Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Интервью

Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей

11 февраля 2021 года / Московский авиационный институт (МАИ) / Aviation EXplorer
 

В конце минувшего года были названы имена победителей конкурса на получение стипендии Президента РФ, которая присуждается молодым учёным и аспирантам, ведущим исследования по приоритетным для российской науки направлениям. Одним из успешных конкурсантов, удостоенных стипендии на 2021–2023 годы, стал старший преподаватель кафедры 311 «Прикладные программные средства и математические методы» Московского авиационного института Сергей Давыдов.

Работа молодого учёного посвящена масштабной теме: моделированию нестационарных связанных полей и поведения материалов в части теплопереноса, диффузии, напряжений и деформаций. Это фундаментальный проект, результаты которого могут применяться, среди прочего, для расчёта технологических процессов, связанных с соединением разных типов материалов между собой (ионная имплантация, диффузионная пайка и т.п.), а также построения моделей влияния различных факторов на рабочие качества сложных технических изделий, в том числе перспективных авиационных. Об особенностях своего исследования Сергей Давыдов рассказал пресс-службе МАИ.

- Что такое нестационарные связанные поля, и каким образом ваше исследование помогает предсказать поведение материалов при воздействии тех или иных факторов?

Речь идёт о связанности таких понятий, как деформация, температура и концентрация вещества в отношении физических тел, в том числе твёрдых. Например, появление деформаций приводит к переносу массы из одних точек в другие. С другой стороны, нагрев может вызывать деформации. При этом деформации ведут к возникновению тепловых явлений. Получается единый «клубок» — это и есть связанность полей.

Под нестационарными подразумеваются поля, меняющиеся со временем. То есть в своей работе я рассматриваю обобщённые ситуации, возникающие при непостоянном процессе, который может устанавливаться, исчезать и менять свою интенсивность. Изучение нестационарных процессов более интересно, нежели стационарных, хоть и намного сложнее.

В данном случае цель — понять, что будет происходить с нашим материалом со временем: какие напряжения, деформации будут появляться в нём, как перераспределится концентрация, как будет происходить нагрев и так далее.

- Как давно ведётся эта работа и чем она уникальна?

В Московском авиационном институте интерес к изучению связанных полей появился в конце нулевых годов. Исследования в этой области начали Владимир Анатольевич Вестяк и Андрей Владимирович Земсков под руководством Дмитрия Валентиновича Тарлаковского. Сама по себе тема связанности не новая: первые экспериментальные данные о связи деформации с диффузией появились в начале ХХ века, а с температурой — пару веков назад. Однако комплексная задача изучения нестационарных связанных полей и получения аналитических решений была поставлена впервые.

Важная особенность работы состоит в том, что практически вся она выполняется аналитически с минимальным использованием компьютерных методов. Аналитические методы получения решений отличаются надёжностью, проверяемостью и доказуемостью, а также возможностью относительно лёгкого и быстрого воспроизведения результата как на компьютере, так и без него. Численные же решения требуют набора верификационных мероприятий, для чего как раз можно использовать аналитические решения. В обратную сторону это правило обычно не действует, и в этом состоит фундаментальное преимущество аналитических методов.

Я начал работу над этой темой в 2013 году, будучи студентом третьего курса. Моя первая публикация вышла в 2014 году в научном журнале «Учёные записки Казанского университета». Потом текст был переведён на английский язык для издания Lobachevskii Journal of Mathematics. То есть первая же статья сразу имела значительный успех.

- Начиная с 2015 года, вы практически ежегодно получали государственную поддержку в виде стипендии Президента и Правительства РФ. Также проект неоднократно поддерживался грантами Российского фонда фундаментальных исследований. Что делает направление вашей работы столь значимым с точки зрения государства?

Эта работа носит фундаментальный характер и направлена на решение принципиальных физико-математических задач. При этом полученная модель может применяться практически к любым материалам и использоваться в разных областях, для которых актуальны вопросы деформации, переноса массы и тепла.

Важно отметить, что коэффициенты всех характеристик модели являются постоянными, а сама модель — линейной. Это значит, что описана общая модель, куда можно подставить известные характеристики для определённой среды, такие как плотность, теплопроводность и другие. Таким образом, модель может в первом приближении довольно точно просчитывать многокомпонентные материалы по типу стали, дюралюминия, сплавов титана... Главное, чтобы деформация, изменения температуры и концентрации не превышали нескольких процентов от начального состояния.

Точные и верифицированные математические модели позволяют существенно экономить на экспериментах, позволяя заранее сузить диапазон варьируемых параметров. И это относится не только к теме связанных полей.

- В каких областях и для чего могут использоваться результаты работы?

Перспективно использование результатов в модернизации технологических процессов, построенных на принципах ионной имплантации (внедрение одного материала в другой путём бомбардировки поверхности первого ионами второго) или диффузионной пайки и сварки, которые позволяет соединить друг с другом даже столь различные по своим свойствам материалы, как стекло и алюминий или стекло и кремний. В аэрокосмической отрасли, в первую очередь, результаты будут полезны при создании сверхзвуковых летательных аппаратов, эксплуатация которых неизбежно связана с высоким нагревом.

В настоящее время интерес к результатам исследования проявляют специалисты научно-исследовательской целевой поисковой лаборатории «Центр национальных компьютерных кодов высокоскоростных летательных аппаратов», входящей в состав ФГУП «ЦАГИ».

Темой связанных полей и смежными ей занимаются десятки различных научных центров как в России, так и за рубежом. Каждый год в международных рецензируемых журналах выходит под сотню новых публикаций. Авторами рассматриваются как фундаментальные физические принципы связанных полей, так и вопросы о приложении полученных знаний в технике. Новые математические методы, разработанные пакеты символьной математики, а также доступные гигантские вычислительные мощности привлекают новых учёных в эту область и позволяют уже сегодня достаточно точно моделировать поведение сплошных сред даже в условиях многофакторных воздействий.

- Как вы планируете развивать свою работу в дальнейшем?

В данной теме остаётся огромное количество неразрешенных проблем. Благодаря полученной стипендии класс решаемых задач будет расширен. Моя диссертация была в основном посвящена решению одномерных задач нестационарной связанной термоупругой диффузии. Однако наибольший интерес представляют задачи двух- и трёхмерные. Также наша модель может быть расширена путём добавления других параметров, например электромагнитного поля или эффекта вязкости среды. Задач хватит ещё на сотню дипломов, десяток кандидатских и пару докторских. Так что ждём всех, кто хочет внести свой вклад в науку, на кафедре 311.


Московский авиационный институт (МАИ)



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer