← Назад

Главная Техника/технологии ВыступлениеГлавное - не потерять ту команду, которая работает на самолеты, а не на себя

27.01.14 13:46 / В.Карнозов,Р.Гусаров,М.Вахнеев / Aviation EXplorer

24 января 2014 года Научно-Производственная Корпорация «Иркут» пригласила журналистов на мероприятие, посвященное подведению итогов 2013 года. Перед собравшимися выступил президент корпорации Олег Федорович Демченко. Его речи всегда отличаются эмоциональностью. Так было и на этот раз.

Демченко Олег Федорович
Президент корпорации «Иркут»

 «Это наш первый отчет перед вами в новом году - чтобы не было искажений, чтобы Вы понимали, что мы делаем. Для нас наступивший год – знаменательный: мы будем отмечать 80-летие нашего предприятия. Так совпало, что исполняется 80 лет Иркутскому авиационному заводу и 80 лет переводу ОКБ имени А.С. Яковлева в состав авиационной промышленности. Исторически так сложилось, что ОКБ имени А.С. Яковлева давно работает с Иркутским авиационным заводом. Например, в конце 1950-х годов в Иркутске был освоен выпуск сверхзвуковых боевых самолетов Як-28.

Мы очень сложно шли к объединению двух фирм. Сегодня очень часто ругают приватизацию. Я считаю, что ни «Иркут», ни «Яковлев» ничего не потеряли от того, что на протяжении какого-то периода были частными компаниями. Главное - не потерять коллектив, сохранить ту команду, которая работает на самолеты.

Что-то у нас получилось, что-то не получилось… Я не буду рассказывать о том, что мы сделали за все 80 лет, а остановлюсь лишь на достижениях прошлого года. Все вы знаете, что у нас появился довольно крупный государственный оборонный заказ. В прошлом году мы выполнили по ГОЗ все свои обязательства.

Меня часто спрашивают: с уверенностью или нет мы смотрим в будущее? Конечно, планировать на десятилетия невозможно. Но и 2014-ый и 2015-ый годы у нас законтрактованы.

Параллельно развивается экспорт. Мы подписали контракт с Бангладеш, подписали контракт с Белоруссией. А раньше, как вы помните, мы поставили Як-130 в Алжир.

Тема Як-130 сегодня очень важна для Корпорации, и близка мне лично. Помню, как в девяностые годы я бегал по Москве, искал деньги. И один "специалист" сказал: «Никогда в жизни этот самолет не сделают». А в результате самолет получился и пошел в производство. На него есть и госзаказ и иностранные контракты – он хорошо летает и продается.

Это я к тому, что вспоминать девяностые годы страшно. Страшно! Помню, как в те годы проходил через проходную. У нас была вахтерша, которая сидела на проходной. Так вот – было время, 1993-й, когда она приводила двоих детей и ждала, когда пройдет начальство. А я всегда шел пешком через проходную. И она мне говорила: «Начальник, а денег-то нету». Тогда сотрудникам по полгода не платили зарплату. Вот такой эпизод жизненный. Такие были времена.

Что можно сказать о Корпорации? Вы все прекрасно знаете, что «Иркут» из себя представляет, что делает и что собирается делать. У нас есть амбициозные проекты, например, МС-21. Нам можно было не рисковать, не идти в этот проект... Можно было жить только на военной продукции. Но вы все знаете, ситуацию в отрасли, и, как специалисты, понимаете: не будет гражданской авиации - не будет и военной! Потому что они взаимосвязаны. Гражданское и военное направления всегда шли вместе, и продолжают друг друга дополнять.

Еще один момент - ОКБ. Вот у вас, в журналистике, есть такое понятие как типография. У нас же серийный завод - это как типография, а ОКБ - как журналисты. Что журналист написал, то и напечатают. Что конструктор нарисовал, то и будут делать на серийном заводе. Эта связка, без которой в авиации невозможно. А в девяностые годы приходилось эту истину всем доказывать.

Слава Богу, кончились лихие девяностые, их сменили двухтысячные годы. Наступил новый век и все в нем по-другому. Я давно работаю в авиации и у меня сегодня есть уверенность, что у нас не налаживается, а наладилось! В прошлом году Иркутский авиационный завод посетило много гостей, в том числе высоких. Отзывы самые хорошие. Не загрузить такой завод - это преступление перед нацией. Он должен быть загружен! И то, что у нас есть производство военных самолетов, позволяет нам уверенно выходить на рынок с МС-21.

Но надо помнить, что на рынке, где продаются авиалайнеры, нас никто не ждет. В этом направлении нам предстоит долгая и тяжелая работа.

Но я с уверенностью смотрю в будущее. Многое поменялось, люди сегодня другими стали, у них глаза светятся, не так, как раньше, в девяностые. Причем вне зависимости от возраста. Хотя у нас самая молодая корпорация, средний возраст 40 лет. И очень приятно видеть в конструкторском бюро молодых парней,  смотреть, как на заводе молодые ребята работают на станках...

В прошлом году иду по Иркутскому заводу. В это время шло обучение LEAN-технологиям: стоят инженеры наших ведущих авиазаводов – иркутского, комсомольского, новосибирского, приглашенные западные консультанты. И тут американский специалист говорит: «Господа, по LEAN-технологиям «Иркут» скоро станет сильнее «Эрбаса». Мне было очень приятно слышать такие слова. Пожалуй, это была самая большая похвала, которую я бы мог услышать из уст иностранного специалиста…

В свое время меня упрекали, что мы взялись делать компоненты для «Эрбаса», что это неприбыльный проект. Но именно благодаря этому проекту мы получили компетенции и сертифицировали Иркутский завод по европейским стандартам.

Благодаря этой программе мы в Тулузе обучили наших специалистов разговаривать на одном языке с европейскими самолетостроителями. Это дорогого стоит, и это нельзя измерить деньгами. Не все материально в этой жизни.

Большое Вам спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам. Желаю всем Вам удачи и счастья!». 


В.Карнозов,Р.Гусаров,М.Вахнеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2014/1/27/1973/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.