Любопытная информация пришла по "волнам" Эфир-дайджеста: в США принят закон, согласно которому авиакомпании обязаны выплачивать компенсации пассажирам за задержки рейсов более чем на два часа. Сумма выплат будет составлять двойную стоимость билетов за 2-х часовую задержку, тройную - за трехчасовую и т.д. А как обстоит дело в аналогичных ситуациях у нас?
Заместитель исполнительного секретаря секретариата комиссии РФ по делам ИКАО Владлен Коровкин:
- Мы подобной информацией пока не располагаем и, соответственно, комментарий дать не можем. Вам нужно связаться с нашими авиакомпаниями, летающими за рубеж. Допустим, с "Аэрофлотом", поскольку если такой закон принят, то он должен затронуть и этого перевозчика. Ведь в чем смысл? Все авиакомпании, выполняющие международные рейсы, должны находиться в равных условиях, и, наверное, закон о компенсации пассажирам принят в США не для того, чтобы "удавливать" только своих перевозчиков.
Звонок в департамент по правовым вопросам авиакомпании "Аэрофлот - российские международные авиалинии":
В России ответственность авиаперевозчика перед пассажиром определена статьей 120 Воздушного кодекса РФ, ще говорится: за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штрафе размере 25 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час задержки. Но не более чем 50 процентов провозной платы, если ситуация возникла из-за причин, не зависящих от перевозчика.
Будут ли у нас изменения в связи с новым американским законом?
Если он действительно есть, то обязательно коснется "Аэрофлота" и будет учтен в новых правилах перевозки.
У телефона сотрудник авиакомпании "Трансаэро" Галина Пономарёва:
- Поддерживаем ли мы мировую практику выплаты компенсации авиапассажирам в случае задержки рейса? Да, поддерживаем. Однако по поводу данного зарубежного законодательства ничего нельзя сказать, потому что в своей деятельности авиакомпания руководствуется только Воздушным кодексом РФ. Если задержка рейса случилась по нашей вине, мы выплачиваем все положенные компенсации.
- Метеоусловия в расчет не берутся?
- Нет, равно как и задержки или отмена рейсов в связи с требованиями государственных органов. Например, где-то бастуют диспетчеры и аэропорт закрыт. В данном случае претензии от пассажиров принимаются, но не удовлетворяются, постольку вины самого перевозчика тут нет.
От редакции
Мы позвонили еще в некоторые отечественные авиакомпании, где информация о принятом в США законе вызвала просто неподдельное изумление. Однако самое главное все-таки в другом: оказывается, даже более чем скромные компенсации, предусмотренные нашим законодательством, выплачиваются российским авиапассажирам крайне редко. Почему? Да потому что мало кто из воздушных путешественников знает свои права. Ведь если рейс задерживается, ни одна авиакомпания не станет платить штрафы, как говорится, "автоматом". И не станет зазывать для этого своих клиентов. Чтобы получить денежное возмещение за "отсидку" в аэропорту, надо обязательно самому обратиться в авиакомпанию с письменным заявлением.
В общем, до Америки с ее удивительными суммами компенсации нам еще ой как далеко. С другой стороны, если российские авиаперевозчики возьмут на вооружение зарубежный опыт, им и разориться ничего не стоит. Ведь цена авиабилетов нынче разве что не кусается. Скажем, пролет из Москвы до Хабаровска обходится в сумму от 1800 до 1900 рублей. Плюс установленные сборы. Еще круче цены до Анадыря - от 3450 рублей и выше.
Вспомните-ка недавнюю ситуацию, когда одна из авиакомпаний-банкротов неожиданно прервала все свои рейсы на Дальний Восток, и пассажиры по неделе и больше жили в аэропорту Домодедово? Это сколько же, по американским меркам, тем пассажирам должны были заплатить?..