← Назад

Главная Техника/технологии ДокладО разработке двигателей для гражданской авиационной техники

Выступление на первом заседании Авиационной Коллегии при Правительстве РФ, 06.03.2017г.


30 марта 2017 года / Александр Артюхов / Aviation EXplorer

Уважаемые участники коллегии! В Объединенной двигателестроительной корпорации консолидированы основные активы авиадвигателестроительной отрасли. Сегодня в состав корпорации входит 23 основных предприятия, сконцентрирован научно-технический производственный и кадровый потенциал двигателестроительной отрасли. При этом деятельность предприятий ОДК охватывает весь жизненный цикл двигателей, начиная от разработки и до их утилизации.

Артюхов Александр Викторович
Генеральный директор ОАО «ОДК»

ОДК обладает ключевыми компетенциями, обеспечивающими решения задач в области разработки, производства и послепродажного обслуживания газотурбинных двигателей для военной авиации и вертолетов, для гражданской авиации, космических программ, краткоресурсных газотурбинных двигателей, двигателей для морской техники, а также установок различной мощности для производства электрической, тепловой энергии, газоперекачивающих и корабельных газотурбинных агрегатов.

По программам для авиационной промышленности, в настоящее время ведется разработка турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ/СТ. Эта программа ключевая, при решении задач по созданию отечественного самолета Ил-114 для местных воздушных линий с выводом в эксплуатацию к 2020 году. В настоящее время проведены предварительные испытания двигателя - прототипа, по итогам можно сделать выводы о том, что и технически, и технологически проект реализуем в заданные сроки. Также эта программа у нас комплексирована с программой по военным двигателям - это программа по самолету Ил-112В, а также по созданию двигателя уже сертифицированного ТВ7-117В для вертолета Ми-38.

В линейке двигателей ОДК присутствует двигатель SAM146, который сертифицирован Европейским агентством по сертификации, полностью соответствует всем правилам и нормам, регламентирующим безопасную работу двигателя, в том числе в коррозионно-активной среде и при морском базировании. В настоящее время перед ОДК стоит задача по увеличению уровня локализации производства этого двигателя на территории РФ и запланирована по этому направлению двухэтапная работа. На первом этапе с увеличением степени локализации до 55% по двигателю, на втором этапе - до 80%. Применение двигателя SAM146 может быть реализовано, кроме текущего применения для Sukhoi SuperJet 100, а также по самолету Бе-200.

Ключевым проектом отечественного гражданского двигателестроения является проект создания двигателя ПД-14 для среднемагистрального самолета МС-21. Программа реализуется. В ходе реализации программы внедрены 16 базовых критических технологий, которые позволили достичь параметров двигателя современного уровня. В настоящее время осуществляется производство опытных двигателей, уже изготовлено 12 двигателей. Проводится комплекс доводочных испытаний, в том числе с имитацией реальных условий эксплуатации - это в термобарокамере Центрального института авиамоторостроения и на летающей лаборатории в институте им. Громова. Подтверждены заявленные технические характеристики двигателя. В рамках этого проекта также создается и мотогондола, разработка которой как правило раньше относилась компетенция разработчика самолета, в настоящее время этот вопрос решен. Созданный газогенератор ПД-14 является базовым, на его основе в минимальные сроки и с минимальными рисками могут быть разработаны двигатели различного назначения: вертолетные, самолетные, наземные; и применения: гражданского и военного. В этом смысле еще проект ПД-14 служит примером, когда ключевые технологии и компетенции используются из гражданского сектора, в том числе и в военном.

Приоритетной задачей отечественного двигателестроения является создание двигателя большой тяги 35 - 40 тонн, с возможностью применения на современных дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах. Двигатель по характеристикам, которые задаются нами в техзадании, будет конкурентноспособным и соответствовать мировому техническому уровню двигателей 2025-2030г.г. В настоящее время в рамках НИОКР по этой программе создается необходимый задел, разработаны 8 ключевых базовых технологий, создана необходимая  инфраструктура, а также пул участников проекта, в который входит и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университеты высшей школы. Реализация этого проекта позволит существенно расширить возможности отечественных разработчиков самолетов по формированию облика воздушных судов различного назначения: пассажирских, транспортных, военно-транспортных.

Следующая программа, которая в настоящее время реализуется корпорацией, программа по созданию двигателя ВК-2500ПС. Это модернизация двигателя ВК-2500, улучшение эксплуатационных характеристик и надежности базового двигателя. На двигателе внедрена противопомпажная система защиты, обеспечивающая надежную работу двигателя, на тяжелых и переходных режимах, увеличен на 30% назначенный ресурс. В 2016 году получены сертификаты типа, двигатель готов к серийному производству и поставкам. В настоящее время производство двигателей типа ВК-2500 полностью освоено на территории РФ на предприятиях ОДК, и в рамках этого проекта решена задача по образованию производственно-технологической компетенции по производству вертолетных двигателей на территории РФ.

ОДК продолжает реализацию программы, наращивает объем серийного производства вертолетных двигателей. В рамках создания вертолетных двигателей, перспективная программа - разработка перспективного вертолетного двигателя с характеристиками, позволяющими, по сравнению с серийным двигателем, снизить расход топлива на 20%, значительно снизить массу двигателя и увеличить надежность и ресурс. В основе концепции разработки двигателя ПДВ неметаллический сухой электрический двигатель. Двигатель создается с применением новейших композиционных материалов и передовых технических решений и технологий.

Ну и о том подходе, который сегодня используется при создании двигателей в корпорации. Отсутствие опережающего научно-технического задела приводило к необходимости создания НТЗ в процессе разработки двигателей, что существенно увеличивало  и сроки, и стоимость работ. Это вот на примере двигателя ПД-14. И несостыкованность сроков разработки летательного аппарата и двигателя приводило к введению этапности при реализации проекта и необходимости установки на перспективный летательный аппарат, как правило, существующих серийных двигателей, что свою очередь существенно снижало летно-технические характеристики летательных аппаратов, их конкурентоспособность, коммерческую привлекательность.

В настоящее время реализуется подход, который предусматривает опережающее создание базовых газогенераторов, на основе которых возможно в короткие сроки создание двигателя, адаптированного под требования технических заданий наших заказчиков. Подобная организация работ позволит гармонизировать сроки разработки летательных аппаратов и авиационных двигателей, обеспечить достижения характеристик в полном объеме, повысить его конкурентоспособность и снизить общие технические  риски по реализации проектов в целом. 

Успешное завершение новых проектов, как мы считаем, будет способствовать решению задач повышения конкурентоспособности и коммерческой привлекательности летательных аппаратов с отечественными двигателями. В настоящее время ОДК обладает достаточным научно-техническим производственным кадровым потенциалом по созданию отечественных современных авиационных двигателей, опциональным путем развития авиационных двигателей является создания газотурбинных двигателей на основе базовых газогенераторов, в среднесрочной перспективе - базовыми являются газогенераторы двигателей ПД-14 и ТВ7-117, в долгосрочной - ПД-35, перспективный вертолетный двигатель. В настоящее время реализуется опережающее создание научно-технических заделов с разработкой демонстраторов узлов, в том числе газогенератора и технологий, и в реализации направление развития используется рациональная унификация материалов и технологий с использованием базовых газогенераторов.

Спасибо за внимание!


Александр Артюхов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2017/3/30/2588/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.