Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Документы Постановление

Системы управления безопасностью полетов

21 ноября 2014 года / Правительство РФ / Aviation EXplorer
 

Постановление Правительства РФ "О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими".

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
от 18 ноября 2014 г. № 1215
 
МОСКВА
 
О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных
судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими
 
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
 
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими.
 
2. Установить, что реализация Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников Министерства транспорта Российской Федерации, центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства воздушного транспорта, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
 
3. Настоящее постановление вступает в силу через 360 дней со дня его официального опубликования.
 
Председатель Правительства
Российской Федерации                                                           Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2014 г. № 1215
П Р А В И Л А
разработки и применения систем управления безопасностью
полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах
опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов,
хранения этих данных и обмена ими
 
1. Настоящие     Правила     устанавливают     порядок     разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными учреждениями (далее -поставщики услуг), а также порядок осуществления Федеральным агентством воздушного транспорта сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
 
2. Используемые в  настоящих Правилах термины означают следующее:
 
"государственная система управления безопасностью полетов" - совокупность осуществляемых на государственном уровне мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий,   необходимых для  поддержания приемлемого    уровня безопасности полетов, по оценке эффективности мер по управлению безопасностью полетов гражданских воздушных судов;
 
"риск" - прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий проявления одного или нескольких факторов опасности;
 
"система управления безопасностью полетов поставщиков услуг" - совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий,  необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов, по оценке эффективности мер по управлению безопасностью полетов;
 
"фактор   опасности"    -    результат   действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов.
 
3. Поставщик услуг формирует систему управления безопасностью полетов  с учетом решаемых  им  задач   посредством   разработки и утверждения документов, определяющих:
 
а) обязанности должностных лиц поставщика услуг по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов поставщика услуг;
б) перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения;
в) источники  данных  для   получения    сведений  в   области безопасности полетов;
г) порядок выявления факторов опасности;
д) порядок сбора данных о факторах опасности;
е) порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска;
ж) порядок разработки мероприятий по снижению риска;
з) порядок    обеспечения     организационными  и  финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска;
и) порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска.
 
4. Поставщик     услуг     разрабатывает     план     внедрения     системы управления безопасностью полетов поставщика услуг, включающий в себя назначение    сотрудников,   ответственных    за    безопасность   полетов, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий.
 
5. Поставщик услуг в соответствии с документами, указанными в пункте 3 настоящих Правил:
 
а) осуществляет сбор и обработку данных о факторах опасности;
б) проводит анализ выявленных факторов опасности и оценку риска; 
в) осуществляет разработку и реализацию мероприятий по снижениюриска;
г) проводит оценку эффективности функционирования системы управления безопасностью полетов поставщика услуг;
д) принимает решения о внесении изменений в систему управления безопасностью полетов поставщика услуг.
 
6. Поставщик    услуг    представляет    в    Федеральное   агентство воздушного транспорта данные о факторах опасности и риска, состав и формат которых устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
 
7. В рамках государственной системы управления безопасностью полетов источниками информации являются:
 
а) данные о факторах опасности и риска;
б) информация о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации;
в) результаты проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации;
г) результаты расследования авиационных событий;
д) сообщения о фактических или потенциальных недостатках и затруднениях в обеспечении безопасности полетов, направляемые юридическими и физическими лицами по их инициативе (далее -добровольные сообщения).
 
8. Федеральное агентство воздушного транспорта получает:
 
а) данные о факторах опасности и риска - от поставщиков услуг, осуществляющих   коммерческие    воздушные   перевозки,   техническое обслуживание гражданских воздушных   судов,    аэронавигационное обслуживание     полетов         воздушных   судов     и     подготовку       пилотов гражданских воздушных судов, на бумажных, электронных носителях или посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате,           установленном     Министерством     транспорта     Российской Федерации;
 
б) информацию о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации - от поставщиков услуг, осуществляющих разработку гражданских воздушных судов, на бумажных, электронных носителях или посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в  формате,  установленном  Министерством   транспорта Российской Федерации;
 
в) результаты проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации - от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на бумажных и электронных носителях в формате, установленном  Министерством    транспорта Российской Федерации;
 
г) результаты расследования авиационных событий - в порядке, установленном Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации                от         18 июня     1998 г.                   № 609               "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации";
 
д) добровольные сообщения - в произвольной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при этом адрес электронной почты с доступом к получению информации только  назначенными должностными    лицами публикуется  на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в указанной сети.
 
9. Федеральное агентство воздушного транспорта обеспечивает регистрацию информации, поступившей в соответствии пунктом 8 настоящих Правил,  с указанием источника информации, даты поступления, а также проверку соответствия поступивших данных формату,     установленному Министерством  транспорта Российской Федерации.
 
При выявлении несоответствия поступившей информации установленному формату Федеральное агентство воздушного транспорта запрашивает уточняющую информацию у поставщика услуг.
 
10. В целях хранения данных о факторах опасности и риска и организации обмена ими Федеральное агентство воздушного транспорта ведет на электронных носителях базы данных о факторах опасности и риска.
 
Перечень пользователей указанной информации, а также порядок ее предоставления устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
 
Хранение информации и ее защита осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
 
11. В рамках государственной системы управления безопасностью полетов гражданских   воздушных   судов    Министерство    транспорта Российской Федерации организует проведение анализа данных о факторах опасности и риска, разработку и реализацию мероприятий по снижению риска.
 
12. Информация,   содержащаяся   в    добровольных   сообщениях, не может являться основанием для применения к заявителю мер дисциплинарной, гражданской или административной ответственности. Данные о факторах опасности и риска не могут быть использованы в целях,  не  относящихся к  управлению безопасностью полетов гражданских воздушных судов.
 
13. Формат данных о факторах опасности и риска устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации и должен обеспечивать передачу данных в Международную организацию гражданской авиации в соответствии с международными стандартами.

Правительство РФ


комментарии (17):

il476      22/11/2014 [06:58:30]#1
Как всегда кому-то нужно было вые-----ся и дать непонятное для всех и, по видимому, для авторов Правил определение фактора опасности: "фактор опасности" - результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов. Чем авторов не устроило определение опасного фактора в Doc 9859 ИКАО (РУБП): Опасный фактор определяется специалистами как состояние или предмет, обладающий потенциальной возможностью нанести травмы персоналу, причинить ущерб оборудованию или конструкциям, вызвать уничтожение материалов или понизить способность осуществлять предписанную функцию.

ZG      22/11/2014 [07:22:04]#2
А чего тут непонятно? Формулировка взята с некоторым творчеством из Doc 9859 (2009 года). Федералы же не знают, что Doc 9859 (2013 года) отменило Doc 9858 (2009 года и попутно еще Doc 9422 (1984 года): 1.1.1 Настоящее третье издание "Руководства по управлению безопасностью полетов" (РУБП) ИКАО(Doc 9859) полностью заменяет собой второе издание, опубликованное в 2009 году. Оно также заменяет
"Руководство по предотвращению авиационных происшествий" ИКАО (Doc 9422), которое устарело.

il476      22/11/2014 [07:51:52]#3
А это ничего, что смысл поменялся коренным образом и опасные факторы спутаны с их последствиями? О чем предупреждает Doc 9859 (2013): 2.13.5 Существует распространенная тенденция путать опасные факторы с их последствиями или
результатами. Последствие является результатом, вызванным опасными факторами.

abuabmop      22/11/2014 [21:57:20]#4
От недопонимания всё. От недопонимания.
"результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов" - страшно сужено по сравнению с "состояние или предмет, обладающий потенциальной возможностью нанести травмы персоналу, причинить ущерб оборудованию или конструкциям, вызвать уничтожение материалов или понизить способность осуществлять предписанную функцию".
Во втором определении влияющих на безопасность (ущерб разных видов) и "пониженная способность осуществлять предписанную функцию", что непосредственно ущерб не приносит, но ослабляет систему защиты от ущерба.
Наш менталитет никак не даёт нам признаться себе, что безопасность полётов всего лишь ущерб лицам или имуществу, отсюда отказ одной из трёх гидросистем с разработанными на этот случай и выполненными действиями, объявляется влияющим на безопасность полётов. А он не принёс ущерба, но он снизил способность системы выполнять защитную функцию.
Разные у нас системы воззрения на БП и совместить системы можно только сломав нашу до основания.
Иначе мы параллельно работая двумя системами будем нести повышенные расходы и оставаться неконкурентоспособными.
Как котята тыкаясь в их MEL и не понимая, что это и есть реальная СУБП. Опасность проанализирована, риск оценен и признан ПРИЕМЛЕМЫМ.

abuabmop

avia_fly      01/12/2014 [05:59:55]#5
А чего это вдруг Правительство РФ так резко всколыхнулось? Неужто в результате работы комиссии ИКАО?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      01/12/2014 [06:35:35]#6
Именно так. Но в спешке как всегда накосячили.

il476      01/12/2014 [23:16:12]#7
Не, ну это разве нормально? Если экипаж накосячит - то его оты...еют по полной программе. А если авиационные власти накосячат, то действует принцип СУБ - ненаказуемость. Вот такая система управления безопасностью полетов в России!

The Employer      17/12/2014 [10:58:44]#8
читаем внимательно:
"4. Поставщик услуг разрабатывает план внедрения системы управления безопасностью полетов поставщика услуг, включающий в себя назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий..."
Таким образом, все остальные сотрудники поставщика услуг автоматически освобождаются от ответственности за безопасность полётов... Конгениально! Аффтору документа респекты! (если меня обиженные модераторы не забанят)

КЕНТАВР      17/12/2014 [21:26:08]#9

Поставщик услуг разрабатывает план внедрения системы управления безопасностью полетов поставщика услуг, включающий в себя назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий..."

На практике, некий назначенный орган поставщика услуг, укомплектованный спецами-неудачниками по основной профессии истошно генерирует бумажный понос в красивых рамочках. Красивые названия - СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ и пр. только прикрывают бледную немочь и организационное бессилие.
На практике, результат этой возни сводится к священному "повторно изучить на разборах

И ВСЕ!!!!
Тот кто вкусил результаты внедрения системы менеджмента качества может это подтвердить.
Задайте внедрятелям вопрос - что произошло с качеством после внедрения системы управления (СМК). В лучшем случае, покажут толстые папки с бумагами, а скорее всего докажут, они лично здесь ни при чем.

Владимир Е.      01/04/2019 [15:52:30]#10
Уважаемые коллеги!

В настоящее время проходит публичные обсуждения проекта приказа Минтранса России "Об утверждении состава и формата данных о факторах опасности и риска, формата информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации, предоставляемых поставщиками услуг и результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации, перечень пользователей данных о факторах опасности и риска и порядок их предоставления пользователям".

Прошу присоединиться к его обсуждению на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/.
Срок окончания публичных обсуждений 03.04.2019.

Спасибо!

Владимир Е.      03/04/2019 [00:39:54]#11
Надеюсь ссылка будет полезна:

https://www.unitingaviation.co ...

Данный ресурс пока доступен только на английском языке. В основу легла новая четвертая редакция doc 9859, которая там и представлена.

В недалеком будущем данный сайт будет содержать примеры внедрения СУБП различными поставщиками услуг.

Старый АОНовец      24/04/2019 [06:45:54]#12
Вопрос по теме: является ли поставщиком услуг эксплуатант АОН?

эцилоп      24/04/2019 [10:35:09]#13
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. № 1215, определяющего поставщиков услуг и п. 3 статьи 21 ВЗК РФ Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, не относится к поставщикам услуг.

Старый АОНовец      24/04/2019 [11:57:17]#14
В таком случае, должен ли эксплуатант АОН в своей документации описывать систему УБП?

Владимир Е.      24/04/2019 [21:06:36]#15
В помощь ФАП-128:

IV. Требования к подготовке и выполнению полетов воздушных судов авиации общего назначения, не относящихся к легким или сверхлегким

4.6. Эксплуатант создает систему управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов, и обеспечивает ее функционирование.
4.7. Система управления безопасностью полетов должна включать:
процессы определения фактических и потенциальных угроз для безопасности полетов и оценки соответствующих рисков;
процессы разработки и внедрения профилактических мероприятий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;
обеспечение постоянного контроля и регулярной оценки адекватности и эффективности мер по управлению безопасностью полетов.
4.10. РПП должно содержать следующие элементы:
...
система управления безопасностью полетов эксплуатанта;
...

Однако на сайте ФАВТ https://www.favt.ru/dejatelnos ... для АОН нормативных ссылок не приведено.

С уважением,
Владимир Е.

Старый АОНовец      25/04/2019 [06:30:22]#16
Спасибо, Владимир Е. В том - то и дело, что в нормативной документации такой РАЗДРАЙ!!!, что не дай Бог!!!

Владимир Е.      25/04/2019 [16:15:35]#17
Я бы назвал это бардаком, хотя суть от этого не изменится.
Для начала законодателю нужно ознакомиться с Приложением 19 (второе издание, 2016). А именно:

3.3.2.1 Государства требуют внедрения СУБП следующими находящимися под их контролем поставщиками обслуживания:
a) утвержденными согласно Приложению 1 учебными организациями, которые подвержены воздействию рисков для безопасности полетов, связанных с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления ими своих услуг;
b) эксплуатантами самолетов или вертолетов, имеющими разрешение на выполнение международных коммерческих авиаперевозок согласно соответственно части I или разделу II части III Приложения 6.

Примечание. В том случае, когда деятельность по техническому обслуживанию проводится не утвержденной организацией по техническому обслуживанию в соответствии с п. 8.7 части I Приложения 6, а по эквивалентной системе, предусмотренной в п. 8.1.2 части I или п. 6.1.2 раздела II части III Приложения 6, эта деятельность относится к сфере применения СУБП эксплуатанта;

c) утвержденными организациями по техническому обслуживанию, предоставляющими услуги эксплуатантам самолетов или вертолетов, выполняющим международные коммерческие авиаперевозки согласно соответственно части I или разделу II части III Приложения 6;
d) организациями, ответственными за конструкцию типа или изготовление воздушных судов, двигателей или воздушных винтов согласно Приложению 8;
e) поставщиками обслуживания воздушного движения (ОВД) согласно Приложению 11;
f) эксплуатантами сертифицированных аэродромов согласно тому I Приложения 14.

Примечание. Дополнительные положения, касающиеся внедрения СУБП поставщиками обслуживания, содержатся в главе 4.













Материалы рубрики

Минтранс РФ
Требования к членам экипажа ВС, специалистам по техническому обслуживанию и обеспечению полетов
Минтранс РФ
Новые основания для внеплановых проверок авиакомпаний Ространснадзором
Правительство РФ
Изменения в комплексную программу развития авиационной отрасли РФ до 2030 года
Союза авиапроизводителей России
Проект стратегии развития авиационных поставщиков до 2030 года
AVIA.RU
Меморандум о взаимопонимании между авиационными властями Исламской Республики Иран и Российской Федерации
Правительство РФ
Об особенностях разрешительных режимов Федерального агентства воздушного транспорта
Правительство РФ
Правительство запускает специальную кредитную программу поддержки системообразующих организаций транспортного комплекса
Президент РФ
Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения



Росавиация
«О допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или)грузов»
Президент РФ
О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами
Росавиация
Временный алгоритм по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов
Президент РФ
ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"
Правительство РФ
Правительство утвердило Концепцию интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России
Росавиация
Авиакомпании, которым будут предоставлены субсидии на семейные авиаперелёты
Правительство РФ
Правила субсидирования семейных авиаперелетов по России
Росавиация
Изменение правил субсидирования аэропортов Крайнего Севера
Росавиация
О результатах отбора получателей субсидии в рамках реализации постановления Правительства РФ от 27.12.2017 № 1665 (полеты госавиации)
Правительство РФ
О переводе 44 аэродромов гражданской авиации в категорию «посадочная площадка»
Росавиация
Допуск перевозчиков к выполнению международных рейсов
АЭВТ
Протокол заседания экспертов Комитета АЭВТ по аэронавигационному обслуживанию
AVIA.RU
Соглашение о взаимодействии и сотрудничеству Ространснадзора и ООП ГА
Мирослав Бойчук
ПЛС РФ предлагает рассмотреть вопрос предоставления отпусков исключительно на научных принципах
Правительство РФ
Изменения в правила предоставления субсидий российским авиакомпаниям
Росавиация
Отбор авиаперевозчиков на предоставление субсидий
СПК ВТ
Профстандарт "Представитель авиационного предприятия-перевозчика"
ФАВТ
О мерах по сохранению и развитию воздушных перевозок в условиях пандемии
Правительство РФ
Выделение Росавиации 4 млрд рублей
Росавиация
Допуск перевозчиков к выполнению международных рейсов
Росавиация
Обеспечение транспортной безопасности
Правительство РФ
Изменения в правила предоставления субсидий
ICAO
Год культуры авиационной безопасности ICAO
ICAO
Информация для центра осуществления мер по реагированию на COVID-19
Министерство транспорта РФ
Перераспределение средств на субсидии для ГТЛК
ICAO
Содействие выполнению пассажирских авиарейсов
Правительство РФ
Безопасность на воздушном транспорте
Правительство РФ
Авиасообщение с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Кореей
Минтранс РФ
Систематизация обязательных требований в сфере воздушного транспорта
Минтранс РФ
Совершенствование порядка установления и использования приаэродромной территории
Правительство РФ
Субсидии труднодоступным аэропортам
ICAO
Самодекларация пассажира о состоянии здоровья

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer