← Назад

Главная Техника/технологии Специальный репортаж"Авиастар-СП" – год спустя

«Мы начинаем серийно строить самолеты, и нам необходимы высококлассные специалисты»


2 апреля 2014 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

В моих планах не было посещения завода Авиастар. И прибыл я в Ульяновск совсем по другим делам. Но так уж случилось, что именно в тот день проходила пресс-конференция с участием генерального директора ЗАО «Авиастар-СП» Сергея Дементьева, после которой журналистов пригласили посетить предприятие. Конечно же я не мог упустить такую возможность и посмотреть, что изменилось на заводе с момента моего предыдущего посещения предприятия год назад.

Цех финальной сборки. Раньше он был практически весь заставлен недостроенными, прибывшими на ремонт и просто «бесхозными» Ту-204. Сейчас нас здесь «встречают» новые Ил-76МД-90А.

Это первый серийный самолет установочной партии - машина 0103.  Ранее были построены летный образец, который задействован в летных испытаниях и ресурсный для испытаний в ЦАГИ. 0103 находится в высокой степени готовности, ведутся испытания под током, проходит отработка самолетных систем. Но есть ещё ряд вопросов, решение которые  ещё на стороне КБ Ильюшина. Существуют вопросы по аварийной сигнализации и по установке кресел летчиков летного экипажа. Те кресла, которые были установлены на летном образце, уже не выпускаются. Поэтому принято решение адаптировать под эту машину другие кресла.

                                                  

На самолете комплектация практически 100%. Финансирование работ ведется. Передачу 0103 Ильюшинской фирме должна состояться в августе. Этот борт будет готов раньше машины 0102, которая участвовала в первом этапе ГСИ и сейчас также находится здесь, на предприятии, на доработке по результатам испытаний. 0102 пойдет на второй этап ГСИ в конце года. А в это время на 0103 будут проводиться испытания систем аварийной сигнализации, светотехники. К ноябрю эта первая серийная машина должна вернуться на завод, и состоится передача самолета уже Минобороны в рамках госконтракта.

Практически собрана и машина 0104. Специалистами производства окончательной сборки ведется монтаж систем. Комплектация составляет уже около 90%. Передать в самолет заказчику планируется в ноябре этого года. Он будет передан на Таганрогский авиационный комплекс для дальнейших доработок под спецсамолет. Всего по программе Ил-76МД-90А на заводе запущено в производство 10 самолетокомплектов. Сейчас идет их изготовление на различных этапах технологической цепочки. Также завод начал заниматься вопросами изготовления и запасных частей для «76» машины.

Далее Ту-204СМ – ВС №150. Построены два таких самолета. В прошлом году авиалайнер получил сертификат типа. Эта машина прибыла на этап доработок по результатам сертификационных испытаний. Данный борт станет первым, который пойдет в эксплуатацию. Также в этом году на Авиастаре начнется строительство самолета Ту-204-300 для Управления делами Президента, сдать машину заказчику планируют в середине 2015 года.

Здесь же в цеху окончательной сборки проводятся работы по установке интерьеров на самолеты Sukhoi Superjet 100. Вот очередная машина для Аэрофлота. Завод в прошлом году установил интерьеры на 13 самолетах. В этом году предусматривается увеличение объема работ в 2,5 раза. В течение 2014 года ульяновцы должны установить интерьеры на 31 самолете SSJ на территории «Авиастара», окрасить в ООО «Спектр-Авиа» и передать заказчику.

Далее два самолета Ан-124 Руслан, здесь  проводятся работы по восстановлению летной годности. Это завершающие два самолета из шести по контракту с Минобороны. Одну машину планируют передать заказчику до конца первого полугодия, вторую - к ноябрю. Есть сложности по комплектации ВС, поскольку заводы-поставщики  уже не производят многие комплектующие. Также завод проводит работы по поддержанию летной годности самолетов  коммерческой авиации для авиакомпании «Волга-Днепр».

Перемещаемся в агрегатно-сборочное производство. Здесь собирают крупные секции планера. Вот это уже сборка секций 8-й машины Ил-76МД-90А. К маю фюзеляж 8-й машины уже должен быть собран.    

Следующий цех сейчас готовят к сборке Ту-204СМ. Здесь ранее собирались отдельные небольшие агрегаты. Сейчас в Правительстве РФ, а конкретно в Минпромторге, проходит ряд организационных встреч, где рассматривается вопрос о начале серийного производства 11 самолетов для отечественных авиакомпаний.

                                                                                             

Также Авиастар является одним из главных кооперантов с Иркутским авиационным заводом по программе МС-21.  В этом году начинается поставка первых опытных образцов панелей фюзеляжа на Иркутский завод. В рамках кооперации завод будет отвечать за изготовление люков и дверей, трубопроводов, вертикального и горизонтального оперения, подкилевого отсека. Объемы заказов по данному проекту возрастают.

В целом,  имеющиеся мощности завода позволяют без напряжения самостоятельно строить одновременно 4 типа самолетов. Сегодня  самая сложная проблема – нехватка кадров. И это проблема не только этого предприятия. Потребность «Авиастара» в персонале: основные производственные рабочие – на 2014 год  - более 700 человек. В перспективе 3-4-х лет потребность составит более 3000 человек, это только лишь рабочие. Инженерно-технический персонал - конструкторы, технологи, программисты, по ним потребность – ещё 200-250 человек ежегодно.

Вот что говорил на это счет генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Геннадьевич Дементьев на прошедшей в тот день пресс-конференции:

«В ближайшие два - три года на рынке труда будет серьезная борьба за высококлассных специалистов. Наша задача - стремиться к повышению зарплат. Но повышение зарплаты нужно доказывать своими объемами. В этом году темпы роста объёмов производства ЗАО "Авиастар-СП" составят не менее 147%. На предприятии установлено сложное высокоточное оборудование, требующее от сотрудников определенных знаний при работе. Поэтому мы не можем полагаться только лишь на молодых рабочих без опыта.  Стоит задача привлечения специалистов из других регионов РФ, где ощущается профицит рабочей силы. Для этого, мы разработали определенные меры поддержки. Совместно с Правительством региона мы работаем над программой привлечения в область и на завод иностранных специалистов. Ульяновская область вошла в программу переселения бывших соотечественников, и мы очень на нее надеемся. Кроме того, активно совершенствуем социальную политику предприятия - у нас действуют жилищная программа, корпоративная пенсионная программа, у работников есть возможность проходить оздоровление в лучших здравницах России. Также мы готовы предложить им особые условия: оплачиваем переезд (включая членов семьи), первое время компенсируем им затраты по найму жилья. По истечении полугода работник может вступить вне очереди в жилищную программу, чтобы через короткое время получить свое жилье. Работаем с нашим инвестором «Запад-2». Он предоставляет для наших работников скидку на квадратный метр жилья. Правительство области пошло на предоставление для предприятия налоговых льгот на имущество, город обнулил налог на землю. Первоначальный взнос завод оплачивает сам безвозмездно. Плюс пониженная ставка от Сбербанка. Новые квартиры уже строятся, поэтому и наши работники, и переселенцы смогут принять участие в данной программе. Всего порядка 200 авиастроителей уже получили ключи от своих квартир. До недавнего времени мы широко не объявляли о приеме иностранцев, но «сарафанное радио» сработало.  Уже поступило более 500 обращений от граждан из стран СНГ. Недавно пришло письмо от гражданина Израиля с просьбой о трудоустройстве. И в связи с этим мы сейчас должны поднять престиж не только завода, города, сколько страны в целом. Люди должны знать, что сегодня в России востребованы не только неквалифицированные гастарбайтеры, но и специалисты с техническим образованием и высокой квалификацией. Мы начинаем серийно строить самолеты, и нам необходимы высококлассные специалисты». 


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2014/4/2/2010/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.