Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

ОДК приступила к испытаниям двигателя для самолета Ил-112

19 сентября 2016 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

15 сентября 2016 года Объединенная двигателестроительная корпорация приступила к испытаниям нового турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, предназначенного для перспективного российского легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Изделие разработано коллективом АО «Климов», однако серийно ТВ7-117СТ будет изготавливаться в расширенной кооперации предприятий ОДК, куда включены АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ММП им. В.В. Чернышева» и другие.

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ расширяет семейство газотурбинных двигателей ТВ7-117. В семейство ТВ7-117 также входят двигатели ТВ7-117С и ТВ7-117СМ для регионального пассажирского самолета Ил-114, а также вертолетный двигатель ТВ7-117В, устанавливаемый на новый вертолет Ми-38.  В новое изделие заложены передовые технические и конструктивные решения. Двигатель обладает высокими показателями по мощности и экономичности. Так, мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3 000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3 600 л.с.. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет  удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час.

Новый лёгкий военно-транспортный самолет Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава, а также для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации самолета. Его разработкой занимается Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина и в 2017 году планируется завершить сборку первого экземпляра самолета.

Заявленные параметры нового двигателя будут проверяться на испытательном стенде, являющимся примером отраслевых инноваций. «Его возможности позволяют испытывать силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и другими элементами самолета (части крыла и фюзеляжа). В ходе модернизации, осуществленной в кратчайшие сроки, комплекс, изначально построенный как экспериментальный для испытаний  силовых агрегатов вертолетов, был укомплектован современным контрольно-измерительным оборудованием», - рассказывает генеральный конструктор АО «Климов» Алексей Григорьев.

 

При создании двигателя разработчики руководствовались идеологией базового газогенератора.  В итоге создано целое семейство вертолетных и самолетных двигателей с очень большой долей унификации, что особенно важно в нынешних рыночных условиях.

У двигателей семейства ТВ7-117 – сложная судьба, которая во многом отражает новейшую историю отечественного авиационного двигателестроения. Первые самолетные модификации проектировались в годы отраслевого кризиса, практически на одном энтузиазме разработчиков. Несмотря на то, что двигатель ТВ7-117С для регионального пассажирского самолета Ил-114 был создан не в лучшие для страны времена, по многим показателям он был одним из лучших мировых образцов в своем классе. Его дальнейшее развитие - двигатель ТВ7-117СМ, сконструированный по модульной схеме, снижающей материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт, занимает лидирующие позиции по соотношению мощности и массы. В 2015 году сертификат типа АР МАК получил турбовальный двигатель ТВ7-117В, предназначенный для использования в силовой установке новейшего российского вертолета Ми-38.




 

«Сегодня, когда созданы благоприятные условия для развития отечественной науки, технологий и производства, мы можем с еще большей отдачей использовать наш опыт. Это наглядно подтверждает успех Объединенной двигателестроительной корпорации в реализации проекта ТВ7-117В для новейшего отечественного вертолета Ми-38. Уверен, что  и  ТВ7-117СТ для Ил-112В станет образцом передовой конструкторской мысли и эффективной производственной кооперации», - сказал исполнительный директор АО «Климов» Александр Ватагин.

Двигатель ТВ7-117В дал возможность вертолету Ми-38 повысить безопасность полета, в том числе  при экстремальных ситуациях, путем введения чрезвычайных режимов мощностью до 3750 л.с., а также расширить диапазон применения, в том числе за счет снижения расхода топлива. ОДК заключила с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 50 двигателей ТВ7-117В для установки на вертолеты Ми-38. Работа по организации серийного производства ТВ7-117В развернута в полном объеме на новой производственной площадке АО «Климов» в Санкт-Петербурге.

Также на двигателях ТВ7-117В установлена новая цифровая электронная система управления и контроля типа FADEC с цифровым блоком нового поколения БАРК-6В разработки и производства АО «Климов». Электронная система управления БАРК-65СТМ Для ТВ7-117СТ также построена на базе БАРК-6В. Адаптация к этому типу двигателя осуществляется доработкой программного обеспечения.  Теперь САУ управляет не только двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолёта. Разработчиком и изготовителем гидромеханических агрегатов САУ двигателя ТВ7-117СТ является одно из пермских предприятий ОДК – АО «ОДК-СТАР».

Двигатели семейства ТВ7-117 производятся полностью из российских деталей,  узлов  и комплектующих.   Это стало возможным с созданием эффективной кооперационной сети в рамках центров технологической компетенции отраслевых предприятий, входящих в структуру ОДК. АО «Климов» является структурным подразделением АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех). ОДК это интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2014 году составила 199,9 млрд рублей.




 

«Запуск испытаний ТВ7-117СТ – значимое событие не только для отечественной двигателестроительной отрасли, но и для всей авиационной промышленности, – говорит генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Новый двигатель по показателям мощности и экономичности, несомненно – один из лучших образцов в своем классе. Уверен, что сочетание технических характеристик ТВ7-117СТ с передовыми решениями, заложенными в Ил-112В, сделает самолет достойной транспортной платформой для ВКС России».

Так, производство ключевых узлов нового турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ развернуто на АО “Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева”. Там производятся узлы турбокомпрессора и свободной турбины. Предприятие имеет давний опыт  производства двигателей данного семейства — именно там до начала 2000-х гг. был организован выпуск двигателя ТВ7-117С. «Создание силовой установки для Ил-112В является одной из ключевых программ ОДК в области двигателей военного назначения, – говорит генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Сроки освоения производства двигателя – очень сжатые. Несмотря на это «ММП имени В.В. Чернышева» успешно выполняет все свои обязательства по освоению данного изделия. Во многом благодаря работе предприятия обеспечено изготовление материальной части ТВ7-117СТ для проведения испытаний».

Ещё одним предприятием в кооперационной цепочке по двигателю ТВ7-117СТ является одно из крупнейших предприятий ОДК - Московское АО «НПЦ газотурбостроения «Салют». За «Салютом» закреплено изготовление четырех узлов ТВ7-117СТ: центрального привода, редуктора, верхней и нижней коробок приводов. «Салют» также имеет опыт производства двигателей данного семейства — на его омском филиале „ОМО им. П. И. Баранова“ ранее был организован выпуск ТВ7-117С.

«С учетом современных тенденций организации производства двигателей и сжатых сроков реализации данного проекта при производстве ТВ7-117СТ используются сильнейшие компетенции каждой из площадок «Салюта» и специализированных предприятий оборонной промышленности страны. – говорит заместитель генерального директора-управляющий директор АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“ Виталий Клочков. - География внутренней кооперации по данному изделию очень широка – помимо головной московской площадки «Салюта» и омского филиала «ОМО им. П. И. Баранова» в ней участвуют «Завод «Прибор», «ВМЗ «Салют», МКБ «Горизонт» и ряд аффилированных предприятий «Салюта», таких как ОАО «Агат», ОАО «Агрегат», ОАО «НФМЗ» с учетом их специализации».

И, конечно же, само АО «Климов», являющееся головным предприятием-разработчиком двигателей семейства ТВ7-117. АО «Климов» - предприятие со славной столетней историей. Оно было основано в 1914 г. в  Санкт-Петербурге как акционерное общество «Русский Рено». Основным видом его деятельности тогда было производство автомобилей и авиационных двигателей фирмы «Рено», в том числе для первых в мире тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец». Во время Великой Отечественной войны предприятие выпускало поршневые двигатели серии ВК-100 разработки Владимира Яковлевича Климова, на которых летало 90% истребительной авиации. Во время войны завод был эвакуирован в г. Уфу, тем самым заложив фундамент будущего уфимского моторостроения.

После войны в 1946 году в Ленинграде было создано Опытно-конструкторское бюро под руководством Климова. Именно в нем был спроектирован первый крупносерийный турбореактивный двигатель отечественного производства ВК-1. Пятидесятые-шестидесятые годы ознаменовались разработкой газотурбинных силовых установок для вертолетов и самолетов, жидкостно-реактивных двигателей для ракет различного назначения.

На заводе созданы двигатели и главные редуктора для вертолетов Ми-2,  Ми-8, а также двигатель ТВ3-117, устанавливавшийся на большинство отечественных вертолётов среднего класса типа «Ми» и «Ка».  В настоящее время вертолёты с силовыми установками на базе двигателей семейства ТВ3-117 эксплуатируются в более чем 60 странах мира, ими оснащено более 90% вертолетного парка России.

Также, в историю не только отечественного, но и мирового двигателестроения вошла созданная «Климовым» силовая установка для фронтового истребителя МиГ-29 - турбореактивный двигатель РД-33 и коробка самолетных агрегатов КСА-2(3). А ещё в 70-е годы коллективом Сергея Изотова был создан танковый газотурбинный двигатель  - ГТД-1000Т. Работы по двигателю завершились в 1976 г. принятием на вооружение Советской Армии легендарного танка Т-80. И совсем необычная разработка – факел олимпийского огня московской Олимпиады-80.

Начало нового века для АО «Климов» было отмечено разработкой турбовального вертолетного двигателя ВК-2500 для вертолетов «Ми» и «Ка». Ранее в страну поставлялись климовские двигатели семейства ТВ3-117, производившиеся на Украине. ВК-2500 – это дальнейшее развитие данного двигателя. Преимуществами ВК-2500 являются высокая топливная экономичность, повышенные мощностные характеристики, применение современной  системы автоматического управления.  Если говорить о боевых вертолетах, поставляемых в рамках гособоронзаказа, то сегодня все они оснащаются только российскими ВК-2500.

И сегодня основным направлением деятельности предприятия является разработка, производство и сервисное обслуживание турбовальных двигателей для вертолетов, турбовинтовых двигателей для транспортных и пассажирских самолетов,  турбореактивных двигателей для истребительной авиации,  систем автоматического регулирования и контроля двигателя.

АО «Климов» обладает собственным конструкторским бюро, современной производственной и экспериментальной базами. Разработки АО Климов» успешно конкурируют с продукцией мировых производителей  авиационных двигателей. Деятельность АО «Климов» охватывает весь жизненный цикл изделий собственной разработки, включая построение современной системы послепродажного обслуживания.

В рамках стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации был реализован масштабный национальный проект «Петербургские моторы» с объемом финансирования более 7 млрд руб.  по созданию на базе АО «Климов» конструкторско-производственного комплекса (КПК) по вертолетным двигателям инновационного типа. В Шувалово под Санкт-Петербургом были построены производственные и административные здания со всей инженерной инфраструктурой, приобретено современное высокотехнологичное оборудование, полностью обновлена система управления. Новая промышленная площадка объединяет  в себе современное конструкторское бюро с гибким, технически оснащенным серийным производством, мощной испытательной базой и службой сервиса. Общая площадь КПК - около 50 тыс. кв. м.

Производственная система КПК смоделирована таким образом, что позволяет и создавать новые продукты, и разворачивать на своих мощностях серийное производство инновационных продуктов. Применение самых современных технологий как к области разработки и производства, так и в области управления и было основной задачей обновления компании. Использование современных CAD/CAM/CAE систем на этапе проектирования, применение самого  современного оборудования (часто изготовленного на заказ именно для АО «Климов») -  это лишь небольшая часть глобальных преобразований которые были реализованы при вводе в строй конструкторско-производственного комплекса. Особое место в развитии компании занимает увеличении доли использования аддитивных технологий.

Сегодня комплекс выходит на расчетную мощность первого этапа. Это позволит ОДК выпускать двигатели  типа ТВ3-117/ВК-2500, ТВ7-117, а также одновременно выполнять научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, включая сборку и испытания по двигателям класса ВК-2500, ТВ7-117 и РД-33. В планах второго этапа существенная модернизация испытательной базы, а также увеличение мощностей в обеспечение выпуска двигателей.


Роман Гусаров


комментарии (1):

Михаил_К      19/09/2016 [19:54:43]#1
"Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ расширяет семейство газотурбинных двигателей ТВ7-117. В семейство ТВ7-117 также входят двигатели ТВ7-117С и ТВ7-117СМ для регионального пассажирского самолета Ил-114, а также вертолетный двигатель ТВ7-117В, устанавливаемый на новый вертолет Ми-38." Скорее ТВ7-117С уже история, а семейство ТВ7-117 состоит из ТВ7-117В, ТВ7-117СМ и ТВ7-117СТ, построенные на базе ТВ7-117СМ.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtUd3
Перевозка сборных грузов рефрижераторами, узнать http://perevozki.youdo.com/cars/refrigerator/dlv/sborniy/.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/furniture/, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer