← Назад

Главная Безопасность ОбзорО цене "метеозависимости" отрасли

1 мая 2017 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Безопасность полетов в немалой степени зависит от качества и оперативности обеспечения метеоинформацией, как на этапе подготовки к полету, так и в процессе его выполнения. 26 апреля 2017 года в Российском Союзе Промышленников и Предпринимателей состоялось заседание Подкомиссии по авиации и авиационной инфраструктуре Комиссии РСПП по транспорту. В числе прочих были заслушаны выступления и состоялось обсуждение вопроса о метеообеспечении полетов воздушных судов в рамках Приказа Минтранса от 06.02.2017 №34. Неожиданно возникшие межведомственные противоречия, в случае их скорейшего неразрешения, грозят перерасти в огромную проблему.

Итак, до 24 марта 2017 года российские авиакомпании платили метеорологический сбор уполномоченным компаниям Росгидромета (9 компаний) за подготовку и представление метеорологической документации экипажам воздушных судов на этапе подготовки к полету, каждая из которых устанавливала свои цены на услуги по предоставлению информации. Обратите внимание, не за сбор и анализ данных, а за «предоставление информации». То есть, эти компании, по сути, действовали как агенты-поставщики информации.
 
Однако с 24.03.2017 г. вступил в силу Приказ Минтранса РФ №34, который отменил метеорологический сбор, а оплату услуг по метеообеспечению включил в аэронавигационный сбор, тем самым переложив обязанность по сбору, обработке, передаче и предоставлению метеоинформации на Госкорпорацию по Организации Воздушного Движения.  Данная инициатива была поддержана авиакомпаниями.

Суть позиции Минтранса России в том, что Приказ от 06.02.2017 № 34, давно ожидаемый авиаперевозчиками, а его концепция отражает позицию эксплуатантов по включению расходов за метеорологическое обслуживание в ставки сборов за аэронавигационное обслуживание и отказа от практики заключения обязательных прямых договоров с уполномоченными Росгидрометом поставщиками услуг по предоставлению метеорологической информации. Централизованное финансирование содержания единого банка метеорологических данных, необходимых для планирования и выполнения полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, позволит обеспечить свободный доступ к ней неограниченному кругу лиц, что будет способствовать повышению безопасности полетов.

Однако Госкорпорация по ОрВД и уполномоченные Росгидрометом метеорологические органы не выполняют требования Приказа №34. Дело в том, что метеоорганы, для компенсации потери доходов от сбора, обработки, передаче и предоставлению метеорологической информации авиакомпаниям, настаивают на существенном увеличении суммы отчислений, получаемых от ГК по ОрВД. В свою очередь ГК по ОрВД отказывается принимать существенно возросшую сумму отчислений, предложенную Авиаметтелекомом и заключать контракт на этих условиях (с 1 января 2011 года полномочия по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации возложены на Федеральное государственное учреждение «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации» - ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», созданное на базе ГУ «Главный радиометеорологический центр» и АНО «Метеоагентство Росгидромета»).

Как сообщил заместитель Генерального директора ФГУП «ГК по ОрВД» Евгений Владимирович Мельников, сумма контракта с Росгидрометом на всю страну раньше составляла 700 млн. рублей в год. В текущем же году Росгидромет запросил 3,5 млрд рублей. Тот же факт отметил и заместитель директора Департамента политики в области ГА Минтранса РФ Андрей Геннадьевич Шнырев. По его словам, в 2015 году расходы на метеообеспечение составляли 2,3 млрд рублей. В этом году записана сумма в 3,8 млрд. Такое увеличение расходов невозможно оправдать существующей величиной инфляции и совершенно непонятно, чем оно обосновано.

ГК по ОрВД также ссылается на то, что установленные в настоящее время ставки аэронавигационных сборов не включают в себя предоставление метеорологической информации на этапе подготовки экипажа к полету. Следовательно, это приведет к необходимости увеличения ставок сборов с авиакомпаний для компенсации возросшей суммы отчислений метеоорганам, на чем собирается настаивать корпорация. Здесь следует заметить, что это противоречит обещаниям Министра Транспорта Максима Соколова, данное на одном из совещаний, на несколько лет заморозить ставки аэронавигационных сборов.

Кроме этого, ГК по ОрВД не может принять от метеорганов предлагаемые ими ставки за метеообеспечение ввиду отсутствия у Росгидромета «Административного регламента предоставления услуг по метеорологическому обеспечению гражданской авиации» и отсутствия проверки обоснованности данных ставок Федеральной Антимонопольной службой РФ.

На совещании в РСПП Госкорпорация по ОрВД предложила отменить действие приказа Минтранса РФ №34 до установления ФАС новых ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, а на период урегулирования ситуации предложила авиакомпаниям платить за метеоинформацию на этапе подготовки к полету напрямую аэродромным метеоорганам. В итоге, в сложившейся ситуации получается, что авиакомпаниям опять предложили платить дважды – аэронавигационный сбор в Госкорпорацию и структурам Росгидромета по «навязанным» договорам за предоставление метеоинформации для предполетной подготовки экипажей.

Но дело в том, что после выхода приказа Минтранса авиакомпании не могут платить напрямую метеорологическим органам, поскольку это не предусмотрено законом, а также ввиду связанных с этим высоких налоговых рисков (ФНС РФ при проверке по налогу на прибыль может отказать в отнесении затрат (по оплате данных услуг в рамках вновь заключенных договоров с Госкорпорацией по ОрВД и аэродромными метеоорганам) к обоснованным расходам по той причине, что с 24.03.2017 года данные услуги включены в плату за АНО и оплачиваются на счет Госкорпорации по ОрВД в рамках Соглашений об оказании услуг по аэронавигационному обслуживанию).

В своем выступлении директор по летным стандартам ПАО «Авиакомпания «Сибирь» Вячеслав Валерьевич Феденко отметил, что сегодня крупные российские перевозчики при подготовке к полету по факту используют метеоинформацию, получаемую из международных банков данных, куда Росгидромет поставляет информацию бесплатно, и которая авиакомпаниям обходится в разы дешевле, а сама информация предоставляется в более качественном формате. Отказаться от дублирующих услуг российских метеоорганов, в частности для S7 Airlines, не позволяет проблема по обеспечению полетов лишь в 15 аэропортов России, которые не имеют допуска к международным полетам, и метеоинформация по ним не передается в международные банки данных. То есть, в случае отказа метеоорганов от осуществления метеорологического обеспечения полетов в этих аэропортах согласно новому порядку, возникает угроза приостановки полетов на данные аэродромы.

Данную позицию поддержали представители Уральских авиалиний и ЮТэйр, которые также не понимают обоснованности тарифов и структуру затрат Росгидромета на сбор, обработку, передачу и предоставление метеорологической информации. Также следует обратить внимание и на тот факт, что иностранные авиакомпании освобождены от обязанности заключать договора с Росгидрометом, а, следовательно, пользуясь услугами только международных поставщиков информации и не неся дополнительных расходов, имеют узаконенное конкурентное преимущество перед отечественными перевозчиками, причем, на нашей же территории.   

Авиакомпании отмечают, что, поскольку Росгидромет, по сути, является монополистом, необходимо обратиться в ФАС с просьбой предоставить оценку затрат Росгидромета. Так, например, в ходе обсуждения прозвучала декларируемая Росгидрометом цифра в 4000 сотрудников, якобы занятых в обеспечении авиации метеоинформацией. Также прозвучало и более радикальное предложение по переходу к госрегулированию сумм отчислений Росгидромету за метеообеспечение, как субъекту естественных монополий.

В работе заседания приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства труда, Росгидромета, Роспотребнадзора, Росавиации, Федеральной антимонопольной Службы, Руководства РСПП, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, Экспертного совета в области гражданской авиации России, Авиакомпаний, Научного сообщества, Общероссийского профсоюза авиационных работников, Общественных организаций.

 

Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2017/5/1/2602/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.