Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Тест-драйв

Тест-драйв на предельных режимах

20 июня 2013 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

На прошедшей в Москве в середине мая выставке Хелираша-2013 состоялась российская премьера вертолёта Eurocopter ЕС130Т2. Европейцы рекламируют его как бесшумный, просторный и комфортный. Так ли это? Отправляемся в ознакомительный полет на новинке европейского вертолетостроения.

Европейский производитель геликоптеров Eurocopter не только широко известен во всем мире, но и на просторах Российской Федерации Еврокоптеры уже не редкостью. Неоднократно наблюдал процесс медицинской эвакуации пострадавших в ДТП вертолетами EC145 МЧС России. Считаю, что это самый удобный и приспособленный вертолет для подобных целей, особенно в плотно застроенных городских кварталах.  Вертолёты EC120, EC135, EC145, AS350/355 сегодня эксплуатируются в МЧС, Газпромавиа, ЮТэйр. Последняя стала стартовым заказчиком нового семитонного вертолета EC175, поставки которого начнутся в 2014 году. Надеемся протестировать его, как только эти машины начнут поступать в авиакомпанию.

Ещё один интересный факт – учебный цент ЮТэйр является единственным в мире учебным центром по подготовке персонала по программам Eurocopter, не принадлежащий европейскому концерну. Также, на базе авиакомпании в Тюмени действует авторизованный сервисный центр.

Продуктовая линейка вертолетов Eurocopter широка. Я насчитал 16 модификаций в 8 семействах вертолетов, от лёгкого  EC120 Colibri, до тяжелого EC225 Super Puma. На начало 2013 года заказчикам из 148 стран мира поставлено свыше 17000 единиц, и сегодня Еврокоптеры составляют практически третью часть мирового парка вертолетов.

В целом, рассказывать о вертолётах Eurocopter можно долго. Поэтому сегодня остановимся лишь на одной модели - новинке ЕС130 Т2.  Это легкий однодвигательный вертолет, с невероятно просторной для своего класса кабиной, которая рассчитана на 1 пилота и 6-7 пассажиров.

4 кресла в ряд - ощущение необычное, будто ты сидишь не в маленьком вертолете, в широком салоне микроавтобуса. Семь разногабаритных участников полета, включая тест-пилота Eurocopter, разместились в кабине с неплохим комфортом. Кресла установлены с большим шагом, что позволяет комфортно расположиться даже пассажирам солидной комплекции. Первое утверждение оказалось верным – вертолет комфортен. ЕС130 Т2 оснащается регулируемыми энергопоглощающими сиденьями.

Садиться в этот «автобус» очень удобно – распашные передние и большие сдвижные задние двери открывают перед вами огромный проем, в который ты не «влезаешь», а просто «входишь». Этому способствуют и длинные ступени по обоим бортам. И второй тезис подтверждаю, вертолет действительно очень просторный. В специальном медицинском исполнении, помимо пилота, в кабине помещаются носилки, оборудование для оказания неотложной помощи и 2 медработника.

Запуск двигателя, подъём… И тут же поймал себя на мысли, что полетели как-то действительно непривычно тихо и без вибрации. Снял гарнитуру – да шум есть, но, по моим субъективным ощущениям, он значительно меньше, чем обычно ощущаешь в других вертолетах. Как заявляет производитель, это достигается, в первую очередь, благодаря использованию хвостового винта типа Fenestron. Машина оборудована электромеханической антивибрационной системой и высокопроизводительной персональной системой кондиционирования воздуха.

Утверждается, что уровень шума на вертолете на 7дБ ниже требований ICAO, и этот показатель превосходит даже самые жесткие ограничения, установленные в национальном парке «Гранд Каньон» (США). Не знаю, действительно ли ЕС130 Т2 самый тихий в своем классе, но то, что он действительно тихий вертолёт – также подтверждаю. И третье утверждение производителя оказалось верным.

Но, как оказалось, Eurocopter явно поскупился на эпитеты. Сразу после взлета следующее яркое впечатление - огромные лобовые стекла, перетекающие на боковины и крышу, открывающие пассажирам фантастический панорамный вид (в данном случае, на элитную недвижимость ближнего Подмосковья).

В Eurocopter утверждают, что ЕС130 Т2 - один из самых востребованных вертолетов для туристических полетов по всему миру. Мировая премьера вертолета состоялась в 2012 году на выставке Heli-Expo. И уже в течение первого года он показал рекордный уровень продаж - было заказано 70 таких вертолетов. И это не удивительно – компактный, вместительный, тихий, с великолепным обзором – отличная машина для туристических полетов.

Между тем, приближается к зоне пилотирования. Первым делом пилот демонстрирует легкость управления машиной и, зайдя по дуге, сходу снижается на небольшой «пятачок» между ЛЭП и опушкой леса и зависает буквально в метре от земли. Умом понимаю, что управляет вертолетом опытный летчик-испытатель, но уж больно все просто и легко у него получается. Похоже, машинка очень послушна в управлении. 

Как позже рассказал «командир нашего экипажа» - тест-пилот Eurocopter Olivier Gensse (Оливье Жанс), все бортовые системы вертолета ЕС130 Т2 прошли модернизацию и просты в эксплуатации.  Управление ЕС130 Т2 очень удобно и продумано до мелочей,  отличная компоновка приборной панели, а вспомогательные средства нового поколения, такие как многофункциональная бортовая система информирования о приближении к критическим показателям VEMD, существенно облегчают нагрузку на пилота и тем самым повышают безопасность полета. Вертолет оборудован пилотажно-навигационной системой для полетов в дневное и ночное время суток по правилам визуального полета (ПВП), встроенным GPS-навигатором и, по мнению Eurocopter, является самой высокотехнологичной и безопасной машиной в своем классе.

Выходим на открытое пространство, опять зависаем на небольшой высоте и начинается демонстрация пилотажных возможностей ЕС130 Т2. Сначала с простого – развороты на висении, боковые скольжения вправо - влево, полет назад. При этом вертолет практически не отклоняется и остается в горизонтальной плоскости. При горизонтальном полете этому способствуют удлиненные стабилизаторы на хвостовой балке.

Далее вертикальный набор высоты и переход к элементам высшего пилотажа – горка, подъём с боковым сваливанием и выводом на небольшой высоте, и тому подобное. То и дело огромное панорамное окно заполнялось то синим небом, то быстро приближающейся зеленой поляной.

В завершении программы Оливье поинтересовался нашим самочувствием и, судя по его жестам, я понял, что он хочет сделать мертвую петлю. Нет, я не пытался протестовать, просто не мог поверить, что такое возможно, и кивнул головой. И он таки её сделал. Конечно, не классическую мертвую петлю, а, как это делают вертолетчики, с некоторым заваливанием на бок (по моим ощущениям). Но, что поразительно, он это сделал фактически прямо с висения без длительного разгона. На протяжении всей «лётной программы» не переставал удивляться великолепной тяговооруженности вертолета.  Высокая мощность обеспечивается газотурбинным двигателем Turbomeca Arriel 2D, оборудованным двухканальной автоматической цифровой, системой управления двигателем (FADEC) нового поколения.

Это не первый мой полет на пилотаж. Но, когда тебя «крутят» на специально предназначенном для этого самолёте, понимаешь, что это естественно. А если это проделывают на небольшом однодвигательном вертолете с 7 пассажирами на борту, это может вызвать только восторг и восхищение, причем, не столько мастерством пилота, сколько результатом трудов конструкторов Еврокоптера.

И в обратный путь на вертолетную площадку в Крокус-Сити.

По прилету интересуемся объёмом багажных отсеков (они оказались достаточно скромные) и тем, как ещё можно использовать такой значительный запас мощности. Оказалось, летно-технические характеристики позволяют использовать вертолет и для работы с грузовой подвеской. Пилот имеет прекрасный обзор при проведении операций с использованием внешней подвески. Благодаря многофункциональной бортовой системе информирования о приближении к критическим показателям VEMD пилот может полностью сконцентрироваться на выполняемой работе: в случае если показатели работы двигателя выходят за рамки рабочих параметров, в салоне раздается звуковой сигнал. Исключительная устойчивость модели ЕС130 Т2 при транспортировке грузов достигается при помощи шасси особой конструкции, удлиненного горизонтального стабилизатора и большой кабины.

Вместо послесловия.

Подведем итог. Вертолет ЕС130 Т2 - результат эволюции успешной серии вертолетов Ecureuil, в конструкции которого использованы проверенные надежные решения вертолетов предыдущих поколений. Использование современных технологий позволило снизить себестоимость технического обслуживания и сделало вертолет ЕС130 Т2 значительно более экономичным при сохранении высокого уровня безопасности.  Высокая мощность, отличная маневренность и хороший обзор обеспечивают безопасность при посадке в ограниченном пространстве. Двигатель нового поколения Arriel 2D с увеличенным межремонтным ресурсом значительно расширяет возможности использования вертолета в условиях высокогорья и жаркого климата, позволяет проводить спасательные работы с высокой эффективностью и оперативностью. Специальное медицинское исполнение делают ЕС130 Т2 эффективным помощником при выполнении полетов, связанных с медициной катастроф или иной неотложной помощью. Многофункциональная бортовая система информирования о приближении к критическим показателям VEMD снижает нагрузку на пилота, благодаря чему он может сконцентрироваться на безопасном выполнении полета. Конструкция хвостового винта Fenestron" позволяет выполнять посадку на неподготовленные площадки, будь то гористая местность, лесная поляна или снежная целина. Благодаря уникальной конструкции хвостового винта снижен риск при погрузке и выгрузке для пассажиров, пациентов и обслуживающего персонала на земле. Низкий уровень шума, вибрации, легкость управления, в купе с широкой просторной кабиной и панорамным остеклением, делает ЕС130 Т2 одним из лучших кандидатов на полеты в туристических целях, а также для использования в городских условия, в том числе и для охраны правопорядка, и медицинской эвакуации. Возможна транспортировка грузов и на внешней подвеске.

Фото автора


Роман Гусаров


комментарии (1):

Damaley      20/06/2013 [18:30:07]#1
Да, симпатичная машинка. Как то сразу проникаешься доверием. Но с одним двигателем, диапазон её применения, всё же ограничен.
И ещё. Не совсем понятно на фото №9 сверху : у правого пилота, что РЦШ - не между ног?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBoiXp
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/ можно найти здесь.
Объявление: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer