Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Аналитический обзор

Подготовка специалистов авиаперсонала ГА

24 января 2017 года / Aviation EXplorer
 

Аналитический обзор подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Виндермут Александр Александрович
Эксперт АЭВТ, заслуженный работник транспорта.

В 2009 году вступили в силу федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации», утверждённые приказом Минтранса от 12 сентября 2008 года № 147 (далее – ФАП-147).

Данные правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим  функции, установленные для обладателей соответствующих свидетельств. Кандидату на получение свидетельства установлены такие требования, как ограничение по возрасту, перечни минимальных знаний по областям, которые необходимо продемонстрировать, минимумы практической подготовки и другие.

ФАП-147 не содержит требований, обязующих кандидатов на получение свидетельств иметь среднее профессиональное либо высшее образование, за исключением специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов. При этом к последним данные требования предъявляются лишь для получения соответствующих квалификационных отметок. Данное положение соответствует документам ИКАО и воздушному законодательству Российской Федерации.

Во многих коммерческих авиакомпаниях РФ принята политика по приёму на работу членов экипажей воздушных судов с требованиями наличия среднего профессионального или высшего образования по специальности «лётная эксплуатация летательных аппаратов» и «эксплуатация воздушных судов». Данные условия справедливы, учитывая, что среднего общего образования порой недостаточно для удовлетворения современных требований к специалистам подобного уровня.

В июле 2016 года вступили в действие федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289 (далее – ФАП-289).

Правила, прежде всего, установили следующее:

а) образовательные организации, осуществляющие свою деятельность по лицензиям Минобразования (к примеру УВАУ ГА, СПб ГУ ГА, МГТУ ГА), намеревающиеся проводить подготовку специалистов для выдачи свидетельств и квалификационных отметок, должны получить сертификат АУЦ при соответствии требованиям ФАП-289;

б) организации (юридические лица), намеревающиеся проводить подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации должны получить сертификат АУЦ при соответствии требованиям ФАП-289;

в) ФАП-289 не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

Из воздушного законодательства Российской Федерации следует, что организация имеющая сертификат АУЦ, может проводить подготовку для выдачи свидетельств специалистам по всему перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, при наличии соответствующей утверждённой уполномоченным органом программы.

Документами ИКАО, воздушным законодательством Российской Федерации, предусмотрена не требующая отдельного сертификата АУЦ подготовка членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, имеющих свидетельства и квалификационные отметки, в авиапредприятиях по утверждённым уполномоченным органом гражданской авиации программам, в соответствии федеральных авиационных правил.

Ниже приведена таблица соответствия воздушного законодательства Российской Федерации документам ИКАО.

ИКАО

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. – 60-ФЗ

Нормативные документы РФ

Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (далее – Приложение 1 к Конвенции)

Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов»

Статья 52

п. 1 К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, … и включены в перечни специалистов авиационного персонала

Приказ Минтранса от 04.08.2015 № 240

«Перечень специалистов авиационного персонала ГА РФ»

ФАП от 12.09.2008 № 147

«Требования к членам экипажа ВС, специалистов по техническому обслуживанию ВС и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации».

Приложение 1 к Конвенции

п. 1.2.5.1.2

Договаривающееся государство выдавшее свидетельство, даёт гарантию в том, что действительность свидетельства удовлетворяет другие договаривающиеся государства

Doc 9379 «Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой».

Статья 53

п. 1 К выполнению функций членов экипажа, сотрудников по обеспечению полётов ГА, по техническому обслуживанию ВС, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица имеющие соответствующие свидетельства, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации

п. 1’ Правила проведения проверки соответствия лиц на получение свидетельств требованиям ФАП, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливается Правительством РФ.

Требования предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливается ФАП.

Постановление Правительства РФ от 06.08.2013 г. № 670

«Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, … требованиям ФАП, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала ГА»

ФАП от 01.02.2014 № 32

«Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации»

Приказ МТ РФ от 10.02.2014 № 33

«Об утверждении Порядка образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий Федерального агентства воздушного транспорта, а также требования к их «членам».

Приказ МТ РФ от 18.02.2014 № 42

«Об утверждении перечней и содержание вопросов для проведения проверки знаний кандидата на получение свидетельства».

ИКАО Doc 9841 «Руководство по утверждению организаций по подготовке персонала»

Doc 9868, PANS-TRG «Подготовка персонала»

Статья 54

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации

п. 2 Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются ФАП

ФАП от 29.09.2015 № 289

«Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечнем специалистов авиационного персонала, требованием ФАП».

Приложение 1 к Конвенции

п. 1.2.8.3 Подготовка по утвержденной программе относится главным образом к подготовке для выдачи свидетельства или квалификационной отметки.

Она не подразумевает подготовку по утвержденной программе, которая может требоваться летным экипажем, диспетчером УВД для поддержания квалификации или получения эксплуатационного допуска после первоначальной выдачи свидетельства или квалификационной отметки.

Приложение 1 к Конвенции

Доб. 2 «Утвержденная учебная организация»

п. 3.1 Полномочный орган по выдаче свидетельств может утверждать программу подготовки для получения свидетельства пилота-любителя, свидетельства коммерческого пилота, квалификационной отметки о праве полётов по приборам или свидетельства по техническому обслуживанию воздушных судов (техник/инженер/механик).

Doc 7192 (B-5-1; B-5-2; D-1; D-3; E-1; E-2; F-1) «Руководство по обучению»

Статья 54

п. 4 Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения к содержанию указанных программ устанавливаются ФАП

Проект ФАП на обсуждении.

Приложение 6 к Конвенции п. 9.3.1 (часть I); п. 7.3.1 (часть III)

Эксплуатант составляет и выполняет программу наземной и лётной подготовки, которая утверждается государством эксплуатанта и гарантирует надлежащую подготовку всех членов лётного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Статья 54

п. 5 Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливаются федеральными авиационными правилами.

ФАП от 31.07.2009 № 128

«Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации РФ»

ФАП от 25.09.2015 № 285

«Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов»

ФАП от 13.08.2015 № 246

«Требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки».


Всё выглядит достаточно логично, осталось это правильно совершенствовать и поработать над качеством подготовки специалистов.

АЭВТ



комментарии (5):

Инквизитор      25/01/2017 [00:25:27]#1
воздушным законодательством Российской Федерации, предусмотрена не требующая отдельного сертификата АУЦ .....?..

Как минимум фраза неккоректна, так как так называемый Сертификат он и есть один на это образовательное учреждение и никакого другого быть не может, а перечень программ прописываются в приложении к сертификату.

Al_Sib      25/01/2017 [09:42:52]#2
Сан Санычу большой привет!
Зуев.

АХР      27/01/2017 [06:00:18]#3
А это Вы видели?
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта":
Командир воздушного судна. Требования к квалификации. Высшее профессиональное (летное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (летное) образование и стаж летной работы не менее 1 года.
Второй пилот. Требования к квалификации. Высшее профессиональное (летное) образование и стаж летной работы не менее 2 лет.
Особенно умиляют повышенные требования к квалификации второго пилота. Создается впечатление, что сначала становятся командирами ВС, а затем уже вторыми пилотами. Вот такой виндермут получается.

ALEX5      27/01/2017 [21:59:42]#4
При чем здесь Виндермут и Справочник?
Я уже более 10 лет говорю об этом «ляпе», который по моему специально разместили в Справочнике, чтобы продемонстрировать отношение официальных лиц к документам, которые они подмахивают не читая. Это во-первых. А во-вторых, это всего лишь справочник для работников кадровых служб (смотри в преамбуле документа), носящий рекомендательный характер. Это не требования. Требования изложены в ФАП-147.

АХР      28/01/2017 [06:25:40]#5
А Виндермут и прочие "эксперты" здесь при том, что как не им знать о всех ляпах в нормативной документации и требовать их исправления.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBor4o
Установка межкомнатной двери на http://remont.youdo.com/doors/interior-doors/.
Кровельные работы в Москве и Московской области, мастера: http://remont.youdo.com/building/roofing/tag/pooblasti/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer