ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2019 г. № 955
МОСКВА
от 24 июля 2019 г. № 955
МОСКВА
Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок,
к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования
В соответствии с пунктом 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования
1. Утвердить прилагаемые требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам анных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 31 октября 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 955
Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 955
ТРЕБОВАНИЯ
к автоматизированной информационной системе оформления
воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав,
к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей
работу указанной автоматизированной информационной системы,
к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся
в ней, и порядок ее функционирования
1. Настоящий документ в части определения требований к автоматизированным информационным системам оформления воздушных перевозок (далее - автоматизированные системы) и их операторам разработан с учетом положений, установленных Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации
от 7 декабря 1944 г. и Федеральным законом "О персональных данных".
2. Автоматизированные системы как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов) должны обеспечивать:
от 7 декабря 1944 г. и Федеральным законом "О персональных данных".
2. Автоматизированные системы как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов) должны обеспечивать:
- суверенитет Российской Федерации над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации на территории Российской Федерации отечественных компонентов автоматизированных систем организациями - резидентами Российской Федерации;
- конфиденциальность персональных данных пассажиров;
- реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;
- хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков;
- бронирование и продажу (оформление) внутренних воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров с последующим хранением записей о пассажирах;
- конфиденциальность персональных данных пассажиров;
- реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;
- хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков;
- бронирование и продажу (оформление) внутренних воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров с последующим хранением записей о пассажирах;
- регистрацию пассажиров и багажа при выполнении внутренних воздушных перевозок.
3. В состав автоматизированных систем должны входить в том числе:
- справочные информационные системы;
- инвенторные системы бронирования;
- системы регистрации пассажиров и багажа;
- автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы;
- системы взаиморасчетов.
4. Справочные информационные системы должны обеспечивать накопление и хранение данных о тарифах, сборах и расписании движения воздушных судов и предоставление указанных сведений операторам систем бронирования воздушных перевозок и федеральным органам исполнительной власти.
5. Инвенторные системы бронирования должны обеспечивать:
- ввод и корректировку информации о расписании движения воздушных судов, тарифах и сборах, условиях применения тарифов и сборов, компоновке воздушных судов и другой информации, касающейся условий воздушной перевозки;
- размещение, хранение, обработку информации о наличии мест на рейсах перевозчиков по классам бронирования, компоновке воздушного судна;
- предоставление информации о наличии мест на рейсы перевозчиков по запросам, поступающим из автоматизированных распределительных (дистрибутивных) систем и других систем, с целью бронирования, продажи (оформления) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров;
- хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах в базе данных записей о пассажирах, а также архива бронирования с возможностью получения информации в виде стандартных файлов для использования в других системах;
- оформление и хранение записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов, являющейся составной частью инвенторной системы бронирования.
- размещение, хранение, обработку информации о наличии мест на рейсах перевозчиков по классам бронирования, компоновке воздушного судна;
- предоставление информации о наличии мест на рейсы перевозчиков по запросам, поступающим из автоматизированных распределительных (дистрибутивных) систем и других систем, с целью бронирования, продажи (оформления) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров;
- хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах в базе данных записей о пассажирах, а также архива бронирования с возможностью получения информации в виде стандартных файлов для использования в других системах;
- оформление и хранение записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов, являющейся составной частью инвенторной системы бронирования.
6. Системы регистрации пассажиров и багажа, использующие базы данных записей о пассажирах инвентарных систем бронирования, должны обеспечивать обслуживание пассажиров на рейсах перевозчиков, включая:
- процедуру регистрации пассажиров и багажа;
- процедуру сквозной (трансферной) регистрации пассажиров на рейсы перевозчиков, выполняющих совместную перевозку пассажиров в соответствии с заключенными между ними договорами;
- процедуру контроля посадки;
- процедуру центровки воздушного судна;
- подготовку документации для экипажа воздушного судна.
7. Автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы должны обеспечивать:
- предоставление информации о расписании, тарифах и сборах, правилах их применения и другой информации, связанной с оформлением воздушных перевозок;
- взаимодействие с инвентарными системами бронирования для получения информации о наличии мест на рейсы и последующего бронирования воздушных перевозок;
- хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах, а также архива бронирования.
8. Системы взаиморасчетов должны обеспечивать:
- выпуск перевозочных документов и присвоение им уникальных идентификационных номеров;
- предоставление перевозчикам и другим участникам перевозочного процесса доступа к данным о проданных (оформленных) воздушных перевозках в целях оформления отчетности и осуществления взаиморасчетов;
- проведение взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса за проданные (оформленные) воздушные перевозки, хранение данных о пассажирах и реквизитах перевозочных документов.
9. Базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, должны располагаться на территории Российской Федерации.
При оформлении внутренних воздушных перевозок пассажиров, выполняемых российскими перевозчиками в рамках соглашений о совместной эксплуатации рейсов, базы данных и обрабатывающие их вычислительные комплексы (серверы) систем взаиморасчетов могут располагаться за пределами территории Российской Федерации при условии исключения обработки в них персональных данных пассажиров при оформлении внутренних воздушных перевозок.
- процедуру регистрации пассажиров и багажа;
- процедуру сквозной (трансферной) регистрации пассажиров на рейсы перевозчиков, выполняющих совместную перевозку пассажиров в соответствии с заключенными между ними договорами;
- процедуру контроля посадки;
- процедуру центровки воздушного судна;
- подготовку документации для экипажа воздушного судна.
7. Автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы должны обеспечивать:
- предоставление информации о расписании, тарифах и сборах, правилах их применения и другой информации, связанной с оформлением воздушных перевозок;
- взаимодействие с инвентарными системами бронирования для получения информации о наличии мест на рейсы и последующего бронирования воздушных перевозок;
- хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах, а также архива бронирования.
8. Системы взаиморасчетов должны обеспечивать:
- выпуск перевозочных документов и присвоение им уникальных идентификационных номеров;
- предоставление перевозчикам и другим участникам перевозочного процесса доступа к данным о проданных (оформленных) воздушных перевозках в целях оформления отчетности и осуществления взаиморасчетов;
- проведение взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса за проданные (оформленные) воздушные перевозки, хранение данных о пассажирах и реквизитах перевозочных документов.
9. Базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, должны располагаться на территории Российской Федерации.
При оформлении внутренних воздушных перевозок пассажиров, выполняемых российскими перевозчиками в рамках соглашений о совместной эксплуатации рейсов, базы данных и обрабатывающие их вычислительные комплексы (серверы) систем взаиморасчетов могут располагаться за пределами территории Российской Федерации при условии исключения обработки в них персональных данных пассажиров при оформлении внутренних воздушных перевозок.
10. Операторы автоматизированных систем должны быть зарегистрированы как юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, являться резидентами Российской Федерации.
11. Организация операторами и пользователями автоматизированных систем обработки персональных данных пассажиров и контроль трансграничного перемещения этих данных должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в порядке, установленном договорами между операторами и пользователями автоматизированных систем.
11. Организация операторами и пользователями автоматизированных систем обработки персональных данных пассажиров и контроль трансграничного перемещения этих данных должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в порядке, установленном договорами между операторами и пользователями автоматизированных систем.
12. Операторы автоматизированных систем должны обеспечивать:
- осуществление процедуры регистрации и авторизации пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);
- идентификацию пассажиров с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
- получение из единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, а также из баз данных федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств либо консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств в Российской Федерации информации о требованиях и условиях, выполнение которых необходимо для пересечения пассажиром государственных границ, передачи указанной информации в систему регистрации пассажиров и багажа;
- соответствие автоматизированных систем рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта, касающимся протоколов передачи и форматов данных;
- передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) транспортных средств;
- идентификацию пассажиров с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
- получение из единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, а также из баз данных федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств либо консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств в Российской Федерации информации о требованиях и условиях, выполнение которых необходимо для пересечения пассажиром государственных границ, передачи указанной информации в систему регистрации пассажиров и багажа;
- соответствие автоматизированных систем рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта, касающимся протоколов передачи и форматов данных;
- передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) транспортных средств;
- исключение передачи персональных данных пассажиров за пределы Российской Федерации при оформлении российскими перевозчиками внутренних воздушных перевозок без привлечения агентов;
- поддержание символов кириллического и латинского алфавитов при оформлении перевозочных документов.
14. Меры по защите информации, содержащейся в автоматизированных системах, реализуются операторами автоматизированных систем посредством обеспечения конфиденциальности и целостности информации, передаваемой через общедоступные каналы связи, с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.
15. Функционирование автоматизированных систем осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
15. Функционирование автоматизированных систем осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.