По данным Федеральной авиационной службы России, материальный ущерб нашей страны от авиапроисшествий составил за год 400 миллиардов рублей.
Чего только не случается в гражданской авиации! В Нарьян-Марском аэропор-ту АН-12 умудрился приземлиться прямо на руливший вертолет. В результате - трагедия.
В Ростове-на-Дону списанный в металлолом вертолет Ми-2 приобрел бывший летчик. И летал на нем с грехом пополам, пока не потерпел аварию, запутавшись в проводах линии электропередачи. К слову, до аварии о существовании этого пилотируемого "борта" вообще никто не догадывался, поскольку вертолет летал так низко, что был недосягаем для локационных приборов.
Печальный список можно продолжить. Ведь только в прошлом году зарегистрировано 42 авиапроисшествия, из них 12 катастроф, унесших 113 человеческих жизней.
По данным, приведенным заместителем председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Рудольфа Теймуразова, за последние семь лет уровень безопасности полетов в гражданской авиации стран СНГ значительно снизился. Связано это прежде всего с дроблением авиакомпаний и широким применением нерегулярных, чартерных рейсов.
На регулярных же линиях ситуация с безопасностью полетов практически не изменилась, даже наметились тенденции к улучшению. Скажем, тут за последние два года происшествий, связанных с человеческими жертвами, не было. Стабильно надежными остаются компании "Аэрофлот - Российские международные авиалинии", ГТК "Россия", "Авиалинии Кубани", ПО "Домодедовское", "Уральские авиалинии". А авиакомпания "Трансаэро" даже награждена дипломом Международного фонда авиабезопасности за выдающиеся достижения в области безопасности полетов.
Среди компаний, допустивших авиапроисшествия, - "Вилюй", "Тюменьавиатранс", "Оренбургские авиалинии" и другие. Причем 60 процентов катастроф происходит на международных рейсах. Наши самолеты терпели крушение в Югославии и Иране, Македонии и Заире, Нигерии и Анголе, Италии, Индии, Объединенных Арабских Эмиратах, Греции...
Сейчас правоохранительные органы завершают предварительное следствие по факту гибели самолета АН-24 ставропольской авиакомпании "СААК", выполнявшего рейс в Турцию. В этой катастрофе погибли 50 человек.
Пока рано тут делать выводы, но анализ предыдущих происшествий вполне определенно раскрывает общие для всех аварий причины.
В первую очередь они - в неэффективной системе контроля за безопасностью полетов, характерной для нерегулярных перевозок.
Комиссия по расследованию авиапроисшестрий задалась вопросом: почему аварии совершаются опытными пилотами, имеющими за плечами 10 тысяч и более часов налета? Оказалось, что нынешние объемы полетов скатились на уровень 1968 года, а без достаточной практики специалисты теряют профессиональные навыки.
Еще одна причина - в плохой подготовке полетов. Чаще всего нерегулярные рейсы готовятся впопыхах, без достаточной отработки. Есть случаи, когда самолет терпел катастрофу, столкнувшись с вершиной горы: летчики просто плохо знали маршрут и были невнимательны к приборам...
В итоге приходится констатировать: за последние годы число авиакатастроф на чартерных рейсах самолетов 1 - 3-го классов (массой свыше 10 тонн) увеличилось в 3,5 раза, а количество жертв - в пять раз. Специалисты-авиаторы приходят к выводу: летать мы стали значительно меньше, а попадать в аварии - чаще.
Это относится и к безопасности полетов на легких самолетах и вертолетах. Хотя, по данным МАК, число авиапроисшествий здесь сократилось со 133 в 1992 году до 31 в 1998-м, а списаний воздушных судов - с 80 до 21, надо учитывать, что и частота полетов снизилась во много раз. То есть уровень аварийности остается крайне высоким. Причины - в тяжелых условиях авиационных работ, посадках на неподготовленные, а порой и просто выбранные с воздуха площадки, неудовлетворительной технической базе и слабой подготовке персонала.
Последний пример дополняет нерадостную картину: новенький вертолет Ми-2, даже без регистрационного номера, перегонявшийся компанией "Оренбургские авиалинии" с завода-изготовителя, потерпел аварию при посадке в аэропорту. Это происшествие находится в стадии расследования и пока не включено в общую статистику. Как и другая авария, случившаяся в американском аэропорту из-за погодных условий. Там руливший Б-747 корейской авиакомпании совершил наезд на ожидавший пассажиров ИЛ-62 рос-сийского "Аэрофлота". Разумеется, рейс был задержан. Материальный ущерб подсчитывается.
По данным ФАС, материальный ущерб от авиапроисшествий за прошлый год составил 400 миллиардов рублей. Однако, делают поправку специалисты, на самом деле подсчитать убытки практически невозможно. В какую сумму оценить человеческую жизнь? А что касается самих бортов, то чаще всего в графе "стоимость воздушного судна" ставится цифра "О", поскольку больк ство разбитых самолетов уже работали свой ресурс.
Авиапарк стран СНГ, подписавших четыре года назад соглашение "О гражданской авиации и пользовании воздушного пространства", давно нуждаются в обновлении. Но на это это ни у кого пока средств не хватает. Между тем становится все oпacнее пользоваться услугами авиакомпаний, особенно для тех, кто живет за счет случайных подработок. A таких из имеющихся 306 большая часть.
Учитывая серьезность ситуации, сложившейся в сфере безопасности полётов, Межгосударственный авиакомитет, Федеральная авиаслужба России, авиационные власти других стран СНГ разработав нормативные документы и акты по безопасности полетов и предотвращению происшествий. Подписаны межгосударственные coглашения в этой сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья МАК принят в Международную aссоциацию независимых органа расследования авиапроисшествий на транспорте (ITSA).
Все это со временем даст свои результаты. А пока можно посоветовать авиапассажирам: собираясь в полет, внимательнее отнеситесь к выбору авиакомпании. И будьте осторожнее с решением лететь чартерным рейсом. За ошибку в выборе услуг можно дорого заплатить.