Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор рынков

"Вертолётоносцы" Юго-Восточной Азии

25 сентября 2012 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В продолжение нашего разговора о мировом вертолетном хозяйстве вслед за США, Россией и Европой, дошла очередь и до ЮВА. К сожалению, используемых материалов для полноценного анализа явно недостаточно. И, тем не менее, не могу отказаться от попытки составить некое общее представление о вертолетных процессах, протекающих в таком далеком и экзотическом регионе.

Где быстрее всего растет численность вертолетов? Первое, что приходит в голову – Юго-Восточная Азия. Здесь в последнее время наблюдается неимоверный рост интенсивности всевозможных аэрошоу, за которыми  просматривается желание «местных», во чтобы то ни стало, поднять собственное вертолетостроение и стремление «пришлых» любой ценой прорваться на новые рынки. Парк вертолетов гражданской авиации ЮВА представляет собой  достаточно пеструю картинку, см. таблицу 1.

Три четверти вертолетов ЮВА приходится на Австралию и Новую Зеландию и только четверть – на все остальные страны. Пройдемся по списку.

Австралия. И по общему количеству вертолетов, и по числу вертолетов на душу населения (22,8 млн. чел.) Австралия занимает высокое 6 место в мире. Из 14711 зарегистрированных  гражданских воздушных судов вертолеты составляют 13% (еще 10 лет назад доля винтокрылых была менее 9%). В настоящее время парк гражданских вертолетов насчитывает 1950 ед., в 2008 г. было 1450. Несмотря на финансово-экономический кризис численность выросла на 53% или по 9% в год. Ежегодный прирост втрое опережает развитие экономики. Вертолеты Австралии «растут, как на дрожжах». Еженедельно регистрируются 4 вертолета, в том числе один двух двигательный – каждые три недели.  Такими темпами через пять лет общая численность легко может перешагнуть отметку в три тысячи.

Структура. Из-за особого географического расположения, рассредоточения и отдаленности сложилась своеобразная структура парка: поршневые вертолеты – 1231, газотурбинные вертолеты с одним ГТД – 508 и с двумя ГТД – 211. Поршневые машины составляют 62%. Особой популярностью у австралийцев пользуются вертолеты Robinson Helicopter Company – 974. Быстрый рост R44, особенно среди частников, лишь подтверждает общемировую тенденцию. Среди вертолетов с одним ГТД лидирует Bell206, а с двумя – Bell412. Численность вертолетов по типам представлена в таблице 2.

Использование по назначению. Коммерческих операторов в Австралии насчитывается 947, из них вертолетных – 259 (28%). Вертолетные операторы мельче, чем самолетные и разбросаны по всей территории. Что касается выполняемых задач, впереди чартерные перевозки (перевозка пассажиров), в которых задействовано 190 (67%) операторов, из них лишь 15 (6%) имеет международный сертификат. На втором месте воздушные работы (без перевозки пассажиров) – 69 операторов (27%). Рост чартерных перевозок объясняется увеличением добычи энергоресурсов на севере страны. В нефтегазодобывающем секторе эксплуатируются, в основном, вертолеты с двумя ГТД. В Австралии рост двух двигательных составляет – (21% пунктов) почти в 3 раза быстрее, чем однодвигательных  (8% пунктов). В том числе благодаря и заказам на ПСО и СМП. С 2006 г. численность вертолетов с двумя  ГТД росла по 20% в год и в 2012  г. достигла 211. В течение ближайших 5 лет может вырасти до 524 вертолетов, а с  учетом контракта на обучение военных вертолетчиков в 2017 г. – 544. В результате, общая численность может превысить 3100.

Пилоты. В Австралии  25000 пилотов самолетов, из них 10300 (42%) частные пилоты. Из 3000 пилотов вертолетов (1,54 пилота на вертолет) только 587 имеют лицензии частных пилотов (20%), что вдвое меньше, чем самолетных. В тоже время они летают по 1000(!) часов в год. Ежегодно по старости «теряется» 3% пилотов вертолетов (средний возраст пилотов 48 лет), поэтому для ежегодного 9% прироста численности вертолетов потребуется  увеличивать число пилотов по 12% в год. А с учетом потерь, несвязанных со старением (уход из отрасли, плюс  болезни) – 8%, потребный рост составит уже 20%. Если выполнить элементарные расчеты, получается, что Австралии ежегодно потребуется до 470 пилотов. 30 школ должны готовить по 16 пилотов, для чего по мнению одних специалистов потребуется не менее 55000 учебных часов налета. Другие, напротив, скептически относятся к этим планам (если в 1995 г. средний налет курсантов составлял 2500 часов, в 2004 г. у большинства участников курсов безопасности полетов налет не превышал 300 часов). Несмотря на трудности с пилотами и инженерно-техническим составом, возможности для роста в Австралии – ПСО и СМП, береговая охрана и учебно-тренировочная подготовка военных пилотов.   

Новая Зеландия. По числу вертолетов на душу населения (4,4 млн. человек) занимает первое место в мире, а по общему числу вертолетов (782) – лишь 10 место. Из 4600 воздушных судов Новой Зеландии на вертолеты приходится 17%. Рост численности вертолетов медленнее, чем в Австралии, всего 3% в год, но почти в 6 раз выше, чем самолетов. До 2006 г. 65% самолетов были частными, после кризиса – 42%., для сравнения, только 15% вертолетов частные. Темпы роста: каждые две недели – один новый вертолет. В последнее время наблюдается увеличение численности двух двигательных вертолетов. Из 782 вертолетов – 51 (6%) двух двигательные.

Индия. Для четвертой в мире экономики 277 вертолетов (см. таблицу 3), из которых более половины (140) – легкие и поршневые вертолеты, явно недостаточно.

Среди производителей лидирует Bell, далее идут Eurocopter, AgustaWestland и HAL. Несмотря на слабую динамику (около 15 вертолетов в год), Индия уверена, что менее чем за шесть лет сумеет удвоить парк вертолетов за счет увеличения добычи нефти и газа.  

Китай. Только 160 вертолетов. Лишь недавно появился первый частный Robinson R44. В мировой гонке экономик КНР стремится выйти на второе место, однако обогнать Японию без развития гражданской авиации, в том числе вертолетов, не возможно. Китай поставил задачу в течение 10 лет выйти на уровень 3000 вертолетов, включая 1000 вертолетов ПСО и СМП.  Вертолетостроители всех «мастей» бросились в Китай строить сборочные заводы.

Малайзия. 75 вертолетов и две летные школы. Политические и инвестиционные проблемы привели к замедлению роста экономики. Лишь оффшору удается расти. Несмотря на слабый рост, туристическая индустрия может быть нишей для будущего роста вертолетов. 

Индонезия. К сожалению, нет данных. Несмотря на экономические трудности, страна борется за сохранение независимости исламской нации. Здесь главным «приводным ремнем» вертолетного рынка будет борьба с терроризмом. Потери в сфере туризма в стране «4000 островов» грозят более серьезными экономическими и, соответственно, вертолетными проблемами. 

Таиланд. На 62 млн. человек населения с мощной экономикой, огромным туристическим потенциалом и антитеррористическим настроем правительства всего 70 вертолетов и только одна вертолетная школа.

Благодаря уникальному островному расположению вертолетное хозяйство государств ЮВА издалека представляется сказочными вертолетоносцами с громкими названиями: «Австралия», «Новая Зеландия»… При ближайшем рассмотрении выясняется существенная вертолетная неоднородность региона. Огромные потенциальные возможности роста одних и серьезные проблемы других. Главная для всех – нехватка профессионалов. «Разыгрывая карту» ЮВА, основные игроки вертолетного рынка выбирают Австралию и Новую Зеландию. За третье место поборются Китай и Индия. Несмотря на слабость остальных участников, если учесть, что каждый новый вертолет – это почти 1,5 новых рабочих места, потенциал вертолетного рынка ЮВА никого не оставит равнодушным.


Евгений Матвеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgiYD
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/country/geo/kovrov/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer