← Назад

Главная Безопасность Цифры и фактыСкрытая аварийность

Пора «отделить мух от котлет»


31 августа 2009 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Изучаем данные «Справки по аварийности гражданских воздушных судов государств-участников Соглашения в первом полугодии 2009 года»

Недавно опубликована «Справка по аварийности гражданских воздушных судов государств-участников Соглашения в первом полугодии 2009 года», в которой  на основании сравнительных данных сделаны следующие выводы:
 
- «в первом полугодии 2009 года, по сравнению, с аналогичным периодом 2008 года, состояние безопасности полетов в ГА государств-участников Соглашения по абсолютным показателям улучшилось»;
 
- во всем (на 80%) виноваты «отклонения в действиях лиц авиационного персонала при выполнении и организации полетов» и авиация АОН, на которую приходится «более половины всех АП».
 
Но если внимательнее присмотреться к приведенным данным в категории вертолеты, благодушное «улучшение» сразу же улетучивается (см. выпуску из таблицы).
 
Выписка из таблицы
Класс ВС
Вид авиаперевозок
Год
АП
В.т.ч. катастроф
Потери:
Экип./пасс.
Самолеты 1
-3, 4 класса, в том числе сверхлегкие 
Все виды работ и перевозок
2009
6
4
5/2
2008
13
7
14/9
АОН
2009
5
4
5/2
2008
8
4
4/3
Вертолеты
1 и 3 классов, в том числе сверхлегкие
Все виды работ и перевозок
2009
7
5
7/12
2008
9
6
12/27
АОН
2009
3
2
3/3
2008
2
1
1/1
ВСЕГО
Все виды работ и перевозок
2009
13
9
12/14
2008
22
13
26/36
Самолеты и вертолеты АОН
 
2009
8
6
8/5
2008
10
5
5/4
 
Почему улетучивается? Потому, что, во-первых:
  • Вклад вертолетов в общую «копилку» аварийности увеличился.
  • Составляющая авиационных происшествий (АП) вертолетов выросла с 40,9% до 53%.
  • Докатились, при налете значительно меньшем, чем у самолетов, более половины всех происшествий происходит с вертолетами!
  • Аварийность вертолетов не только недопустимо высока, но и продолжает нарастать.
 
Во-вторых - тяжесть вертолетных происшествий (отношение число катастроф к общему числу АП) ухудшилась с 66,7% до 71,4% (почти на 5%). Из трех авиационных происшествий с вертолетами, два обязательно заканчиваются катастрофой (противоречит здравому смыслу и уникальным возможностям вертолетов).
 
В-третьих - продолжает падать выживаемость в авариях вертолетов. Доля погибших в катастрофах вертолетов выросла с 62,9 до 73% (на 10%!). Вместо того чтобы погибать в вертолетах, эти люди могли бы жить.
 
В-4х, вклад вертолетов АОН в общую аварийность вертолетов составил 42,9%, у самолетов этот показатель гораздо выше – 83,3%. При этом доля погибших в катастрофах вертолетов АОН еще ниже – лишь 31,6% (более двух третей погибают в вертолетах коммерческой авиации), у самолетов, напротив, 100% - в самолетах АОН.
 
Как-то все это не вписывается в общие выводы МАК. Что делать?
 
Необходимо разделить анализ аварийности вертолетов и самолетов, которые отличаются не только конструктивными особенностями и выполняемыми задачами, но и условиями, и интенсивностью применения. Сложение абсолютных показателей некорректно даже с точки зрения математики (налет вертолетов втрое меньше). Поэтому делать выводы по всему парку самолетов и вертолетов бессмысленно, это как «средняя температура по больнице». В то же время, даже такая ограниченная статистика позволяет увидеть, что состояние безопасности полетов в вертолетном хозяйстве не только не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, но и продолжает ухудшаться (уже не первый год). Пора отбросить благодушие.
 
Вместо заключения
Меня удивляет «российский вклад» в общую аварийность государств-участников. Россия «по замыслу» должна была быть форпостом безопасности полетов на постсоветском пространстве. Однако в первом полугодии 2009 г. в РФ произошло 61,5% всех авиационных происшествий (государств-участников Соглашения), 66,7% - катастроф и 76,9% - погибших. 
 
Обратите внимание на то, что доля (%) в цепочке «от авиационных происшествий – к последствиям» - увеличивается! Получается, что у нас самый высокий показатель смертности на одно АП. Чему мы можем научить других? Есть над чем задуматься. Нельзя думать слишком долго, нужно принимать срочные меры. А чтобы мероприятия были действенными для начала необходимо «отделить мух от котлет».      
 
 

Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2009/8/31/797/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.