Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

Испытания АВ «Викрамадитья» идут хорошо

22 августа 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Третьего июля на борт авианосца проекта 11430 INS Vikramaditya в Северодвинске сел боевой вертолет Ка-31Р, корабль отшвартовался от причала ОАО «Севмаш» (генеральный директор Михаил Анатольевич Будниченко). В течение месяца в акватории Белого моря проходили его испытания.

К настоящему времени завершен первый этап заводских ходовых испытаний авианосца. «Пока все идет хорошо», - говорит Игорь Эдуардович Леонов, ответственный сдатчик корабля.

На первом этапе испытания в основном шли по главной энергетической установке (ГЭУ) и корабельным системам. Параллельно выполнялась летная программа с Ка-31Р. Вертолеты семейства Ка-27 выполнили облеты корабля, в том числе для проверки радиоэлектронного оборудования авианосца, взлеты и посадки с его палубы. «Мы очень довольны тем, как отработала бригада «камовских» испытателей во главе с Юрием Александровичем Кузнецовым», - говорит Леонов.

Для проверки радиолокационного оборудования по решению руководства Министерства обороны России был выделен самолет А-50. Его экипаж выполнил поставленные задачи, и дал положительную оценку работы корабельных радиолокационных средств.

Точно по графику, 4 августа 2013 года начался второй этап заводских ходовых испытаний с полетами и посадками на палубу самолетов МиГ-29К. Для их обеспечения на Север прибыли специалисты РСК «МиГ». Провели первое совещание с участием представителей разработчиков основных комплексов и председателя приемной комиссии по авиационным средствам генерал-майора Игоря Сергеевича Кожина. Герой России, действующий палубный пилот, его должность - начальник морской авиации ВМФ России.

Полеты начались 5 августа. В числе привлеченных к ним летательных аппаратов был и Су-33 морской авиации Северного Флота. «Сушка» выполнила облет авианосца для проверки работы его авиационно-технических систем, с имитацией захода на посадку без касания. Истребителем управлял герой России полковник Олег Мутовин из ГЛИЦ имени Чкалова.

В этом году посадки самолетов МиГ-29К/КУБ на палубу были впервые осуществлены 6 августа. «Сейчас мы находимся на стадии подготовки к ночным полетам», - сказал Леонов. Решаются вопросы, связанные с обеспечением взлетов и посадок самолетов ночью, в том числе с полной боевой нагрузкой. Для этого на самолеты МиГ-29К с бортовыми номерами 204 и 941 подвешены макеты центрального и двух подкрыльевых топливных баков, ракет Х-35Э и Р-73Э.

Важный этап испытаний прошел 16 августа. Взлетев с аэродрома «Североморск» летчики-испытатели РСК «МиГ» посадили МиГ-29К на палубу с полной нагрузкой и получили «зачет». Про намеченные на конец августа испытания Леонов говорит следующее: «Сейчас мы должны отработать старт МиГ-29К с полной нагрузкой, чтобы еще раз подтвердить, что самолет с максимальной взлетной массой способен взлететь с палубы авианосца».

В августе выполнено в общей сложности девять посадок МиГ-29К на палубу. Летчики-испытатели РСК «МиГ» Михаил Беляев, Сергей Рыбников и Андрей Шишов мастерски пилотируют самолеты, уверенно выполняют заход и зацепление на тросы аэрофинишера, а также взлеты с использованием носового трамплина. Особенно приятно, что Андрей Шишов сам из Северодвинска, и сегодня облетывает корабль, который получил вторую жизнь в его родном городе.

Согласованная с заказчиком программа приемки корабля включает более полусотни зачетных взлетов и посадок. Большая часть из них уже выполнена в прошлогоднем походе авианосца. В настоящее время формируется полетное задание на оставшиеся самолетовылеты.

«С РСК «МиГ» у нас проблем нет. Мы очень слаженно работаем вместе. На авианосце находятся представители дирекции РСК «МиГ» Сергей Васильевич Шальнев и Игорь Иванович Маликов. Выражаем благодарность всей технической бригаде на борту корабля под руководством Александра Владимировича Чумакова», - сказал Леонов. Бригада принимает самолеты, готовит их к полетам, составляет полетное задание.

«Российская сторона старается, чтобы оба «МиГа», вовлеченных в испытания авианосца, базировались на корабле, а не на береговом аэродроме. Индийцы одобряют такой подход. Они неоднократно просили российскую сторону о том, чтобы самолеты находились на борту», - продолжает наш собеседник. Это дает индийским военнослужащим возможность наблюдать весь комплекс работ по обслуживанию, подготовке самолетов и летчиков к полетам с авианосца.

В тоже время, работа по тематике МиГ-29К  – лишь маленькая часть в общей программе испытаний авианосца. Для обеспечения запуска и приема летательных аппаратов, основные бортовые комплексы корабля должны работать без сбоев. В основном решены вопросы по комплексу «Резистор» – сложной современной радиоэлектронной системе, обеспечивающей посадку самолетов. Большое внимание в настоящее время уделяется боевой информационно-управляющей системе (БИУС). Ее окончательную проверку еще предстоит провести в Баренцевом море.

На момент беседы с Леоновым, «Викрамадитья» находился на рейде порта Североморск. «Большую помощь оказывает командующий Северным Флотом адмирал Владимир Иванович Королев. Нам практически всегда дают зеленый свет по всем полигонам и силам обеспечения испытаний», - отмечает Леонов.

Командир корабля - капитан первого ранга Игорь Васильевич Рябко. Старший морской начальник на борту - Александр Петрович Шевченко. «Он имеет очень богатый опыт, поскольку длительное время командовал ТАВКР «Адмирал Кузнецов», - говорит Леонов. По решению командующего СФ России, для оказания содействия по летной части испытаний на корабле находится полковник Юрий Григорьевич Анищенко, заместитель командира ТАВКР «Кузнецов» по авиации.

Походным штабом управляет адмирал Игорь Владимирович Головченко - командир 16-й бригады надводных кораблей Беломорской военно-морской базы. По мере необходимости на «Викрамадитья» прибывает председатель приемной комиссии контр-адмирал Сергей Борисович Попов.

В настоящее время на авианосце находится около двух тысяч человек, включая индийский экипаж и группу инспекторов, экипаж ВМФ России и сдаточную команду промышленности. На ходовом мостике вместе с офицерами ВМФ России стоят и индийские. Пока им разрешается только наблюдать. В присутствии российских специалистов они учатся управлять кораблем. К завершению корабельной практики осенью они должны пройти обучение и под нашим присмотром перейти от наблюдения к управлению.

Как только (по плану – в середине ноября) над «Викрамадитья» поднимется индийский флаг, управлять кораблем, нести вахту будут только индийские военнослужащие. Если все пойдет по намеченному графику и в декабре авианосец покинет российские воды, держа курс на Индию, на его борту будет порядка двухсот граждан России. Это сдаточная команда «Севмаша» вместе с основными контрагентами. Кроме гарантийной бригады, в состав этой команды по просьбе индийской стороны включен ряд специалистов по отдельным направлениям. А вот от российских военных на корабле в момент его отправки к берегам Индии никого не будет – экипаж ВМФ России полностью сойдет на берег.

В настоящее время численность индийского экипажа на борту составляет несколько сот человек. До конца месяца эта цифра вырастет почти до тысячи. А всего, при покидании Северодвинска экипаж будет иметь штатную численность – 1326 человек. Когда авианосец окончательно примут в состав ВМС Индии, на нем также будет авиационная группа (для обслуживания штатного комплекта авиатехники численностью до 34 летательных аппаратов), вместе с которой численность военнослужащих на борту вырастет еще на 500-700 человек.

В настоящее время авиаторов в индийском экипаже представляет заместитель командира Берри (Suraj Berry, senior officer, commanding officer) по авиации капитан первого ранга Бевли. Опытный военный летчик, он имеет большой налет на Sea Harrier. А в группе инспекторов авиационной тематикой занимается коммодор Ахуджа – тоже хороший пилот, с навыками управления МиГ-29. Группой инспекторов руководит контр-адмирал Хари Кумар.

«Викрамадитья» - корабль-красавец, замечательно управляется. Достигнута скорость 29,2 узла. Сделаны циркуляции на скорости 24 узла, с перекладкой руля 30 градусов, говорит Леонов. Как показали испытания, авианосец способен развернуться с радиусом порядка 450 метров. Индийская сторона попросила по завершению всех ранее намеченных испытаний в Белом море еще раз развить полный ход.

От единственного авианесущего крейсера в составе ВМФ России – «Адмирала Кузнецова» проекта 1143.5, индийский корабль проекта 11430 мало чем отличается в плане комплектации общекорабельных систем и ГЭУ. На «Викрамадитье» они – отечественные. При этом на авианосце есть линейка систем индийского и западного происхождения, назначенная к установке заказчиком. И она работает в комплексе с российским оборудованием.

Таким образом, программа ремонта и переоборудования ТАВКР «Горшков» в АВ «Викрамадитья» показала, что отечественная промышленность в состоянии создавать подобные корабли. И это при том, что ремонт и переделка тяжелого крейсера в авианосец требует громадных усилий. Авианосцы проще строить с нуля имея качественную документацию, новое оборудование и надежных поставщиков. «Севмаш» в состоянии построить корабль следующего проекта за восемь лет, что соответствует мировой практике, - утверждает Леонов.

К его словам можно добавить следующее. Индия имеет обширную национальную программу создания мощного авианосного флота. Однако, судя по последним сообщениям в местной печати, первый такой корабль собственной постройки не ожидается в строю раньше 2020 года. Раз собственные судостроители задерживают, почему бы Индии еще раз не обратиться за помощью к российской стороне? Отечественному флоту тоже нужны авианосцы. Северодвинские корабелы и их смежники доказали, что могут их создавать. При разработке новой программы с перспективной ее реализации на «Севмаше» лучше с самого начала ориентироваться на применение атомной силовой установки. «Севмаш» накопил большой опыт строительства подводных кораблей с ядерными реакторами и вполне способен с хорошим качеством изготовить новый авианосец с атомной ГЭУ.


Владимир Карнозов


комментарии (1):

Yan      22/08/2013 [10:02:22]#1
«Севмаш» в состоянии построить корабль следующего проекта за восемь лет, что соответствует мировой практике, - утверждает Леонов



Давайте подождём первый год эксплуатации после сдачи заказчику.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBwurM
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/city/dlv/izmskvspb/, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer