Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Презентация

Ан-148: Мировые практики господдержки

4 октября 2010 года / Корпорация «Иркут» / Aviation EXplorer
 

AEX.RU: В четвёртой части презентации бизнес-плана Корпорации Иркут - «Ан-148: Мировые практики господдержки» рассказывается о государственной поддержке производства и сбыта авиатехники в Бразилии, Канаде, США, ЕС, Китае, Японии и России.

Ч.1 "Ан-148: Техническое описание"  /  Ч.2 "Ан-148: Перспективы развития продукта" / Ч.3 "Ан-148: Cравнение с конкурирующими продуктами"

 

Господдержка в Бразилии

 

В Бразилии действуют две программы государственной поддержки экспорта:

1. BNDES-Exim – кредитные программы Бразильского национального банка экономического и социального развития

2. PROEX – программа финансирования экспорта Бразилии.  

 
1. BNDES-Exim. 

В целях обеспечения долгосрочного финансирования проектов в Бразилии был создан Национальный банк экономического и социального развития (BNDES) и запущена специальная программа государственной поддержки экспорта BNDES-Exim. Эта программа предоставляет гарантии и кредиты на льготных условиях для стратегических отраслей народного хозяйства. Одной из целей это программы является долгосрочное финансирование производственной цепочки бразильской авиационной промышленности в лице компании Embraer, направленное на расширение экспорта самолетов и агрегатов к ним. Существует 2 вида государственной поддержки BNDES-Exim:

BNDES Exim – поддержка производства предполагает финансирование на этапе производства товаров и услуг, предназначенных для экспорта. Для крупных компаний в кредит предоставляется до 100% суммы, необходимой для финансирования, на срок 6-18 месяцев по ставке не менее LIBOR. Для малых и средних компаний, которые являются неотъемлемой частью производственной цепочки бразильской авиационной промышленности, существуют специальные условия кредитования со сроком погашения от 12 до 30 месяцев. При кредитовании на срок свыше 12 месяцев малым и средним предприятиям предоставляется до 100% от необходимой суммы финансирования, а крупным до 75%.

BNDES Exim поддержка продаж предполагает поддержку международной купли-продажи товаров и услуг, произведенных или предоставляемых малыми и средними компаниями, являющихся неотъемлемой частью

производственной цепочки бразильской авиационной промышленности, в рамках механизма финансирования экспортера, либо предоставления кредита покупателям. Максимальный срок кредита до12 месяцев по ставке не менее LIBOR.

Основное финансирование выделяется на:

1. Новые бразильские станки и оборудование, утвержденные банком BNDES;

2. НИОКР;

3. Гражданское строительство, монтаж линий и сооружений;

4. Программное обеспечение, разработанное в Бразилии, и сопутствующие услуги IT-консалтинга;

5. Расходы, связанные с управленческой квалификацией, профессиональной подготовкой и технической и оперативной поддержкой;

6. Расходы, связанные с национальной или международной сертификацией;

7. Импорт дефицитных технологий, в том числе станков и оборудования.  

Прежде, чем BNDES утверждает выделение льготного финансирования, предприятие-импортер должно доказать, что не существует аналогичных станков и оборудования в Бразилии. Министерство развития, промышленности и внешней торговли Бразилии (MDIC) применяет процедуру освобождения от уплаты налогов финансируемых предприятий. Причем минимальная сумма финансирования составляет $ 1 млн., но не может превышать $ 3млн. в реалах для каждого отчетного года.

Существует ряд условий для получения финансирования:

  • BNDES по своему усмотрению может потребовать от заемщика стать акционерной компанией.
  • Также заемщики должны предоставить BNDES право первого выкупа эмиссии любых облигаций, конвертируемых в акции, и на любое увеличение капитала заемщика и его дочерних обществ. Использование этого права остается на усмотрение BNDES, и лимитировано суммой выданного кредита с учетом процентных платежей за период до выпуска облигаций / допэмиссии акций, на общих условиях с другими инвесторами – заинтересованными лицами.  

В целях поддержки экспорта за период с 1995-1998 гг. общий объем кредитования BNDES составил около 4 млрд. $, а в период 2001-2004гг – более 15 млрд. $. Крупнейшим заемщиком BNDES является компания Embraer, которая направляла основную часть средств на финансирование и разработку самолетов ERJ-170/190. Всего в период 2001-2003 гг. на эти цели было направлено 422 млн.$

2. PROEX 

Бразильская программа экспортного финансирования (на порт.яз – Programa de Financiamento às Exportações – PROEX) создана законом от 1 июня 1991 года №8187 и в настоящее время действует под аббревиатурой PROEX III. Программа представляет собой систему уравнивания процентных ставок на экспортные кредиты, получаемые иностранными импортерами на приобретение бразильской продукции. Основным бенефициаром программы является бразильский производитель региональных самолетов Embraer. Господдержка в рамках программы позволила предложить наиболее привлекательный финансовый пакет для покупателя. Первоначально размеры процентных ставок составляли 3-3,5% в сравнении с 6%, предоставляемыми конкурентами.

Далее программа подверглась ограничениям вследствие разбирательств в рамках ВТО о правомерности применения таких субсидий. В настоящее время в рамках PROEX III процентная ставка на кредит с учетом субсидирования не может быть ниже процентной ставки CIRR, устанавливаемой Организацией экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) для экспортных кредитов на ежемесячной основе.

Таблица 4-13. История эффективности PROEX

Модификация программы
Сроки действия

Средние кредитные ставки для покупателя

Сроки кредитов

Максимальная доля кредитных средств в сделке

Рост продаж Embraer
PROEX
1991-1999
2-3,8%
15 лет
100%
25 раз (4-104 ВС)
PROEX II
1999-2001
3-5%
15 лет
100%
55% (104-161 ВС)
PROEX III
2001- наст. вр.
5-6%
10 лет
85%
51% (161-244 ВС в 2009г.)
 

PROEX III администрируется Комиссией по экспортному кредитованию, возглавляемой Министром финансов Республики Бразилия (далее РБ и далее Комиссия). Операционная деятельность осуществляется Центральным Банком РБ, 66 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН Мировые практики государственной поддержки производства и сбыта авиатехники, все заявки на выплаты субсидий в рамках PROEX III в отношении экспорта региональных самолетов должны быть утверждены на заседании Комиссии. 

Выплаты по программе PROEX III начинаются только после того, как сделка по экспорту самолета совершена, то есть самолет оплачен покупателем. Бенефициаром выплат является банк-кредитор, которому на безвозмездной основе передаются беспроцентные государственные облигации под аббревиатурой ―NTN-I bonds‖. Облигации эмитируются Национальным Казначейством в пользу банка-агента, ЦБ РБ в бразильских реалах, скорректированных по курсу доллара на дату эмиссии облигаций. Центральный Банк затем передает облигации банкам-кредиторам, финансирующим сделку, которые далее могут распорядиться ими по своему усмотрению: продать на открытом рынке и единовременно получить денежную сумму с некоторым дисконтом, либо хранить облигации у себя и каждые полгода получать погашение номинальной стоимости. Выпущенные NTN-I облигации могут быть погашены только в Бразилии в бразильской валюте по курсу, действительному на момент осуществления выплаты. В случае если кредитором выступает иностранный банк, он может использовать бразильский банк в качестве агента по получению субсидий.

 

Господдержка в Канаде

 

Государственная поддержка развития авиационной промышленности в Канаде осуществляется через ряд организаций и реализуемых ими программ. Инвестиции в исследования и программы развития в период с 1986 до настоящего времени составили более $ 4 млрд.

Лидирующие позиции компании Bombardier - крупнейшего мирового производителя самолѐтов бизнес класса, самолѐтов регионального назначения и железнодорожной техники и трамваев, были достигнуты именно благодаря государственной поддержке.

Основную поддержку Bombardier оказывали:

 

1. Экспортное агентство Канады – Export Development Corporation (EDC). 

С 2001 по 2004 год EDC профинансировало экспорт самолетов Bombardier для авиалинии США более чем на 400 млн. канадских долларов.

Миссия EDC – помогать канадским экспортерам успешно конкурировать на зарубежных рынках посредством предоставления широкого спектра финансовых услуг и услуг по риск-менеджменту:

Страхование дебиторской задолженности:  

Защищает канадских экспортеров от неплатежей со стороны их зарубежных контрагентов. Продукты и услуги могут быть застрахованы от широкого спектра политических и коммерческих рисков.

EDC обеспечивает покрытие 90% потерь в случае неплатежей зарубежных контрагентов. При таком виде страхования также существует возможность привлечения дополнительного оборотного капитала от банка, обслуживающего экспортера. 

Финансирование экспорта:

EDC осуществляет финансирование экспорта через ссуды зарубежным покупателям на закупку канадского оборудования или услуг. EDC переводит средства напрямую экспортерам, таким образом, покупка в кредит становится покупкой за наличные, а EDC принимает на себя кредитные риски.

Покупка через долговые расписки – еще один вид экспортного финансирования малого бизнеса. EDC выкупает у канадских экспортеров долговые расписки, выпущенные иностранными заказчиками для закупки канадских товаров и услуг.

Для упрощения покупки канадских товаров используются предварительно подготовленные кредитные программы в иностранных банках, с которыми EDC заключила соответствующее соглашение.

Банковские гарантии

EDC выдает банковские гарантии для разделения некоторой доли рисков с банком-агентом экспортера, и таким образом помогает экспортеру в получении в банке оборотного капитала или финансирования до отгрузки оборудования.

Для увеличения объема кредитных программ, открытых экспортеру в его банке, разработана программа Master Accounts Receivable Guarantee (MARG), в рамках которой предоставляются гарантии, обеспеченные счетами иностранных дебиторов. До 80% дебиторской задолженности может быть покрыто за счет обеспеченной MARG кредитной линией с кредитным лимитом до $500 000. Данная программа предназначена для малых экспортеров, чьи ежегодные продажи составляют не более $5 млн.

Также существуют и другие банковские гарантии. По среднесрочным ссудам для иностранных заемщиков, предназначенных для финансирования покупки канадского экспорта, EDC может разделять риск с банком в соотношении 75/25. Также EDC может сотрудничать с банками по программе разделения рисков в соотношении 50/50 для обеспечения ссудами на пополнение оборотного капитала малых и средних предприятий.

Финансовая поддержка исследований и разработки (R&D)

IRAP (Industrial Research Assistance Program) – Программа поддержки промышленных исследований предоставляет финансовую помощь как на этапе исследования и разработки (R&D), так и на этапе утверждения концепции. IRAP участвует в процессе R&D, помогая совершенствовать продукт, процесс или услугу задолго до внедрения ее на рынке. IRAP может финансировать до 50 процентов некоторых издержек разработки. В зависимости от стоимости проекта, финансирование варьируется в пределах от $5000 до $350 000. С 1997 года правительство Канады выделило порядка $142 млн. на НИОКР продуктов для Bombardier.

 

2. Канадские технологические партнерства Technology Partnerships Canada (TPC). 

Инвестировали в НИОКР (R&D) Bombardier около 30% стоимости проекта. Инвестиции являются условно-возмещаемыми и основаны на роялти с продаж. Таким образом, правительство разделяет с промышленностью издержки на разработку передовых технологий.

Ключевой функцией TPC является поддержка инновационного малого и среднего бизнеса (SME) в Канаде и осуществление правительственной программы создания рабочих мест и обеспечения развития компаний, предназначенной для стимулирования создания рабочих мест через инновационное развитие предприятий.

TPC образует партнерство с IRAP и получает ежегодные ассигнования в размере $30 000 000 в целях более быстрого взаимодействия со SME на местах. В рамках программы IRAP-TPC Precommercialization Assistance возможны инвестиции в проекты SME на сумму до $1 500 000.

В результате реализации программы, инвестируемой TPC, продолжилась разработка серии самолетов CSeries , в том числе в 1999 году разработан CRJ-700. Более 90% выделенных средств из $142 млн. по программе уже возмещены Bombardier и дальнейшее погашение осуществляется по графику.

Canada Economic Development for Quebec Regions - АгентствоэкономическогоразвитияКанадыдляобластейКвебека

В настоящее время является федеральным органом, который образован в целях содействия экономическому развитию в Квебеке через малое и среднее предпринимательство. Информационные службы агентства оказывают поддержку по:

1. изучению рынков экспорта;

2. составлению маркетинговых планов;

3. сертификации по ISO 9000

4. подготовке предприятия к осуществлению экспорта;

5. распространению стратегической информации об экспортных рынках;

6. помощи в установлении контактов с организациями, которые могут осуществлять дальнейшую поддержку;

7. регистрацию предприятий в правительственных информационных сетях.

8. доступ к постоянно обновляемой бизнес-сети и партнерам, которые предлагают: информацию, консалтинг, повышение квалификации, финансирование.  

 

Господдержка в США

 

США оказывает господдержку на всех уровнях исполнительной власти: в виде федеральных и местных субсидий, а также субсидий отдельных штатов. Также поддержку оказывает Eximbank США. Одним из крупнейших бенефициариев является компания Boeing. Полученные субсидии оцениваются в 23.7 миллиарда долларов за последние 20 лет. Boeing получает следующие субсидии:

1. Субсидии отдельных штатов и местные субсидии:  

А) Вашингтон: ряд мер, стимулирующих разработку, производство и продажу гражданских самолѐтов.

Б) Канзас: меры по стимулированию, включающие в себя финансирование облигациями, налоговые льготы и другие преимущества для американских производителей гражданских самолетов.

В) Иллинойс: меры по стимулированию, включающие налоговые льготы, помощь при транспортировке и другие преимущества для американских производителей гражданских самолетов.

2. Субсидии НАСА и Министерства Обороны США:  

НАСА и Министерство Обороны предоставляют экономические ресурсы для американских производителей гражданских самолетов на условиях более выгодных, чем рынок.

А) Американские производители гражданских самолетов принимают участие в исследовательских программах, финансируемых правительством США. В рамках этих программ они получают платежи и права на использование результатов этих программ, таких как патенты и коммерческие тайны.

Б) Американским производителям гражданских самолетов предоставляются оборудование и услуги работников НАСА и Министерства Обороны на условиях более выгодных, чем на рынке.

Американским производителям крупных гражданских самолетов предоставляется исследовательское и тестовое оборудование, принадлежащее правительству Соединенных Штатов.

Г) Цена контрактов НАСА и Департамента Обороны с американскими производителями крупных гражданских самолетов выше, чем рыночная. 

3. Субсидии Министерства Торговли США:

Субсидии предоставляются в рамках Программы Передовых Технологий и включают в себя платежи американским производителям крупных гражданских самолетов в рамках этой программы или предоставление права на использование результатов этой программы, включая получение прав на ценные патенты и исключительный или более ранний доступ к данным, коммерческим тайнам и другим знаниям, полученным в ходе исследований, финансируемых государством.

4. Субсидии Министерства Труда:  

Субсидии предоставляются в рамках инициативной программы аэрокосмической промышленности через финансирование Edmond Community College для подготовки работников аэрокосмической промышленности, связанных с Боингом -787.

5. Федеральные налоговые льготы:  

Предполагают особые налоговые условия для компаний, осуществляющих экспорт своей продукции.

Субсидии Боингу от федеральных исследовательских программ оцениваются в 16.6 миллиардов долларов за последние 20 лет. Налоговые льготы Боингу за период 1989-2006 годы составили 2.2 миллиарда долларов. Субсидии штатов: Вашингтон – 4 миллиарда долларов и Канзас – 900 миллионов долларов. Все эти субсидии безвозмездные.

Exim-bank США занимается льготным кредитованием и обеспечением гарантий для производителей экспортной продукции. Также Exim-bank США осуществляет страхование экспортеров, покрывающее коммерческие и политические риски.

 

Господдержка в ЕС

 

Европейский союз обеспечивает поддержку Airbus в виде возвратных инвестиций на разработку самолетов и инвестиций в НИОКР. Экспортно-импортные агентства отдельных стран ЕС также предоставляют Airbus поддержку, подобную поддержке, предоставляемой эксимбанками Бразилии и США.

Поддержка в виде возвратных инвестиций на разработку самолетов осуществляется на условиях роялти. Эти инвестиции предполагают выплату процентов Евросоюзу за каждый проданный самолет в течение всего жизненного цикла модели. Эти инвестиции не могут превышать 33% от общей стоимости разработки. Начиная с 1992 года в виде возвратных инвестиций на разработку Airbus получил 3,7 миллиарда евро. На текущий момент Airbus выплатил Евросоюзу на 40% больше полученного объема инвестиций. Сейчас Airbus выплачивает Евросоюзу 300-400 миллиардов евро в год.

Airbus также получает субсидии по особой Рамочной программе Евросоюза (FP6). Программа создана для финансирования научно-исследовательских работ в Евросоюзе и является этапом создания единого научного пространства ЕС. По этой программе средства инвестируются в НИОКР, в объеме, не превышающем 50% затрат.

Экспортно-импортные агентства Великобритании (ECDG), Франции (COFACE), Испании (CESCE) и Германии (Hermes) предлагают кредитные гарантии и кредиты на выгодных условиях для покупателей Airbus:

1. Страхование дебиторской задолженности  

Защищает от неплатежей со стороны зарубежных контрагентов

2. Финансирование экспорта
 
Кредиты зарубежным покупателям
 
3. Банковские гарантии 

Разделение рисков с банком-агентом экспортера

 

Господдержка в Китае

 

В Китае действует несколько государственных компаний, предоставляющих поддержку авиационной промышленности: Exim-bank Китая, China Export&Credit Corporation (SINOSURE) и China Aviation Supplies Import and Export Corporation (CASCG).

1. Экспортно-Импортный Банк Китая (Exim-bank) 

Exim-bank был основан в 1994 году и полностью принадлежит центральному правительству КНР. Exim-bank Китая является проводником государственной банковской политики под непосредственным руководством Государственного совета КНР.

В целях оказания поддержки авиационной промышленности Экспортно-Импортный Банк Китая осуществляет следующие виды деятельности:

1. Льготное кредитование отечественных производителей

2. Льготное кредитование зарубежных покупателей

3. Обеспечение международных гарантий  

2. China Export&Credit Corporation (SINOSURE) 

Специализируется на страховании экспортных кредитов и содействует развитию китайского экспорта и инвестиций. Приоритетным является экспорт высокотехнологичной продукции. SINOSURE оказывает услуги по страхованию экспортных кредитов от рисков неплатежа, услуги в области финансов, информации и управления дебиторской задолженностью. C основания SINOSURE поддержал экспорт, внутреннюю торговлю и инвестиции на общую сумму более 250 миллиардов долларов США и поспособствовало получению кредитов на более чем 450 млрд. юаней в 110 различных банках.

3. China Aviation Supplies Import and Export Corporation (CASCG). 

CASCG участвует в передаче и техническом развитии гражданской авиации Китая через промышленное сотрудничество.

Компания оказывает следующие услуги для авиационной промышленности: 

1. Экспорт, импорт, лизинг и техническое обслуживание самолетов, двигателей, оборудования и других частей самолета, а также специальных транспортных средств;

2. Экспорт и импорт связанной с авиацией продукции и сырья;

3. Внутренние и внешние инвестиции и финансирование;

4. Технические консультации, обучение;

5. Организация выставок и авиашоу;

6. Совместное производство и монтаж;

7. Финансирование авиационной логистики.

Также благодаря усилиям правительства Китая, на его территории открылось зарубежное отделение федерального авиационного управления США, которое обещает оказать поддержку в получении ARJ-21 сертификации в соответствие с западными стандартами. Для серийного производства ARJ21 в районе Шанхая построен современный завод, а для обеспечения успешного старта программы в КНР принято решение о закупке для внутренних нужд китайских авиакомпаний сразу более 300 самолетов ARJ21. В условиях кризиса столь солидная государственная поддержка способна вывести Китай на одно из лидирующих мест в числе мировых производителей региональных пассажирских лайнеров.

 

Господдержка в Японии

 

В Японии действует многоуровневая система косвенной поддержки экспорта в форме осуществляемого правительством комплекса мер, охватывающего вопросы:

финансирования,

организационно-технического и информационного обеспечения,

дипломатической поддержки деятельности японских компаний на рынках зарубежных стран.  

Такая система косвенной господдержки экспорта в Японии включает в себя:

1. Государственное финансирование экспортных операций путем предоставления кредитов в Японском банке международного сотрудничества (ЯБМС)

2. Государственное страхование внешней торговли в Японии

3. Содействие внешней торговли и дипломатическая поддержка японским компаниям за рубежом.  

1. Государственное финансирование экспортных операций 

Государственное финансирование экспортных операций путем предоставления кредитов в Японском банке международного сотрудничества (ЯБМС), который является основным государственным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим функции кредитования из бюджетных источников с целью поддержки японских экспортеров и зарубежных импортеров в соответствии с внешнеэкономической политикой правительства. Банк образован в результате слияния Экспортно-импортного банка (ЭИБ) Японии и японского Фонда зарубежного экономического сотрудничества (ФЗЭС). В качестве одной из мер по преодолению текущего финансово-экономического кризиса японское правительство намерено выделить ЯБМС 300 млрд. иен или 3,3 млрд. долл. Эти средства планируется использовать:

1. Для поддержки японского экспорта путем кредитования отсрочек платежей иностранных фирм из развивающихся стран, выступающих контрагентами японских экспортеров.

2. На кредитование совместных предприятий и компаний с участием японского капитала в развивающихся странах, в случае возникновения трудностей с финансированием деятельности таких компаний из местных источников.  

3. Для поддержки зарубежной деятельности японского бизнеса.

2. Страхование внешней торговли 

Государственное страхование внешней торговли в Японии осуществляется из средств госбюджета по статье «Страхование внешней торговли».

В Японии действует трехуровневая система государственного страхования внешнеторговых сделок и инвестиционных проектов:

1. Министерство экономики, торговли и промышленности (METI). Осуществляет общее руководство деятельностью государственного Японского Агентства экспортного и инвестиционного страхования (NEXI), а также государственный контроль, учет и планирование в сфере страхования ВЭД. По программам министерства профинансировано 30% расходов на разработку самолета «Мицубиси риджионал джет».

2. Японское агентство экспортного и инвестиционного страхования (NEXI_Nippon Export and Investment Insurance).  

Является ключевым звеном в системе осуществления государственного страхования торговых сделок и инвестиционных проектов и отвечает за разработку принципов страхования по каждой конкретной стране, исходя из ее политического и экономического состояния. NEXI призван оказывать поддержку реализации MRJ до 2013 года.

3. Японская организация торгового и инвестиционного страхования (JTIO – Japan Trade and Investment Insurance Organization).  

JTIO является общественной корпорацией, в капитале которой основная часть приходится на долю частных компаний-членов, но для реализации конкретных программ привлекаются средства из госбюджета. JTIO осуществляет оценку и устанавливает рейтинги кредитных рисков конкретных иностранных покупателей и банков, ведет Реестр иностранных покупателей – Overseas Buyers List, по поручению NEXI рассматривает обращения-заявки японских экспортеров и инвесторов на все виды страхования, а также готовит материалы по наступившим страховым случаям и соответствующим выплатам.

Согласно официальной статистике, регулярно публикуемой министерством финансов Японии, в бюджете на 2008 финансовый год на страхование было выделено 212,1 млрд. иен, это свыше 2 млрд.долл.

3. Содействие внешней торговле и дипломатическая поддержка

Японская организация содействия внешней торговли Джетро – Japan External Trade Organization является некоммерческой организацией, тесно связанной с правительством Японии, поскольку бюджет организации на 2/3 состоит из государственных дотаций. Организация выступает в качестве координирующего звена между министерством экономики, торговли и промышленности и коммерческими организациями. Ею был создан «Центр экстренной помощи в вопросах ведения бизнеса за рубежом». Обратившись туда, компании могут оперативно получать консультации специалистов по юридическим, кадровым и финансовым аспектам ведения бизнеса за рубежом.

Дипломатическая поддержка оказывается японским компаниям за рубежом министерством иностранных дел Японии и японскими дипломатическими представительствами.

 

Существующая государственная поддержка авиации в России

 

В настоящее время в России функционируют следующие государственные субсидии, направленные на поддержку сбыта авиатехники: государственные гарантии экспорта промышленной продукции, постановления Правительства РФ №90, 466 о субсидировании лизинговых операций, а также постановление Правительства РФ №357 о возмещении экспортерам части затрат по обслуживанию кредитов. В таблице 16 представлена матрица распределения субсидий по рынкам и бенефициарам субсидий:

Таблица 14. Матрица распределения господдержки в России

бенефициар
Рынок
Производитель
Финансовый посредник
Покупатель
Внутренний
-

Постановление Правительства РФ №90

Постановление Правительства РФ №466

Внешний

Постановление Правительства РФ №357, госгарантии экспортеру по постановлению №803

госгарантии банку-кредитору по Постановлению №803

-

Разберем эффективность каждой субсидии.

 

1. Постановления №90 и 466

Описание субсидии по постановлению №90

Постановление направлено на поддержку российских лизинговых компаний в части компенсации затрат на обслуживание целевых кредитов, полученных в российских кредитных организациях на закупку самолетов отечественного производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга. Решение о выделении субсидий принимается на ежегодной основе в пределах бюджетных лимитов. Предоставление субсидий осуществляется ежеквартально, для чего лизинговой компании каждый раз приходится доказывать состоятельность ее претензий на данные выплаты, предоставляя следующий пакет документов:

  • заявление на предоставление субсидий;
  • выписка о получении кредита;  
  • копии кредитного договора, платежных документов, договоров на закупку воздушного судна и договоров лизинга;
  • расчет размера субсидий по установленным формам;
  • справки от налоговых органов об отсутствии задолженностей у организации по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджеты различных уровней.
  • Только после проверки предоставленных документов Минпромторг РФ принимает решение о выделении организации субсидий.

Описание субсидии по постановлению №466

Постановление направлено на поддержку российских авиакомпаний в части компенсации затрат на приобретение воздушных судов российского производства на условиях лизинга или кредита. При этом, касательно кредитов: проценты компенсируются только на те из них, которые получены в российских кредитных организациях в 2002-2005 годах. Субсидии предоставляются ежемесячно из расчета трех четвертей суммы возмещения организацией затрат лизинговой компании на уплату процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией для приобретения воздушного судна, и дохода лизинговой компании.

Федеральное агентство воздушного транспорта (далее ФАВТ) в начале финансового года уведомляет организацию на основании федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период о продолжении или прекращении предоставления субсидий в этом году.

Далее, организация должна представить в ФАВТ пакет документов, подтверждающих своевременную уплату лизинговых платежей, расчет субсидий по установленным формам, справки от налоговых органов об отсутствии задолженностей по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджеты различных уровней. ФАВТ в свою очередь направляет эти и другие документы в Управление Федерального казначейства по г. Москве (далее УФК) для выплаты субсидий. При этом есть риск непредставления / несвоевременного представления всех необходимых документов, в случае чего выплаты по субсидиям не производятся.

Недостатки субсидий по постановлениям №90 и 466 

  • Получение субсидий не гарантировано участникам лизинговой сделки даже в случае безукоризненного соблюдения всех условий, необходимых для ее получения, поэтому субсидии при формировании финансовой модели сделки учитываются со значительным дисконтом на случай ее неполучения из-за отсутствия необходимых бюджетных средств
  • На рынке отсутствуют ресурсы, которые могли бы быть привлечены для фондирования сделок на длительный (15-ти летний) срок за исключением средств бюджета РФ. Кредитование сделок осуществляется короткими кредитами, финансовые модели лизинговых компаний не сбалансированы, а при рефинансировании лизинговая компания теряет право на получение субсидий
  • Администрирование субсидий со стороны Минтранса и Минпромторга требует значительных затрат времени персонала министерств
  • Условия получения субсидий достаточно объемны и в случае их выполнения не в полном объеме (например из-за нарушения графика платежей) участники, не получая субсидии, попадают в еще более худшую экономическую ситуацию
 
Рисунок: Статистика выборки бюджетных средств по постановлениям №90 и 466
 

2. Постановление №357

Описание субсидии

Постановление направлено на поддержку экспортеров промышленной продукции в части компенсации затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Напрямую на сбыт продукции оно не влияет, но создает условия для экспортеров к снижению конечной цены продукта для иностранного покупателя.

Возмещение предусмотрено в пределах бюджетных ассигнований из расчета двух третьих затрат на уплату процентов по кредиту в отношении организаций, соответствующих следующим требованиям:

a) экспорт продукции не менее 3-х лет

b) направление кредитов на осуществление экспорта продукции с высокой степенью переработки

c) своевременное исполнение кредитных договоров в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита

d) отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды  

Перечисленные требования нуждаются в оперативном контроле над исполнением, для чего задействуются соответствующие трудовые и иные ресурсы Минпромторга РФ.

Недостатки субсидии

Постановление имеет те же недостатки, что и постановления № 90 и 466. Кроме этого, главный его недостаток заключается в объекте применения субсидии: субсидия не является инструментом стимулирования экспортных продаж, так как направлена не на покупателя продукции, а на производителя.

 

3. Государственные гарантии для поддержки экспорта промышленной продукции по постановлению №803 

Государственные гарантии предоставляются согласно постановлению Правительства РФ №803: 

a) российскому экспортеру, а также банку-кредитору, осуществляющему кредитование экспортера, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при экспорте промышленной продукции

b) по заимствованиям банка-агента Правительства РФ по вопросам обеспечения господдержки экспорта

c) банку-агенту по обязательствам российских экспортеров перед банком-агентом.

d) В настоящее время банком-агентом, осуществляющим финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций, является ЗАО «Росэксимбанк»

Все 100% акций Росэксимбанка принадлежат Внешэкономбанку. Усредненный показатель использования в 2004-2007 гг. установленного в бюджете лимита на цели поддержки экспорта составляет 26,3% (697,6 млн. долл. США из 2,65 млрд. США), то есть зарезервированные в федеральном бюджете средства на цели государственного финансового содействия экспорту выбираются лишь в малой степени. Поддержку получают единичные проекты, операции ведутся на рынках очень узкой группы государств. На рис.2 представлены данные об объемах предоставленной средне- долгосрочной государственной финансовой поддержки экспорта по России и отдельным зарубежным странам в целом за 2005-2007 гг. 3

Рисунок: Объемы предоставленной господдержки экспорта в России и отдельных странах в целом за 2005-2007 годы. (млрд.$)


 

4. Общий вывод об эффективности существующей господдержки 

На основе проведенного анализа практики применения субсидий в рамках существующей системы государственной поддержки продаж можно выделить следующие основные недостатки:

  • Отсутствуют механизмы, позволяющие финансировать иностранных заказчиков на условиях, сопоставимых с условиями, предоставляемыми конкурентами (на текущий момент в зависимости от кредитного рейтинга клиента 4,66-6,99% годовых в долларах США на 15 лет)
  • Получение денежных субсидий не гарантировано участникам сделок в течение всего срока лизинга/кредитования сделок, в связи с условиями ежегодного пересмотра количества выделяемых ассигнований на субсидирование
  • На рынке отсутствуют ресурсы, которые могли бы быть привлечены для фондирования сделок на длительный (15-ти летний) срок за исключением средств бюджета РФ. Кредитование сделок осуществляется короткими кредитами, финансовые модели лизинговых компаний не сбалансированы, а при рефинансировании лизинговая компания теряет право на получение субсидий
  • Администрирование субсидий со стороны госорганов требует значительных затрат времени  

В целом, следует отметить, что существующие меры господдержки являются недостаточными для продвижения российской высокотехнологичной продукции, что, в частности, негативно сказывается на финансовой привлекательности отечественных ВС на «открытых» рынках. В рамках сохранения текущей системы госгарантий, при обеспечении максимальных конкурентных цен существует возможность продажи ВС только на «закрытых» рынках, а также платежеспособным заказчикам, которые заинтересованы в приобретении именно российских самолетов в силу их технических преимуществ.

 

Инициативы ОАК по совершенствованию системы государственной поддержки продаж российской авиатехники

 

Для расширения круга заказчиков необходимо совершенствование всей системы господдержки продаж авиатехники как на внутреннем, так и на внешнем рынках, создающей условия для долгосрочного фондирования сделок по продаже самолетов, конкурентных процентных ставок финансового пакета, выгодных лизинговых схем поставки ВС. В частности, необходимо:

a) совершенствование системы госгарантий, которые позволят использовать при исполнении гарантий английское право, что даст возможность привлечения иностранного капитала при фондировании сделок

b) развитие системы субсидирования процентных ставок на кредитование самолетов в целях обеспечения наиболее привлекательного финансового пакета

c) развитие института лизинга через законодательное оформление схемы оперативного лизинга

d) создание вторичного рынка новых типов отечественных самолетов через создание механизма гарантий остаточной стоимости ВС от производителя, обеспеченных поручительством надежного финансового института (ВЭБ).  

ОАК подготовлен и находится на согласовании в заинтересованных органах исполнительной власти проект комплексной системы государственной поддержки продаж российской авиатехники. Предлагаемые в проекте меры систематизируют механизмы обеспечения финансирования поставок гражданских воздушных судов на внутреннем и внешнем рынках и основаны на глубоком и всестороннем анализе мировой практики поддержки национальных поставщиков и потребителей авиатехники.

Основными элементами разработанной системы поддержки продаж являются:

1. Система финансирования продаж авиатехники в России (СФПА) – направлена на снижение процентных ставок по целевым кредитам на приобретение воздушных судов.  

Система основана на применении субсидии, выдаваемой в форме государственных ценных бумаг (гособлигаций), периодические выплаты по которым субсидируют банкам, кредитующим покупателей российских самолетов, разницу между рыночной ставкой привлечения и ставкой кредита на всем сроке кредитования. При ее разработке использовался

международный опыт деятельности в этой сфере и, в частности, опыт реализации бразильской программы поддержки экспортных продаж PROEX.

Основными целевыми задачами СФПА являются:

– по экспортным операциям – обеспечение сопоставимых условий кредитования отечественных воздушных судов по сравнению с другими самолетами ведущих мировых авиапроизводителей, использующих свои финансовые институты поддержки;

– внутри страны – обеспечение наиболее привлекательных условий кредитования для покупателя отечественных воздушных судов, что связано с необходимостью покрытия потребностей расширяющегося внутреннего рынка авиатехники в связи с заменой летного парка и увеличением спроса на пассажирские авиаперевозки.

Реализация системы субсидий планируется в течение 5 лет - с 2011 по 2015 год (включительно).

Предлагаемая система позволит оптимизировать государственные расходы в части субсидирования авиационной промышленности, обеспечить участникам сделок гарантии их получения на всем сроке кредитования, снизить затраты времени персонала министерств на администрирование выделения субсидий.

При принятии положительного решения, создание системы к 2011 году потребует незамедлительных действий в части законотворческого процессов. Основными шагами при этом будут следующие:

внести изменения в статью 103 Бюджетного кодекса РФ в части целевой эмиссии госбумаг для осуществления господдержки стратегических отраслей народного хозяйств;

внести изменения в ФЗ «О рынке ценных бумаг» в части регламентирования выпуска беспроцентных казначейских облигаций (БКО);

предусмотреть в бюджете на 2011 год лимитированные суммы эмиссий облигаций в рамках СФПА.  

Так как указанные акты необходимо принять до сентября с.г., потребуется оперативная работа и Правительства, и Федерального Собрания Российской Федерации, обеспечение тесного взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти.

2. Гарантии остаточной стоимости (ГОС) российских воздушных судов, обеспеченные поручительством Внешэкономбанка, – направлены на привлечение долгосрочного заемного капитала в сделки купли-продажи воздушных судов.  

Гарантии остаточной стоимости – универсальный инструмент, используемый всеми ведущими мировыми авиапроизводителями и направленный на обеспечение ликвидности выпускаемых самолетов.

Предмет ГОС: Производитель (ОАО «ОАК») гарантирует покупателю воздушного судна, что на протяжении всего срока действия договора ГОС самолет будет продан по цене не ниже Гарантированной остаточной стоимости, указанной в договоре на каждый полный истекший год с даты поставки самолета. Если самолет будет продан по цене ниже цены Гарантированной остаточной стоимости, то ОАО «ОАК» компенсирует разницу между указанными ценами в пределах, указанных в договоре. Поручителем по обязательствам ОАО «ОАК» является Внешэкономбанк, стоимость гарантии которого должна быть нулевой или символической, так как не является финансовым инструментом, а направлена на стимулирование сбыта условно конкурентоспособной продукции в неблагоприятных рыночных условиях на этапе создания вторичного рынка новых типов российских воздушных судов.

3. Усовершенствованные Государственные гарантии Росэксимбанка по постановлению Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 803 или создаваемого экспортно-кредитного агентства – направлены на поддержку российских экспортеров в части предоставления/получения низких процентных ставок и длительных сроков кредитов на покупку/продажу продукции.  

Предлагается усовершенствовать механизм предоставления государственных гарантий в целях обеспечения:

  • доступности кредитов для экспортеров за счет снижения процентной ставки;
  • объемов экспорта в страны с высоким уровнем риска;  
  • плавной и гармоничной интеграции услуг по страхованию и защите экспортеров в систему финансовой поддержки экспорта.

4. Модифицированные субсидии российским авиакомпаниям по постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 466 – направлены на поддержку операционной экономики авиакомпаний, испытывающих дефицит оборотных средств во многом из-за низкой мобильности и недостаточного уровня жизни российского населения.

Предлагается расширить действие постановления на отношения операционного лизинга и изменить график выплаты субсидий в соответствии с графиком лизинговых платежей.

Успешное достижение целевых показателей по бизнес-плану напрямую зависит от скорейшей реализации предложенных мер господдержки, позволяющих в полной мере использовать конкурентные преимущества технико-эксплуатационных характеристик самолетов Ан-148 по сравнению с аналогами.


Корпорация «Иркут»



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer