В результате слияния двух компаний, германской DASA (аэрокосмическое подразделение концерна Daimler Chrysler) и французской Aerospatiale, образована первая в Европе международная аэрокосмическая корпорация EADS (European Aronautic, Defense and Space Company). В мировой табели о рангах EADS с оборотом в 41 млрд. немецких марок займет третье место - после компаний Boeing (102 млрд. марок) и Lockheed Martin (47 млрд. марок). Как сообщили в пресс-службе DASA по Восточной Европе, 40%'акций EADS будут размешены на фондовом рынке, остальные 60% поровну поделены между французскими и германскими учредителями.
По словам председателя Daimler Chrysler Юргена Шремпа, EADS должна служить двигателем европейской аэрокосмической промышленности - подобно тому как Mercedes является локомотивом автомобилестроения. Компания станет вторым в мире производителем гражданских самолетов (Aerospatiale и DASA - частники консорциума Airbus Industry, который, по предварительным итогам этого года, имеет более 50% мирового рынка) и одним из лидеров рынка гражданских вертолетов (франко-германское СП Eurocopter, владеющее 48% рынка, полностью войдет в холдинг). Кроме того, учредители новой компании являются партнерами в проекте Arian-5 (аналог российского "Протона" и американского Atlanta), а также совместно конструируют транспортный космический корабль многоразового использования Hopper, что автоматически усиливает их позиции на рынке систем запуска спутников. Наконец, EADS становится ведущим поставщиком спутников, военных самолетов и систем обороны.
Консолидация европейской авиаиндустрии началась в 70-е голы. Первым масштабным проектом было строительство широкофюзеляжных реактивных лайнеров в рамках консорциума Airbus Industry, куда вошли четыре компании: Aerospatiale (37,9%). DASA (37,9%), английская british Aerospace (20%) и испанская CASA (4,5%). За годы существования Airbus выпустил более трех с половиной тысяч самолетов и в этом году по числу продаж обогнал компанию Boeing. Второй проект с теми же участниками - строительство истребителя пятого поколения Eurofighter. В этих проектах участники объединяли не капиталы, а возможности, создавая либо головную маркетинговую компанию, либо товарищество по экономическим интересам. Теперь пошла волна настоящих объединений. По мнению Виталия Зотова, эксперта в области военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, в будущем веке авиастроительные компании Европы должны трансформироваться в единую мощную и хорошо отлаженную структуру, которая сможет конкурировать с авиагигантами из США.
В ближайшее время к EADS присоединится CASA После чего взоры европейских интеграторов обратятся к Британии. british Aerospace обречена на слияние. Правда, выберут ли англичане европейскую семью, пока большой вопрос. Не исключено, что их партнером по бизнесу станет Lockheed Martin.