Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Мнение

Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения

29 января 2019 года / Валерий Кудинов / Aviation EXplorer
 

Поддержание летной годности воздушных судов – один из важнейших факторов обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и эффективности работы авиатранспортной отрасли в современных условиях.

Кудинов Валерий
Начальник Управления поддержания летной годности воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта

В Федеральном агентстве воздушного транспорта Управление поддержания летной годности воздушных судов (УПЛГ ВС) решает вопросы, связанные с обеспечением и поддержанием летной годности воздушных судов гражданской авиации с учетом современного технико-экономического состояния транспортной системы России в целом и гражданской авиации, как ее важнейшей составляющей.

В отечественной гражданской авиации растет парк воздушных судов, расширяется зона их применения, и в связи с этим УПЛГ ВС приходится оперативно решать возникающие проблемы.

Говоря об общих проблемах в сфере поддержания летной годности воздушных судов, хотел бы начать с авиации общего назначения. Она динамично развивается в Российской Федерации в последние годы, что требует решения ряда вопросов, в первую очередь, в области совершенствования и разработки нормативной базы. Основные из них следующие:

-            разработка и утверждение обоснованного  упрощенного порядка сертификации типа воздушного судна авиации общего назначения (АОН) (в том числе признания сертификата типа EASA/FAA) и упрощенной процедуры сертификации сверхлегких воздушных судов (ВС);
-           разработка и утверждение обоснованного  упрощенного порядка получения разрешения на проведение технического обслуживания (ТО) ВС малой авиации, а также требований к аутентичности деталей и компонентов, позволяющих использовать детали и компоненты альтернативных поставщиков.

Все активнее в гражданской авиации России в сфере авиации общего назначения используются единичные экземпляры воздушных судов. В настоящее время по состоянию на 01.12.2018 в реестре зарегистрировано более 3000 воздушных судов АОН. Из них имеют действующий сертификат летной годности около 130 воздушных судов.

Как известно, это воздушные суда, не имеющие сертификата типа, в основном, зарубежного производства или сделанные, переделанные, доработанные частными лицами.

В последнее время прослеживается тенденция увеличения парка частных воздушных судов, куда относятся небольшие самолеты, вертолеты, дирижабли, воздушные шары и т. п. Если раньше атрибутом успешности был престижный автомобиль, то сейчас это относится к ВС.

Росавиация, естественно, поддерживает развитие малой, в том числе, частной авиации. Однако, действующие Федеральные авиационные правила «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (ФАП-118, утверждены приказом Минтранса России от 17.04.2003 г. № 118) морально устарели и не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Ряд пунктов данных правил по-разному толкуется владельцами воздушных судов, эксплуатантами и даже полномочным органом, ответственным за поддержание летной годности единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения. Владельцы воздушных судов, в ряде случаев, при выполнении незначительных доработок (замена приборов в кабине, установка новых систем радиооборудования и т. д.) пытаются на этой основе представить воздушное судно, имеющее типовую конструкцию, как единичный экземпляр воздушного судна, то есть подогнать их под действие требований ФАП-118.

Это приводит к невозможности в должной мере обеспечивать поддержание летной годности воздушных судов этого класса. УПЛГ ВС неоднократно обращалось в Минтранс России о введении в данный ФАП изменений и дополнений и, даже образовав при Управлении рабочую группу из наиболее квалифицированных специалистов эксплуатантов, разработало и направило в 2016 г. проект новых ФАП. Однако до настоящего времени по данному вопросу не принято никаких решений.

Сегодня также очень острой и актуальной проблемой является обновление парка вертолетов в Российской Федерации. Холдинг «Вертолеты России» предлагает принудительно вывести из эксплуатации вертолеты старше 25 лет.

Анализ показывает, что, если эта инициатива найдет поддержку, придется заменить 600 вертолетов из, примерно, 800 эксплуатирующихся в России. К сожалению, эта инициатива встретила одобрение Минпромторга и «Вертолетов России» и, при этом, резкое неприятие авиакомпаний, эксплуатирующих вертолеты. По мнению руководителей авиапредприятий, под благовидными предлогами маскируется неспособность холдинга «Вертолеты России» наладить эффективную работу вертолетостроительной отрасли. Поэтому поддержать вертолетостроение решили за счет эксплуатантов, заставив их покупать новые воздушные суда, которые им не всегда нужны.

Нет такой оценки воздушного судна, как «новое и старое», – оно либо исправно, либо нет. Любой специалист, имеющий опыт эксплуатации авиационной техники, подтвердит, что машина, прошедшая капитальный ремонт, может выполнять все технические задачи также, как и новая. Если своевременно и в полном объеме выполнять  техническое обслуживание воздушного судна, мероприятия по поддержанию его надежности, и оно будет служить долгие годы.

Обновление вертолетного парка должно идти, но поэтапно, без ущемления чьих-либо интересов. Об этом говорилось на вертолетном форуме в Казани 22 ноября 2018 г.

Также функционал управления заключается в обеспечении поддержания летной годности воздушных судов зарубежного производства в отечественных авиакомпаниях в соответствии с требованиями, установленными воздушным законодательством Российской Федерации.

К основным функциям УПЛГ ВС относятся: участие в проведении проверок авиакомпаний, организаций по техническому обслуживанию ВС зарубежного производства; одобрение эксплуатационно-технической документации воздушных судов зарубежного производства (программы технического обслуживания, перечни минимального исправного оборудования и т. д.); участие в формировании и реализации планов мероприятий по повышению безопасности полетов воздушных судов зарубежного производства; участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов; проведение работ по внедрению стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в области эксплуатации и поддержания летной годности гражданской авиационной техники; участие в межведомственных рабочих группах органов исполнительной и законодательной власти по направлению деятельности, в том числе по направлению беспилотных летательных аппаратов.

В отечественных авиакомпаниях эксплуатируется более 800 воздушных судов зарубежного производства, зарегистрированных в иностранных оффшорных юрисдикциях. С точки зрения международного права, указанные воздушные суда не могут считаться частью российской авиации. Это объясняется тем, что согласно положениям статьи 17 Конвенции о международной гражданской авиации: «Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы». Таким образом, 95% воздушных судов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, имеют национальную принадлежность Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Бермуды) и Ирландии, которые в то же время являются членами НАТО.

Вместе с тем, при участии специалистов УПЛГ ВС, проведены проверки эксплуатантов ООО «АЗУР эйр» весной 2018 г. и АО «Авиакомпания «Якутия» в сентябре 2018 г. На основании выявленных грубейших нарушений собственниками этих авиакомпаний приняты кадровые решения по смене генеральных директоров и технических руководителей. Данные факты являются неоспоримыми доказательствами ненадлежащего исполнения оффшорными юрисдикциями функций по контролю за поддержанием летной годности ВС российских эксплуатантов.

Учитывая вышеизложенное, уместно сделать вывод о том, что целенаправленная и системная работа по регистрации воздушных судов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями, в российском государственном реестре отвечает задаче защиты национальных интересов Российской Федерации. И перед Управлением, и в целом перед Агентством ставятся такие задачи.

Одновременно ряд авиакомпаний начали проявлять интерес по регистрации ВС зарубежного производства в российском национальном реестре. Одной из этих авиакомпаний является АО «Комиавиатранс», которая планирует зарегистрировать пять самолетов Embraer-145 до конца 2018 г. в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Подтверждением того, что действующая в Российской Федерации система регистрации и поддержания летной годности воздушных судов не уступает иностранным юрисдикциям по удобству для заявителя в совокупности сроков предоставляемых услуг, является тот факт, что при активном взаимодействии лизингодателя, Росавиации и АО «Комиавиатранс», один из вышеуказанных самолетов в ноябре 2018 г., всего в течение нескольких часов с момента дерегистрации из Бермудского реестра, получил все необходимые документы для начала эксплуатации (свидетельство о регистрации, сертификат летной годности, разрешение на бортовые радиостанции).

Поддержание летной годности авиационной техники (АТ) на протяжении всего срока ее эксплуатации невозможно без внесения изменений в ее конструкцию. Они могут касаться как типовой конструкции, так и конструкции отдельных экземпляров воздушных судов или их компонентов. Изменения могут включать как модификации, так и ремонты конструкции АТ при ее повреждении или износе. Для выполнения указанных изменений на ВС, находящихся на стадии эксплуатации, требуется доведение до эксплуатантов ВС сведений о техническом существе вносимых изменений и технологии их выполнения. Основным, используемым для этого документом, является бюллетень.

Бюллетень – важный элемент системы поддержания летной годности АТ. Согласно действующим ГОСТ 18675-2012 и ГОСТ 2.601-2013, бюллетень не входит в состав эксплуатационной документации (ЭД) на АТ, то есть является техническим документом, используемым только для коммуникации между распространителем бюллетеня и заинтересованными эксплуатантами АТ.

Анализ научно-практических аспектов выпуска бюллетеней на авиационную технику гражданского назначения, в т. ч. зарубежного опыта, показал, что существует настоятельная необходимость пересмотра действующих стандартов в области выпуска бюллетеней, в первую очередь ГОСТ 31270-2004, с учетом принятой в ИКАО системы требований и процедур в области внесения изменений в конструкцию эксплуатируемой АТ.

В настоящее время представлен на утверждение проект нового Национального стандарта Российской Федерации взамен ГОСТ 31270-2004. Его принятие позволит сократить издержки участников гражданской авиационной деятельности, ускорить выпуск бюллетеней, разгрузить ограниченный штат работников уполномоченного органа исполнительной власти (Росавиации) при отмене ряда избыточных процедур.

Управление поддержания летной годности воздушных судов выполняет функции по оказанию государственных услуг в сфере инспектирования воздушных судов, сертификации организаций технического обслуживания и ремонта, выдачи свидетельств техническому персоналу, а также занимается анализом документации по сертификации воздушных судов, производит оформление и выдачу сертификатов летной годности.

Влияние работы УПЛГ ВС на поддержание летной годности воздушных судов является, на первый взгляд, косвенной функцией. Однако, оценка соответствия объекта сертификации требованиям установленных правил служат основой для поддержания летной годности ВС, так как наши специалисты определяют:

-            способна ли организация по ТО выполнять техническое обслуживание воздушных судов в соответствии с установленными требованиями по наличию необходимой актуальной эксплуатационной и производственной документации;
-            имеет ли организация по ТО достаточное количество авиационного персонала необходимой квалификации для обслуживания определенных типов ВС;
-            имеет ли организация по ТО необходимый инструмент и оборудование, поддерживает ли его в исправном состоянии;
-            в каких условиях выполняется ТО воздушного судна, не нарушаются ли требования, установленные разработчиком.

Определение состояния воздушных судов с помощью анализа представленной документации на ВС, а довольно часто, и оценки фактического состояния авиационной техники при получении сертификатов летной годности, дает возможность реально оценить качество поддержания летной годности эксплуатантом воздушного судна, предложить корректирующие мероприятия для устранения выявленных замечаний при инспекции авиационной техники.

Одной из функций Управления  поддержания летной годности воздушных судов является определение возможности выдачи и, собственно, выдача свидетельств авиационному персоналу. Фактически специалисты Управления определяют квалификацию и дают зеленый свет (иногда желтый, редко красный) авиационным специалистам для работы на авиационной технике.

Следовательно, сочетание качественно выполненных функций, возложенных на Управление, напрямую и существенно влияет на поддержание летной годности воздушных судов и обеспечение безопасности, регулярности полетов. Эти важнейшие вопросы являются ключевыми в сфере деятельности Федерального агентства воздушного транспорта, их решение направлено на обеспечение безопасных авиационных перевозок, удовлетворение экономических потребностей страны и ее граждан.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"

Валерий Кудинов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer