← Назад

Главная Техника/технологии ОбзорМиГи на Севере – Часть II

7 августа 2014 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Завоевание и удержание господства в стратегически важных районах Мирового океана, в том числе и в интересах обеспечения боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (таких, как «Борей»), – одна из задач, которые ставятся Министерством Обороны Российской Федерации.

МиГ-31

Адмирал Чирков в статье «О реализации программы военного кораблестроения ВМФ РФ» пишет, что действия разнородных сил флота будут вестись в «едином информационном поле ВМФ», и что «развитие должны получить быстроразвертываемые сетецентрические системы обнаружения, связи, с широким применением роботизированных средств различной номенклатуры». Получается, что логика развития боевых комплексов военно-морского флота требует взаимодействия подводных и надводных сил, а также пилотируемой и беспилотной авиации.

Друзья авиаторов - подводники

Генеральный конструктор ракетных подводных лодок стратегического назначения, генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Владимирович Вильнит сказал: «Когда на подводной лодке устанавливается ракетное оружие большой дальности, появляется необходимость обеспечивать поиск цели и наведение на нее. В качестве внешних средств целеуказания могут использоваться, в том числе, и самолеты, включая палубные. Говоря образно, современные подводные лодки «дружат» и с самолетами и с авианосцами; они взаимно дополняют друг друга. Поэтому речи о «конкуренции» между нами сегодня не идет – на самом деле, мы помогаем друг другу, взаимно дополняем, вместе работаем для того, чтобы наилучшим образом выполнить задачи, поставленные Министерством обороны и ВМФ. В результате образуется связь, которая повышает обороноспособность страны».

Сергей Оттович Суханов и Игорь Владимирович Вильнит у закладной доски на фоне секции АПКР "Князь Олег"

В данном случае речь шла о введении в строй ВМС Индии авианосца проекта 11430. «Ремонт и модернизация корабля проходили в городе, где расположены два крупнейших российских завода по строительству и ремонту подводных лодок, причем практически все строящиеся здесь лодки спроектированы ЦКБ МТ «Рубин», - продолжает Вильнит. - ВМС Индии обладают подводными лодками, спроектированными «Рубином» и произведенными судостроительными заводами СССР и России. Индийские моряки высоко оценивают наши корабли, хорошо отзываются об их технических характеристиках. В последнее время почти все индийские подводные лодки проекта 877ЭКМ прошли ремонт и модернизацию на ЦС «Звездочка», в ходе которых они получили дополнительное оружие – крылатые ракеты. Это дает мне основание утверждать, что новый авианосец, созданный в России - хорошее приобретение ВМС Индии. Он станет прекрасным дополнением к российским подводным лодкам, что уже несут службу в составе индийского флота. Уверен, впереди у нас большая работа по созданию техники следующего поколения».

Авианосцы проекта 1143.5 и 11430 на рейде Североморска (фото предоставлено ОАО "Севмаш")

Когда авиация осуществляет полеты с палубы авианосца, могут случаться потери. В частности, в 2005 году из-за обрыва троса аэрофинишера не затормозился на палубе и упал в море истребитель Су-33. Между тем, боевой самолет стоит дорого, серийная машина обходится в 30-50 млн. долларов, а опытная – в несколько раз больше. Мы поинтересовались у генерального директора ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» Владимира Юрьевича Дорофеева, есть ли технологии, позволяющие найти самолет на дне моря и поднять его? Ответ был в целом положительный, но не четкий и тихим голосом. Качество записи звука техническими средствами не позволяет в точности расшифровать сказанное. Своими словами воспроизводить ответ гендиректора «Малахита» мы не решаемся. Вместо этого используем слова из песни «Тот, который не стрелял» Владимира Высоцкого: «За что мне эта злая, нелепая стезя? Не то, чтобы не знаю - рассказывать нельзя».

Водолазы – друзья ракетчиков

Представление о том, какие интересные «игрушки» таит в себе мировой океан, может дать случай из середины шестидесятых. Тогда советские авиаторы получили от водолазов большой подарок длиною 3,7 метра и весом 230 кг – поднятую с морского дна ракету AIM-7E Sparrow. Ее сняли со сбитого неподалеку от вьетнамского портового города Хайфон палубного истребителя F-4B Phantom II. «Фантом» считался чудом американской техники. Он вооружался ракетами повышенной дальности стрельбы, наведение которых осуществлялось по лучу мощной бортовой радиолокационной станции. Вариант AIM-7E образца 1963 года имел максимальную дальность стрельбы 25-30 км, что в разы больше, чем у советской Р-3С, коей оснащались северовьетнамские МиГ-21ПФ. При благоприятном для янки стечении обстоятельств «фантом» мог обнаружить и атаковать воздушного противника на дальности порядка тридцати километров на большой высоте и пятнадцать на средней. Результативная стрельба по МиГ-21 обычно достигалась с расстояния 15-20 км.

Возможно, подробное изучение «хайфонского улова» в Советском Союзе сказалось на низкой эффективности американских истребителей в ходе воздушных боев над Юго-восточной Азией. Из 612 выпущенных во Вьетнаме ракет семейства Sparrow только 56 попали в цель (9%). Из-за небольшой вероятности поражения вражеских истребителей ракетами большой дальности, экипажи «фантомов» вынуждено сокращали дистанцию для стрельбы AIM-9 Sidewinder. Образец подобной тепловой ракеты попал в СССР ранее из Китая (и был у нас растиражирован под названием Р-3С).

МиГ-25П в музее ВВС, Монино

Почувствовав, что с «фантомами» происходит что-то неладное, к началу семидесятых ВМС США прекратили их дальнейшие закупки, а ракету Sparrow подвергли серьезной переделке, с переводом системы наведения на иные принципы работы. В начале-середине семидесятых американцы провели ремонт и модернизацию более пятисот ранее выпущенных «фантомов» с полной заменой электропроводки и установкой новой системы управления оружием AWG-10B (на трехстах F-4S) и системы РЭБ Sanders AN/ALQ-126 (на двухстах F-4N). Подобные работы проводил и СССР: на всем парке перехватчиков МиГ-25 бортовой радиолокатор «Смерч» заменили на другой - «Сапфир», головные части ракет Р-40 сменили на устройства от Р-23. Это случилось после угона летчиком Беленко одной такой машины в Японию в 1976 году.

ракеты Р-33 и Р-40 на самолете-памятнике МиГ-31

Лес «ясеней» растет

Словом, опыт по поиску и подъему интересных объектов со дна моря в нашей стране имеется. Но подробно обсуждать, как и чем занимается «Малахит», мы не будем. Выделим только самое главное. После развала Советского Союза велось лишь строительство единичных экземпляров изделий разработки этого конструкторского бюро. Но в последние два-три года «Севмаш» активно занимался переходом к серийному строительству многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Равно как и «рубиновские» субмарины проектов 636.1, 636.3 и 677, они оснащаются мощными ракетными комплексами. И им тоже может понадобиться точное целеуказание с воздуха. Ранее в текущем году головной корабль нового проекта – атомный подводный крейсер «Северодвинск» был принят в состав ВМФ России, и в минувшее воскресенье принял участие в военно-морском параде на рейде Североморска. На «Севмаше» строится еще два атомохода по модернизированному проекту 885М – «Казань» и «Новосибирск».

АПЛ "Северодвинск", фото предоставлено S.Anandan, корреспондентом газеты The Hindu (Индия)

И вот минувшие выходные принесли нам весть. Обращаясь к участникам закладки новых кораблей в ходе видеоконференции между Североморском и Северодвинском, Президент России сказал: «Знаю, что у всех нас, тем более у кораблестроителей, сегодня двойной праздник: планировалась закладка двух, сейчас будет уже трёх подводных лодок. Это большое событие для флота».

Юрий Борисов

В тот самый день, отвечая на вопросы журналистов насчет программы строительства АПЛ типа «Ясень», заместитель министра обороны Юрий Иванович Борисов сказал журналистам: «до 2020 года будет построено семь, а всего шестнадцать». Ранее генеральный конструктор «Малахита» Владимир Николаевич Пялов поведал нам, что строительство «ясеней» переведено из цеха № 55 в цех № 50 (его возвели для АПЛ, но в последние 15 лет здесь строились лишь гражданские суда, такие как буксиры и танкеры) - на «Севмаше» не хватает стапелей, чтобы за короткий срок построить большое количество подводных лодок в рамках действующей и перспективной Государственной программы вооружений.

 Владимир Пялов, генеральный конструктор «Малахита»

Из-за того, что вместо двух субмарин в воскресенье заложили три, отдельные журналисты буквально «запутались в трех ясенях», смешивая «в кучу» новые подводные корабли проекта 885М с другими. Вместе с этим, здесь есть и положительный момент – лес «ясеней» растет. С учетом новых закладок в конце года и в течение следующего (по словам Будниченко, в 2015-м планируется заложить еще два «борея» и три «ясеня»), группировка атомоходов четвертого поколения вскоре частоколом закроет наши границы на океанском направлении.


Владимир Карнозов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2014/8/7/2092/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.