Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Концепции реформирования существующих процедур установления и подтверждения ресурсов и сроков службы российских вертолетов и их агрегатов

6 февраля 2018 года / Олег Худоленко / Aviation EXplorer
 

Статья подготовлена в рамках реализации плана работы Технического комитета (ТК) Ассо-циации вертолётной индустрии (АВИ). Автор выражает искреннюю благодарность специали-стам АО НПК "ПАНХ" Асовскому В.П., Кирячкову А.Г., Козловскому В.Б., Кузнецову П.В., Попову В.Г., Чайкину Г.П., членам ТК АВИ Алексееву А.П., Богомолову О.Ю., Борисенко Д.В., Коптеву А.Ф. за конструктивные предложения, высказанные в процессе обсуждения основных идей и положений, изложенных в статье.

Худоленко Олег Владимирович
член Президиума, руководитель технического комитета АВИ.
Родился 2 мая 1949г. в г. Свердловске Луганской области. После окончания Киевского института инженеров гражданской авиации (1972 г.) был направлен на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного и специального применения гражданской авиации, который в 1996 г. был преобразован в ОАО НПК «ПАНХ». Вся трудовая деятельность Худоленко О.В. связана с одним предприятием, в котором он прошел путь от инженера до первого заместителя генерального директора, руководителя института в составе ОАО НПК «ПАНХ».

Доктор технических наук (2006 г.), автор более 80 печатных работ, в том числе трёх монографий ("Применение авиации в отраслях экономики" (2002), "Эффективность эксплуатации воздушных судов на авиаработах" (2005), "Аэростатические летательные аппараты для отраслей экономики"), имеет 7 изобретений, защищенных патентами, квалификацию ведущего инженера по лётным испытаниям воздушных судов 2 класса.

В рамках научно-практической деятельности, в качестве научного руководителя и ответственного исполнителя, принял участие в выполнении и внедрении результатов более чем 80 научно-исследовательских работ. Многие его инновационные разработки неоднократно демонстрировались на крупных международных выставках и салонах и были отмечены наградами (г. Брюссель, г. Женева, г. Сеул). Во взаимодействии с ОАО «Вертолёты России», разработчиками вертолётов (ОАО «МВЗ им. Миля», ОАО «Камов»), их оборудования и комплектующих (ОАО «Климов», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Редуктор–ПМ», АО «Мотор СИЧ» и другие) ведет активную работу по модернизации эксплуатируемых вертолётов, совершенствованию системы поддержания их лётной годности, послепродажного обслуживания, а также формированию обликовых характеристик перспективных типов ВС.

За минувшие 5 лет в рамках работы ежегодных вертолётных форумов и Международных выставок Heli-Russia провел в качестве модератора 6 конференций и 4 круглых стола по проблемам эксплуатации парка российских вертолётов, на которых был выработан план конкретных мероприятий по модернизации эксплуатируемых вертолётов, совершенствованию системы поддержания их лётной годности и повышению эффективности применения.

Награжден нагрудными знаками "Отличник аэрофлота" (1994 г.), Почётный работник транспорта России» (1998 г.), орденом «За веру и верность» (2011 г.), Лауреат премии администрации Краснодарского края в области качества (2012 г.), имеет благодарность Президента РФ (2011г.).

Обоснование необходимости реформирования системы

1.  Несмотря на более низкие, по сравнению с зарубежными конкурентами, каталожные цены отечественных вертолетов, стоимость их полного владения остается довольно высокой. Одним из важных путей снижения стоимости полного владения вертолетами является снижение затрат на их эксплуатацию, в т.ч. при обеспечении заявленных и увеличенных действующих межремонтных и назначенных ресурсов и сроков службы вертолетов и их агрегатов при безусловном обеспечении безопасности полетов.

2.  На сегодняшний день затраты на подтверждение ресурсов и сроков службы вертолетов типа Ми-8, Ми-26 и Ка-32 и их основных агрегатов в АО НПК «ПАНХ составляют около 10 % себестоимости летного часа. По нашим данным у других российских  эксплуатантов этих вертолетов она колеблется в пределах 7-10 %. Кроме этих «прямых» затрат российские эксплуатанты дополнительно несут значительные «косвенные» потери (по разным оценкам, примерно 5-10% годовых доходов) из-за простоев вертолетов и их непроизводственных перелетов к местам проведения работ, связанных с процедурами подтверждения их ресурсов и сроков службы. Это в конечном итоге ощутимо снижает конкурентоспособность российских вертолетов.

3.  Существующая процедура продления ресурсных показателей предусматривает проведение комплекса исследований технического состояния вертолетов или их ресурсных агрегатов, отработавших ранее установленные ресурсы или сроки службы, по «Программам исследования технического состояния ВС с целью оценки возможности их дальнейшей эксплуатации с увеличенными ресурсами и сроками службы» (далее - Программы). Результатом реализации таких Программ представителями разработчика и других привлеченных организаций, как правило, являются решения об индивидуальном увеличении ресурсов и сроков службы, как  межремонтных, так и назначенных, по конкретным типам воздушных судов и их основным агрегатам.

4.  Анализ состава и содержания работ по указанным Программам показывает, что они предусматривают выполнение типовых осмотровых и проверочных работ и в основном проводятся  инженерно-техническим персоналом эксплуатантов. Характерно, что эти работы на 90 – 95 %   дублируют работы, проводимые инженерно-техническим составом эксплуатанта при выполнении форм технического обслуживания, полнота и качество которых в гражданской авиации достаточно жестко регламентируется и контролируется со стороны Росавиации и Ространснадзора  в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил. Действующая система подтверждения ресурсов и сроков службы  вертолетной техники сопряжена с достаточно длительными отвлечениями от основной деятельности специалистов разработчиков и привлекаемых институтов при их неочевидной целесообразности и существенными затратами эксплуатантов на оплату работ этих специалистов и собственного персонала, выполняемых  в местах базирования вертолетов. Такая система подтверждения ресурсов и сроков службы действует более 20 лет и, по мнению большинства российских эксплуатантов, полностью себя изжила,  нуждается в коренном реформировании с учетом мирового опыта поддержания летной годности авиационной техники.

5. Участие в процедуре подтверждения ресурсов и сроков службы вертолетной техники представителей ФГУП  ГосНИИ ГА и ГосНИИ «Аэронавигаци» не только приводит к увеличению затрат эксплуатантов, но и является прямым нарушением положений Указа Президента РФ № 763 от 23.05.1996 г., Постановления Правительства РФ № 1009 от 13.08.1996 г., положений антимонопольного законодательства, а также  Поручения Министра транспорта РФ (СА-17/160 от 30.12.2011 г.)  и указания его заместителя ( исх. № ВО-28/1414 от 16.02.2012 г. )

Вышеизложенные и другие обстоятельства, указывающие на недостатки существующей системы подтверждения ресурсов и сроков службы российских вертолетов,  требуют ее коренного пересмотра и формирования современной и действенной системы подтверждения  ресурсов и сроков службы.

Предложения по реформированию существующих процедур         

  1. Переработать Программы, исключив из них работы, которые выполняются эксплуатантом при проведении форм технического обслуживания. Работы, предусмотренные действующими Программами, но не вошедшие в регламенты ТО, внести в регламенты обслуживания либо выполнять по переработанным  Программам, предусматривающим, в том числе, обязательное фотодокументирование отдельных элементов планера и агрегатов.
  2. Разработчик проводит обучение и аккредитацию специалистов сертифицированных по ФАП-285 баз технического обслуживания на право выполнения работ по Программе и оформления Актов о техническом состоянии ВС (далее АКТ) с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации с продленными ресурсами.
  3. При необходимости подтверждения ресурсов и сроков службы эксплуатант обязан подготовить и представить разработчику воздушного судна  Акт, разработанный  в соответствии с Программой. Разработчик вправе потребовать от эксплуатанта дополнительную информацию для принятия решения о дальнейшей эксплуатации ВС. Ответственность за  полноту и достоверность представленной разработчику информации о техническом состоянии ВС несет эксплуатант.
  4. Взаимоотношения и взаимодействие между разработчиком вертолета и эксплуатантами при подтверждении ресурсов и сроков службы регулируются заключенными между ними договорами на сопровождение эксплуатации,  в рамках которых  покрываются,  в том числе, затраты разработчиков на аналитические работы по подтверждение ресурсов и сроков службы.
  5. Подготовленные эксплуатантом акты о техническом состоянии ВС, при необходимости вместе с фотодокументами, направляются разработчику для подготовки решения, в котором содержится заключение о возможности дальнейшей эксплуатации ВС с увеличенными ресурсами. Эксплуатант компенсирует  указанные затраты разработчика в соответствии с договором на сопровождение эксплуатации.
  6. В рамках предложенной концепции разработчик сосредотачивает работу освободившихся специалистов на анализе накопленных более чем за 20 лет материалов по индивидуальному исследованию технического состояния каждого экземпляра эксплуатируемых вертолетов и их агрегатов, актов дефектации ремонтируемых вертолетов и их основных агрегатов,  данные исследований по остаточной прочности  заменяемых в ремонте деталей и т.д.  С  использованием современных методов и средства теории надежности, рисков и прогнозирования и данных индивидуального продления ресурсов (сроков службы) разработчик параллельно ведет работу по обоснованию возможности увеличения ресурсов и сроков службы всего парка однотипных вертолетов.
  7. В рамках предложенных аналитических работ разработчик периодически (например, 2 раза в год) представляет эксплуатантам, имеющим с ним договора на сопровождение эксплуатации,  обобщенный анализ выполненных работ по подтверждению ресурсов и сроков службы для всего российского и зарубежного парка ВС  конкретного типа. Такое взаимодействие разработчиков и эксплуатантов в рамках указанного договора позволит последнему использовать в своей работе опыт  эксплуатации всего парка  ВС данного типа.
  8. Разработчики и производители несут ответственность, в т.ч. материальную и финансовую, за заявленные и подтвержденные ресурсы и сроки службы.
  9. С  целью реформирования существующей системы установления и подтверждения ресурсов и сроков службы отечественных вертолетов с учетом представленных предложений считаем целесообразным приказом ОАО «Вертолеты России» сформировать комплексную рабочую группу, включив в нее представителей всех заинтересованных структур и организаций, в т.ч. ключевых российских эксплуатантов  вертолетной техники. Результаты деятельности рабочей группы и выработанные предложения обсудить на заседании Коллегии или Научно-технического совета  ОАО «Вертолеты России» с целью принятия итогового решения по функционированию системы подтверждения ресурсов и сроков службы отечественных вертолетов и проведению апробацию предлагаемой системы подтверждения ресурсов на базе одного или нескольких крупных российских вертолетных  эксплуатантов.

Примерный перечень работ, выполняемый разработчиками ВС и эксплуатантами  при подтверждении ресурсов и сроков службы

Разработчики ВС:

- разрабатывают Программы и другие методические документы для  выполнения работ по подтверждению ресурсов и сроков службы ВС (методики оценки технического состояния  ВС, испытаний, прогнозирования состояния ВС и их агрегатов);

-  проводят обучение и аккредитацию специалистов, сертифицированных по ФАП-285 баз технического обслуживания, на право выполнения работ по Программе и оформления Актов о техническом состоянии ВС (далее АКТ) с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации с продленными ресурсами.

- проводят обобщение и анализ информации о динамике технического состояния всего парка ВС и их надежности;

- анализируют и обобщают статистические данные о надежности ВС, их агрегатов и комплектующих, результатов оценки технического состояния изделий и их испытаний;

- прогнозируют техническое состояние и надежность ВС их агрегатов и комплектующих;

- осуществляют подготовку технического решения о возможности эксплуатации ВС с увеличенными ресурсами и сроками службы.

 Эксплуатанты ВС:

  • разрабатывают внутренние нормативные документы регламентирующие выполнение работ по подтверждению ресурсов и сроков службы ВС, их агрегатов и комплектующих, проведение которых в соответствии с Программой предусмотрено в эксплуатирующих организациях с учетом рекомендаций разработчиков ВС;
  • проводят работы, предусмотренные Программой, исполнителями которых они определили;
  • оформляют и передают разработчикам акты оценки технического состояния ВС по результатам проведенных работ;
  • проводят оценку экономической эффективности  и целесообразности проведения работ по подтверждению ресурсов и сроков службы ВС.

Реализация указанной концепции позволит:

  • сократить время простоя вертолетов при выполнении  процедур подтверждения ресурсов и сроков службы,  поскольку основной объем работ будет выполняться на базе эксплуатанта, его силами и без привлечения сторонних организаций;
  • сократить материальные издержки эксплуатанта на выполнении указанных процедур;
  • уменьшить стоимость летного часа и повысить конкурентоспособность и привлекательность эксплуатации вертолетов российского производства.

Олег Худоленко


комментарии (2):

Михаил_К      08/02/2018 [11:34:42]#1
Единственное сомнение - для кого написана статья. Для профессионалов и причастных - так они и так в курсе проблемы. Если для общественности, то отсутствует доказательная база в простых и понятных примерах.

Bore'se      10/02/2018 [12:30:49]#2
слишком мутная система продления ресурсов унаследованная от СССР.
Существующая система выглядит как углубленный осмотр с устранением выявленных дефектов, трещин и т.п. после которого некто, обработав имеющееся статистические данные, поковыряв в носу и помолившись богу накидывает тысячу - другую часов и несколько лет к ресурсу.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUgFJ
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/building/landscaping/landshaftnye/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer