Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

"Соколиный глаз" американского флота

Начинается серийное производство летающего радара E-2D Advanced Hawkeye


6 июня 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Пентагон положительно оценил результаты начатой в первом квартале 2012 года программы оценочных испытаний E2D Advanced Hawkeye - очередной модификации палубного "летающего радара" Hawkeye стоящего на вооружении с 1964 года - и дал компании Northrop Grumman "добро" на начало серийного строительства нового варианта самолета.

Твердый заказ на первую партию самолетов ожидается в этом году позднее. Об этом AEX.ru сообщил господин Tom C.Trudell - менеджер компании Northrop Grumman, занимающийся развитием международных проектов по продуктам E-2/C-2. В настоящее время идет уточнение условий поставочного контракта, добавил наш собеседник. Специалисты военно-морских сил США принимают участие в формулировании требований ко второй (первой поставочной) партии самолетов. Всего к 2020 году флоту планируется передать 75 E-2D. При этом говорится, что вторая партия крылатых машин нужна, прежде всего, для всестороннего изучения возможностей нового комплекса и доведения его "до ума" посредством выявления и устранения возможных дефектов в ходе начального периода эксплуатации.

Постановка на боевое дежурство первых серийных машин намечена на 2015 год, с ограниченной функциональностью. В течение 2016-2018 годов планируется полностью довести машину до требований спецификации. В 2020-2022 годах будет дополнено программное обеспечение, а в 2026-2028-х - сделаны очередные улучшения для лучшего соответствия комплекса изменившимся реалиям военного противостояния.

В распоряжении ВМС США находится установочная партия E-2D из девяти единиц. Она использовалась для проведения испытаний, которые начались с первым полетом опытной машины в 2007 году. Еще одиннадцать самолетов - в постройке. В ближайшем будущем выпуск будет идти с темпом пять машин ежегодно, затем немного подрастет. Список основных поставщиков включает Lockheed Martin, L3, BAE Systems, Rolls-Royce, Hamilton Sundstrand и Raytheon.

E-2D обеспечивает круговой обзор воздушного пространства и поверхности моря с (рекламной) дальностью обнаружения целей 200 морских миль (370 км). Мощные приемо-передающие устройства на борту самолета фактически ограничены по дальности действия только линией радиогоризонта. Экипаж самолета состоит из пяти человек: командир корабля и второй пилот, оператор РЛС, оператор боевого информационного центра и офицер управления воздушным движением.

Особенностью радиолокационной системы Advanced Hawkeye является одновременное использование технологий электронного сканирования луча и механического поворота антенны. Она вращается внутри грибообразного обтекателя, чем обеспечивается механический поворот в горизонтальной плоскости в диапазоне углов 0-360 градусов.

Созданию E-2D предшествовала постановка на боевое дежурство моделей E-2C Group II в 1992 году и E-2C Hawkeye 2000 в 2003-м. Машины этих серий стоят на вооружении США, Франции, Египта, Тайваня и Японии. Ранее самолеты семейства Hawkeye поставлялись Сингапуру и Израилю, но сняты там с вооружения; Израиль передал три машины Мексике. Только США и Франция используют Hawkeye с авианосцев, в остальных случаях самолет эксплуатируется с аэродромов.

E-2C Group II оснащался радаром AN/APS-145, новыми средствами связи и обмена данными, а также приемниками сигналов спутниковой системы точной навигации. Основными улучшениями модели 2003 года стали более точная навигация, обновленные бортовые компьютеры и рабочие станции операторов, система связи через спутники и добавленные функции взаимодействия с другими комплексами. В свою очередь, модель E-2D получила модернизированный радиолокационный комплекс на основе AN/APY-9, новые компьютеры, "стеклянную" кабину летчиков на трех 17-дюймовых дисплеях и систему отображения тактической информации, систему распределения электроэнергии, улучшенную систему охлаждения аппаратуры (жидкостная), систему обмена данными и др. Рабочие места операторов оснащены 20-дюймовыми мониторами.

Создатели Advanced Hawkeye полагают, что в сравнении с AN/APS-145, станция AN/APY-9 с активной антенной решеткой ADS-18 ушла вперед на два поколения. В ней используются твердотельные приемо-передающие модули. Максимальная дальность действия выросла более чем в полтора раза.

Двигатели Rolls-Royce T56-A-427A оснащаются цифровой системой управления и новым понижающим редуктором, передающим мощность на воздушные винты NP2000 с восемью саблевидными лопастями. Внешний шум по сравнению с четырех лопастными ранней конструкции снизился на 4дБ (40%), до величины порядка 80 дБ. Для операторов разработаны наушники с системой шумоподавления, позволяющей снизить его уровень до 55 дБ в диапазоне частот 100-1000 герц. К настоящему времени много ранее выпущенных самолетов типа Hawkeye переоснащены новыми винтами.

Модель E-2D имеет в своем названии слово "advanced" с целью отразить следующие существенные отличия от предыдущих вариантов самолетов семейства Hawkeye. Во-первых, оборудование E-2D полностью соответствует концепции "центрических войн", позволяет делиться информацией с иными комплексами ВМС и других видов ВС США. Во-вторых, E-2D - критический элемент в системе защиты авианосного соединения. Он обеспечивает решение задач не только противовоздушной, но и противоракетной обороны на театре боевых действий.

Сочетание высоких характеристик бортовой РЛС и возможностей информационного обмена с другими комплексами (CEC, Link-16) дает возможность значительно сократить время между обнаружением цели и ее уничтожением. По требованию флота, при создании E-2D много внимания уделялось вопросам лучшего использования боевой мощи авиакрыла авианосца, переходу от обороны авианосной группы к постоянному патрулированию воздушного пространства, от самообороны к обеспечению безопасного функционирования авианосного соединения.

Американским специалистам приходится учитывать растушую опасность, которой корабли ВМС США подвергаются со стороны крылатых ракет, что получили широкое распространение в мире и постоянно совершенствуются. При работе над модернизированным комплексом, его создатели много времени уделили вопросам применения новейших технологий радиолокации, с целью обеспечить обнаружение и идентификацию цели как можно раньше, распространить зону поражения ракет противника до максимальных значений дальности противоракет (Aegis, Standard). Общий доступ к точной информацией о целях собираемую объединенной сетью сенсоров позволяет максимизировать возможности корабельных средств ПВО. Кроме того, E-2D работает лучше предыдущих моделей не только над морем, а также над сущей и прибрежных районах.

Экспорт

Правительство США разрешило экспортировать новый комплекс только в три страны мира - Индию, Объединенные Арабские Эмираты и Малайзию. Ограничение объясняют широким применением в новом самолете новейших технологий, созданных по заданию Пентагона.

Индия проводит международный конкурс на поставку самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для военно-морских сил. Предполагается приобрести четыре машины (иногда говориться о шести). В 2010 году тендерный комитет разослал заинтересованным фирмам запрос на информацию (request for information, RFI). Представители Northrop Grumman сообщили нашему изданию, что фирма "содержательно ответила на запрос" и в скором времени ожидает запрос на предложение (request for proposal, RFP). Тему возможного применения E-2D с Vikramaditya (бывший "Горшков") и строящихся по его подобию индийских авианосцев компания не комментирует.

Осведомленные источники в Northrop Grumman сообщают о проведении на регулярной основе встреч со специалистами другого предполагаемого заказчика - Королевских военно-воздушных сил Малайзии (КВВСМ, RMAF). Крайняя произошла во время салона LIMA’2013 в марте-месяце. На стенде фирмы Northrop Grumman были представлены элементы комплекса, включая монитор большого размера для представления тактической информации. К настоящему времени RMAF пока еще не утвердил требования к системе. Однако их основные положения многократно обсуждались на встречах американских и малазийских специалистов.

Подробной информации о продвижении E-2D в ОАЭ не имеется. В отношении экспортного исполнения тоже многое неясно. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что такой вариант будет создан, и он будет серьезно отличаться от базовой модели, разработанной для ВМС США. Заметим, что три государства, куда разрешен экспорт E-2D, планируют приобрести сравнительно небольшое число таких самолетов. Принимая во внимание значительные отличия в общей численности и боевых возможностях ВС США и стран - возможных импортеров, последние, скорее всего, захотят получить самолеты в ином исполнении с дополнительными функциями.

Соглашаясь с этим, господин Trudell, однако, заявляет: "Сегодняшний E-2D - вовсе не узкоспециализированный самолет, как кое-кто может о нем подумать. На самом деле, это универсальная, многоцелевая машина. Кроме основного предназначения, она также может выполнять задачи поиска и спасения, патрулирования береговой линии, поддержки системы управления воздушным движением и работать в составе группировки, занимающейся устранением последствий стихийных бедствий".

Разработчик выражает готовность внести изменения в базовый вариант самолета с целью наилучшего удовлетворения запросов иностранных заказчиков. Вместе с тем, фирма Northrop Grumman против создания вооруженных вариантов машины. "Установка средств поражения может привести к ухудшению показателей самолета по линии его основного предназначения", - поясняет Tom C.Trudell.

Главным недостатком E-2D в существующем исполнении является отсутствие режима обзора земной поверхности. Однако конструкция бортовой радиолокационной станции AN/APY-9 позволяет добавить такой режим к имеющимся, путем соответствующей доработки программного обеспечения. В ходе испытаний опытных самолетов и установочной партии, E-2D продемонстрировал хорошие характеристики по обнаружению и сопровождению воздушных целей во всем диапазоне скоростей и высот, в том числе на фоне поверхности земли и моря.

Если Индия и Малайзия сделают принципиальный выбор в пользу самолетов семейства Hawkeye, они смогут с пользой для себя использовать высокие характеристики радиолокационной станции E-2D в режиме обзора морской поверхности. Специалисты компании Northrop Grumman утверждают, что конструктивное исполнение бортового комплекса позволяет экипажу самолета обнаруживать и сопровождать многочисленные воздушные и морские цели, как крупные, так и мелкие, в сложных для наблюдения "узкостях" с интенсивным движением типа Малаккского пролива. Индия и Малайзия также выиграют от способности E-2D выполнять вылеты со временем патрулирования восемь и более часов. Опционально самолет предлагается в варианте с системой дозаправки в воздухе.

Авиационная группировка, целиком построенная на E-2D, не сможет полностью удовлетворить потребности Малайзии в современных средствах воздушного патрулирования. Соглашаясь с этим тезисом, господин Trudell, тем не менее, утверждает, что самолеты Advanced Hawkeye вполне могут стать основой группировки, в составе которой также должны присутствовать вооруженные морские патрульные самолеты и другие разновидности авиационной техники. Он обращает внимание, что "летающие радары" и вооруженные морские патрульные самолеты, ярким представителем которых является итальянские ATR-42/72MP, имеют существенно различные характерные высоты полета: 5000 футов (1524 м) для ATR72MP и 25-30 тысяч футов (7620-9144 м) для E-2D. Это вытекает из требований к характеристикам самолетов и решаемым задачам.

Гипотетически вооруженный вариант E-2D навряд ли сможет оправдать надежды заказчиков, поскольку для гарантированного опознавания и классификации малоразмерной морской цели экипажу самолета придется снижаться до высоты как минимум две-три тысячи футов (на которой эффективны оптические средства), что вызовет существенное снижение дальности обнаружения воздушных и морских целей бортовой РЛС. Повторный же (не говоря уже многократный) набор характерной высоты 25-30 тысяч футов займет довольно много времени, увеличит расход топлива и, соответственно, снизит время патрулирования.

Главный конкурент

Основным конкурентом американской продукции на рынке третьих стран является шведская разработка. Фирма SAAB предлагает Малайзии собственную систему Erieye, для продвижения которой на местный рынок шведы используют партнерскую компанию DRB-HICOM. "Выбор Малайзией поставщика системы раннего радиолокационного обнаружения и управления занял много времени, но процесс селекции близок к завершению", - утверждают осведомленные источники.

Комплекс Erieye может устанавливаться на различные платформы, включая шведские турбовинтовые самолеты Saab-340 и Saab-2000, а также реактивный Embraer-145 бразильского производства. Он стоит на вооружении Швеции, Бразилии, Греции, Мексики, Пакистана и Таиланда. Кроме того, получен заказ от "еще одного государства Ближнего Востока" (скорее всего речь идет о Саудовской Аравии). К преимуществам Erieye относят соотношение "стоимость/эффективность" и низкую стоимость в сравнении с более крупным Advanced Hawkeye, не говоря уже о еще более мощных комплексах типа E-3 Sentry (США), А-50 (Россия) и KJ-2000 (Китай).

К последним событиям в долгой истории развития и совершенствования шведской системы относят появление режима обзора морской поверхности: в первоначальном виде функционал Erieye ограничивался режимами обзора воздушного пространства. Одна из стран-импортеров уже доработала свои машины. Отмечается, что новый режим дает экипажу самолета возможность обнаруживать малоразмерные морские цели, что особенно важно для таких государств как Малайзия ввиду недавних событий в провинции Sabah (северная часть острова Борнео). Введение режима обзора морской поверхности значительно повысило шансы SAAB на победу в малазийском конкурсе.

В настоящее время стоит вопрос о следующем дополнении - введении режима обзора земной поверхности. Фирма считает, что будет достаточно доработки программного обеспечения, без изменения аппаратной части. По нашей просьбе специалисты компании SAAB прокомментировали разработку в Индии собственной системы очень похожей по архитектуре к шведскому комплексу. "Технологии радаров с активной антенной решеткой являются критическими для нашей фирмы, и, поэтому, мы не предлагаем их кому-либо для лицензионного производства", - заявили наши собеседники.

Они утверждают, что внешнее сходство легко объяснить тем, что основные решения по размерности и размещению антенн комплекса Erieye на самолетах-носителях показали себя лучше решений конкурентов. Выбор индийскими специалистами "шведского варианта" размещения главной антенны повлек за собой большое сходство между Erieye и индийской системой.


Владимир Карнозов


комментарии (6):

q1      07/06/2013 [15:24:58]#1
Наших аналогов нет, даже в проекте, к сожалению!

Russ2      07/06/2013 [20:05:28]#2
Повторный же (не говоря уже многократный) набор характерной высоты 25-30 тысяч футов займет довольно много времени, увеличит расход топлива и, соответственно, снизит время патрулирования.

Да не беспокойтесь так: снизится и приблизится такая этажерка сможет только один раз...

HZ66      07/06/2013 [23:30:33]#3
Russ. Самолет в течение 40 лет принимал участие практически во всех масштабных военных конфликтах с участием США, а потери - мизерные.
Но большее недоумение вызывают мысли о "возможном применении E-2D с Vikramaditya". Ему что ракетные ускорители нацепят?

Александр Булах Эксперт «Aviation EXplorer»      09/06/2013 [00:20:53]#4
Гм... Дальность обзора даже в рекламных проспектах до 370 км.
Что-то как-то маловато будет.
Честно говоря, я ожидал большего.
Удивляет перечисление возможных видов деятельности как какое-то немыслимое достижение.
В основе всех задекларированных задач лежит роль командного пункта и средства дальнего радиолокационного обнаружения.
Разве ранние модификации Е-2 этого не могли «выполнять задачи поиска и спасения, патрулирования береговой линии, поддержки системы управления воздушным движением и работать в составе группировки, занимающейся устранением последствий стихийных бедствий»?!..
Где в реальности декларированная многофункциональность?
Что может делать его экипаж кроме как наблюдать и командовать?

Dlark      09/06/2013 [14:54:49]#5
Копия Як-44

q1      09/06/2013 [15:09:08]#6
Прообразом самолета Як-44 (Як-44РЛД) был выбран американский E-2 «Хокай».
http://ru.wikipedia.org/wiki/% ...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4H65
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/dentremoval/, смотреть здесь.
YouDo: http://courier.youdo.com/products-delivery/shashlik/, подробное описание.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/eshop/books/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer