Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Спорт Репортаж

Третий Чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52

6 июля 2012 года / Сергей Макаренков / Aviation EXplorer
 

С 23 по 30 июня на аэродроме Финам в Большом Грызлово проходил третий Чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52. Особенностью данного чемпионата является то, что все летают на однотипных машинах и ни один из спортсменов не имеет преимущества благодаря технике. Все решает мастерство пилота. Соревнования состоят из выполнения каждым пилотом четырех комплексов — обязательного, произвольного и двух темных.

23 Июня. Открытие Чемпионата

Третий Чемпионат мира собрал на аэродроме 23 спортсменов из шести стран -  Литвы, Болгарии, Украины, ЮАР,  Беларуси и России.  По-прежнему в соревнованиях на этом типе самолета доминируют спортсмены из бывших советских республик. В СССР Як-52 был принят для первоначального летного обучения тысяч молодых людей в системе ДОСААФ. Разработанный в конструкторском бюро А.С. Яковлева, учебно-тренировочный самолет Як-52 выпускался на заводе в Румынии. Оригинальный самолет оснащен самым знаменитым авиационным поршневым двигателем российских спортивных самолетов – М-14П, выпускавшемся ранее на Воронежском механическом заводе.

В состав судейской коллегии на чемпионат в Россию Международной комиссией ФАИ по высшему пилотажу были отобраны судьи со всего мира: Швеции, Финляндии, ЮАР, Литвы, Украины, США, Дании, Италии, России, Чехии. Главный судья соревнований – Павол Кафка, Словакия. При отборе судей учитывались их квалификация и объективность их оценок на предыдущих соревнованиях по высшему пилотажу.

Перед началом чемпионата прошла пресс-конференция, на которой присутствовало большое количество как высокопоставленных гостей, так и очень много представителей СМИ.

 "Основная идея этих соревнований в том, что они проходят на одном типе самолетов, легендарной машине Як-52, и летный парк для соревнований предоставляет принимающая сторона, а значит, командам не приходится привозить свои воздушные суда", - слова вице-президента Федерации самолетного спорта Виктора Смолина.

Много было сказано слов о том, что авиационные виды спорта одни из немногих, в которых у нашей страны всегда было огромное преимущество, и даже в последние годы оно сохраняется, невзирая на развал сложившейся советской школы и практически полное прекращение выпуска спортивных самолетов в нашей стране. В этом плане с особым интересом были отмечены разработки фирмы RED, создавшей линейку дизельных двигателей, которые могут использоваться на пилотажной технике. Ведь сейчас производство спортивных самолетов у нас в стране по большей мере ограничивается отсутствием силовых установок. Линейка двигателей RED прошла сертификацию и может стать достойной заменой уходящим в прошлое М-14П.

Для WAYAKC-2012 самолеты были выделены аэроклубом Первый Полет. Сборная Республики Белорусь прибыла на Чемпионат со своим бортом и машиной технической поддержки. Два самолета были предоставлены ДОСААФ России для выступления нашей сборной. Огромную помощь в плане технического обеспечения оказала компания «Эрвин», обеспечившая Чемпионат качественным авиационным бензином Б-91/115 (В-91/115), который прошел все испытания и сертификацию в соответствии с действующим Законодательством РФ. Данный поставщик был выбран далеко не случайно — от качества бензина напрямую зависит и надежность работы техники, и зачастую жизнь пилотов.

Стоит отметить, что администрация Серпуховского района, на территории которого находится аэродром Финам, оказала огромное содействие проведению соревнований. На аэродроме несли постоянное дежурство машины медицины катастроф, пожарная техника и милицейские наряды. Забегая вперед — благодаря уровню организации помощь ни одной из этих служб за все дни Чемпионата не потребовалась. Глава Серпуховского района в своем выступлении отметил, что район в данный момент является ведущим в стране центром экстремальных видов спорта, и поддержка со стороны администрации развитию этого направления спортивной деятельности в дальнейшем будет усиливаться.

В 15-00 началось событие, которого больше всего ждали собравшиеся гости. Авиашоу. Его открыло выступление прилетевшей из Вязьмы пилотажной группы «Русь». В небе возник российский триколор,  нарисованный дымогенераторами самолетов L-39. Мастерство группы, недавно отметившей свое 25-летие никого не оставило равнодушным.

Следующий участник шоу-программы произвел не меньший фурор, невзирая на малые скорости. ПО-2, самый массовый когда-то биплан в мире, практически пешком ходил по небу. Из 14000 машин этого типа сейчас в мире осталось всего пять штук. И один из них покорял в этот день небо над большим Грызлово и сердца зрителей.

Следом в небе кружились в небе кружились спортивные самолеты – Як-54, Як-52, Extra-330, демонстрировавшие тонкости высшего пилотажа. В небе были только чемпионы, самые титулованные летчики России и мира - Михаил Мамистов, Олег Шполянский, Виктор Чмаль, Антон Беркутов. 

Даже далекие от пилотажа итальянские Текнамы смогли показать высший класс — плотный строй самолетов Челавиа продемонстрировал, что могут делать на этих прогулочных машинах настоящие пилоты.

Очень зрелищно выглядело выступление пилотажной группы аэроклуба Первый Полет. Три самолета Як-52 и один Як-54 показали, что такое истинный групповой пилотаж на поршневых машинах. Отработанный многочисленными тренировками и регулярными выступлениями комплекс завершился нарисованным в небе сердцем, сердцем Чемпионата.

Шум моторов на какое-то время сменился тонким свистом крыльев пилотажного планера. В небе без двигателя красоту настоящего полета представлял Георгий Каминский. Следом выступил Алексей Школин на вертолете Robinson R-44, раскрывший перед гостями все возможности этой замечательной машины.

К слову об уровне и значимости мероприятия — в адрес организаторов слета пришла правительственная телеграмма от главы правительства Московской области Сергея Шойгу, где он передал привет всем участникам соревнований и пожелал успехов в борьбе за призовые места.

Праздник завершился, впереди спортсменов и судей ожидала неделя напряженной работы.

24-29 июня. Ход чемпионата и его итоги

В воскресенье, 24 июня, начались будни чемпионата. Вопреки предварительному прогнозу погоды, все условия для проведения соревнований были. Нижний край облачности выше 950 метров, ветер на высоте 500 метров - менее 12 метров в секунду. Правда из-за активного образования кучевых облаков нескольким спортсменам была дана возможность выполнения программы с прерываниями.

Первым в программе состязаний стоял обязательный комплекс. Хорошо отработанный спортсменами, он тем не менее оказался не без подводных камней. Дисквалификация украинского спортсмена, подача им апелляции, серьезный разбор ситуации судьями и членами международного жюри — это результат допущенного участником соревнований превышения по перегрузке. Допустимым значением в соревнованиях на Як-52 является порог в +7G. Решением жюри дисквалификация была оставлена в силе. На первое место по итогам дня вышел Роман Овчинников, член сборной России.

Прогноз погоды на второй летный день, понедельник, 25 июня, тоже был не очень благоприятным. Все утро низкая сплошная облачность не давала возможности приступить к полетам. Предполетный брифинг несколько раз сдвигался на час. И лишь во второй половине дня, после вылета Антоном Беркутовым на разведку погоды, был дан старт выступлениям с произвольным комплексом. Благодаря собранности спортсменов и высокой слаженности технического персонала соревнований, с произвольными программами к вечеру было закончено. Вниманию спортсменов были предложены четыре темных комплекса на выбор.

Исходя из метеусловий соревнования третьего летного дня было решено начать как можно раньше. В семь утра состоялся предполетный брифинг и спортсмены приступили к состязаниям.

Ветер начинает усиливаться с подъемом солнца. При этом необходимо отметить способ, которым на Чемпионате мира проводились измерения параметров ветра. Запуск гидрометеорологических шаров-зондов  остался в прошлом. Информация о ветровой обстановке каждые полчаса поступает от российской системы – профилометра лидарного ветрового (ПЛВ-300).

ПЛВ-300 предназначен для обнаружения маловысотного сдвига ветра в ближней аэродромной зоне. Главная задачей данной системы на чемпионате мира было оперативное дистанционное определение вектора и величины скорости воздушного потока на заданной высоте 500 м. Принцип действия ПЛВ-300 заключается в распространении в атмосфере лазерного зондирующего сигнала. С известной частотой происходит его отражение от частиц, увлекаемых воздушным потоком, вызывающее изменение частоты отраженного сигнала (доплеровский сдвиг).

Столь умный прибор произвел на организаторов и участников определенное впечатление. Согласно его показаниям ко времени выруливания на старт третьего участника ветер усилился почти до критических значений – до 11.8 м/с. Как говорилось ранее, в соответствии с правилами чемпионата встречная составляющая ветра не должна превышать 12 м/с. С земли было заметно, что летчикам приходится бороться за место в зоне. Однако также неожиданно ветер на высоте начал стихать. И к моменту выруливания третьей лидирующей группы ветер уже составлял – 6.7 м/с. Фактор некоторого везения в спорте никто не отменял. Кроме того, лидеры успели понаблюдать за выступлением большей части спортсменов.

К обеду результаты всех выступлений третьего дня были известны. В первой четверке по итогам трех комплексов возникла ситуация, когда разница по баллам составляла десятые доли процента и малейшая ошибка в крайнем выступлении могла произвести полную рокировку.

Следующий день был объявлен выходным, и в силу погодных условий, и по еще одной причине — и у спортсменов и у судейской коллегии накопилась усталость. Культурная программа этого дня была по желанию. Часть иностранных участников и судей отправилась на экскурсию в Москву, остальные посетили музей авиации в Монино.

Четвертый летный день, шестой день чемпионата был, пожалуй самым напряженным. Мало того, что от результатов второго темного комплекса максимально зависели итоговые результаты, но еще и погода вносила серьезные коррективы. Трижды судьи останавливали полеты по метеусловиям, часть спортсменов вылетала на выполнение комплекса с возможностью прерывания.

Однако, к вечеру все решилось. Крайний участник соревнований, болгарский пилот Стоянов приземлился и вскоре были подведены итоги чемпионата. Первые места в индивидуальном зачете оказались у российских спортсменов — Владимира Котельникова, Максима Савельева и Романа Овчинникова. Надо заметить, что для Максима и Романа аэродром Финам является родным, «домашним». В командном зачете на первом месте, тоже закономерно оказалась российская сборная во главе со своим тренером — Олегом Шполянским.

Награждение и закрытие    

Церемония награждения и закрытия чемпионата началась с выступления председателя международного жюри Ларса-Горана Арвидсонна. Он от себя лично и от лица FAI выразил глубокую благодарность всем, благодаря кому Чемпионат состоялся и прошел четко и без сбоев — спортсменам, судейской бригаде, организаторам, спонсорам и партнерам Чемпионата.

На церемонии закрытия Чемпионата мира российские пилоты 15 раз поднимались на пьедестал почета. Абсолютно во всех упражнениях завоевал медали мастер спорта Владимир Котельников (Пермский край). Среди призеров и победителей Роман Овчинников (город Москва) и Максим Савельев (Московская область), Александр Мякишев (Тюменская область), Сергей Дадыкин (Новосибирская область). Сергею Дадыкину присвоен титул Чемпиона мира по сумме двух "неизвестных" программ и вручен специальный приз. 

Кубок, учрежденный в 2006 году аэроклубом Южно-Африканской Республики для абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52 вручен  Владимиру Котельникову. Ему же достался Кубок и специальный приз Открытого акционерного общества «Корпорация «Иркут» как лучшему российскому пилоту III Чемпионата мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52. Призы от имени «Корпорация «Иркут» вручил Василий Прутковский – старший вице-президент, исполнительный директор ОАО «Корпорация «Иркут». Специальный приз – это подарочный сертификат на посещение Иркутского авиационного завода, полет на самолете Як-130 и недельную поездку на озеро Байкал.

Второе место в многоборье завоевал Максим Савельев (Московская область). Третью ступеньку пьедестала занял Роман Овчинников (Москва). Таким образом, в число трех сильнейших пилотов по сумме четырех упражнений вошли только российские пилоты.

В командном первенстве на высшую ступеньку пьедестала поднялась российская команда в составе Владимира Котельникова, Максима Савельева, Романа Овчинникова и тренера, заслуженного мастера спорта России Олега Шполянского.

Переходящий командный Кубок Чемпионата мира, учрежденный ОКБ имени А.С.Яковлева, россиянам вручил главный конструктор ОКБ имени А.С.Яковлева Дмитрий Драч.

Серебряные награды Международной авиационной федерации (ФАИ) вручены национальной сборной Белоруссии в составе Дениса Шкаренды, Дмитрия Пащука, Виталия Шамардина и тренера Зинаиды Ильюшенко.

Бронзовые награды у сборной команды Литвы – Жилвинас Лиджус, Арвидас Качанаускас, Ауримас Безарас и президент акробатической федерации по самолетному спорту Арминас Мураускас.

Специальными призами – наручными часами, учрежденными Компанией «Пилот Нестеров», награждены призеры и победители в упражнениях и тренеры команд-призеров. Специальные призы были учреждены для победителей и тренеров компанией «Форвард».

После церемонии награждения президент международного жюри Ларс-Горан Арвидсон (Швеция) объявил 3-й Чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52 закрытым.

По окончании чемпионата представители СМИ взяли ряд интервью у спортсменов и судей. Поделился своими впечатлениями и главный судья соревнований Павол Кафка (Словакия):  Достаточно высокое качество пилотирования у всех летчиков. Участие принимали опытные пилоты, не новички. Конечно, хочется видеть и новых молодых спортсменов”.

На вопрос о перспективах проведения следующих Чемпионатов мира в данном классе самолетов он ответил: Я думаю, что эти соревнования востребованы. Определенной проблемой является то, что Як-52 не производятся сейчас в достаточном количестве по доступной цене и при этом с заводским качеством. Мне кажется, что для дальнейшего производства может быть выгодным кооперация нескольких стран для разработки и выпуска на основе Як-52 нового двухместного спортивного самолета”.

Остается, надеется, что его прогнозы и пожелания сбудутся, и мы еще неоднократно будем наблюдать соревнования на этих замечательных, и в чем-то легендарных самолетах, которые для многих наших пилотов в свое время стали первой ступенькой в небо.

Фото автора

Организаторами Третьего Чемпионата мира выступили:

  • Аэродром ФИНАМ
  • Федерация самолетного спорта города Москвы
  • Администрация Серпуховского района

При поддержке:

  • Министерства спорта Российской Федерации
  • Правительства Московской области
  • ДОСААФ России
  • Федерации самолетного спорта России
  • Центра технических видов спорта Московской области
  • Федерации авиационного спорта России
  • Аэроклуба «Первый полет»

Партнерами и спонсорами Чемпионата мира стали:

  • Открытое акционерное общество «Корпорация «Иркут»
  • Открытое акционерное общество «Ростелеком»
  • Торговая марка «Высота»
  • Компания «Пилот Нестеров»
  • Технический партнер – Компания «Эрвин»

Информационные партнеры Чемпионата мира:

  • Генеральный информационный партнер –агентство спортивных новостей «Р-спорт»
  • Генеральный медиапартнер  - www.avia.ru
  • Генеральный радио партнер – Радио «Спорт»
  • Авиация и спорт
  • Авиа Панорама
  • Авиаглобус
  • Телеканал «Русский Extreme»
  • Журнал «Крылья» Новости легкой авиации
  • Pilot TV
  • Авиапорт
  • Телеканал «8 канал»
  • Телеканал «Открытый Мир»
  • Aviations.ru
  • Спорт-экспресс. Экстрим.

Сергей Макаренков


комментарии (3):

su27 Эксперт «Aviation EXplorer»      06/07/2012 [17:47:28]#1
Посетил это мероприятие. Спасибо Диме за приглашение.
Классное авиашоу, отличная организация.
Я уверен, что за все что не возьметься Дима и его команда, все будет сделано по высшему разряду.

Встретил много друзей и знакомых. Прилетали даже с Ижевска люди.
Сами соревнования к сожалению посмотреть не получилось. Такие мероприятия реально заряжают и хочется снова летать на спорт.

Еще раз спасибо Первому полету.

striker      08/07/2012 [00:40:07]#2
"Дисквалификация украинского спортсмена, подача им апелляции, серьезный разбор ситуации судьями и членами международного жюри — это результат допущенного участником соревнований превышения по перегрузке. Допустимым значением в соревнованиях на Як-52 является порог в +7G. Решением жюри дисквалификация была оставлена в силе. "

Вот только никто не смог рассказать, поверялся ли когда-нибудь акселерометр, и поверялся ли вообще. Ну и по странному стечению, украинцы, которые привозили лишнюю перегрузку якобы, получали один и тот же борт, а россияне летали на других.

Стыдно должно быть россиянам - тянуть своих на победу такими способами. Это не соревнования.

diaero      09/07/2012 [14:46:40]#3
Уважаемый Striker.
Самолет сборной команде Украины был предоставлен заблаговременно до начала соревнований. Замечаний он у команды не вызвал. Все полеты имели видеофиксацию.
Факт превышения перегрузки зафиксирован прибором, что и подтверждается на видеоповторе техникой пилотирования пилотов.
Для информации при следующих полетах особенно на темные комплексы максимальная перегрузка при выполнении темных комплексов была +5, 5 и это не помешало в первом темном комплексе Украинскому спортсмену занять 2-е место.
Для организаторов очень важно, чтобы полеты проходили в соответствии со всеми нормами безопасности полетов. В состав международного жюри не входил ни один Россиянин.
Хоты я конечно понимаю сильную команду Украины, насколько обидно выбыть из борьбы по такому факту.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Победителем «Кубка АВИА’23» стала авиакомпания Smartavia
Авиасалон МАКС
В подмосковном Жуковском состоялся турнир по мини-футболу "Кубок МАКС-2023"
Лада Баламут
В России стартуют виртуальные соревнования по планерному спорту
Марина Калинина
Итоги чемпионата России – 2020 по планерному спорту
Марина Калинина
Про патриотизм и полеты
Дмитрий Тимошенко
Летать на планере не дороже, чем ездить на иномарке
AVIA.RU
Кубок AVIA.RU - 2020
Михаил Вахнеев
10 лет «Первому полету»



ФВС России
Кубок мира по вертолетным гонкам. Итоги
ФВС России
Российские вертолётчики вновь лучшие на планете!
Юрий Дайнеко
Авиация и регби
А8 SPORTS PRODUCTION
КУБОК ДВУХ КАПИТАНОВ - бороться и искать, найти и не сдаваться!
Руспортинг
Хет-трик из международного аэропорта "Алматы"
Aviation EXplorer
Серия турниров по пейнтболу среди корпоративных команд "КУБОК ДВУХ КАПИТАНОВ"
Aviation EXplorer
13-ый международный спортивный праздник «День Гражданской Авиации 2018»
Юлия Кузьмина
XII Международный футбольный турнир "День Гражданской Авиации"
Aviation EXplorer
12-ый международный спортивный праздник «День Гражданской Авиации 2017»
Алексей Кондратов
11-ый турнир "День Гражданской Авиации 2016"
Aviation EXplorer
11-ый международный спортивный праздник «День Гражданской Авиации 2016»
Федерация вертолетного спорта России
Определены лучшие вертолетчики мира
Федерация вертолетного спорта России
Лучшие вертолетчики России
Лига Событий
«Мосгортранс» – первый. Теперь и в футболе!
Лига Событий
5-ый турнир по мини-футболу "Кубок Минтранса РФ"
Алексей Кондратов
Х Международный спортивный праздник «День гражданской авиации»
Aviation EXplorer
10-ый турнир по мини-футболу «День Гражданской Авиации 2015»
ФВСР
В Подмосковье состоялся Первый авиационный слет «Вертолетчики и их друзья»
Лига Событий
«Аэротрейд» завоевала «Кубок Росавиации»
ФВСР
«Вертослет» – главный воздушный праздник 2014 года
Aviation EXplorer
7 июня в Москве состоится турнир по мини-футболу «Кубок Росавиации»
Алексей Кондратов
IХ Международный спортивный праздник «День гражданской авиации»
Юлия Кузьмина
В Москве прошли 11-е соревнования на «Кубок Миля»
Федерация вертолетного спорта России
48-й Открытый чемпионат России по вертолетному спорту подвел итоги
РОО "Федерация самолетного спорта"
VIII Чемпионат Европы по самолетному спорту класса Advanced
Роман Гусаров
Хелишоу «Ночная Москва»
Федерация вертолетного спорта России
1-е Московские Вертолетные Гонки
Лига Событий
ГУП «Мосгортранс» - всех быстрее на празднике «Кубок Минтранса РФ» 2013
Aviation EXplorer
Фоторепортаж с 8-го спортивного праздника «День Гражданской Авиации-2013»
Aviation EXplorer
Конкурс красоты «Мисс Гражданская авиация 2013»
Росавиация
Спортивный праздник "День Гражданской Авиации" включен в план официальных мероприятий празднования 90-летия ГА
Aviation EXplorer
Презентация VIII турнира по мини-футболу «День Гражданской Авиации 2013»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer