По мнению экспертов компании Boeing, стратегическое развитие авиакомпаний будет проходить с учетом современной либерализации международных рынков и технического усовершенствования самолетов. В целом они будут склоняться к выбору моделей меньшей вместимости и с низкой себестоимостью полета, которые позволят им осуществлять большее количество вылетов (первыми эту тенденцию отметили службы УВД). Доля более подходящих для рынка авиаперевозок самолетов с высокой вместимостью и низкой стоимостью полета в расчете на посадочное место в парке авиакомпаний будет неуклонно сокращаться. Данную концепцию развития коммерческого рынка самолетов нередко называют "дроблением рынка".
По мере отказа от регулирования внутренних и региональных рынков все большей либерализации подвергаются международные рынки. В условиях "открытого неба" возрастает конкуренция между авиакомпаниями, стимулирующая в свою очередь дробление рынка. Так или иначе, отказ от регулирования и либерализация рынка оказывают в целом огромное влияние на систему авиаперевозок. Воздействие же ограничительных процедур на стратегическое развитие авиакомпаний, напротив, снижается.
Более 80 процентов так называемых дополнительных свободных километро-мест (СКМ), появившихся за последние 10 лет, возникли благодаря увеличению количества рейсов. И лишь 2 процента новых СКМ, по мнению экспертов, появились в результате более активного использования авиакомпаниями больших самолетов. В основном авиакомпании достигают увеличения количества рейсов следующими тремя способами:
- за счет увеличения частоты полетов на существующих линиях;
- за счет улучшения взаимосвязи своих сетей с рейсами, осуществляющимися между аэропортами, где раньше не было беспосадочных перелетов;
- за счет включения в свою сеть новых аэропортов.
Процесс дробления межконтинентального рынка в наибольшей степени затронул Северную Атлантику, где раннее начало либерализации дало возможность некоторым американским авиакомпаниям, например, American Airlines и United Airlines, открыть новые воздушные линии и более продуктивно использовать внутренние узловые аэропорты Например, в 1987 году между Чикаго и Европой существовал всего один ежедневный рейс самолетом Boeing -747 (до 416 пассажиров) авиакомпании TWA по маршруту Чикаго-Лондон В настоящее время American Airlines и United Airlines ежедневно предлагают пассажирам 21 рейс в 11 пунктов данного региона на самолетах Boeing -767 (до 304 пассажиров) и Boeing -777 (до 386 пассажиров). Использование самолетов меньшего размера позволяет им дважды в день осуществлять перелеты между Чикаго и несколькими европейскими городами.
Процесс дробления североатлантического рынка будет продолжаться в течение последующих 20 лет, причем количество перелетов, как ожидается, будет удвоено. На многих существующих линиях Boeing -777 заменит Boeing -747, a Boeing -767 останется оптимальным вариантом для увеличения числа полетов и открытия новых маршрутов.
На тихоокеанских маршрутах процесс дробления рынка проявляется в значительно меньшей степени, чем в Северной Атлантике. Большинство перелетов через Тихий океан осуществляется из Нью-Йорка и аэропортов Западного побережья. Узловые аэропорты на территории США связаны беспосадочными рейсами со сравнительно небольшим числом конечных пунктов в Азии. Частично это объясняется более медленными темпами либерализации этих рынков. Еще одним важным фактором является то, что до появления моделей Boeing-777-200 (305-320 пассажиров) и Airbus-A340-300 (295 пассажиров) у авиакомпаний не было самолетов с необходимым сочетанием размеров и дальности полета для обслуживания этих линий.
Либерализация рынка транстихоокеанских полетов, тем не менее, ускоряется. США заключили соглашения об "открытом небе" с Брунеем, Малайзией, Новой Зеландией, Сингапуром, Южной Кореей и Таиландом.
Япония, по условиям нового двустороннего соглашения, открывает маршруты в новые города для новых авиакомпаний. Соглашение предоставляет компании ANA такие же права, как и существующие у авиакомпании JAL для полетов в США, и обеспечивает американским авиакомпаниям более широкий доступ на японский рынок. Компания American Airlines уже увеличила число полетов, и теперь существуют рейсы в Токио из Далласа, Сан-Хосе, Сиэтла и Чикаго. Авиакомпания Continental Airlines недавно открыла маршруты в Японию из Хьюстона и Ньюарка.
Модель Boeing -777-200ER, наряду с самолетами большой дальности класса 777 и А340, станет фактором, ускоряющим процесс дробления транстихоокеанского рынка, и поможет авиакомпаниям удовлетворить спрос потребителей на увеличение числа прямых рейсов.
Из трех основных межконтинентальных рынков наименее развитым является рынок Европа - Азия. Так, европейские авиакомпании осуществляют ежедневные беспосадочные полеты в 55 городов Северной Атлантики из Лондона, Франкфурта и Парижа, однако между городами Европы и Азии существует всего 28 маршрутов. Кроме указанных трех узловых аэропортов, значительное число перелетов в Азию осуществляется европейскими авиалиниями только из Амстердама и Цюриха, причем, многие рейсы осуществляются не каждый день. Европейско-азиатский рынок созрел для дробления. По составленным прогнозам, количество полетов по этим маршрутам в течение последующих 20 лет возрастет более чем вдвое. Благодаря таким своим характеристикам, как вместимость, скорость и дальность полета, Боинг-777 могут внести существенный вклад в развитие этого рынка.
Индустрия авиаперевозок находится в состоянии перехода от регионально регулируемой системы к системе либерализованной, глобальной. Как результат, стратегическое развитие авиакомпаний определяется потребностями клиентов. Авиапассажиры предпочитают иметь более широкий выбор - большее число авиакомпаний, обслуживающих маршруты, большее количество рейсов по существующим маршрутам, организация беспосадочных перелетов по новым маршрутам. Чтобы удовлетворить спрос пассажиров на увеличение числа полетов, авиакомпаниям понадобятся самолеты меньшей вместимости, с низкой стоимостью самолето-километра.