← Назад

Главная Техника/технологии ОбзорВ Госдуме рассмотрели вопросы воздухоплавания

19 марта 2014 года / Андрей Барановский / Aviation EXplorer

17 марта в Госдуме по инициативе комитета по обороне прошел круглый стол “Вопросы законодательного обеспечения развития аэростатических летательных аппаратов в интересах обороны страны и безопасности государства”.

В «круглом столе» приняли участие Председатель Комитета по обороне   Государственной Думы  по обороне  Комоедов Владимир Петрович , член фракции Коммунистической партии РФ Бессонов Владимир Иванович, депутат  Годумы и Тарнаев Александр Петрович.

Участники круглого стола  обсудили  вопросы безопасности и обороноспособности страны, придав  большое внимание созданию всесезонной инновационной транспортной системы для труднодоступных регионов РФ.  По их мнению «перспективными для применения можно считать три типа летательных аппаратов, использующих аэростатическую подъёмную силу это: привязные аэростаты, стратосферные беспилотные дирижабли и гибридные дирижабли». Рассматривая все три варианта летательных аппаратов, при соответствующей поддержке, отечественные промышленности и наука смогут  справиться со всеми проблемными вопросами, возникающими при их создании и применении.

Первое слово в дискуссии было предоставлено представителям «Воздухоплавательного центра «Авгуръ»  и  с докладом выступил его Генеральный директор  С. Н. Щугарёв. В своём докладе господин Щугарёв рассказал о состоянии дел в российском воздухоплавании и определил основные направления и перспективы развития отечественной аэронавтики. Основной темой для обсуждения участников круглого стола стал доклад Директора по развитию «ВЦ «Авгуръ» М. В. Талесникова о создании всесезонной инновационной транспортной системы для труднодоступных регионов РФ. Основой этой системы станет «АТЛАНТ» – комбинированное воздушное судно, создаваемое российской фирмой ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ».

«АТЛАНТ» сочетает в себе лучшие качества дирижабля с отдельными элементами самолета, вертолета и судна на воздушной подушке. Такой подход позволяет, сохранив уникальные преимущества дирижаблей, большую дальность и грузоподъемность, экономическую и экологическую эффективность, возможность избавиться от традиционных для этого вида транспорта недостатков.

Для реализации этого проекта «Авгуръ»  учредил дочернее предприятие – ОКБ «Атлант», получившее статус резидента Фонда «Сколково» – кластер космических технологий. Профильным экспертам Фонда проект был рассмотрен и «АТЛАНТ»  получил наивысший положительный балл. Уникальные возможности АТЛАНТов позволят создать совершенно новую, транспортно-логистическую систему, которая сделает экономически целесообразной разработку малых и средних месторождений полезных ископаемых, обеспечит бесперебойное круглогодичное снабжение отдаленных регионов, и, в конечном итоге, придаст мощный экономический импульс развитию Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. По мнению участников «круглого стола», «особенности конструкции АТЛАНТа, оснащённого современной техникой, автоматическими и компьютеризированными системами, могут сделать его незаменимым как в военных, так и в гражданских областях».

В свою очередь, представители силовых ведомств: МВД, МЧС и Министерства обороны РФ, выразили большую заинтересованность в создании и  применении уникального летательного аппарата АТЛАНТ, и готовы оказать всестороннее содействие для скорейшего воплощения данного проекта в жизнь.

Заместитель Генерального директора долгопрудненского ОАО «ДКБА» Александр Колесов рассказал о работах своей организации в области создания аэростатических летательных аппаратов. В частности в ОАО сейчас ведется большая работа по модернизации производства, в том числе по реконструкции эллинга. Аэростатные комплексы типа «Пересвет» в количестве 9-ти штук эксплуатируются авиацией МВД.

По мнению г-на Колесова оперативно развертываемые аэростаты, способные работать длительное время  на высотах до 20 км вполне могут заменять ретрансляционные спутники.

Сергей Цариченко из МЧС отметил в своем выступлении, что для министерства аппараты легче воздуха играют большую роль в разведке мест, где сложились чрезвычайные ситуации,  а также при проведении аварийно-спасательных работ.  Аэростаты, находящиеся на высотах 10-15 км позволяют отслеживать обстановку  как раз на всей территории, охваченной ЧС. А вот   пожаротушение с дирижаблей на современном уровне их развития не представляется возможным, так как тушение проводится с малых высот, где очень сильны восходящие потоки воздуха.

Результатом работы круглого стола стал ряд рекомендаций Правительству РФ, Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Роскосмосу, Минтрансу, Минприроды, Минрегиону, Росавиации и Межгосударственному авиационному комитету Российской Федерации. Им предлагается  рассмотреть ряд вопросов связанных с научно-техническим развитием, финансовой и юридической поддержкой развития отечественной дирижаблестроительной и воздухоплавательной отрасли. Предложено также рассмотреть возможность создания программ реализации принципиально новых транспортных систем для доставки грузов социального назначения в труднодоступные регионы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока на основе безаэродромных аэростатических летательных аппаратов.


Андрей Барановский


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2014/3/19/1999/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.