещение класса VIP
Евгений Матвеев
Мировой парк вертолетов
Владимир Карнозов
Самый нужный «ТУ»? (Часть 2)
Владимир Карнозов
Самый нужный «ТУ»? (Часть 1)
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100