Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Статья

Долгие проводы НПП ГА-85

Когда вступят в действие ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"


17 августа 2009 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer
 

Анатолий Липин
к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Эксперт "Aviation EXplorer"

Для своего времени НПП ГА-85 был прогрессивным нормативным до­кументом, регулирующим деятельность могучего Аэрофлота. После распада Совет­ского Союза 1991 г. в бывших союзных республиках и регионах России были соз­даны собственные авиакомпании, т.е. Аэрофлот развалился на множество авиакомпа­ний, но НПП ГА-85 продолжало свое существование. После ликвидации Министерства ГА в него было внесено 8 изменений. Последнее изменение было утверждено приказом Минтранс России от 20.01.2006 г. № 10 “О выполнении взлетов и посадок гражданских воздушных судов в условиях сильного ливневого снега”.

Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) было вве­дено в действие с 01.10.1985 г. приказом Министра гражданской авиации СССР от 08.04.1985 г. № 77. У истоков разработки  НПП ГА-85 стояли корифеи гражданской авиации: Ва­син И.Ф., Березин А.М., Гриневич А.С., Киселев И.Ф., Шелковников В.Г., а также работники ГосНИИ ГА, ГосНИИ Аэронавигация, ГПИ и НИИ Аэропроект, учебных заведений: Академия ГА и Ульяновская ШВЛП. На последнем этапе разработки НПП ГА-85 рабочая группа была командирована в Ульяновск и там две недели согласовывалась окончательная редакция.
 
После провозглашения Россией суверенитета ее первый Президент 20 августа 1991 г. издал Указ об обеспечении экономического суверенитета РСФСР. Совету Министров РСФСР было предложено до 1 января 1992 г. обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления РСФСР предприятий и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Российской Федера­ции. Это привело к упразднению ряда министерств, в том числе и Министерства ГА СССР. Его правопреемником стал Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта РФ.
 
В 1996 г. Департамент воздушного транспорта был преобразован в Федераль­ную авиационную службу (ФАС).
В 1999 г. произошла очередная реорганизация в гражданской авиации. Вза­мен ФАС была создана Федеральная служба воздуш­ного транспорта (ФСВТ).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2000 г. № 708-р 01.06.2000 г. ФСВТ была преобразована в Государственную службу гражданской авиации (ГС ГА) Министерства транспорта РФ.
В 2004 г. произошло последующее преобразование ГС ГА. В рамках административ­ной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” были образованы: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиа­ция) и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), а Указом Президента Российской Федерации от 05 сентября 2005 г. № 1049 была образована Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация).
 
В такой череде структурных преобразований трудно было издать документ рег­ламентирующий деятельность эксплуатантов воздушного транспорта. Да и авиация стала другой. Российские эксплуатанты начали выполнять полеты на боингах и аэробусах. А это требовало значительных изменений в правилах полета и в обслуживании воздушного движения, но тогдашнее руководство всех перечисленных структур не было готово к радикальным изменениям.
 
Справедливо­сти ради стоить отметить, что 2000 г. со стороны ФСВТ была принята попытка издать ФАП “Производство полетов гражданской авиации в Российской Федера­ции”. НИР на разработку данного ФАП был поручен Академии ГА. В разработке ФАП участвовал начальник Управления летной службы ФСВТ России Таршин Ю.П., представители летной службы ОАО "Аэрофлот - российские международные авиалинии", ФГУАП “Пулково”, работники Академии ГА и представителе ряда авиакомпаний. При создании ФАП разработчики ориентиро­вались главным образом на Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО. Летом 2004 г. результаты НИР были представлены в Департамент государственной по­литики в области гражданской авиации Минтранс России. Заместитель руководителя этого департа­мента Павленко  А.И.  (отставной  генерал  ВВС)  приводил его в соответствие с поло­жениями НПП ГА-85. После представления эксплуатантам продукта деятельности Павленко А.И. они не согласились с его содержанием. В 2005 г. с учетом предложения Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта была создана рабочая группа по переработке трудов Павленко А.И. (проекта Минтранса). В приложении дан протокол одного из заседаний рабочей группы. После 2005 г. следы этого ФАП потерялись в недрах Минтранса.
 
В 2007 г. появилась информация, что находится в стадии разработки ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”. Приказом Минтранса России от 17.07.2008 г. № 108 он был утвержден и должен был вступить в действие через 90 дней после его опубликования. После вступления в силу этого ФАП прекращает действие на территории Российской Федерации НПП ГА-85 и НШС ГА-86. К сожалению, проводы в историю этих документов не состоялись в назна­ченное время.
 
Изучив содержания ФАП (приложения к приказу №108), эксплуатанты поняли, что разработчикам не уда­лось качественно скомпилировать Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО для нужд гражданской авиации России. В тоже время они обнаружили в Приложениях № 10 и 11 к Правилам (п. 10.8.11) переписанные из НПП ГА-85 положения по безопасным высотам. Таким образом, разработчики ФАП проявили полное пренебрежение к вышестоящим Федеральным авиационным правилам полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, в котором имеется Единая методика расчета высот (эшелонов) полета воздушного судна (Приложение № 1 к Правилам (п. 13, 22, 69, 75)) и которая существенно отличается от положений, имеющихся в НПП ГА-85.
 
Многочисленные письма эксплуатантов в уполномоченный орган гражданской авиации о низком качестве ФАП привели к тому, что Минтрансу пришлось издать приказ от 27 ноября 2008 г. № 197 о переносе срока введения в действие этого ФАП на 1 июля 2009 г. Таким образом, разработчикам был дан таймаут на переработку ФАП. С этой целью он для всеобщего обозрения был помещен на сайте Минтранса с просьбой направлять замечания Шныреву А.Г.
 
Со своей стороны Директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации в своем обращении от 16.06.2009 г. № 01-03-04/2045 к Росавиа­ции, Росаэронавигации и Ространснадзору сообщил следующее:
 
“В настоящее время Департаментом государственной политики в области граж­данской авиации разработана новая редакция Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”, вступление в силу которых запланировано на 01 октября 2009 г.
Прошу проинформировать об этом авиакомпании и заинтересованные органи­зации”.
 
В начале июля с.г. поя­вился приказ Минтранса от 17 июля 2008 г. № 108 “Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (в редакции Приказов Минтранса РФ от 27.11.2008 №197 и от 23.06.2009 №100) в котором говорилось о вступлении в силу указанного ФАП с 15 сентября 2009 г. В приложении к приказу представлен ФАП “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" без каких-либо изменений. Исходя из этого, не понятно, когда же вступит в действие указанный ФАП - 15 сентября или 01 октября с.г. и в какой редакции?
 
Таким образом, развитие ситуации с изданием ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации” показала отсутствие системности в Департаменте государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России в издании столь важного нормативного документа для авиационного сообщества гражданской авиации России.
 
Во время таймаута Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России активно работал над устранением замечаний, поступающих от эксплуатантов по электронной почте на адрес Шнырева А.Г.  
 
В отношении самого ФАП необходимо сказать, что на сайте Минтранса России в разделе Документы представлена версия, которая существенно переработана в лучшую сторону.
 
Следует отметить, что применяемый метод получения замечаний от эксплуатантов по электронной почте в адрес Шнырева А.Г. способствовал ускорению получения замечаний, но в тоже время из-за разброса предложений получателю замечаний, очевидно, трудно было отфильтровать нужные и правильные посылы.
 
Опыт создания документов ИКАО показывает, что документы разрабатываются не работниками полномочных авиационных органов, а специализированными группами экспертов.
 
Вывод из истории издания ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" можно сделать следующий. Для издания хорошего документа необходима команда из заинтересованных профессионалов, а не узкий круг работников уполномоченного органа в области авиации.
 

Анатолий Липин



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcQYu
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/, выбирай YouDo!
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/evacuation/towing/evac/otbuksirovat-bitovku/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer