В Тюменском аэропорту "Рощино" таможенники арестовали 48 тонн секретного груза, следовавшего из Китая в Ингушетию. А за несколько дней до истечения срока хранения, когда предполагалось контрабанду конфисковать в пользу государства, груз без лишнего шума был отправлен обратно за Великую стену.
Сколько таких рейсов из того же Китая в Ингушетию совершено благополучно, - вряд ли кто сегодня скажет. Не случись аварии, этот контрабандный коридор действовал бы и дальше. Но подвела жадность.
Транспортный самолет ИЛ-76 с бортовым номером 76806 компании «Домодедовские авиалинии» совершал рейс из Китая в столицу России с двумя посадками на заправку - в Абакане и Когалыме. Если первый город у большинства на слуху, второй известен значительно меньше не только простым жителям, но и летчикам. Международный аэропорт с необходимой для такого типа лайнеров длиной полосы в этом небольшом городке западносибирских нефтяников открылся сравнительно недавно. Именно здесь у самолета при взлете возникла проблема с передней стойкой. Экипаж после консультаций со своим московским начальством запросил вынужденную посадку в Тюмени, где имеются необходимая для ремонта таких воздушных судов база и высококлассные специалисты.
Получили «добро», сели… и влипли!
Тюменцы для проведения ремонта стали просить полной разгрузки судна. Экипаж такое условие решительно отверг. Затянувшиеся переговоры насторожили работников правоохранительных органов, тем более что пилоты чинили препятствия даже членам государственной комиссии, созданной для выяснения причин поломки стойки шасси.
Противились перевозчики не напрасно. Специалисты даже на первый взгляд предположили значительный "перевес" - превышение фактического груза указанному в декларации. Как заявил прокурор Tюменской транспортной прокуратуры Владимир Тюльков, в нарушение Воздушного кодекса РФ пилоты отказывались предоставить проверяющим какие бы то ни было документы, не пускали на борт судна. Очевидно, летчики знали или, по крайней мере, догадывались о характере груза, ставшего вдруг секретным. Из Москвы тюменским прокурорам пришло несколько телеграмм, содержание коих сводилось к запрету разгрузки.
Только после длительных переговоров, когда решающим аргументом стала реальная угроза уголовного наказания за сопротивление властям, члены комиссии были допущены в самолет, изъяли "черный ящик". Началась разгрузка.
Предположения специалистов оправдались. Вместо указанных 32 тонн на борту оказалось в полтора раза больше - 48. Тюки аккуратно складывали в таможенный склад под надежную охрану. А поскольку владельцем контрабандного груза значилось некое общество открытого типа из Ингушетии, расположенной в непосредственной близости от района боевых действий, предположения о характере содержимого стали высказываться самые разные.
Тем временем в Тюмень срочно прибыл генеральный директор "Домодедовских авиалиний" Александр Акимов и, как говорят, стал не только препятствовать разгрузке, но и грозить страшными карами всякому, кто осмелится этих тюков коснуться. Угрозы свои тюменским работникам столичный летный начальничек сдабривал для вескости фамилиями высокопоставленных лиц из правительства страны.
Не могли в такой ситуации оставить без своего внимания контрабандный груз и местные работники ФСБ. Однако, утверждают, на них тут же стали "давить" и рекомендовать оставить воздушных извозчиков в покое. Все же чекисты успели проверить китайский товар металлоискателем и убедились, что оружия в нем нет. Это хоть и успокоило, но проблему не сняло, потому что в такой суперсекретной обстановке транзитом через Китай могли перевозиться наркотики или что-то еще очень дорогое как для отправителей, так и их крылатых подельников.
Тюменские таможенники всю партию из самолета переместили в надежно охраняемый склад. Как сказал нашему корреспонденту по завершении этой операции начальник тюменской таможни Сергей Подоксенов, после разгрузки самолет был тщательно досмотрен, отремонтирован и порожняком улетел в Москву. С руководством Государственного таможенного комитета тюменцы стали решать вопрос, что делать с товаром дальше, поскольку дело по статье о завышении груза и предоставлении недостоверных сведений по его декларированию было заведено. Вызвали владельцев груза из Ингушетии, но они не явились. Сергей Подоксенов официально заявил:
- Груз со склада никуда не денется. Скорее всего, вся партия будет подвергнута полному досмотру.
И вот за несколько дней до истечения срока хранения, когда по законодательству, груз мог быть конфискован в пользу государства, из Государственного таможенного комитета в Тюмень приходит документ, в котором говорится, что на основании «письменного заявления перевозчика груза» его необходимо вернуть обратно отправителю в Китай. Все 48 тонн, в том числе и не указанные в сопроводительных документах 16 тонн, благополучно отбыли за Великую стену. Не исключено, что в тот же день на том же самом самолете он вернулся в Россию и попал по назначению ингушским владельцам. Только уже минуя стороной Тюмень с ее докучливыми работниками таможни, прокуратуры и ФСБ.
Прокурор транспортной прокуратуры города Тюмени Владимир Тюльков затребовал все документы для проверки законности принятого решения об обратном вывозе груза. Но даже если что-то тюменцы и обнаружат, где она - тюменская прокуратура и где - Государственный таможенный комитет? Его действиями может интересоваться лишь Генеральная прокуратура России.
Один из ответственных работников регионального управления ФСБ по Тюменской области на этот счет заявил так "Тут речь идет об очень больших деньгах и заинтересованности таких высокопоставленных людей, что на региональном уровне любые попытки пролить свет будут пресечены на корню». Выходит, поиграли в принципиальность - и хватит.