Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Airbus прирастает A350 и умным чемоданом

11 июня 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Европейский производитель магистральных пассажирских самолетов собрал в Тулузе полтора десятка журналистов со всего света на двухдневный курс лекций о своих планах, достижениях и инновациях. Кульминационные моменты мероприятия - показ первого летного экземпляра A350-900 XWB и демонстрация "умного чемодана" (smart baggage, он же Airbus Bag2go)

Европейские авиалайнеры продолжают пользоваться огромным успехом. Производство расписано на годы вперед. В среднем срок ожидания вновь заказанного самолета составляет семь лет. Законтрактовано 4928 машин, в том числе 1769 A320ceo, 2125 A320neo, 262 A330, 613 A350 XWB и 159 A380. В течение первых пяти месяцев текущего года производитель поставил 246 новых самолетов, что на двадцать больше, чем в аналогичный период прошлого года. Всего в 2013-м году компания обещает поставить более шестисот новых машин.

Узкофюзеляжное семейство

Огромной популярностью продолжает пользоваться семейство узкофюзеляжных авиалайнеров А320. Мировой парк машин этого типа в настоящее время превышает пять с половиной тысяч, общий налет - 130 миллионов часов. С момента анонсирования на нее получен 9491 заказ, из которых 5597 выполнено и еще 3894 предстоит произвести и поставить. В прошлом году месячный темп выпуска всех вариантов семейства вырос до сорока штук, а в 2013 году достиг сорока двух единиц. Львиная доля изготавливается во Франции и Германии. За пределами Европы имеется завод в Китае, на мощностях которого уже собрано 126 самолетов А320 (данные на май 2013 года). Пока что все машины, сделанные в городе Tianjin в период с 2008 года, шли только местным заказчикам. Однако Airbus объявил, что "скоро" состоится и первая поставка на экспорт.

В период с 2012 по 2017 год производитель намерен вкладывать в улучшение базовой конструкции примерно 300 миллионов евро ежегодно. Первый результат - в производство уже поступила модель с суффиксом "CEO". Она отличающаяся усиленным крылом с крыльевыми законцовками - так называемыми "крылышками Уиткомба", которых Airbus на собственный манер нарек "шарклетами". Они улучшают топливную экономичность на 4% в случае длительных перелетов. К настоящему времени авиакомпаниям поставлено 62 таких машины.

Следующим шагом станет создание А320neo с новейшими высокоэкономичными двигателями. На выбор предлагаются CFMI LEAP-1A (первый такой мотор начнет испытания в августе) или PW Purepower (Geared Turbofan, GTF). По сравнению с базовой моделью, топливная эффективность А320neo улучшится на 15%. Поскольку Airbus первым решился провести глубокую модернизацию своей узкофюзеляжной машины, она на два года опережает соответствующий продукт компании Boeing - модель 737 MAX. К тому времени, когда в 2017 году первая американская машина отправится стартовому заказчику, мировой парк A320neo превысит двести единиц.

A350 к полету готов!

Первый полет прототипа дальнемагистрального широкофюзеляжного авиалайнера A350-900 XWB ожидается "в течение недели". Об этом журналистам сказал старший летчик-испытатель программы Фрэнк Чэпмэн (Frank Chapman, A350 XWB Project test pilot), который вместе со своими коллегами водил представителей СМИ хороводами вокруг белоснежного красавца-самолета (внутрь прессу не пускали). Первый летный экземпляр MSN001 полностью готов к полетам, и ожидает разрешение авиационных властей на начало летных испытаний. Постройка второй машины MSN002 близится к завершению. Программа летных испытаний продолжительностью 2500 часов будет выполнена на пяти прототипах, включая пару с пассажирским интерьером. Получение сертификата летной годности и поступление на эксплуатацию ожидается в октябре-ноябре 2014 года.

Фрэнк Чэпмэн сказал AEX.ru, что, начиная с января 2013 года, на тренажере А350 XWB "полетали" двадцать летчиков-испытателей фирмы и десяток пилотов регулярных авиакомпаний. Отбор последних производился по регионам (Европа, США, Ближний Восток, АТР, Латинская Америка), причем предпочтение отдавалось молодым летчикам со сравнительно небольшим налетом часов на самолетах модельного ряда Airbus.

Не дожидаясь начала испытаний, тридцать четыре компании разместили 613 заказов на машины семейства A350 XWB. На рынке авиатехники модель А350-900 конкурирует  с Boeing 787-10Х и 777-8Х. Удлиненный вариант А350-1000, что поднимется в воздух в 2016 году, по топливной эффективности будет на 25% лучше Boeing 777-300ER, и сможет брать на борт 40 тонн дополнительной полезной нагрузки. Доля композиционных материалов в конструкции A350 превышает 50%, по сравнению с 25% для А380 и 10-15% для семейства А320. Широко используется компьютерное моделирование: для нового самолета создано более 60 миллионов цифровых моделей.

"А350 - не бумажный тигр. Первый A350-900 построен и вскоре поднимется в воздух, а A350-1000 поступит на эксплуатацию в 2017-м", - сказал президент и исполнительный директор Airbus господин Фабрис Бержье (Fabrice Bregier, Airbus President and CEO). Самолеты нового семейства планируется выпускать с темпом десять машин ежемесячно, добавил говорит руководитель проекта Дидье Эвра (Didier Evrand, EVP head of A350 WXB program) - на фото.

 

A380 принес авиакомпаниям выручки на $30 млрд.

С начала коммерческой эксплуатации в октябре 2007 года самого крупного в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380, машины данного типа выполнили 109 тысяч рейсов общей продолжительностью 922 тысячи часов, и перевезли свыше 40 миллионов пассажиров. Согласно подсчетам производителя, поставленные авиакомпаниям А380 генерировали эксплуатирующим организациям более 30 миллиардов долларов выручки. В настоящее время 106 А380 эксплуатируются девятью авиакомпаниями. На середину июня число ещё не реализованных заказов составляет 159 единиц.

Приводя эти цифры, специалисты Airbus отмечали, что поступление А380 в9 эксплуатацию произошло всего за год до начала "сильнейшего за всю новейшую историю мирового финансового кризиса", последствия которого и сегодня продолжают оказывать негативное влияние на развитие глобальной системы воздушного транспорта. Это обстоятельство серьезно сдерживало продажи. В обозримой перспективе поставки А380 продолжатся с нарастающим темпом, от 25 в текущем году до 30 ежегодно в течение этого десятилетия. Предполагается, что точка окупаемости проекта будет пройдена в 2015 году. Специалисты Airbus утверждают, что, по их данным, расходы на НИОКР и постановку производства А380 оказалась "более чем  в два раза" ниже соответствующих затрат Boeing на 787 Dreamliner.

Салон повышенной плотности

Сегодня А380 как правило летают с загрузкой кресел порядка 80% при среднестатистической максимальной вместимости одного поставленного самолета 490 пассажиров. На случай роста спроса на авиалайнеры большей вместимости, Airbus разработал новый заводской стандарт пассажирской кабины, рассчитанной на 560 человек. Кроме того, производитель рассматривает возможность увеличения числа мест в поперечном сечении фюзеляжа с десяти до одиннадцати. Хотя такое решение и снизит комфорт для путешествующих экономическим классом, но, тем не менее, сохранится "на уровне не хуже такового для самолетов Boeing 777 в стандартной компоновке авиакомпании Air France", - заявил журналистам руководитель проектов Том Вильямс (Tom Williams, Airbus EVP Programs).

Практика увеличения вместимости за счет более плотной компоновки наблюдалась и ранее, особенно часто - на популярных типах широкофюзеляжных лайнеров американского производства. Например, три четверти поставленных авиакомпаниям самолетов семейства Boeing 777 имеют десять кресел в поперечном сечении, тогда как изначально проектом предусматривалось девять. Заметим, что на всех отечественных Ил-96-300 с фюзеляжем практически такого же диаметра, до сих пор устанавливается в ряду только девять кресел.

Инженеры Airbus завершили работу над улучшением базовой конструкции самолета, сделав возможным увеличение максимального взлетного веса с 560 до 575 тонн. Это позволяет увеличить дальность полета с типовой нагрузкой 525 пассажиров с 8000 до 8500 морских миль. Усилен кессон крыла и изменена его крутка, "в пределах половины градуса", - сказал журналистам Том Вильямс. Самолеты улучшенной конструкции вскоре будут поставлены British Airways, которая заказала 12 машин. Первый A380 в цветах английской национальной авиакомпании примет участие в Парижском аэрокосмическом салоне 2013 года, открывающемся 17 июня.

A330 продается лучше Дримлайнера

Инвестиции в развитие и улучшение самолетов семейства Airbus А330 в последнее время составляли 150 миллионов евро в год, - заявил руководитель проектов Том Вильямс (Tom Williams, Airbus EVP Programs). Проведенные в последнее время доработки позволяют нарастить максимальный взлетный вес A330-300 с 235 тонн до 242, и увеличить дальность полета с 300 пассажирами на борту с 5700 до 6100 морских миль.

Улучшения также внедрены в модель А330-200. Максимальная взлетная масса выросла с 238 до 242 тонн. За счет двигателей с улучшенными расходными характеристиками и возможности взять больше топлива, дальность самолета с 246 пассажирами достигла 7,250 морских миль. В итоге A330-200 практически сровнялся с Boeing 787-8, который может отвезти столько же пассажиров на дальность до 7350 морских миль при взлете с весом 227,9 тонны.

Благодаря этому А330 продолжает пользоваться устойчивым спросом, несмотря на появление серьезного конкурента в лице Boeing 787 Dreamliner. Темп месячного производства вырос с 7,5 в 2009 году до десяти машин в 2013-м. К настоящему времени получено 1246 заказов, из которых 984 выполнено. После объявления о запуске американским конкурентом программы Dreamliner, Airbus продал еще восемьсот А330. В течение последних пяти лет европейцы набрали 389 заказов на А330 против 73 на Boeing 787 (что дает соотношение продаж пять к одному). Правда, в рассматриваемой размерности Boeing дополнительно продал 97 767-300ER и 10 777-200ER.

Умный чемодан 

Седьмого июня Airbus представил на суд представителей СМИ инновационную разработку - "умный чемодан" (smart bag) со специально придуманным для него логотипом Bag2Go и соответственным программным приложением. Идея возникла в умах молодых специалистов-самолетостроителей, очевидно, после потери багажа во время очередной командировки. По данным Airbus, ежегодно по всему миру во время авиапутешествий теряется 5 миллионов сумок, мешков, коробок и саквояжей общей стоимостью 2,6 млрд. долларов.

Bag2Go предназначен для пассажиров и может использоваться как средство упрощения прохождения процедур, связанных с перевозкой багажа и ручной клади, а также для лучшего мониторинга движения груза по маршруту его следования. В чемодан встроены весы, приемник глобальной спутниковой навигации, модем сотовой связи с возможностью выхода в Интернет и другие сети, радио идентификатор (RFID) и встроенный вычислительный блок с интерфейсами для подключения дополнительного оборудования, в том числе расположенного в чреве чемодана. Благодаря электронной начинке "умного чемодана" он практически всегда сможет находится под "наблюдением" владельца и персонала компетентных служб аэропорта и авиакомпании. Воплощенную в металл новинку (корпус демонстратора чемодана - алюминиевый) показал журналистам господин Yann Bardaux. Он стал первым руководителем создаваемой в рамках корпоративной структуры Airbus новой "группы инноваций". Она будет иметь 20-25 штатных работников человек в центральном офисе и взаимодействовать с неназванным числом местных представителей на предприятиях компании. Bardaux получил назначение на пост вице-президента по инновациям (chief innovation officer, CIO) четыре недели тому назад. В этой должности он напрямую докладывает президенту и исполнительному директору Фабрису Бержье (Fabrice Bregier, Airbus President and CEO).

"Уверен, что команда во главе с CIO позволит нам быстрее предсказывать и реагировать на новые тенденции в интересах наших клиентов", - прокомментировал ситуацию руководитель Airbus.

Среди главных задач "группы инноваций" - стимулирование шестидесятитысячного коллектива компании на генерацию интересных идей, их сбор, систематизация и анализ. А также отбор предложений, способных найти коммерческое применение и тем самым принести компании дополнительный доход. Также, группа займется воплощением идей в материальное - созданием прототипов и демонстраторов, с последующим внедрением в производство. Первое собрание экспертов Innovations Board для рассмотрения интересных идей запланировано на сентябрь.

По всей видимости, экспертам не придется выносить вердикт по "умному чемодану" - компания уже запатентовала его вместе с партнерами - оператором сотовой связи T-Mobile и немецкой компанией – производителем саквояжей Rimowa. Правда, изделие еще пока слишком сырое для серийного изготовления. Многое в его конструкции еще придется "додумывать" прежде, чем решиться на продажи. "Если мы начнем прием заказов сегодня то, боюсь, нас завалят заявками... даже не разобравшись, что можно ожидать от этой новинки, а чего нет", - оправдывался Yann Bardaux перед наседавшими на него журналистами, готовыми приобрести "кибер чемодан" для собственных нужд прямо в демонстрационном зале.

Оператор сотовой связи T-Mobile разработал программное обеспечение для смартфонов с прицелом на будущих владельцев "умных чемоданов". В частности, для iPhone создано приложение Bag2Go. Программа сообщает о местоположении багажа и уведомляет пользователя о случаях его вскрытия. Правда, пока нет принципиального решения будут ли "умные чемоданы" доступны в свободной продаже и разрешены к использованию частными лицами. Рассматривается альтернативный вариант, при котором они будут находиться в собственности авиакомпаний и предоставляться пассажиров лишь во временное пользование.

Изобретение Bag2Go - новый интересный момент в развитии бизнеса Airbus. Если новинка перейдет из разряда демонстратора с "wow-эффектом" в продукт для серийного производства и широкого использования, это повлечет за собой расширение сферы деятельности Airbus и его фактический выход на consumers market.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXwxq
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/, в Москве.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer