Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Новые тренажеры для российских самолетов

1 октября 2023 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

21 сентября 2023 года состоялось торжественное открытие нового тренажерного центра ПАО «Яковлев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) в инновационном центре «Сколково». Новый тренажерный центр находится в управлении специально созданной дочерней структуры ПАО «Яковлев» - Авиационно-учебный центр РАТА, в задачи которого входит подготовка авиационного персонала для самолетов отечественного производства. Теперь в «Сколково» функционирует полнопилотажный тренажер и тренажер аварийно-спасательной подготовки для самолета SSJ-100, которые ранее располагались на территории ЛИИ им. Громова в г. Жуковский. Как отметили участники торжественного мероприятия, с открытием площадки в «Сколково» значительно возрастает пропускная способность АУЦ, а также улучшается его транспортная доступность. И это далеко не все преимущества. Как известно, в этом здании ранее располагались тренажеры Боинга, который «торжественно» покинул страну. Помимо большого количества помещений для теоретической подготовки, по своим  техническим характеристикам и инфраструктуре здание позволяет разместить четыре полнопилотажных тренажера. Но и на этом планы ПАО «Яковлев» не ограничиваются, а они очень даже амбициозны.

Авиационный учебный центр РАТА был создан 23 июля 2020 года как зависимое общество ПАО «Яковлев», с целью обучения авиационного персонала и обслуживания российской гражданской авиационной техники. В соответствии со стратегией ОАК, учебный центр уже предоставляет, и в дальнейшем будет предоставлять возможности для обучения авиационного персонала для самолетов SSJ-100, SJ-100, МС-21, Ил-114-300. На сегодняшний день в сертификате РАТА более 70 программ подготовки авиационного персонала, и ещё 15 станут доступными в ближайшее время. Здесь обучают пилотов, бортпроводников, инженерно-технический состав, наземный персонал. За три года существования, в РАТА были подготовлены более 200 пилотов и почти 1000 человек инженерно-технического и наземного персонала. А услугами тренажерного комплекса воспользовались более 4000 пилотов. В данный момент учебный центр базируется на трех площадках, где проходит теоретическая и практическая подготовка, а также размещены два полнопилотажных тренажера SSJ-100, один процедурный и один для аварийно-спасательной подготовки.

В 2023 году ПАО «Яковлев» была разработана стратегия развития, которая в качестве большого блока включает в себя раздел, посвященный послепродажному обслуживанию новых отечественных самолетов. Эта стратегия станет частью общей стратегии ОАК. И значительный блок этой программы развития посвящен направлению по обучению авиационного персонала, потому что без подготовленных специалистов невозможно начать эксплуатацию или продолжать эксплуатацию авиатехники. При этом данное направление является очень капиталоемким, так как, помимо проведения большого количества исследовательских работ, обеспечения каждого типа воздушного судна пакетом исходных данных для разработки тренажеров и подготовки учебных программ, необходимо будет разработать и построить большое количество разнообразных тренажеров, подобрать или возвести под них здания и оснастить их соответствующими коммуникациями, к которым предъявляются особые требования.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Евгеньевич Бочаров: «Пора преодолевать скромность в авиастроении и показывать, что нам есть чем гордиться».

Для реализации этой задачи и был создан «РАТА».  Как уже было сказано, РАТА оперирует двумя полнопилотажными тренажерами SSJ-100, один из которых теперь перемещен из Жуковского на новую площадку в Сколково, а второй тренажер располагается в Шереметьево. Это количество тренажеров является стартовым. В будущем, с учетом планов по росту парка отечественных судов в российских авиакомпаниях,  потребуется наращивание тренажерного парка, причем, очень высокими темпами. На данный момент три тренажера SSJ-100, два из которых в РАТА и один в Ульяновском высшем авиационном училище, обеспечивают эксплуатацию 157 воздушных судов данного типа.

Однако к 2030 году совокупный парк российских самолетов может превысить 700 единиц. Специалисты РАТА считают, что для обеспечения эксплуатации такого парка потребуется не менее 18 полнопилотажных тренажеров. В ПАО «Яковлев» пришли к выводу, что на данном этапе возможностей независимых учебных центров инвестировать огромные ресурсы в разработку тренажеров, их заказ и организацию процесса подготовки специалистов недостаточно для реализации этой программы в столь короткие сроки. По этой причине было принято решение взять эту функцию на себя. Тем не менее, по прогнозам «Яковлева» начиная с 2029 года объем парка самолетов станет достаточным для того, чтобы к этому процессу смогли подключиться и сторонние учебные центры. Как было сказано в представленной презентации, к 2031 году не менее 4 тренажеров будут эксплуатироваться у отраслевых партнеров. 

Генеральный директор ОАК Юрий Борисович Слюсарь: «Раньше здесь располагались тренажеры Боингов, а теперь будут стоять тренажеры российских самолетов. Нам предстоит заместить весь иностранный флот. Это задача большая, амбициозная и крайне непростая».

На данном этапе реализации стратегии российский разработчик и производитель гражданских самолетов столкнулся с большим количеством вызовов, одним из которых стало санкционное давление иностранных государств. Не секрет, что тренажеры до сих пор строились, в основном, крупными иностранными компаниями. Сейчас этих производителей нет. Да, в стране есть отечественные разработчики и производители тренажеров, но встает вопрос с иностранными комплектующими, которые они использовали. Сейчас ПАО «Яковлев» и РАТА являются важным звеном в развитии отечественного тренажеростроения, выступая главным заказчиком и финансируя  разработку тренажеров. В последствие, уже довольно в скором времени, ещё три новых тренажера будут установлены в тренажерном центре Сколково.

Однако для того, чтобы иметь возможность эксплуатировать 18 тренажеров, их необходимо где-то разместить. В этой связи, РАТА планирует активно расширять свои производственные мощности. Прежде всего, это будет ещё одна площадка на территории Московского авиационного института (МАИ). Уже в следующем году начнется оборудование двух корпусов института под использование в качестве тренажерного и учебного, которые должны быть введены в строй в 2025 году. На площадке МАИ предполагается разместить 5 тренажеров. Но и этого будет недостаточно. Поэтому в Сколково запланировано строительство второй очереди тренажерного комплекса, который должен быть введен в эксплуатацию в 2027 году. Здесь смогут разместиться ещё 4 тренажера. Таким образом, общие мощности по размещению тренажерного парка (включая 2 в Шереметьево и 1 в Ульяновске) буду обеспечивать эксплуатацию 16 тренажеров. Судьба размещения ещё двух тренажеров пока не решена. Возможно, этим займутся как раз те самые сторонние независимые учебные центры.

Генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Иванович Богинский: «Мы, совместно с партнерами и подрядчиками, провели уникальную операцию по перемещению тренажера из Жуковского в Сколково с демонтажом, монтажом, даже пришлось полностью разобрать стену одного из помещений».

Проект нового тренажерного центра в Сколково был реализован в очень сжатые сроки. Тренажер SSJ-100 был разобран в Жуковском, доставлен на новую площадку в Сколково, собран, подключен к коммуникациям и введен в эксплуатацию всего за два месяца. И это несмотря на то, что зарубежный производитель тренажера не принимал в данной операции никакого участия. Всё сделали наши отечественные специалисты. Чтобы вывезти крупные элементы конструкции, в Жуковском даже пришлось разобрать стену здания. Более того, при разборке подвижной платформы тренажера были выявлены недочеты, допущенные иностранными специалистами то ли при первоначальной сборке, то ли возникшие в ходе эксплуатации тренажера и не устраненные ими. В новом, пересобранном российскими специалистами тренажере, подвижная часть стала работать куда лучше.  

В заключение несколько слов о структуре тренажерного парка по типам самолетов. В дополнение к трем имеющимся в стране тренажерам SSJ100 (2 в РАТА), до 2030 года в РАТА будут установлены ещё 12 тренажеров: 3 тренажера SJ-100, 7 тренажеров МС-21, по одному Ту-214 и Ил-114-300. Здесь следует напомнить, что в ОАК в текущем году, по сути, было завершено создание дивизиона ОАК – Гражданская авиация под управлением ПАО «Яковлев». Теперь всеми гражданскими программами корпорации будет управлять это подразделение, от проектирования и производства, до поддержки эксплуатации и подготовки персонала.  


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer