← Назад

Главная Техника/технологии Специальный репортажМиГ-35: повышение боевой эффективности и универсальности

60 лет авиазаводу в Луховицах


3 июня 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

В последнюю неделю весны коллектив авиационного завода в Луховицах отмечал шестидесятилетие с момента образования предприятия. По данному поводу 31 мая над аэродромом летно-испытательного комплекса состоялось "мини-аэрошоу": летное мастерство показали экипажи самолетов Су-35С (бортовой 07), Як-130 (бортовой 134) и МиГ-35 (б/н). До недавнего времени промышленные площадки Российской Самолетостроительной Корпорации "МиГ" в Луховицах и Москве предпочитали представлять единым "Производственным центром имени Павла Андреевича Воронина". Сегодня первую все чаще именуют Производственный Комплекс №1 (ранее известный как «Луховицкий машиностроительный завод»), вторую - Производственный Комплекс №2 (известный жителям столицы как Завод №30 "Знамя Труда"). Оба производственных комплекса имеют статус филиалов РСК "МиГ".

Численность работников ПК-1 вместе с летно-испытательным комплексом номер 2 (ЛИК-1 расположен в Жуковском) составляет порядка четырех с половиной тысяч. Соотношение между мужчинами и женщинами 70 на 30. Средний возраст трудящихся - около 40 лет. В цехе окончательной сборки, где в основном трудится молодежь, он существенно ниже - между 27 и 28 годами. Средняя зарплата по предприятию составляет порядка 25-26 тысяч рублей, весомым дополнением к которой идет "социальный пакет" определенный коллективным договором.

Директор ПК-1 Олег Александрович Шилов считает, что авиационное производство в Луховицах имеет большие перспективы. Он обрисовал ситуацию на заводе следующими словами: "Пережив трудные годы перестройки и конверсии, наше предприятие сохранило главное - работоспособный коллектив, в основе успехов которого - традиции, заложенные его основателями... Наш завод становится головной производственной площадкой РСК "МиГ" в 2013 году. Здесь находится цех окончательной сборки и поточная линия агрегатной сборки, проводятся летные испытания. В настоящее время реализуются две целевые программы: создание композиционного производства и постройка нового гальванического цеха".

По хорошо известным причинам вести промышленное производство в центре Москвы не выгодно. В Луховицы уже выведена часть мощностей РСК "МиГ", и имеется возможность разместить оставшиеся. При этом неизбежно возникают социальные вопросы - далеко не все столичные жители готовы переехать на юго-восточную окраину Подмосковья.

Кадровая проблема решается в основном за счет привлечения на завод местных жителей. В стенах Луховицкого авиационного техникума обучаются молодые люди из Луховиц, Рязани, Зарайска, Коломны и Республики Мордовия. У техникума есть вечернее отделение с очной и заочной формами обучения. Это позволяет сотрудникам ПК-1 повышать свою квалификацию без отрыва от производства.

По инженерно-техническим работникам действует программа обучения в Московском авиационном институте: РСК "МиГ" обучает будущих инженеров ПК-1 за счет средств завода и в рамках бюджетных средств. На предприятие также приходят выпускники Рязанского радиотехнического института и Коломенского открытого университета. Хорошие отношения у завода сложились и с Белгородским университетом.

Реструктуризация

В последние годы структура РСК "МиГ" претерпела значительные пертурбации. Корпорация преобразовалась из федерального государственного предприятия в открытое акционерное общество, с последующим внесением госпакета в ОАК. В настоящее время процессы реорганизации продолжаются.

Вот что по этому поводу сказал журналистам генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Сергеевич Коротков: "Мы объединяемся с Нижегородским авиационным заводом "Сокол" в единое предприятие. Принято решение, по которому НАЗ "Сокол" войдет в состав РСК "МиГ". В настоящее время происходит оформление документов в соответствии с действующим законодательством. Это длительная процедура, которая должна завершиться в 2014 году".

Одновременно большая работа ведется по оптимизации производственного процесса. Коротков поясняет: "Переходим на высокопроизводительные станки, которые позволяют нам снизить трудоемкость производства агрегатов и деталей. Большое внимание уделяем Lean-технологиям, которые помогают нам уменьшить производственные издержки и тем самым снизить себестоимость выпускаемой продукции, что от нас требует министерство обороны".

В отличие от периода конца прошлого века и начала нынешнего, когда львиная доля выпускаемой продукции шла на экспорт, сегодня главную роль в загрузке мощностей РСК "МиГ" начинает играть ГОЗ. Первый крупный заказ на новую авиатехнику - 24 корабельных истребителя МиГ-29К/КУБ для Военно-морского флота - был размещен в прошлом году. Вместе с ним пришли и новые требования МО РФ относительно себестоимости выпускаемой продукции. Их выполнение оказалось непростым делом. "Было тяжело, но мы предприняли все усилия, которые только могли, чтобы выполнить задание министерства обороны. Сегодня я могу сказать, что государственный оборонный заказ мы выполним", - заявил руководитель РСК "МиГ".

Поставки

В текущем году в адрес МО РФ будет отправлена начальная партия МиГ-29К/КУБ. "Первая машина полностью готова к приемке заказчиком. Еще три находятся на ПК-1 в соответствии с циклом сборки: вторая и третья - в цехе окончательной сборки, четвертая - в агрегатном цеху", - сказал Коротков. "В этом году мы поставим четыре машины, остальные - согласно условиям контракта. Надеемся, начиная со следующего года, поставлять по десять машин ежегодно". Для ясности заметим, что в течение 2013-2015 годов все поставки ПК-1 в адрес МО РФ придутся на "флотский заказ".

Помимо работы на отечественный флот, РСК "МиГ" также трудится и по индийскому заданию. Речь идет о реализации так называемого "опциона" на 29 МиГ-29К/КУБ. Иностранный заказчик перевел его в твердый контракт в 2010 году, сразу после принятия первой партии из 16 самолетов, заказанной в 2004-м.

На вопрос AEX.ru будет ли РСК "МиГ" принимать участие в испытаниях авианосца Vikramaditya (бывший "Горшков"), Сергей Сергеевич ответил: "Да, полеты с авианосца еще будут. Мы заключили контракт с ОАО "Севмаш" на проведение работ для обеспечения приемки АТСК корабля. Наши самолеты - две машины Корпорации, боевой и "спарка" - будут летать в Баренцевом море в период август - сентябрь. Мы настроены на успешное завершение программы испытаний."

МиГ-29М2

"Мы также проводим модернизацию самолетов строя по другому договору с Индией", - утверждает Коротков. Второе индийское задание - модернизация самолетов МиГ-29 индийских ВВС в более продвинутый вариант МиГ-29upg. Оно подразумевает продление ресурса и частичную замену бортового оборудования. В частности, на место устаревшей БРЛС Н-019 устанавливается современный "Жук".

В отношении еще одного иностранного заказа на истребители семейства МиГ-29 Коротков заявил следующее: "Сейчас делегация Сирии находится в Москве... ведутся переговоры, определяющие дальнейшую судьбу этой авиационной техники".

В отношении возможного возобновления производства скоростного высотного перехватчика МиГ-31 руководитель РСК "МиГ" сказал: "Если министерство обороны примет такое решение, то мы выполним заказ. На сегодняшний день мы работаем над модернизацией МиГ-31. Речь идет о большой модернизации: улучшаются характеристики самолета, повышается его функциональность. Модернизированные самолеты, которые сегодня идут по контракту с МО России, получают совершенно другое качество. Они становятся более современными, решают большее число задач, могут использовать расширенную номенклатуру средств поражения".

РСК "МиГ" также продолжает работы в области ударных БПЛА. "Мы по прежнему ведем работы с ОКБ П.О.Сухого и Компанией "Сухой" в рамках Объединенной Авиастроительной Корпорации по беспилотным авиационным комплексам. Задел, который был в свое время создан по программе "СКАТ", ложится в основу новых разработок, которыми сегодня занимается Инженерный Центр РСК "МиГ", - сказал Сергей Коротков. "В середине мая мы заключили с Минпромторгом контракт на проведение НИОКР по беспилотному авиационному комплексу. В ходе выполнения этой работы определится облик будущего аппарата. Сейчас формируется ведомость исполнения, в которой будет указан срок выполнения работ", - добавил он.

МиГ-35

МиГ-35 представляет собой дальнейшее развитие МиГ-29К/КУБ и его "сухопутного" варианта МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также эксплуатационных характеристик. Новая машина способность решать расширенный круг задач за счет более современного бортового комплекса. В его состав включен БРЛС "Жук-МАЭ" разработки ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР». Он оснащается активной фазированной антенной решеткой (АФАР), в которой нашли применение твердотельные приемо-передающие модули.

Пока что все вновь выпускаемые самолеты семейства МиГ-29 комплектуются БРЛС с щелевой антенной с механическим сканированием луча. Однако уже сегодня понятно, что будущее - за технологиями электронного сканирования. К основным преимуществам АФАР относят большую надежность в эксплуатации и возможность получить увеличенные дальности обнаружения цели. В отличие от серийного "Жука" с механическим управлением лучом, "Жук-МАЭ" может параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточными средствами поражения, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие.

Опытные экземпляры "Жук-МАЭ" прошли испытания на прототипах МиГ-35. В ходе демонстрационных полетов в Индии, они показали свои возможности по обнаружению и сопровождению воздушных целей, а также выдаче целеуказания ракетам класса "воздух-воздух".

Главный конструктор РСК "МиГ" Николай Николаевич Бунтин считает, что новый "фазотроновский" радар "получился чертовски удачным". Конечно, для доведения его до нужной степени совершенства, при которой можно вести серийное производство и комплектовать поставочные образцы техники, требуются дополнительные средства. А главное - наличие заказчика.

К сожалению, проводимый в Индии конкурс на лучшее предложение по среднему многоцелевому истребителю, для участия в котором создавался МиГ-35, не принес России победу. Ситуацию пояснил Коротков: "Мы участвовали в конкурсе с предложением по МиГ-35, но, по политическим соображениям не попали в короткий список. Тем не менее, на сегодняшний день тендер не получил своего окончательного решения".

По поступающей из Индии информации, министерство обороны и другие правительственные ведомства этой страны на протяжении длительного времени не могут согласовать положения контракта с выигравшей тендер французской фирмой Dassault. Позиции сторон расходятся. Возможно, на этом все и закончится. В случае, если договаривающиеся стороны не придут к компромиссу, заказ на самолеты Rafale не будет оформлен. Между тем, у ВВС Индии остается потребность в современных истребителях. РСК "МиГ" готов ее удовлетворить.

Успешный ход летных испытаний МиГ-35 привлек внимание российских военных. Они хотят приобрести партию таких самолетов. Вот как на данную тему высказался Коротков: "Сегодня мы находимся на завершающей стадии оформления документов. Я надеюсь, что те документы, которые мы представили министерству обороны для формирования контракта, будут приняты, и в июне будет заключен контракт на поставку самолетов МиГ-35 для нужд российских ВВС".

В первую очередь речь идет об установочной партии в 24 машины, выпуск и поставка которых заказчику займет три года. С учетом следующей партии общее количество самолетов для ВВС России может составить до сорока единиц. В более отдаленной перспективе следующие поставки могут продолжаться с темпом десять самолетов ежегодно.

31 мая 2013 года, по случаю шестидесятилетия ПК-1, над заводским аэродромом прошли показательные полеты. Кульминационным событием стало выступление экипажа двухместной машины с надписью "МиГ-35". Ей управлял экипаж в составе начальника летной службы - старшего летчика-испытателя Михаила Александровича Беляева и генерального директора РСК "МиГ" Сергея Сергеевича Короткова.

По приземлении Коротков сказал журналистам, что это был его второй полет на МиГ-35, и пояснил: "Я не испытываю машины, а делаю так, чтобы они проектировались, выпускались и продавались". Кроме МиГ-35, Сергей Сергеевич также летал на корабельном МиГ-29КУБ и "сухопутных" вариантах МиГ-29. "Мне все эти машины нравятся. Считаю, что это одни из лучших машин, которые у России есть и которыми мы можем гордиться".

Возвращаясь к теме шестидесятилетия завода в Луховицах, генеральный директор РСК "МиГ" также сказал: "Это праздник всего нашего трудового коллектива. Сегодня мы находимся несколько в другом состоянии, в другой форме: сегодня мы можем выполнять большие заказы. Долго к этому готовились, и вот у нас стало получаться. С получением новых заказов мы прочно встанем на путь взаимодействия с министерством обороны России, будем как и прежде в больших количествах поставлять боевые машины для того, чтобы народ России был спокоен, чтобы небо над страной было надежно защищено".

фото автора


Владимир Карнозов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2013/6/3/1807/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.