← Назад

Главная Техника/технологии СправкаО финансово-экономическом состоянии ЗАО "ГСС" и программы Sukhoi Superjet 100

21 августа 2013 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Реагируя на многочисленные публикации СМИ о непростом финансовом положении проекта Sukhoi Superjet 100, ЗАО «ГСС» специально для портала AVIA.RU Network подготовило справку о финансово-экономическом состоянии компании. Для полноты картины напомним о некоторых публикациях и приведём ссылки на сообщения о мерах по поддержке проекта со стороны государства и уполномоченных структур.

11 июля 2013г. газета Коммерсант опубликовала статью, в которой говорилось: «Главный проект российского авиапрома — Sukhoi Superjet — оказался на грани дефолта. Производитель самолетов ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) накопило $2,1 млрд. долгов и нарушило ковенанты по кредитам. Долг перед ВЭБом (более $600 млн.) может быть погашен акциям ГСС или ОАО "Сухой", а перед другими кредиторами — облигациями на $1 млрд. под госгарантии. Обсуждается вариант поддержки ГСС за счет продажи ВЭБом части акций EADS (производитель Airbus), но госкорпорация от этой идеи не в восторге. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы». http://www.kommersant.ru/doc/2231085

В ответ на данную публикацию, в тот  же день 11 июля 2013г., ЗАО «ГСС» распространило заявление о том, что текущее финансовое положение позволяет ГСС выполнять все свои обязательства: «Компания никогда не скрывала, что основной объем инвестиций в проект SSJ 100 осуществлялся за счет привлечения внешних кредитов. Более 60% инвестиций в проект было обеспечено ЗАО «ГСС» за счет привлекаемых кредитных ресурсов. В настоящий момент долговая нагрузка проекта превышает $2 млрд. Обслуживание кредитов и выполнение обязательств ГСС перед кредиторами проходит в рамках плановых мероприятий и полностью соответствуют действующей стратегии финансового развития компании, говорится в сообщении. Работа с кредитным портфелем ГСС и обеспечением возможностей для регулярного обслуживания своих обязательств начата не вчера. В 2012 году Внешэкономбанк (ВЭБ) открыл кредитную линию размером один миллиард долларов США на поддержку проекта SSJ 100. Эти действия также имеют полную поддержку со стороны основного акционера компании – ОАО «Компания «Сухой», а также ОАО «ОАК». http://www.aex.ru/news/2013/7/11/107954/

Тогда же, 11 июля 2013г., я оставил под вышеприведённым сообщением комментарий следующего содержания: «ГСС вынужденно подтвердило ещё одно моё раннее утверждение об объёмах инвестиций в проект. Если 60% инвестиций это кредитные 2 млрд. долл., то оставшиеся 40% это ещё 1,33 млрд. долл. Итого - 3,3 млрд. долл. Сюда ещё можно приплюсовать кредитную линию ВЭБа, под которую в декабре 12 года были получены госгарантии на 1 млрд. долл. Ну и как же теперь быть с многочисленными заявлениями, что проект обошелся всего 50 млрд. рублей? И как быть с заявлениями, что он окупится после выпуска 300 самолетов?  Чтобы отбить 4,3 млрд. долларов на 300 самолётах надо на каждом получить чистую маржу в 14 млн. долларов. А это просто фантастика. Не говоря уже о том, что до сих пор самолёты ГСС продавали ниже себестоимости, т.е. с убытком. А те, что сейчас начали продавать по себестоимости, покупает ВЭБ (фактически само государство), на что выделено ещё 2,5 млрд. долларов.

И мои вопросы не остались неуслышанными. В ЗАО «ГСС» специально для "AVIA.RU Network"  подготовили справку о финансово-экономическом состоянии компании, которую приводим ниже.

29 июля 2013г. /Бизнес-ТАСС/.  Производитель самолетов Sukhoi SuperJet 100, компания "Гражданские самолеты Сухого" /ГСС/,  за шесть месяцев 2013 года увеличила чистый убыток более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в отчете ГСС по РСБУ. Чистый убыток компании увеличился почти с 2,679 млрд рублей до 5,824 млрд рублей. Выручка ГСС сократилась с 2,43 млрд рублей до 1,955 млрд рублей. Себестоимость продаж снизилась с 3,5 млрд до 2,636 млрд рублей. Почти в три раза выросли управленческие расходы ГСС - со 106 млн рублей до 301,5 млн рублей. http://www.biztass.ru/news/id/79092

В тот же день ЗАО «ГСС» сообщило: Проект SSJ100 находится на определенной фазе инвестиционного цикла: финансовое развитие программы происходит в рамках утвержденного бизнес-плана. В настоящий момент долговая нагрузка проекта составляет порядка 70 млрд. рублей/ говорится в сообщении пресс-службы ЗАО «Гражданские самолеты сухого». Текущий финансовый результат продиктован объективными причинами». Подробнее: http://www.aex.ru/news/2013/7/29/108540/

----------------------------------------------------------------------------------

Справка о финансово-экономическом состоянии ЗАО "ГСС"

Суммарные выплаты, направленные на реализацию программы за период с начала проекта и до конца 2012 года составили 3,3 млрд. USD. Из них инвестиционные расходы – 1,8 млрд. USD (54% от расходов за период), инвестиции в оборотный капитал – 1,2 млрд. USD (38%). Компания также понесла расходы на покрытие банковских процентов в размере 0,3 млрд. USD (8%).

Источниками финансирования программы являются привлеченные кредиты и займы в размере 2,12 млрд. USD (60%), поступления от акционеров Компании - 0,28 млрд. USD (9%), поступления от операционной деятельности - 0,62 млрд. USD (18%) и бюджетное финансирование, осуществленное за счет средств ФЦП, в размере 0,44 млрд. USD (13%).

Государственная поддержка ЗАО «ГСС» по состоянию на конец  2012 года составила порядка 525,5 млн. USD:

- 444,5 млн. USD за счет средств ФЦП;

- 81 млн. USD за счет взноса в акционерный капитал со стороны российских партнеров;

За счет государственной поддержки компания смогла обеспечить покрытие потребностей по финансированию инвестиционных расходов в размере  29% (с учетом взноса в акционерный капитал).

Помимо получения государственной поддержки Компания осуществляла  активное привлечение заемных средств на рынке, что привело к формированию на конец 2012 года кредитного портфеля в размере 2,1 млрд. USD. Средневзвешенная ставка по кредитному портфелю на настоящий момент составляет порядка 7%.

В связи с появлением в прессе комментариев относительно  финансово-экономического состояния ЗАО «ГСС» необходимо отметить несколько важных фактов.

ЗАО «ГСС» готовит бухгалтерскую отчетность не только по РСБУ, но и по МСФО. Бухгалтерская отчетность компании аудируется ЗАО «КПМГ» и находится в открытом доступе на сайте ЗАО «ГСС» и уполномоченных агентств по раскрытию информации.

ЗАО «ГСС» осуществляет финансовое планирование в соответствии с мировой практикой.  Финансовые службы Компании ведут тщательное оперативное планирование денежных потоков, обеспечивающее ликвидность и платежеспособность предприятия. 

Среднесрочное планирование финансовой деятельности реализовано посредством трехлетнего бюджета, который одобряется Советом директоров Компании. Данные бюджета ЗАО «ГСС» консолидируются в бюджет ОАО «Компания «Сухой» и ОАО «ОАК».

Долгосрочное планирование в Компании осуществляется посредством бизнес-плана, построенного на основании финансовой модели,  аудированной компанией Ernst&Young.  В соответствии с  бизнес-планом ЗАО «ГСС» уже в 2015 году  получит положительный финансовый результат, а в 2018 году достигнет  точки безубыточности ( после продажи 292-го самолета). В январе 2013 года Агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») компании ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом.

Указанные факты позволяют говорить об окупаемости проекта и перспективах успешной реализации программы, подтвержденных общепризнанными экспертами в области финансового консультирования, аудита и оценки бизнеса.

ЗАО «ГСС»

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Для полноты картины следует упомянуть меры поддержки ГСС и проекта Sukhoi SuperJet 100 со стороны государства, предпринятые в 2012-2013 годах:

- 31 июля 2013г. Газета «Коммерсантъ» сообщила, что Владимир Путин утвердил вариант финансовой поддержки производителя самолетов ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". http://www.kommersant.ru/doc/2244986 Президент одобрил схему конвертации части долга ГСС в размере $600 млн перед ВЭБом в акции его акционера ОАО "Сухой" с учетом безубыточности операции для банка. Президент также согласился предоставить дополнительную субсидию для ГСС со стороны ВЭБа. Эти средства будут выручены за счет продажи 5% акций головной структуры Airbus S.A.S.— EADS,— банк выкупил этот пакет у ВТБ в 2007 году. ГСС достигла договоренности о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые трудности. В настоящий момент долговая нагрузка ЗАО ГСС составляет $2,1 млрд (из них $300 млн перед связанными сторонами).

- 19 августа 2013г. /ИТАР-ТАСС/. http://www.biztass.ru/news/id/81404 Минэкономразвития РФ поддержало предложение Минтранса о компенсациях авиакомпаниям на покупку Ан-148 и SSJ-100 в размере почти 1,3 млрд рублей за 2 года. МЭР дал позитивную оценку регулирующего воздействия соответствующему проекту постановления правительства РФ.

- 14 августа 2013г. /РИА Новости/. http://www.1prime.ru/News/20130814/765538529.html "Мы сейчас приостановили финансирование разработки SSJ New Generation. Перенесли работы за 16-й год, чтобы сосредоточить ресурсы на доработке, долечивании "детских болезней" SSJ-100", - сказал Слюсарь. По его словам, на это предусмотрено выделить порядка 4 миллиардов рублей.

- 29 декабря 2012г. /Правительство РФ/. В 2012г. Внешэкономбанк открыл ЗАО ГСС очередную кредитную линию в 1 млрд. долларов США. В соответствии с распоряжением Правительства РФ, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено предоставление ЗАО «ГСС» гарантии на сумму 1 млрд долларов США по данному кредиту, привлечённому во Внешэкономбанке в целях финансирования работ по изготовлению самолётов Sukhoi SuperJet 100. Государственная гарантия предоставляется с целью обеспечения исполнения обязательств ЗАО «ГСС» по возврату суммы кредита начиная с 1 января 2015 года. http://www.aex.ru/docs/8/2013/1/11/1708/ . Постановление Правительства от 12 сентября 2013 г. №798 "Об утверждении Правил предоставления в 2013 году госгарантии по кредиту, привлекаемому ЗАО "Гражданские самолёты Сухого". http://www.aex.ru/docs/8/2013/9/16/1877/

- 13 декабря 2012г. /РИА Новости/. Внешэкономбанк обеспечит финансирование приобретения самолётов Sukhoi SuperJet 100 в рамках установленного наблюдательным советом в 2012 году лимита в 2,5 миллиарда долларов.  В рамках этой суммы было принято решение о поставке на внешний рынок 11 региональных самолетов Sukhoi SuperJet 100, которая будет профинансирована по льготной ставке (до 6,5% годовых) экспорт первых шести машин в Индонезию и Лаос. Льготное финансирование будет действовать до конца 2013 года, - рассказал заместитель председателя ВЭБа Александр Иванов.

 

p.s. Пока этот материал готовился к публикации, газета Коммерсант от 20.08.2013 опубликовала сообщение, которое может также повлиять на финансово-экономическое состояние проекта SSJ100: «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) хочет повысить цены на двигатели SaM146 для Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100), чтобы компенсировать свои убытки, в результате самолеты SSJ-100 могут подорожать. Двигатель производит российско-французское СП PowerJet (в него входят НПО "Сатурн" и Snecma), но авторы документа признают, что «заключенный контракт совместного производства убыточен»: маржинальный убыток НПО «Сатурн» по проекту SaM146 составил в 2012 году почти 15 млрд. рублей. Убытки связаны с «диспропорцией разделения доходов» с корпорацией Safran, в которую входит Snecma, и высокой себестоимостью продукции. По данным ОДК, PowerJet получает от «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) за один двигатель 78 млн. рублей, при этом НПО «Сатурн» достается лишь 17% — 13 млн. рублей (при этом закупки материалов и прямые затраты оцениваются почти в 28 млн. рублей), остальные 65 млн. рублей уходят Safran. http://www.kommersant.ru/doc/2259265


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2013/8/21/1857/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.