Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Чартер: прерванный полёт


25 февраля 1999 г. Людмила Юдина, "Труд"


По данным Федеральной авиационной службы России, материальный ущерб нашей страны от авиапроисшествий составил за год 400 миллиардов рублей.

Чего только не случается в гражданской авиации! В Нарьян-Марском аэропор-ту АН-12 умудрился приземлиться прямо на руливший вертолет. В результате - трагедия.

В Ростове-на-Дону списанный в металлолом вертолет Ми-2 приобрел бывший летчик. И летал на нем с грехом пополам, пока не потерпел аварию, запутавшись в проводах линии электропередачи. К слову, до аварии о существовании этого пилотируемого "борта" вообще никто не догадывался, поскольку вертолет летал так низко, что был недосягаем для локационных приборов.

Печальный список можно продолжить. Ведь только в прошлом году зарегистрировано 42 авиапроисшествия, из них 12 катастроф, унесших 113 человеческих жизней.

По данным, приведенным заместителем председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Рудольфа Теймуразова, за последние семь лет уровень безопасности полетов в гражданской авиации стран СНГ значительно снизился. Связано это прежде всего с дроблением авиакомпаний и широким применением нерегулярных, чартерных рейсов.

На регулярных же линиях ситуация с безопасностью полетов практически не изменилась, даже наметились тенденции к улучшению. Скажем, тут за последние два года происшествий, связанных с человеческими жертвами, не было. Стабильно надежными остаются компании "Аэрофлот - Российские международные авиалинии", ГТК "Россия", "Авиалинии Кубани", ПО "Домодедовское", "Уральские авиалинии". А авиакомпания "Трансаэро" даже награждена дипломом Международного фонда авиабезопасности за выдающиеся достижения в области безопасности полетов.

Среди компаний, допустивших авиапроисшествия, - "Вилюй", "Тюменьавиатранс", "Оренбургские авиалинии" и другие. Причем 60 процентов катастроф происходит на международных рейсах. Наши самолеты терпели крушение в Югославии и Иране, Македонии и Заире, Нигерии и Анголе, Италии, Индии, Объединенных Арабских Эмиратах, Греции...

Сейчас правоохранительные органы завершают предварительное следствие по факту гибели самолета АН-24 ставропольской авиакомпании "СААК", выполнявшего рейс в Турцию. В этой катастрофе погибли 50 человек.

Пока рано тут делать выводы, но анализ предыдущих происшествий вполне определенно раскрывает общие для всех аварий причины.

В первую очередь они - в неэффективной системе контроля за безопасностью полетов, характерной для нерегулярных перевозок.

Комиссия по расследованию авиапроисшестрий задалась вопросом: почему аварии совершаются опытными пилотами, имеющими за плечами 10 тысяч и более часов налета? Оказалось, что нынешние объемы полетов скатились на уровень 1968 года, а без достаточной практики специалисты теряют профессиональные навыки.

Еще одна причина - в плохой подготовке полетов. Чаще всего нерегулярные рейсы готовятся впопыхах, без достаточной отработки. Есть случаи, когда самолет терпел катастрофу, столкнувшись с вершиной горы: летчики просто плохо знали маршрут и были невнимательны к приборам...

В итоге приходится констатировать: за последние годы число авиакатастроф на чартерных рейсах самолетов 1 - 3-го классов (массой свыше 10 тонн) увеличилось в 3,5 раза, а количество жертв - в пять раз. Специалисты-авиаторы приходят к выводу: летать мы стали значительно меньше, а попадать в аварии - чаще.

Это относится и к безопасности полетов на легких самолетах и вертолетах. Хотя, по данным МАК, число авиапроисшествий здесь сократилось со 133 в 1992 году до 31 в 1998-м, а списаний воздушных судов - с 80 до 21, надо учитывать, что и частота полетов снизилась во много раз. То есть уровень аварийности остается крайне высоким. Причины - в тяжелых условиях авиационных работ, посадках на неподготовленные, а порой и просто выбранные с воздуха площадки, неудовлетворительной технической базе и слабой подготовке персонала.

Последний пример дополняет нерадостную картину: новенький вертолет Ми-2, даже без регистрационного номера, перегонявшийся компанией "Оренбургские авиалинии" с завода-изготовителя, потерпел аварию при посадке в аэропорту. Это происшествие находится в стадии расследования и пока не включено в общую статистику. Как и другая авария, случившаяся в американском аэропорту из-за погодных условий. Там руливший Б-747 корейской авиакомпании совершил наезд на ожидавший пассажиров ИЛ-62 рос-сийского "Аэрофлота". Разумеется, рейс был задержан. Материальный ущерб подсчитывается.

По данным ФАС, материальный ущерб от авиапроисшествий за прошлый год составил 400 миллиардов рублей. Однако, делают поправку специалисты, на самом деле подсчитать убытки практически невозможно. В какую сумму оценить человеческую жизнь? А что касается самих бортов, то чаще всего в графе "стоимость воздушного судна" ставится цифра "О", поскольку больк ство разбитых самолетов уже работали свой ресурс.

Авиапарк стран СНГ, подписавших четыре года назад соглашение "О гражданской авиации и пользовании воздушного пространства", давно нуждаются в обновлении. Но на это это ни у кого пока средств не хватает. Между тем становится все oпacнее пользоваться услугами авиакомпаний, особенно для тех, кто живет за счет случайных подработок. A таких из имеющихся 306 большая часть.

Учитывая серьезность ситуации, сложившейся в сфере безопасности полётов, Межгосударственный авиакомитет, Федеральная авиаслужба России, авиационные власти других стран СНГ разработав нормативные документы и акты по безопасности полетов и предотвращению происшествий. Подписаны межгосударственные coглашения в этой сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья МАК принят в Международную aссоциацию независимых органа расследования авиапроисшествий на транспорте (ITSA).

Все это со временем даст свои результаты. А пока можно посоветовать авиапассажирам: собираясь в полет, внимательнее отнеситесь к выбору авиакомпании. И будьте осторожнее с решением лететь чартерным рейсом. За ошибку в выборе услуг можно дорого заплатить.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrqRQ
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/avtovoz/dlv/avto/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer