Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор рынка

Военный бюджет Индии и авиапром России

20 февраля 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Девятая по счету авиационная выставка Aero India 2013 стала крупнейшей, проведенной на базе ВВС Yelahanka неподалеку от города Бангалор: площадь экспозиции выросла в полтора раза, до 125 тыс. кв. метров. В ее работе приняли участие шестисот пятьдесят компаний и семьдесят восемь государственных делегаций. Крупнейшие национальные экспозиции представили США, Израиль и Россия (под флагом "Ростехнологий", 857 кв. метров, 37 фирм, 180 экспонатов). Впервые на территорию Yelahanka была допущена китайская делегация. Ее члены вели себя активно, можно даже сказать вызывающе, снимая всех и вся на фото и видео камеры во время церемонии открытия 6 февраля и последующего летного показа авиатехники.

Благодаря участию истребителей разных стран мира, летная программа выставки получилась очень зрелищной. Свои машины и летное мастерство демонстрировали экипажи истребителей Rafale (французы привезли три машины – две двухместных и одну одноместную), F-16C (два самолета ВВС США), LCA Tejas (местной разработки и производства, на выставке летали три одноместных борта, а на обозрение публики выставили полномасштабный макет «спарки»), Су-30МКИ (ВВС Индии представили четыре аппарата и, поочередно, задействовали три из них в летной программе) и Су-27 (группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи» на двух «спарках» Су-27УБ иркутской сборки и трех одноместных Су-27 комсомольской).

Министр обороны Индии Arackaparambil Kurian Antony

Министр обороны Arackaparambil Kurian Antony назвал Aero India "лучшей авиационной выставкой Юго-восточной Азии", выделив ее с лучшей стороны и по числу представленных фирм и экспонатов, и по зрелищности программы летного показа. Он с удовлетворением отметил рост количества иностранных участников, а также увеличение числа индийских фирм, особенно средних и мелких. В этом господин Antony увидел плоды деятельности правительства, его усилий по вовлечению частного бизнеса в дело укрепления национальной обороны. "Начиная с 2001 года, оборонный сектор открыт частному бизнесу на все сто процентов", - заявил Antony. Кроме того, иностранному капиталу разрешено участие в оборонных предприятиях страны с долей до 26%.

На рубеже веком индийская экономика пошла в рост, позволив правительству увеличить расходы на национальную оборону, до 35,4 млрд. долларов в 2011 году. Независимые эксперты подсчитали, что порядка 14 млрд. долларов ежегодно правительство тратит на покупку вооружения и военной техники за рубежом, и еще примерно шесть млрд. - у предприятий местного ОПК.

Оборонный бюджет Индии сегодня составляет 2,5% ВНП и 15% всех расходов центрального правительства Республики. По заявлению главкома Norman Anil Kumar Browne, на долю ВВС приходится 26% оборонных расходов страны, а соотношение между затратами на содержание и капитальными инвестициями составляет 40:60. Со времен 11-го оборонного плана (2007-2011) было заключено 325 различных контрактов на общую сумму 28,5 млрд. долларов, направленных на развитие капитальной базы ВВС Индии. Из них 217 следок стоимостью 15,5 млрд. долларов получила местная промышленность.

Главком ВВС Индии Norman Anil Kumar Browne

Несмотря на рост собственного производства, по ряду ключевых позиций Индия продолжает полагаться на иностранных производителей, закупая за рубежом боевые и военно-транспортные самолеты, летательные аппараты специального назначения, фрегаты УРО, обычные и атомные подводные лодки. Так, объявленные предстоящие закупки новой авиатехники для ВВС Индии в рамках прямых и конкурсных поставок оцениваются суммой от 17 до 20 миллиардов долларов США.

Плохой новостью для участников Aero India 2013 стали заявления о возможном снижении расходов на оборону в результате замедления темпов экономического развития страны. Рост экономики в 2012-2013 гг. составляет всего 5%, против 6,2% в 2010-2011 гг. Напомним, что самый низкий прирост национальной экономики в новом веке, всего 4%, пришелся на 2002-2003 гг., а самый высокий, 9%, наблюдался перед всемирным кризисом.

Комментируя цифры, министр обороны сказал, что глобальная рецессия не обошла стороной индийскую экономику. Низкие темпы развития заставили правительство сократить военные расходы в декабре 2012г. на 10000 крор в дополнение к ранее объявленному сокращению на 19000 крор. Накануне выставки министр финансов призвал министерства ориентироваться на 10% снижение бюджетов по всем ведомствам.

Между тем, пока остаются в силе ранее опубликованные прогнозные цифры на 12-й оборонный план (2012-2017) в сумме 4455 миллиарда рупий (81 млрд. долларов по текущему курсу) на капитальные расходы, из которых 3564 миллиарда рупий (64,8млрд. долларов) планируется направить непосредственно на закупку и модернизацию вооружений и военной техники. Согласно долгосрочным прогнозам, годовой бюджет военного ведомства Индии к 2015 году достигнет 44,9 млрд. долларов (если Правительство не одобрит план сокращения военных расходов).

Rafale

Со своей стороны, министр обороны заверил участников и посетителей выставки, что "послаблений в деле модернизации Вооруженных Сил республики допущено не будет". По мнению Antony, именно Вооруженные Силы обеспечивают спокойствие и стабильность в стране. Военным и полицейским приходится на каждодневной основе противостоять террористам, исламистам и маоистам в различных районах Индии.

Так, в январе боевики Naxal подбили вертолет ВВС Индии. В результате обстрела с земли машина получила серьезные повреждения, из пробитых магистралей в кабину хлынули потоки топлива и гидравлической жидкости. Однако высокий профессионализм летчиков позволил им успешно выполнить аварийную посадку в районе Chhattisgarh. Согласно данным, обнародованным маршалом Browne, в течение трех лет по заявкам других ведомств летчики ВВС выполнили шесть тысяч вылетов и провели 172 спасательных операции, в ходе которых неоднократно подвергались обстрелам со стороны противника.

Но вернемся к военному бюджету. Как заявил министр обороны, все основные программы будут выполнены. Сокращение расходов затронет лишь отдельные сферы и выразится в переносе сроков начала закупок по "не самым важным" проектам.

Заметим, что это заявление было неоднозначно истолковано в прессе. Некоторые издания стали "вычислять", какие программы попадут в число "не самых важных". Появились публикации о том, что международный тендер на 197 вертолетов разведки и наблюдения, в котором российский Ка-226Т сражается с европейским Eurocopter AS550 C3 Fennec, будет отменен. Нельзя исключать и перекладывание на более поздний срок реализацию плана глубокой модернизации Су-30МКИ, известную под названием Super 30. Неясны сроки подписания контракта по заправщикам Airbus A330 MRTT и патрульным самолетам для береговой охраны.

Ми-8

Индийские журналисты прогнозируют затягивание с открытием конкурса на замену 56 устаревших самолетов HS 746 Avro, в котором участвуют Ан-148, Ил-114, Airbus Military CASA C-295 и Alenia C-27J Spartan. Частично положение дел с легкими военно-транспортными машинами выправляет продление ресурса парка Ан-32. Контракт на сумму около 400 млн. долларов на ремонт и модернизацию 105 самолетов подписали в июле 2009 года Минобороны Индии и "Спецтехноэкспорт" - отделение государственной компании "Укрспецэкспорт". Исполнителями контракта выступают ГП "Антонов" и ГП "Завод 410-й гражданской авиации". В течение 2011-2012 гг. к месту постоянного базирования вернулись 15 Ан-32, а в феврале 2013-го Украина передала еще пять отремонтированных самолетов.

Нет полной ясности с финансированием совместной разработки и производства истребителя пятого поколения - самой интригующей программы российско-индийского военно-технического сотрудничества. Для этой машины в России используют обозначения ПАК ФА и Т-50, Индии - Fifth-generation Fighter Aircraft (FGFA) и Perspective Fighter Aircraft (PFA).

На пресс-конференции Объединенной авиастроительной корпорации ее президент Михаил Погосян сказал, что к настоящему времени выполнен основной объем работ по совместной разработке эскизного проекта. В середине 2013 года планируется выйти на следующий этап – подписание полномасштабного соглашения о проведении опытно-конструкторских работ. Предполагаемый объем заказов со стороны России и Индии - более 400 машин, общий объем рынка - свыше 600. Приводя эти цифры, Погосян оговорился, что он пока не в состоянии обозначить конкретные объемы поставок по годам, поскольку на самолет пока нет заказов, которые бы имели юридический статус.

Со своей стороны главком ВВС Индии на собственной пресс-конференции 7 февраля сообщил, что работы идут по согласованному графику, и эскизный проект принят за основу. В 2015 году ожидается прибытие на индийскую территорию летного образца с целью его изучения местными специалистами на предмет соответствия требованиям ВВС Индии. За первой машиной последует вторая, в 2017 году, и третья, в 2018-м. Если их летно-технические характеристики окажутся приемлемыми, заказчик примет работу и поручит группе российских и индийских конструкторов заняться созданием индийским варианта истребителя, отличающегося от российского бортовым оборудованием и номенклатурой средств поражения.

Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA)

Твердый заказ на серийные машины может быть размещен с таким расчетом, что Hindustan Aeronautics Limited (HAL) поведет серийное производство с 2022-го года, сказал маршал авиации Browne. А если совместный проект заказчику не понравится, то вперед пойдет альтернативный, полностью индийский Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA), макет которого выставлялся на Aero India 2013.

Обсуждая возможные пути "секвестра" закупочных статей индийского бюджета, местные журналисты сходятся на мысли, что по политическим соображениям его точно не применят в отношении американской продукции. Отмечается, что традиционные поставщики Великобритания, Франция и Россия в последние годы вынуждено уступили США приличную часть индийского рынка. При этом большинство продаж американской техники идет по линии межправительственных договоренностей, т.е. безо всяких международных тендеров, в обход положений о конкурсном характере государственных закупок.

Уже поставлены, в 2010-2011 годах, шесть средних военно-транспортных самолетов C-130J Hercules (на 1,2 млрд. долларов), покупка еще шести рассматривается. В продвинутой стадии находится реализация сделок по десяти тяжелым военно-транспортным самолетам C-17A Globemaster (5,8 млрд.) и девяти морским противолодочным P-8I Poseidon (2,1 млрд.). К настоящему времени один C-17A и три P-8I завершены строительством и проходят испытания перед поставкой заказчику. Все законтрактованные "глобальные мастера" и "посейдоны" прибудут в течение 2013-2014 годов. А накануне Aero India 2013 индийская сторона заявила о готовности приобрести 15 американских вертолетов типа CH-47I Chinook и 22 AH-64 Apache, и профинансировать покупку за счет средств госбюджета 2013-14гг.

Ан-32

В то время как американскому импорту дается "зеленый свет", подписание контракта по истребителям Rafale-D постоянно откладывается. Признав данный факт, Antony дал понять, что переговоры с французами идут непросто. И заметил: "мы не вправе менять условия тендера, но можем вести переговоры о лучших параметрах сделки". И намекнул, что если бы индийская промышленность вовремя справлялась с реализацией программы создания собственного легкого истребителя LCA Tejas, страна могла бы обойтись без покупки боевых самолетов за рубежом (по Tejas мы планируем отдельную статью).

Обращаясь к теме налаживания производства оружия собственной разработки, министр сказал, что у него накопились претензии к хозяйствующим субъектам "которые мало тратят на НИОКР из собственных средств". По этой причине скорость развития высокотехнологичного сектора ОПК отстает от общего темпа национальной экономики. Это замечание высказывалось как в адрес как казенных, так и частных предприятий.

Например, государственная корпорация HAL тратит на НИОКР 7% своего бюджета, тогда как ВВС настаивает на 12-15%. Что же касается частных фирм, то, несмотря на настойчивые призывы господина Antony к предпринимателям "вкладывать больше в НИОКР", львиная доля расходов на новые технологии и разработки продолжает поступать от государственных структур.

Вторая претензия к местной промышленности заключается в том, что проекты реализуются слишком медленно. "Нам нужно переключиться на повышенные скорости, поскольку задержки с реализацией программ продолжают создавать проблемы. Нужно сократить задержки и повысить качество. Целью проводимой нынешним кабинетом политики является увеличение индийской доли и сокращение импорта", - заявил министр обороны. К этим словам главком ВВС добавил, что низкая скорость реализации ключевых национальных проектов замедляет темпы обновления Вооруженных Сил.

Вместе с тем, Antony заверил журналистов в том, что "у нас есть области, где мы продвигаемся весьма быстрыми темпами". В этом он видит заслугу DRDO (Defense Research and Development Organization) - структуры министерства обороны, занимающейся перспективными проектами. "Когда я получил назначение на пост министра [в октябре 2006 г. - прим. ред.], 99% людей критиковали DRDO, а сегодня многие высоко оценивают его достижения", - сказал Antony.

Прежде всего, речь идет о ракетном оружии. Индия создала семейство баллистических ракет стратегического, оперативного и тактического назначения, наземного и морского базирования. Страна обладает собственным ядерным оружием (первое испытание – 1998 г.) и, размещая новые ракеты, "готовится, в случае необходимости, отразить агрессию с любого направления... Вооруженные Силы должны быть готовы к любому развитию событий, ... конфликту с любой страной или группой государств", - сказал министр.

Tejas

В конце прошлого – начале нынешнего века индийцев в качестве военного противника больше всего беспокоил Пакистан. Начиная с 2006г. и, окончательно, с 2009г. их взгляды обращены на Китай. На пресс-конференции 6 февраля Antony неоднократно обращался к теме "угрозы с Востока", которая усиливается по мере укрепления китайцами инфраструктуры вдоль разделительной линии и наращивания присутствия в пакистанском порту Gwadar. Руководитель оборонного ведомства пообещал усилить собственные приготовления в приграничных с КНР областях и "принять другие необходимые меры по обеспечению безопасности страны".

Следует пояснить, что Пекин и Дели по-разному проводят линию границы между двумя странами. Китайцы считают, что эта линия имеет протяженность 2000 км, индийцы – 4056 км. Индия подсчитала, что 38 тысяч квадратных километров ее территории удерживается КНР в штате Jammu and Kashmir, и еще 5180 квадратных километров - в «незаконно оккупированном Кашмире», они были переданы КНР по пограничному соглашению с Пакистаном. Со своей стороны, КНР имеет претензии на 90 тысяч квадратных километров «индийской земли» в штате Arunachal Pradesh. Исходя из собственного толкования прохождения разделительной линии, министерство обороны Индии насчитало 505 случаев китайского «вторжения» в период с начала 2010г. по апрель 2012г.

Говоря о необходимости укрепления ВВС, главком ВВС сказал, что в течение 12-го планового периода предполагается закупка от 350 до 400 пилотируемых летательных аппаратов военного назначения. В их числе – порядка 200 истребителей, включая 126 Rafale-D (18 - прямая поставка, 108 лицензионная сборка) и "свыше сорока дополнительных" Су-30МКИ. Это позволит поддержать число истребительных эскадрилий на сегодняшнем уровне – 34. При неблагоприятном развитии событий (читай - секвестре оборонного бюджета) количество эскадрилий может сократиться до 31-32.

В настоящее время МиГ-21 уступает Су-30МКИ роль самого массового истребителя ВВС Индии. На сегодняшний день находится в строю и подготовлено к передаче заказчику около 170 "сушек". С учетом дополнительного контракта на 42 самолета в декабре 2012 года, общее количество заказанных самолетов достигло 272. По числу поставленных истребителей марки "Су" четвертого поколения Индия уступает только Китаю с цифрой 281 единицы (принимая во внимание собранные по лицензии Су-27СК, но без учета "нелицензионных" J-11 и J-15).

Су-30МКИ

Большой резонанс в местной прессе получили высказывания высокопоставленных чиновников министерства обороны в адрес программы Medium Multirole Combat Aircraft (MMRCA). Напомним, что из шести поданных на конкурс предложений выбор пал на французское, по истребителю Rafale-D. Господин Antony заявил, что остается непоколебимой позиция индийского правительства, по которой любая крупная покупка техники за рубежом должна сопровождаться большой офсетной программой, куда включается не только "отверточная сборка", но и передача высоких технологий.

Хотя его слова были сказаны в широком контексте, журналисты "примерили" их к конкретике MMRCA. В свете соответствующих публикаций разъяснения пришлось давать главкому ВВС. В частности, его спросили, готова ли индийская сторона смягчить условия тендера в отношении места конечной сборки 108 самолетов в рамках лицензионной программы? Вопрос имел подтекст: создатель Rafale фирма Dassault Aviation предлагает широко задействовать свое СП с Reliance Industries, и, кроме выпуска компонентов и агрегатов, вести на его базе еще и сборку истребителей. В данном вопросе главком отказался идти на компромисс, сказав, что не приемлет иного решения кроме как указанного в условиях тендера, а именно: сборка на мощностях государственной корпорации HAL.

Маршал Browne также сказал, что к открытию Aero India 2013 ценовые параметры контракта не установлены. В качестве очередного срока их определения тендерным комитетом он назвал апрель-май. Затем точная стоимость контакта будет представлена на суд финансового комитета. Всего же, по словам министра обороны, обозначенная тендерным комитетом сумма должна пройти через "6-7 слоев принятия решений" перед тем как сделка будет считаться заключенной и станет возможным перевести первый платеж производителю самолетов.

Выводы

Несмотря на настойчивые попытки выйти на самодостаточность в деле производства оружия и оснащения им национальных вооруженных сил, Индия еще далека от достижения цели, которую поставил первый премьер-министр Джавахарлал Неру (1947 - 1964 гг.). Вместе с тем, важно отметить значительное укрепление национальной оборонной промышленности по многим ключевым направлениям, особенно в области стратегических видов вооружений. Российским производителям, привыкшим к господству на индийском рынке с середины шестидесятых годов прошлого века, приходится от него отвыкать. С каждой новой сделкой добиваться следующей приходится нарастающими усилиями, преодолевая конкуренцию американских и европейских производителей. Особенно трудно станет продавать здесь оружие в случае разрядки напряженности в отношениях между Индией и Китаем.

фото автора


Владимир Карнозов


комментарии (1):

HZ66      24/02/2013 [02:22:06]#1
Дело не только в конкуренции, а в том, кто может быть потенциальным союзником в конфликте с Китаем. А это явно не Россия.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtm4R
Грузовые перевозки во Фрязино - смотрите на этом http://perevozki.youdo.com/country/geo/fryazino/.
Юду: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/geo/podolsk/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer