← Назад

Главная Техника/технологии Специальный репортажИз Петербурга в Москву на Pilatus PC-12NG

12 сентября 2015 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

За два дня до открытия выставки JetEхро в Москве меня пригласили совершить ознакомительный полет на представляемом в экспозиции самолете Pilatus PC-12NG. Всегда с радостью откликаюсь на такие предложения. Даже несмотря на то, что для этого пришлось ехать в Санкт-Петербург.


 

Первый полет на незнакомом самолете это всегда как первое свидание с девушкой – не знаешь, какой у нее характер, и от этого несколько волнительно. Вот он на перроне "Пулково-3", ярок и изящен. Рутинно садимся, располагаемся в креслах, руление, разбег, взлет… И дальше понимаешь, как тобой постепенно овладевает настоящий восторг. Восторг от того, что не ожидаешь от одномоторного самолета - такой тяговооруженности, такой плавности полета (а погодка, прямо скажу, была в тот день не очень), такого комфорта. И что совсем удивило, отсутствие ожидаемого шума в салоне. Мы спокойно общались через весь салон на всех режимах полета, даже не напрягая связки. Впрочем, передать ощущения, рассказывая о них, невозможно. Это нужно испытать самому.

Когда фотографический голод моих спутников был удовлетворен, я побеседовал с генеральным директором Nesterov Aviation Евгением Окладниковым, который рассказал о самолете и его перспективах в России.


 

- Евгений, если Вы не против, давайте начнем беседу со знакомства с вашей компанией.

- Компания Nesterov Aviation - это официальный дистрибьютор самолетов Pilatus PC-12 в России. Наша компания была основана в конце 2014 года специально для этого проекта, с января 2015г. мы являемся эксклюзивным дистрибьютором. На сегодняшний день мы довольно успешно продвигаем самолет в России. В следующем году у нас в плане  строительство сервисного центра. С местом мы еще не определились, но, скажем так, точно в Центральной России, далеко делать не будем. По поводу самолета PC-12, то это очень интересный для России продукт. Его, может быть, еще до конца не понимают, но мы видим спрос в ближайшее время - 2-3 самолета в год.

- Чем, на Ваш взгляд, он может быть интересен, и кому?

- На данный момент мы больше рассматриваем частных владельцев. Скажем так, тех, кто летает в основном по России, и иногда вылетают за рубеж. Нашими клиентами являются крупные компании, частные бизнесмены. Мы видим, что PC-12NG очень эффективен на рейсах от 1000 до 2000 км.

- Какие варианты комплектации салона есть у этого самолета? 

- Салон у PC-12 бывает в 4-х исполнениях - VIP, обычный 9 местный, грузовой и полугрузовой вариант. Также есть специальные версии - для военных, для поиска и спасания, для медицинской эвакуации. Чем самолет интересен? Большой грузовой дверью, модульным салоном, возможностью быстро переделать самолет из VIP в транспортный, из 6 в 8 мест. Возможности очень большие. Характеристики у него хорошие. Единственное, что в сегодня смущает потенциальных российских заказчиков, что у самолета один двигатель. Но это проблема не только России. Pilatus с этим борется по всему миру. Старый менталитет - считается, что самолет с одним двигателем более опасный. Но Pilatus показал, что по статистике количество аварий у него меньше, чем у других  аналогичных самолетов с двумя двигателями.

Самолет ещё интересен и тем, что может садиться на грунтовое покрытие и, в принципе, на неподготовленные аэродромы. У него низкие требования, в том числе и по длине полосы. Если пилот достаточно опытный, то он может сесть на грунтовую полосу в 800-900 метров, а на бетонную полосу - в 600-700 метров. А так, в общем, около 1000 метров ему достаточно в любом варианте. Хорошая крейсерская скорость - 520 км. И дальность хорошая - до 3000.

Самолет оснащен самыми современным оборудованием, а интерьер разрабатывает фирмой BMW. Сейчас Матиас продемонстрирует внутреннюю систему развлечений, которая включает в себя движущуюся карту, беспроводное подключение к жесткому диску, на котором музыка и фильмы. Pilatus не стал ставить дисплей в самолет, как многие производители. Они сделал встроенную Entertainment - систему, которая состоит из wi-fi и жесткого диска. На этот жесткий диск можно закачивать разные программы, фильмы, а дальше с помощью своего iPad подключаться к нему.


 

За последние 10 лет Pilatus превратился из консервативной компании в достаточно продвинутую. Предлагается множество вариаций салона, бесконечное количество отделок. Если клиент хочет заказать что-то особенное, то Pilatus готов сделать все и большинство из этих опций не стоит дополнительных денег. Если захотите розовый салон, а его нет в стандартной гамме цветов, то с вас не возьмут никакой дополнительной копейки. Единственное, если специальная окраска очень сложная, а так все включено.

- Вот сейчас мы летим в самолете с какой компоновкой?

- Мы сейчас летим в компоновке, которая называется VIP 6+2. Это самая подходящая для России компоновка, потому что она позволяет комфортно разместить 6 человек. Если потребуется, то позволяет посадить еще детей или кого-то дополнительно, то можно поставить еще 2 кресла. Есть версии 8 мест, 9 мест, 7 мест.

Эта версия является заводским демонстратором. Он раскрашен Ганцом Эрни  - это известный швейцарский художник. К сожалению, это был последний проект, над которым он работал. Pilatus решил его использовать заводским демонстратором, чтобы сохранить память об этом художнике.


 

Помимо того, что это конфигурация 6+2, есть возможность из него сделать грузовую версию. Грузовую сетку возможно передвигать по салону и закреплять различные грузы с помощью ремней и специальных креплений. Например, может быть 2 VIP кресла, а остальное грузовой отсек.

- Сколько стоит такой самолет?

- У Pilatus своеобразная ценовая политика. Данный самолет стоит около $5 млн. Это цена ExWorks. Базовая модель стоит около $4 млн, дальше опции. VIP-салон считается опцией, поэтому такое возрастание в цене. Также здесь стоит достаточно дорогой пакет авионики, который включает в себя все, что возможно у Pilatus. Можно его сокращать, за счет чего снизится стоимость, но, честно говоря, здесь представлено достаточно оптимальное решение. По каким-то специальным опциям - есть кондиционер, есть дополнительное навигационное оборудование, также можно установить дополнительный обогрев двигателя. В основном, в принципе, и стандартный самолет очень хорошо оснащен. Как вы видите, здесь довольно тихо, комфортно.


 

- Кто в России проявляет интерес к этой машине? Я знаю, что вы показываете его различной публике, в том числе и госструктурам.

- В этом году наша задача в России - просто заявить, что есть такая машина, есть официальный дистрибьютор. Что у нас будет сервисный центр. Фамилии клиентов мы называть не можем. Сегодня наша задача - показать самолет максимальному количеству разносторонних организаций. На данный момент, мы понимаем, что в ближайший год-два, пока мы не откроем сервисный центр, наши клиенты - это больше частные лица. А когда мы откроем сервисный центр, будем работать с крупными корпорациями и с государственными структурами. В дальнейшем, когда политическая ситуация поменяется, это могут быть МВД, МЧС, ФСБ, ФСО. Потому что платформа Pilatus позволяет устанавливать различное, например, поисково-спасательное оборудование, и это достаточно популярный в Америке самолет для спецзаданий.


 

У нас в России нет прямых конкурентов этому самолету, поэтому в дальнейшем мы видим потенциал в госсекторе. А пока, в основном, это частные предприниматели и организации, которые готовы купить этот самолет и которые понимают, что им он нужен. У этого самолета очень низкие эксплуатационные расходы, поэтому в Европе на нем достаточно эффективно летать.

- Я знаю, что вы собираетесь его показывать в новом аэропорту Калуги, который недавно получил статус международного. Почему "Калуга"? 

- Для нас "Калуга" - это интересно. У нас там есть потенциальный клиент, который хочет посмотреть самолет. Плюс, мы видим в "Калуге" как раз тот идеальный баланс аэропорта, когда на самолете стоимостью $5 млн, ты не чувствуешь себя ни маленьким ни большим, ни ущербным. Это как раз такой аэропорт, который мы в России давно ждали. Где есть все услуги, и базировка там стоит разумных денег. Поэтому мы хотим прилететь, посмотреть и убедиться, что это то, что нам в будущем будет интересно. Мы рассчитываем, что люди, которые купят самолет в Московском регионе, Подмосковье или в Калужском регионе, будут держать его в таких аэропортах, как Калуга. Мы надеемся, что таких аэропортов по России станет много, потому что чем больше таких аэропортов, тем нам будет проще работать.

Между тем, полет из Петербурга в Москву скоротечен. Весь путь от терминала "Пулково-3" до терминала "Внуково-3" занял всего полтора часа. Мы разместились в удобных креслах и стали наслаждаться видами при заходе на посадку. Не в первый раз летаю на одномоторных турбовинтовых машинах. Но ощущение от полета на Pilatus PC-12NG настолько отличается от всех предыдущих, что даже не верится, что это маленький одномоторный самолет. Мы как будто летели на реактивном бизнес-джете – комфортно и плавно. На эшелоне просто зависли в воздухе, ни вибрации, ни привычного турбовинтового шума. Уверен, этот самолет оценят по достоинству и российские авиаторы, и будущие пассажиры. Искренне признателен и благодарен компании Nesterov Aviation за возможность познакомиться с этой машиной.

фото: Р.Гусаров, Ю.Кузьмина


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2015/9/12/2303/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.