Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

МиГ-35: повышение боевой эффективности и универсальности

60 лет авиазаводу в Луховицах


3 июня 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

В последнюю неделю весны коллектив авиационного завода в Луховицах отмечал шестидесятилетие с момента образования предприятия. По данному поводу 31 мая над аэродромом летно-испытательного комплекса состоялось "мини-аэрошоу": летное мастерство показали экипажи самолетов Су-35С (бортовой 07), Як-130 (бортовой 134) и МиГ-35 (б/н). До недавнего времени промышленные площадки Российской Самолетостроительной Корпорации "МиГ" в Луховицах и Москве предпочитали представлять единым "Производственным центром имени Павла Андреевича Воронина". Сегодня первую все чаще именуют Производственный Комплекс №1 (ранее известный как «Луховицкий машиностроительный завод»), вторую - Производственный Комплекс №2 (известный жителям столицы как Завод №30 "Знамя Труда"). Оба производственных комплекса имеют статус филиалов РСК "МиГ".

Численность работников ПК-1 вместе с летно-испытательным комплексом номер 2 (ЛИК-1 расположен в Жуковском) составляет порядка четырех с половиной тысяч. Соотношение между мужчинами и женщинами 70 на 30. Средний возраст трудящихся - около 40 лет. В цехе окончательной сборки, где в основном трудится молодежь, он существенно ниже - между 27 и 28 годами. Средняя зарплата по предприятию составляет порядка 25-26 тысяч рублей, весомым дополнением к которой идет "социальный пакет" определенный коллективным договором.

Директор ПК-1 Олег Александрович Шилов считает, что авиационное производство в Луховицах имеет большие перспективы. Он обрисовал ситуацию на заводе следующими словами: "Пережив трудные годы перестройки и конверсии, наше предприятие сохранило главное - работоспособный коллектив, в основе успехов которого - традиции, заложенные его основателями... Наш завод становится головной производственной площадкой РСК "МиГ" в 2013 году. Здесь находится цех окончательной сборки и поточная линия агрегатной сборки, проводятся летные испытания. В настоящее время реализуются две целевые программы: создание композиционного производства и постройка нового гальванического цеха".

По хорошо известным причинам вести промышленное производство в центре Москвы не выгодно. В Луховицы уже выведена часть мощностей РСК "МиГ", и имеется возможность разместить оставшиеся. При этом неизбежно возникают социальные вопросы - далеко не все столичные жители готовы переехать на юго-восточную окраину Подмосковья.

Кадровая проблема решается в основном за счет привлечения на завод местных жителей. В стенах Луховицкого авиационного техникума обучаются молодые люди из Луховиц, Рязани, Зарайска, Коломны и Республики Мордовия. У техникума есть вечернее отделение с очной и заочной формами обучения. Это позволяет сотрудникам ПК-1 повышать свою квалификацию без отрыва от производства.

По инженерно-техническим работникам действует программа обучения в Московском авиационном институте: РСК "МиГ" обучает будущих инженеров ПК-1 за счет средств завода и в рамках бюджетных средств. На предприятие также приходят выпускники Рязанского радиотехнического института и Коломенского открытого университета. Хорошие отношения у завода сложились и с Белгородским университетом.

Реструктуризация

В последние годы структура РСК "МиГ" претерпела значительные пертурбации. Корпорация преобразовалась из федерального государственного предприятия в открытое акционерное общество, с последующим внесением госпакета в ОАК. В настоящее время процессы реорганизации продолжаются.

Вот что по этому поводу сказал журналистам генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Сергеевич Коротков: "Мы объединяемся с Нижегородским авиационным заводом "Сокол" в единое предприятие. Принято решение, по которому НАЗ "Сокол" войдет в состав РСК "МиГ". В настоящее время происходит оформление документов в соответствии с действующим законодательством. Это длительная процедура, которая должна завершиться в 2014 году".

Одновременно большая работа ведется по оптимизации производственного процесса. Коротков поясняет: "Переходим на высокопроизводительные станки, которые позволяют нам снизить трудоемкость производства агрегатов и деталей. Большое внимание уделяем Lean-технологиям, которые помогают нам уменьшить производственные издержки и тем самым снизить себестоимость выпускаемой продукции, что от нас требует министерство обороны".

В отличие от периода конца прошлого века и начала нынешнего, когда львиная доля выпускаемой продукции шла на экспорт, сегодня главную роль в загрузке мощностей РСК "МиГ" начинает играть ГОЗ. Первый крупный заказ на новую авиатехнику - 24 корабельных истребителя МиГ-29К/КУБ для Военно-морского флота - был размещен в прошлом году. Вместе с ним пришли и новые требования МО РФ относительно себестоимости выпускаемой продукции. Их выполнение оказалось непростым делом. "Было тяжело, но мы предприняли все усилия, которые только могли, чтобы выполнить задание министерства обороны. Сегодня я могу сказать, что государственный оборонный заказ мы выполним", - заявил руководитель РСК "МиГ".

Поставки

В текущем году в адрес МО РФ будет отправлена начальная партия МиГ-29К/КУБ. "Первая машина полностью готова к приемке заказчиком. Еще три находятся на ПК-1 в соответствии с циклом сборки: вторая и третья - в цехе окончательной сборки, четвертая - в агрегатном цеху", - сказал Коротков. "В этом году мы поставим четыре машины, остальные - согласно условиям контракта. Надеемся, начиная со следующего года, поставлять по десять машин ежегодно". Для ясности заметим, что в течение 2013-2015 годов все поставки ПК-1 в адрес МО РФ придутся на "флотский заказ".

Помимо работы на отечественный флот, РСК "МиГ" также трудится и по индийскому заданию. Речь идет о реализации так называемого "опциона" на 29 МиГ-29К/КУБ. Иностранный заказчик перевел его в твердый контракт в 2010 году, сразу после принятия первой партии из 16 самолетов, заказанной в 2004-м.

На вопрос AEX.ru будет ли РСК "МиГ" принимать участие в испытаниях авианосца Vikramaditya (бывший "Горшков"), Сергей Сергеевич ответил: "Да, полеты с авианосца еще будут. Мы заключили контракт с ОАО "Севмаш" на проведение работ для обеспечения приемки АТСК корабля. Наши самолеты - две машины Корпорации, боевой и "спарка" - будут летать в Баренцевом море в период август - сентябрь. Мы настроены на успешное завершение программы испытаний."

МиГ-29М2

"Мы также проводим модернизацию самолетов строя по другому договору с Индией", - утверждает Коротков. Второе индийское задание - модернизация самолетов МиГ-29 индийских ВВС в более продвинутый вариант МиГ-29upg. Оно подразумевает продление ресурса и частичную замену бортового оборудования. В частности, на место устаревшей БРЛС Н-019 устанавливается современный "Жук".

В отношении еще одного иностранного заказа на истребители семейства МиГ-29 Коротков заявил следующее: "Сейчас делегация Сирии находится в Москве... ведутся переговоры, определяющие дальнейшую судьбу этой авиационной техники".

В отношении возможного возобновления производства скоростного высотного перехватчика МиГ-31 руководитель РСК "МиГ" сказал: "Если министерство обороны примет такое решение, то мы выполним заказ. На сегодняшний день мы работаем над модернизацией МиГ-31. Речь идет о большой модернизации: улучшаются характеристики самолета, повышается его функциональность. Модернизированные самолеты, которые сегодня идут по контракту с МО России, получают совершенно другое качество. Они становятся более современными, решают большее число задач, могут использовать расширенную номенклатуру средств поражения".

РСК "МиГ" также продолжает работы в области ударных БПЛА. "Мы по прежнему ведем работы с ОКБ П.О.Сухого и Компанией "Сухой" в рамках Объединенной Авиастроительной Корпорации по беспилотным авиационным комплексам. Задел, который был в свое время создан по программе "СКАТ", ложится в основу новых разработок, которыми сегодня занимается Инженерный Центр РСК "МиГ", - сказал Сергей Коротков. "В середине мая мы заключили с Минпромторгом контракт на проведение НИОКР по беспилотному авиационному комплексу. В ходе выполнения этой работы определится облик будущего аппарата. Сейчас формируется ведомость исполнения, в которой будет указан срок выполнения работ", - добавил он.

МиГ-35

МиГ-35 представляет собой дальнейшее развитие МиГ-29К/КУБ и его "сухопутного" варианта МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также эксплуатационных характеристик. Новая машина способность решать расширенный круг задач за счет более современного бортового комплекса. В его состав включен БРЛС "Жук-МАЭ" разработки ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР». Он оснащается активной фазированной антенной решеткой (АФАР), в которой нашли применение твердотельные приемо-передающие модули.

Пока что все вновь выпускаемые самолеты семейства МиГ-29 комплектуются БРЛС с щелевой антенной с механическим сканированием луча. Однако уже сегодня понятно, что будущее - за технологиями электронного сканирования. К основным преимуществам АФАР относят большую надежность в эксплуатации и возможность получить увеличенные дальности обнаружения цели. В отличие от серийного "Жука" с механическим управлением лучом, "Жук-МАЭ" может параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточными средствами поражения, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие.

Опытные экземпляры "Жук-МАЭ" прошли испытания на прототипах МиГ-35. В ходе демонстрационных полетов в Индии, они показали свои возможности по обнаружению и сопровождению воздушных целей, а также выдаче целеуказания ракетам класса "воздух-воздух".

Главный конструктор РСК "МиГ" Николай Николаевич Бунтин считает, что новый "фазотроновский" радар "получился чертовски удачным". Конечно, для доведения его до нужной степени совершенства, при которой можно вести серийное производство и комплектовать поставочные образцы техники, требуются дополнительные средства. А главное - наличие заказчика.

К сожалению, проводимый в Индии конкурс на лучшее предложение по среднему многоцелевому истребителю, для участия в котором создавался МиГ-35, не принес России победу. Ситуацию пояснил Коротков: "Мы участвовали в конкурсе с предложением по МиГ-35, но, по политическим соображениям не попали в короткий список. Тем не менее, на сегодняшний день тендер не получил своего окончательного решения".

По поступающей из Индии информации, министерство обороны и другие правительственные ведомства этой страны на протяжении длительного времени не могут согласовать положения контракта с выигравшей тендер французской фирмой Dassault. Позиции сторон расходятся. Возможно, на этом все и закончится. В случае, если договаривающиеся стороны не придут к компромиссу, заказ на самолеты Rafale не будет оформлен. Между тем, у ВВС Индии остается потребность в современных истребителях. РСК "МиГ" готов ее удовлетворить.

Успешный ход летных испытаний МиГ-35 привлек внимание российских военных. Они хотят приобрести партию таких самолетов. Вот как на данную тему высказался Коротков: "Сегодня мы находимся на завершающей стадии оформления документов. Я надеюсь, что те документы, которые мы представили министерству обороны для формирования контракта, будут приняты, и в июне будет заключен контракт на поставку самолетов МиГ-35 для нужд российских ВВС".

В первую очередь речь идет об установочной партии в 24 машины, выпуск и поставка которых заказчику займет три года. С учетом следующей партии общее количество самолетов для ВВС России может составить до сорока единиц. В более отдаленной перспективе следующие поставки могут продолжаться с темпом десять самолетов ежегодно.

31 мая 2013 года, по случаю шестидесятилетия ПК-1, над заводским аэродромом прошли показательные полеты. Кульминационным событием стало выступление экипажа двухместной машины с надписью "МиГ-35". Ей управлял экипаж в составе начальника летной службы - старшего летчика-испытателя Михаила Александровича Беляева и генерального директора РСК "МиГ" Сергея Сергеевича Короткова.

По приземлении Коротков сказал журналистам, что это был его второй полет на МиГ-35, и пояснил: "Я не испытываю машины, а делаю так, чтобы они проектировались, выпускались и продавались". Кроме МиГ-35, Сергей Сергеевич также летал на корабельном МиГ-29КУБ и "сухопутных" вариантах МиГ-29. "Мне все эти машины нравятся. Считаю, что это одни из лучших машин, которые у России есть и которыми мы можем гордиться".

Возвращаясь к теме шестидесятилетия завода в Луховицах, генеральный директор РСК "МиГ" также сказал: "Это праздник всего нашего трудового коллектива. Сегодня мы находимся несколько в другом состоянии, в другой форме: сегодня мы можем выполнять большие заказы. Долго к этому готовились, и вот у нас стало получаться. С получением новых заказов мы прочно встанем на путь взаимодействия с министерством обороны России, будем как и прежде в больших количествах поставлять боевые машины для того, чтобы народ России был спокоен, чтобы небо над страной было надежно защищено".

фото автора


Владимир Карнозов


комментарии (3):

HZ66      07/06/2013 [23:34:19]#1
У МИГа с Су соревнование, кто большее число использует в названии модификации одного самолета. Вон, Хокай летает в 60-х, претерпел множество модернизаций, но больше чем индекс D в названии не заслужил. Представляю, что будет с ПАКФ - счет пойдет на сотни.

Nicky      09/06/2013 [01:57:46]#2
Хммм... А где "соревнование" ?
МиГ-29 / 33 (корабельный) / 35 (глубокая модернизация)
Су-27 / 33 (корабельный) / 35 (глубокая модернизация)

Kyesha      11/06/2013 [12:55:05]#3
В случае с СУ, С-35 и СУ-35БМ (он же СУ-35С) -- это не одно и то же.
Вот, как раз БМ -- это, вроде и есть "Большая модернизация". И вообще СУ-35, это было сначала, экспортное название СУ-27М, если не ошибаюсь.
Так что хитросплетения модификаций присутствуют.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer