← Назад

Главная Техника/технологии ОбзорНСАВ: Взаимодействие ТКП с бизнесом открыто, прозрачно и понятно

20 апреля 2016 года / ТКП / Aviation EXplorer

30-31 марта в гостинице «Аэростар» состоялись очередные заседания Комитета агентств и Комитета перевозчиков Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). В заседании Комитетов приняли участие 20 представителей аккредитованных агентств (24 голоса) и 20 представителей авиапредприятий (26 голосов).

В соответствии с утвержденной Повесткой заседаний НСАВ, согласно «Положению о Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте», на основании Рейтингов перевозчиков и агентств по итогам 2015 года, утвержденных Председателем НСАВ, в составах Комитетов НСАВ была проведена ротация (по 5 членов). Кроме того обновлен состав Президиума Комитета перевозчиков НСАВ. 

Открывая содержательную часть заседаний, Президент ТКП А.А. Русс рассказал о недавно прошедшем масштабном отраслевом мероприятии ТСН Форум, организованном ТКП с целью определения вектора развития Системы взаиморасчетов и отрасли, в целом, представления новых разработок ТКП и оптимизации взаимодействия с партнерами. Гостям Форума был представлен новый корпоративный сайт ТКП, оснащенный функционалом «Личный кабинет», - единой точкой входа в систему TCH Connect, которая предоставляет возможность интерактивного диалога с системами и базами данных ТКП. «Бизнесу не хватает эффективной и прозрачной коммуникации, поэтому взаимодействие ТКП с бизнесом должно стать открытым, прозрачным и понятным», - подчеркнул Президент ТКП. Кроме того, на Форуме были представлены два инновационных продукта, которые позволят участникам отрасли оптимизировать свои бизнес-процессы. Это, во-первых, универсальная торговая площадка для агента ТСН Booking. На сегодняшний день уже два агентства закончили «прописку» в системе TCH Booking; желание «прописаться» изъявили еще 26 агентств. Стоит отметить, что агенты, работающие в системе TCH Booking, смогут бронировать и продавать не только авиаперевозки, но и разнообразный контент провайдеров услуг. Второй продукт, предлагаемый ТКП партнерам, - уже многими востребованная, постоянно эволюционирующая система ТСН Payment, в рамках которой сегодня переконфигурированы взаимоотношения с банками-эквайерами и маршрутизация денежных средств. Среди преимуществ TCH Booking для агентств – пониженная ставка по эквайрингу и возможность снизить размер финансового обеспечения в ТКП. Как подчеркнул А.А. Русс, ни ТСН Payment ни ТСН Booking не предусматривают никаких ограничений по стокам, продуктам либо системам. Помимо этого А.А. Русс рассказал об инициативе ТКП, связанной с Новой дистрибутивной моделью NDC, и пригласил перевозчиков принять участие в ее реализации. «Мы готовы предоставить авиакомпаниям возможности дистрибуции через агентскую среду не только собственно авиаперевозок, но и в пакете с дополнительными услугами. С помощью модели NDC мы предоставим авиакомпаниям возможность поддержать бренд, по-новому представить себя и свои продукты на рынке», - сказал А.А. Русс. Рассказывая о панельных дискуссиях, новом формате общения с представителями рынка, Президент ТКП поблагодарил их участников и отметил полемический характер дискуссий, показавший, что поднятые ТКП темы интересны и остро волнуют рынок. Собравшиеся на заседании НСАВ высоко оценили формат Форума как площадки для эффективной коммуникации между участниками рынка и поблагодарили ТКП за организацию этого мероприятия.

Вниманию участников заседаний были предложены два доклада, анализирующие состояние рынка авиаперевозок за 2015 год и рынка агентских продаж на СПД НСАВ-ТКП. 

Анализу мирового и российского авиационного рынка был посвящен доклад Президента ТКП А.А. Русс, который отметил общий рост рынка в 2015 году: увеличение пассажирооборота, процента занятости кресел, развитие грузоперевозок, свидетельствующее об общем оживлении мировой экономики. При этом основным драйвером роста прибыли мировой авиационной отрасли является снижение расходов на авиационное топливо. Среди положительных тенденций мирового рынка были названы освоение новых маршрутов и увеличение частоты полетов, ориентация тарифов на платные пакетные услуги, снижение процента коммерческой загрузки за счет повышения провозных емкостей, а также появление новых стандартов дистрибуции. Как ожидается, доля воздушного транспорта в мировом ВВП в 2016 году составит 1%, что является достаточно высоким показателем, свидетельствующим о важной роли авиационной отрасли. В России, напротив, авиакомпании сталкиваются с растущими ценами на керосин и нездоровым состоянием экономики, что вызывает падение пассажиропотока и снижение темпов роста. Президент ТКП отметил рост за последние 5 лет социальной значимости авиатранспортной отрасли в стране. Так, по данным за 2015 год, удельный вес пассажирооборота авиатранспорта существенно превысил аналогичный показатель по железнодорожному транспорту, однако за первые два месяца 2016 года конкурентноспособность авиации с железнодорожным транспортом заметно снизилась. Среди особенностей российского рынка было также названо существенное перераспределение рынка, произошедшее в 2015 году в связи с падением международных перевозок, рост активности западных авиакомпаний на международных авиалиниях после прекращения полетов «Трансаэро», рост процента занятости кресел и процента коммерческой загрузки на внутренних линиях, перераспределение между сегментами перевозок, падение удельного веса московского авиатранспортного узла, активность региональных авиаперевозок и др. В заключении были обозначены основные факторы, влияющие на состояние рынка: сжатие международного рынка авиаперевозок в России в связи с изменением геополитической ситуации, сокращение туристического сезона и увеличение амплитуды колебаний пассажиропотока между высоким и низким сезонами, негативно влияющее на отрасль, неэффективное взаимодействие авиакомпаний и государства в части установления тарифов на социально значимые перевозки, дорогие кредитные ресурсы и т.д.

В докладе Старшего вице-президента ТКП А.Б. Гредескула были представлены тенденции, наметившиеся в агентской среде, а также перспективы взаимодействия ТКП с агентами. Была рассмотрена динамика аккредитации агентств, пунктов продаж и интернет-пунктов продаж за период с 2013 по 2015 годы. Отмечены имеющие место тенденции укрупнения бизнеса, роста концентрации агентских продаж, увеличения объемов продаж через ИПП, расширения реализуемого агентствами контента – от авиа/железнодорожных перевозок до гостиничных и других дополнительных услуг. Помимо этого приведена динамика снижения размера агентского комиссионного вознаграждения как одного из источников доходов агентств, а также увеличения доли собственных плат, взимаемых при продаже пассажирских услуг. В этой связи А.Б. Гредескул подчеркнул своевременность инициатив ТКП в оптимизации взаимоотношений с агентской средой. «ТКП ведет персональную работу практически с каждым агентством, потому что наша общая задача - сохранить устойчивость рынка», - заключил А.Б. Гредескул.

Ряд решений по оптимизации бизнеса авиакомпаний, которые ТКП реализует на основе накопленного потенциала в рамках стратегии инновационного развития, представила Коммерческий директор ТКП Е.А. Шинова. Среди инструментов, предлагаемых перевозчикам, - прямые договоры по организации продаж на стоке ТКП, трехстороннее соглашение между авиакомпанией, генеральным агентом и ТКП, а в перспективе - обеспечение расчетов по продажам на стоке авиакомпаний. В презентации Е.А. Шиновой было уделено внимание инструменту ТКП, связанному с продажами на электронных билетах 61 формы, сформированных ЦЭБ ТКП, через собственные сайты авиакомпаний. Отличие от стандартной схемы продаж через сайт авиакомпании - генерация номеров электронных билетов авиакомпаний в ЦЭБ. При этом авиакомпания получает комбинацию преимуществ, связанных как с собственными продажами, так и с продажами в нейтральной среде. В частности, используется собственный бланк и валидатор авиакомпании, применяется собственная ценовая политика авиакомпании, снижаются издержки по управлению продажами и операционные расходы, используются возможности готового платежного решения TCH Payment, включая льготную ставку по эквайрингу, а также отсутствие необходимости заключать отдельный договор с банком-эквайером и платежным провайдером. Е.А. Шинова подчеркнула, что билет, оформленный при такой пакетной схеме и идентифицированный в ЦЭБ как билет авиакомпании, может быть принят к возврату/обмену в любом аккредитованном в СВВТ агентстве. В настоящее время преимуществами этого инструмента пользуются уже две авиакомпании.

Вице-президент ТКП – Директор Центра взаиморасчетов Е.М. Разумова рассказала о развитии проекта ТКП, связанного с запросом на возврат (Refund Application), и о дискуссии, развернувшейся вокруг стандартной RA-политики, которая должна регламентировать правила и случаи оформления запроса на возврат. Перевозчики, вошедшие в специально созданную Рабочую группу, не достигли договоренности о том, следует ли отражать в стандартной RA-политике случаи вынужденных возвратов по медицинским показаниям. На заседании Комитета перевозчиков этот вопрос стал предметом широкого обсуждения, по итогам которого Комитетом перевозчиков было принято решение перенести рассмотрение данного вопроса на следующее заседание НСАВ. Кроме того Комитет перевозчиков утвердил «Положение о «Запросе на возврат» («Refund Application») в СВВТ» и «Форму представления «Запроса на возврат» («Refund Application») в СВВТ через TCH Connect».

Заместитель Директора по развитию - Начальник Технологического отдела ТКП А.В. Голенкина представила отчет о работе Совместного Билетного комитета А4А/IATA по вопросу перехода на использование электронных билетов и EMD, и в частности, о решении Генеральной конференции IATA по пассажирским перевозкам об исключении всех бумажных документов кроме квитанции на сверхнормативный багаж из отраслевых стандартов. Конференция также утвердила предложение ТКП о внесении в новую редакцию Практической рекомендации IATA 1720а редакторских изменений для стока НСАВ-ТКП (код формы 610-619) с сохранением двойной аббревиатуры «СВВТ-ТКП (ATSS-TCH)» и обозначением для оформляющей стороны «агентство СВВТ». Решения вступают в силу с 1 июня 2016 года. 

Далее А.А. Русс проинформировал членов НСАВ о подготовке к VII Конференции участников системы взаиморасчетов. По результатам обсуждения решено провести Конференцию в Сочи в конце октября 2016 года, установив численность делегатов на Конференцию 30 человек от перевозчиков и 30 от агентств.

Затем Заместитель Директора по развитию - Начальник Технологического отдела ТКП А.В. Голенкина проинформировала участников Комитетов НСАВ о том, что, в соответствии с решением предыдущего заседания Комитета перевозчиков НСАВ, с 1 февраля 2016 года введены в действие подготовленные Рабочей группой изменения в правила оформления операций возврата. Изменения касаются обязательного внесения в PNR фактической формы оплаты/расчета с пассажиром при продаже/возврате перевозки, контактного телефона пассажира, а также требований к перечню документов, подтверждающих возврат денежных средств, и срокам их предоставления. Кроме того новая Стандартная ADM-политика, введенная в действие с 1 февраля 2016 года, предусматривает для агентств ответственность за непредоставление документов, подтверждающих операцию возврата, и штрафные санкции в размере суммы возврата.

Профессор, академик Российской Академии Транспорта, Советник Президента ТКП по науке Э.И. Махарев рассказал о сотрудничестве ТКП и СПбГУ ГА по открытию в 2017-2018 учебном году магистерской программы «Коммерческая деятельность на воздушном транспорте». Комментируя выступление Э.И. Махарева, Президент ТКП отметил, что повышение качества профессиональной подготовки выпускников профильных ВУЗов – важнейшая проблема, которую авиакомпании, агентства, ТКП и учебные учреждения должны решать объединенными усилиями. Участники заседаний единодушно поддержали данное предложение ТКП. 

В заключении Председатель НСАВ, Президент ТКП А.А. Русс предложил членам Комитета перевозчиков обновить формат заседаний НСАВ, сделав их более дискуссионными и динамичными, поднимать актуальные и злободневные вопросы. В ответ на это предложение, которое было положительно встречено собравшимися, на обсуждение вынесли вопрос, связанный с фрод-операциями и наличием на рынке фиктивных сайтов. Начальник отдела управления продажами ключевых агентов департамента продаж ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» А.В. Чарышкин поделился опытом борьбы с мошенническими сайтами, имеющимся у авиакомпании «Аэрофлот». Этот вопрос будет включен в повестку очередного, совместного, заседания Комитета перевозчиков и Комитета агентств НСАВ для обсуждения.

ТКП


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2016/4/20/2417/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.